Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:11, дипломная работа
Гипотеза: самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном учреждении будет обеспечена в полной мере при следующих условиях:
• создание двигательного режима;
• оснащенность групп ДОУ оборудованием;
• готовность детей заниматься самостоятельной двигательной деятельностью;
• готовность педагога руководить самостоятельной двигательной деятельностью детей младшего дошкольного возраста
Введение 3
1. Двигательная активность детей дошкольного возраста 6
1.1. Основные понятия 6
1.2. Значение двигательной активности 8
1.3. Особенности проявления двигательной активности у детей…………………9
2. Самостоятельная двигательная деятельность детей 12
2.1. Роль самостоятельной двигательной деятельности в развитии ребенка 12
2.2. Двигательный режим дошкольного учреждения 13
2.3. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей разных возрастных групп 17
3. Организация и результаты практического исследования…………………..28
3.1. Методика практического исследования…………………………………29
3.2. Выводы по практической части исследования…………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Содержание
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.
Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.
В процессе физического воспитания и обучения чрезвычайно важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Для успешного достижения той или иной цели необходимо, прежде всего, ясно представить, что и как надо выполнить, почему именно так, а не иначе.
Приоритет научной разработки принципа сознательности принадлежит П.Ф.Лесгафту категорически протестовавшему против механического заучивания движений. Лесгафт считал необходимым «подготовить учащегося ко всякой работе, которую он мог бы производить на основании общих приемов по слову, избегая по возможности имитации, т.е. ...приучиться к возможно большей самостоятельности в действиях и к волевым проявлениям». [13, С.35]
Самостоятельная активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения обеспечивающих достижение успешного результата.
В настоящее время большее внимание уделяется самостоятельной двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Недостаточно рассмотрен вопрос о самостоятельной двигательной деятельности младших дошкольников в условиях ДОУ.
Актуальность и несомненная значимость данного вопроса послужили основанием для выбора темы исследования: Обеспечение самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель: теоретически изучить и практически обосновать возможность обеспечения самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объект: самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста
Предмет: обеспечение самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Гипотеза: самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном учреждении будет обеспечена в полной мере при следующих условиях:
Для реализации цели были определены следующие задачи:
В ходе работы был сделан анализ научно-педагогической литературы следующих авторов, занимавшихся вопросами физического воспитания детей и активизации их двигательной деятельности: А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаевой, Т.И.Осокиной, М.А.Руновой, В.А.Шишкиной и др.
Опытно-экспериментальная база: МДОУ №. 79 «Мальчиш – Кибальчиш» города Северодвинска. В исследовании принимали участие 20 детей первой младшей группы и два воспитателя этой группы.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Список литературы содержит 30 наименований.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности [1, С. 38-43].
Итак, двигательная активность - характеристика интенсивности и специфики физических нагрузок, наиболее характерных для индивидуума при жизни. В скелетной морфологии разработана система индикаторов двигательной активности - морфологических показателей, позволяющих реконструировать двигательную активность (в систему входят измерительные и описательные признаки костной системы, в том числе показатели развития мышечного рельефа).
Любая осуществляемая человеком двигательная деятельность - это процесс решения двигательной задачи, определяемый результатом. А это предполагает определенную структуру движений, их соответствующую организацию, скорость выполнения и т.д. Если степень физической напряженности вызывается преобладанием мышечной выносливости, что выразится в преобладании длительности осуществления двигательной деятельности, можно говорить о выносливости как качестве двигательной деятельности человека. Для обсуждения можно предложить следующие определения силы, быстроты, выносливости как качеств двигательной деятельности человека [6, С.53].
Сила - это качество двигательной деятельности человека, определяющееся степенью физической напряженности при ее осуществлении, вызываемой преобладанием силы действия. Быстрота - это качество двигательной деятельности человека, определяющееся степенью физической напряженности при ее осуществлении, вызываемой преобладанием выполнения действий в минимально короткое время.
Выносливость - это качество двигательной деятельности человека, определяющееся степенью физической напряженности при ее осуществлении, вызываемой преобладанием длительности выполнения действий [17, С. 124]
Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников - это вид двигательной деятельности ребенка, осуществляемая им в непринужденной обстановке, без постановки определенных задач со стороны педагога. Она должна протекать под наблюдением воспитателя. При осуществлении самостоятельной двигательной деятельности содержание и продолжительность занятий детей физическими упражнениями и играми определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.
Таким образом, мы выяснили, что двигательная активность – это характеристика интенсивности и специфики физических нагрузок, наиболее характерных для индивидуума.
Двигательная деятельность - это процесс решения двигательной задачи, определяемый результатом. Качества двигательной деятельности - это сила, быстрота, выносливость.
Самостоятельная двигательная деятельность - это вид двигательной деятельности ребенка, осуществляемая им в непринужденной обстановке, без постановки определенных задач со стороны педагога.
Гиподинамия - что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного человека, - пока не коснулся ни условий быта самого ребенка, ни его основной деятельности — игры.
Однако ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ — движения!
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. [25, С.З]
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребенок - деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях; первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения - важное средство воспитания. [25, С.4] Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей — форма проявления важных человеческих качеств.
А разве может быть труд - основа основ жизни - без точных, развитых движений?
Игры с
движениями дают детям яркие мгновения
чудесного человеческого
Как видим, по мнению физиологов и гигиенистов, движение - врожденная, жизненно необходимая потребность человека. Полное удовлетворение этой потребности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым.
Кроме того, чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие, т.к. первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве.
Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Для детей дошкольного возраста, характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность в старшем дошкольном возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной активности старших дошкольников.