Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:11, дипломная работа
Гипотеза: самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном учреждении будет обеспечена в полной мере при следующих условиях:
• создание двигательного режима;
• оснащенность групп ДОУ оборудованием;
• готовность детей заниматься самостоятельной двигательной деятельностью;
• готовность педагога руководить самостоятельной двигательной деятельностью детей младшего дошкольного возраста
Введение 3
1. Двигательная активность детей дошкольного возраста 6
1.1. Основные понятия 6
1.2. Значение двигательной активности 8
1.3. Особенности проявления двигательной активности у детей…………………9
2. Самостоятельная двигательная деятельность детей 12
2.1. Роль самостоятельной двигательной деятельности в развитии ребенка 12
2.2. Двигательный режим дошкольного учреждения 13
2.3. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей разных возрастных групп 17
3. Организация и результаты практического исследования…………………..28
3.1. Методика практического исследования…………………………………29
3.2. Выводы по практической части исследования…………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Маленький ребенок производит в разнообразных жизненных ситуациях огромное количество движений, которые способствуют развитию его моторики. Важно побуждать детей делать самим все, что им посильно, приучая в то же время к правильным движениям в бытовой деятельности, играх и на занятиях.
Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений, необходимо, прежде всего, создать для этого благоприятные условия. Прежде всего, необходимо создать условия для двигательной деятельности детей в групповой комнате: освободить место, соответствующим образом расположив мебель и оборудование, предоставить в свободное пользование детям различные игрушки и предметы, стимулирующие их двигательную активность. Желательно, чтобы в групповом помещении имелись стремянка (или гимнастическая стенка), гимнастическая скамейка (или небольшое бревно), доски, ящики (или кубы), мячи, скат, воротики, игрушечные автомобили, тележки, коляски, паровозы, пароходы, обручи и т. п.
Расположить оборудование следует таким образом, чтобы оно способствовало двигательной активности детей. Например, одну из полок с игрушками можно повесить так, чтобы ребенок с пола ее не доставал. Под полкой надо поставить устойчивый ящик (высотой 10—15 см), на который ребенок должен подняться, чтобы взять игрушку. Любимые детьми игрушки (куклы, матрешку, мишку и т. п.) можно время от времени расставлять на пособиях. Чтобы их взять, дети должны подняться по стремянке, перелезть через бревно, подползти под дугу и т. п.
Игрушки и пособия важно расположить с расчетом, чтобы они содействовали развитию детских игр. Рядом с кукольным уголком стоит поставить несколько машин, колясок, санок и т, д.
Важно постоянно поддерживать интерес детей к использованию пособий в двигательной деятельности. Не следует, поэтому всегда держать в помещении все нужные пособия. Лучше время от времени их вносить в комнату и выносить из нее, В таком случае они не утрачивают для детей новизны. Кроме того, для заинтересованности детей в активных самостоятельных действиях с пособиями можно переставлять их, меняя местами, создавая новые условия для действий детей. Так, к одному концу бревна вплотную можно поставить ящик, а перед ним на расстоянии примерно 80-100 см — дугу для подлезания. Дети с удовольствием принимают предложение воспитателя подлезть под дугу на четвереньках, потом подняться на ящик и пройти до конца по бревну [25, С.162].
Чтобы руководить двигательной
деятельностью детей в
Осуществляя педагогическое руководство свободной деятельностью, следует чутко относиться к интересам ребенка, стараться не нарушать развиваемого им игрового замысла. Вот, например, в углу комнаты наклонилась над куклой девочка в неудобной позе. Она играет долго и однообразно, одевая и раздевая куклу. Дождавшись момента, когда кукла одета, воспитатель обращается к девочке: «Оля, ты, наверное, собралась в гости к зайке? Смотри, он ждет тебя на горке. Поезжайте к нему на автомобиле». Пододвигая автомобиль, воспитатель спрашивает куклу, хочет ли та поехать на нем. Воспитатель помогает девочке усадить куклу в автомобиль, и они отправляются через всю комнату на горку к зайке [27, С. 54].
