Обеспечение самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:11, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза: самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном учреждении будет обеспечена в полной мере при следующих условиях:
• создание двигательного режима;
• оснащенность групп ДОУ оборудованием;
• готовность детей заниматься самостоятельной двигательной деятельностью;
• готовность педагога руководить самостоятельной двигательной деятельностью детей младшего дошкольного возраста

Содержание работы

Введение 3
1. Двигательная активность детей дошкольного возраста 6
1.1. Основные понятия 6
1.2. Значение двигательной активности 8
1.3. Особенности проявления двигательной активности у детей…………………9
2. Самостоятельная двигательная деятельность детей 12
2.1. Роль самостоятельной двигательной деятельности в развитии ребенка 12
2.2. Двигательный режим дошкольного учреждения 13
2.3. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей разных возрастных групп 17
3. Организация и результаты практического исследования…………………..28
3.1. Методика практического исследования…………………………………29
3.2. Выводы по практической части исследования…………………………34

Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ по ФИЗ-РЕ.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

В старшей  группе деятельность детей все больше насыщается играми и упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определенных волевых усилий, смелости, находчивости.

Для развертывания  самостоятельной двигательной деятельности необходимо иметь достаточное количество скакалок, кольцебросов, мячей, обручей, серсо и др. Для упражнения с этими предметами отводятся определенные места, чтобы дети не мешали товарищам заниматься другими видами деятельности.

Движения, которые  дети используют в самостоятельной  деятельности, становятся значительно разнообразнее и сложнее: включаются бег с ловлей и увертыванием, метание, лазанье на трибунки, прыжки. В старшей группе дети уже могут самостоятельно организовывать хорошо знакомые подвижные игры («Ловишки», «У медведя во бору»).

Воспитатель поощряет объединение детей небольшими группами, для игр или выполнения двигательных задач, поставленных детям при выборе тех или иных упражнений или элементов спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон).

Как и прежде, необходимо заботиться о целесообразной смене деятельности, активизации одних и успокоении других детей путем переключения внимания на иные виды деятельности.

Нередко между детьми в небольших группах возникают соревнования в движениях. Воспитатель стимулирует их, тактично предупреждая возникновение чрезмерно азартного стремления во что бы то ни стало, быть первым.

В старшей группе воспитателю  необходимо заботиться о том, чтобы содержание самостоятельной двигательной деятельности мальчиков и девочек значительно не отличалось, чтобы они дружно упражнялись и играли вместе.

Самостоятельная двигательная деятельность детей подготовительной группы нередко определяется довольно устойчивыми интересами детей к тому или другому движению и стремлением добиться хорошего результата в его исполнении. Надо следить, чтобы дети упражнялись и в тех способах движения, которыми они владеют хуже. Воспитатель поддерживает стремление ребенка помочь товарищу овладеть трудным для него упражнением [15, С.69].

Выявив особый интерес  и способности ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель обращает на это внимание родителей, с тем, чтобы при обучении в школе они продолжили эти занятия.

Воспитатель поддерживает самостоятельную организацию  детьми многих подвижных игр, особенно игр, содержащих соревновательный момент, который теперь уже присутствует и в таких играх, как городки, кольцеброс, баскетбол, футбол, хоккей, волейбол.

Дети все  более широко применяют в своей  самостоятельной деятельности на прогулках навыки и умения в спортивных упражнениях. Они самостоятельно организуют игры на лыжах, коньках, во время купания. Во время езды на велосипеде и самокате дети самостоятельно соблюдают в игровой ситуации правила уличного движения.

Как и в  предыдущих группах, самостоятельная двигательная деятельность мальчиков и девочек не должна значительно отличаться. И тем и другим полезны самые разнообразные физические упражнения и игры.

Таким образом, мы выяснили что:

  1. Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
  2. Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста является наименее утомительной из всех форм двигательной активности: в ней наиболее полно реализуется свойственная детям потребность в движении; она способствует формированию у детей стремления к самопознанию и физическому самосовершенствованию; способствует развитию основных физических и нравственно-волевых качеств; способствует развитию у детей умения самостоятельно организовывать подвижные игры и делать физические упражнения на прогулке в разные сезоны года, используя естественное окружение.
  3. Определены приоритеты в режиме дня: первое место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям; второе - учебным занятиям по физической культуре; третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.
  4. Двигательная активность будет оптимальной в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация и результаты практического исследования

 

Объект: самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста

Предмет: обеспечение самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Гипотеза: самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном учреждении будет обеспечена в полной мере при следующих условиях:

  • создание двигательного режима;
  • оснащенность групп ДОУ физкультурным оборудованием;
  • готовность детей заниматься самостоятельной двигательной деятельностью;
  • готовность педагога руководить самостоятельной двигательной деятельностью детей младшего дошкольного возраста;

Цель: теоретически изучить и практически обосновать возможность обеспечения самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

          Задачи:

    1. Выяснить место самостоятельной двигательной деятельности детей в двигательном режиме  дошкольного учреждения.
    2. Проанализировать оснащенность групп физкультурным оборудованием.
    3. Определить готовность детей к самостоятельной двигательной деятельности.
    4. Выявить готовность педагогов к руководству самостоятельной двигательной деятельностью детей.
    5. Сделать выводы и предложения.

Методы исследования: наблюдения, анкетирование, хронометраж, математические расчеты.

 

Исследование проводилось  на базе ДОУ № 79 «Мальчиш – Кибальчиш» города Северодвинска. В исследовании принимали участие 20 детей первой младшей группы и 2 воспитателя этой группы.