А вот мальчик, держа в руке самолет, долго бегает с ним из угла в угол. Он возбужден, покраснел, наталкивается на других детей, мешает им играть. Воспитатель подзывает его к себе и просит помочь сдвинуть столы, чтобы соорудить аэродром, на который приземляются самолеты. Мальчик охотно включается в игру и начинает строить из кубиков.
Но не надо думать, что педагог должен беспрерывно вмешиваться в деятельность детей. Ребенок испытывает свои способности и возможности в каждом новом доступном ему движении. Повторение такого движения доставляет ему большое удовольствие и является своеобразной игрой. Причем для ребенка этого возраста характерно, что окружающие его предметы зачастую и определяют деятельность ребенка [14, С.46]. Обнаружив, например, что ящик с кубиками можно передвигать с места на место, ребенок сейчас же начинает толкать этот ящик, радуясь тому, что он двигается. Подобные проявления вполне естественны, и их не надо постоянно пресекать. Надо следить за тем, чтобы интерес к таким однообразным действиям не завладел ребенком на слишком большой срок, постепенно развивать самостоятельные действия ребенка в более сложные формы.
Дети этого возраста очень любят выполнять поручения взрослых. Наряду с заданиями бытового характера (принести стул, накрыть на стол и т. п.), которые содействуют совершенствованию общих движений детей, ориентировке их в окружающей обстановке, удовлетворению любознательности и потребности в самостоятельности, можно давать детям задания, направленные на упражнение ребенка в определенном виде движения. Подобные задания имеют игровую форму. Воспитатель предлагает детям показать мишке, как надо лазать по наклонной лесенке, перешагивать с ящика на ящик и т. д. Контролируя при этом движения ребенка, воспитатель ненавязчиво координирует его действия: «Смотри, мишка, как осторожно Ваня палочки перешагивает, ноги высоко-высоко поднимает, сам все делает, ни за что не держится». С не меньшим удовольствием откликаются дети на предложение показать, как бегает собачка, как летает птица и т.п. Имитация движений занимает в этом возрасте большое место в самостоятельной двигательной деятельности.
Радостное настроение создается у детей при выполнении движений, согласованных с ритмичным произношением рифмованного текста. При этом воспитатель регулирует характер действий детей интонацией, выделением голосом некоторых слов, более быстрым иди замедленным темпом речи.
Появлению самостоятельности в движениях особенно способствуют условия прогулки. Как летом, так и зимой интересно и разнообразно должны быть использованы естественный рельеф местности и природные условия для упражнений в движениях. В то же время на площадке необходимо иметь и специальные пособия для развития движений детей: крупные игрушки, приспособления для игры в мяч, разнообразный выносной материал, качели. На площадке необходимы и такие предметы, как ведерки, совочки, лейки, метелки, тачки, лопатки и т. д., зимой - санки, фанерные щиты и пр.
Необходимы снежные валы, лабиринты, ступеньки и другие приспособления, содействующие активизации движений детей.
Стремясь к повышению двигательной активности у детей в повседневной жизни, необходимо предусмотреть ее целесообразное распределение в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, согласованность с содержанием и приемами проведения организованных упражнений и игр в форме занятий, утренней гимнастики и подвижных игр в режиме дня.
Во второй младшей группе в начале года
необходимо вспомнить
особенности руководства
самостоятельной деятельностью детей
предыдущей группы.
Воспитатель второй младшей группы в начале учетного года примерно в течение двух недель, а при необходимости месяца и более в процессе самостоятельных игр детей тщательно приглядывается к ним, изучает их привычки, интересы, знакомится с особенностями характера, определяет уровень развития каждого ребенка. Особенно внимательно относится воспитатель к новым детям, помогая им привыкнуть к распорядку дня. Войти в коллектив. В этот период воспитатель знакомится и с особенностями развития моторики ребенка. Обнаружив в развитии тех или иных движений ребенка недочеты, воспитатель старается путем индивидуальных игр и двигательных заданий дать ему поупражняться, подтянуть его до уровня всей группы. Если не провести такой работы, эти недочеты сохранятся у детей надолго, и будут затруднять проведение дальнейших занятий по физической культуре.
Вызвать активность ребенка помогает, прежде всего, благоприятная окружающая обстановка. Если в помещении или на площадке достаточно места, где можно свободно подвигаться, имеются интересные игрушки и пособия, дети с удовольствием бегают, играют [20, C. 72].