 

3.1. Методика практического исследования

 

1. Анализ двигательного режима дошкольного учреждения.

Цель: Выяснить место  самостоятельной двигательной деятельности детей в двигательном режиме  дошкольного учреждения.

Как отмечалось выше, самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня отводится достаточное время:

    • утром до завтрака ( примерно 30 минут);
    • во время прогулки (35-40 минут);
    • после дневного сна в часы игр (45-60 минут).

 

2. Анализ развивающей двигательной среды группы.

Цель: Проанализировать оснащенность групп физкультурным  оборудованием.

Критерии, по которым  оценивалась предметно-развивающая  среда, разработаны О.А. Скоролуповой (Приложении 1).

Как видим из протокола обследования, в целом группа достаточно оснащена необходимым для обеспечения двигательной активности оборудованием. В группе достаточно места для проведения подвижных игр. Тот игровой материал, с которым дети могут играть без присмотра воспитателя, расположен в доступных для детей местах, на уровне глаз. Дети имеют возможность выбирать разнообразные атрибуты для игр: как для игр с прыжками (скакалки, колечки, обручи для перепрыгивания, узкие и широкие коврики, веревочки, подвешенные на веревочках игрушки и пр); так и для игр с бросанием и ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мячи на липучках, мешочки с песком и пр.). Имеются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия: различные каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца. Использование их содействует развитию мышц ног, рук, всего тела, основных движений.

Кроме того, в группе имеются  такие атрибуты к подвижным играм, стимулирующие двигательную деятельность детей, как разнообразные маски, воротики, палочки с ленточками, шары, мячи и пр.

На прогулке для стимулирования двигательной активности используется такой выносной материал как кегли, обручи, мячи, бубен и пр.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  группе созданы условия для самостоятельной двигательной деятельности, педагоги готовы руководить двигательной деятельностью детей, знают разнообразные приемы организации и руководства.

 

3. Анкетирование воспитателей (Приложение 2)

Цель: Выявить готовность педагогов к руководству самостоятельной двигательной деятельностью детей.

Анкетирование показало, что педагоги готовы руководить двигательной деятельностью детей. Оба воспитателя  считают, что в ДОУ вообще и  в их группе в частности созданы  условия для самостоятельной двигательной деятельности детей. Группа достаточно просторная, в ней организован физкультурный уголок, достаточное количество разнообразных атрибутов для спортивных игр, пособий. В режиме дня выделяется время для самостоятельной двигательной деятельности детей: утром до завтрака, во время прогулки, в часы игр после дневного сна. Педагоги, организуя и руководя самостоятельной двигательной деятельностью детей в группе и на прогулке, используют разнообразные методические приемы: совместное выполнение упражнений; объяснение, показ с использованием физкультурных пособий; объединение детей для игр; внесение сюжетов; постепенное усложнение игровых задач и т.д.

По мнению воспитателей, дети группы имеют различный двигательный опыт, а потому требуется дифференцированный подход в руководстве двигательной деятельностью.

 

4. Наблюдения за самостоятельной двигательной деятельностью детей в повседневной жизни (Приложение 3)

 Цель: Определить готовность детей к самостоятельной двигательной деятельности.

В ходе наблюдения выяснялось:

  1. сколько времени ребенок занимается самостоятельно и насколько разнообразна его двигательная деятельность;
  2. интенсивность и продолжительность двигательной активности в самостоятельной деятельности детей;
  3. приемы руководства со стороны педагогов;

 

Поскольку наиболее ярко индивидуальные особенности двигательной активности детей проявляются во время самостоятельной деятельности на прогулке, наблюдение осуществлялась на утренней прогулке в течение 60-70 минут. Индивидуальные карты двигательной активности ребенка в самостоятельной деятельности представлены в приложении 2.

Сводная таблица по результатам  представлена ниже.

 

Таблица 1.

Интенсивность двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Количество детей (%)

Меньше 45

(дв./мин)

Больше 45

(дв./мин)

50 - 55

(дв./мин)

Больше 55

(дв./мин)

30

20

40

10


 

Как видно из таблицы 1, интенсивность двигательной активности большинства детей (40%) составила  от 50 до 55 движений в минуту, что соответствует среднему показателю для этого возраста.

У 20 % детей интенсивность двигательной активности составила больше 45 движений в минуту. Что также не является отклонением от нормы.

Для детей со средним  уровнем двигательной активности характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и различными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности разнообразные игры и упражнения, показанные воспитателем ранее.

Было отмечено, что у 30 % дошкольников интенсивность двигательной активности составила меньше 45 движений в минуту. В основном это спокойные дети, не очень общительные. Один ребенок недавно поступил в ДОУ. Деятельность этих детей однообразна, часто прерывается статическими позами. У этих детей преобладают игры низкой степени интенсивности, которые составляют большую часть всего времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети предпочитают играть в одиночку или вдвоем. У них отмечается довольно устойчивый интерес к сюжетно-ролевым играм, при этом сюжеты и действия однообразны (укладывание куклы спать, кормление, обычная ходьба и т.д.)

Среди причин низкой двигательной активности следует отметить недостаточное  использование спортивного инвентаря (обручи, мячи, скакалки, веревочки и пр.), с помощью которых можно обогащать игровой сюжет и наполнять его разнообразными движениями.

Другие причины сниженной двигательной активности – недостаточность места для самостоятельной деятельности, запреты на использование спортивной площадки, нерациональное размещение спортивного оборудования, редкая сменяемость физкультурных пособий.

У некоторых детей (10 %) отмечен высокий уровень интенсивности двигательной активности – более 55 движений в минуту.

Информация о работе Обеспечение самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