Для ребенка этого возраста характерно желание делать то же, что остальные. Поэтому для самостоятельной деятельности детей целесообразнее ограничивать наименования пособий в группе, необходимо увеличивать их количество.
Такую игрушку, как велосипед, действия с которой вызывают высокую двигательную активность детей, целесообразно вносить в группу каждый день или даже несколько раз в день на определенный, не слишком длительный отрезок времени. При этом важно следить, чтобы велосипедом не завладел на длительный срок один наиболее активный ребенок. Обязанность воспитателя проследить, чтобы на велосипеде (так же как и на лыжах, санках) катались все дети по очереди.
Во второй младшей группе у детей еще быстрее падает интерес к одной и той же игрушке, тому или иному движению. Воспитателю необходимо поддерживать интерес к движению, в котором ребенку необходимо поупражняться. Заметив, например, что ребенку надоело подбрасывать и ловить мяч, воспитатель показывает ему другой вариант игры. Дети 4-го года достаточно самостоятельны в своих движениях. Поэтому воспитателю не надо так тщательно опекать действия ребенка непосредственным руководством, как это было ранее. Учитывая индивидуальные особенности детей, воспитатель знает, кому необходима конкретная помощь, кому достаточно напомнить, что и как делать, кого нужно поощрить, подбодрить. В самостоятельной деятельности важно, чтобы дети имели возможность проявить инициативу, найти способ движения, используя в самостоятельных играх полученные на занятиях навыки и умения.
У детей примерно до 3,5 лет, так же как и у более младших, действие совершается одновременно со словом воспитателя. Для активизации двигательной деятельности большое значение имеет личное общение воспитателя с ребенком.
Не меньшее удовольствие доставляют детям начала 4-го года жизни и действия с более старшими и более опытными товарищами: «Никита, помоги, пожалуйста, Верочке взобраться на кубик. Покажи ей, как это надо делать. Она у нас еще маленькая, ей трудно, поддержи ее за ручку. Вот так, хорошо, а теперь помоги сойти»,— приговаривает воспитатель, наблюдая за детьми.
Процесс воспроизведения движения ребенок часто сопровождает собственной речью. В ней он отражает то, что еще не умеет передать выразительностью движения. «Дима высоко-высоко, как мячик, прыгнул»,— говорит малыш, подпрыгнув совсем невысоко. «А, я, как кошка, прогнула спину, когда под веревку пролезала»,— вторит ему девочка, которой на самом деле никак не удается этого сделать. Попытки найти сходство своих движений с характерными действиями персонажей, образов, которым дети подражают, свидетельствуют о том, что двигательное подражание у них происходит не механически. Дети уже понимают, что и зачем они делают. Это обогащает содержание самостоятельной деятельности ребенка, способствует разнообразию движений, включаемых в сюжеты ролевых игр, где продолжается развитие моторики ребенка.
Одним из средств повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притоптывание, кружение в такт музыке доставляют детям эмоциональное наслаждение. Надо стремиться, чтобы музыка чаще звучала в детском саду в часы досуга и самостоятельных игр детей.
Наилучшие возможности активизации движений детей предоставляют прогулки, на которых начинают использоваться разнообразные спортивные развлечения.
Воспитатели должны стремиться к целесообразному распределению двигательной активности детей в течение дня. Особой заботы требует вторая половина дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении. К сожалению, в практике она зачастую насыщается малоподвижными играми и занятиями, в то время как повышение двигательного режима ребенка во вторую половину дня имеет существенное значение для нормального его развития.
Средняя группа. Создание благоприятной окружающей обстановки — организация свободного места для игр и подбор игрушек остается одним из путей повышения двигательной активности детей, помогает ей развернуться с наибольшей полнотой.
В средней группе у
детей возникают сравнительно более
устойчивые интересы к самостоятельным
формам познавательной и изобразительной деятельности
Повышение двигательной активности ребенка в средней группе достигается, прежде всего, поощрением индивидуальных игр с мячами, обручами и другими игрушками. Воспитатель поддерживает интерес малоподвижного ребенка к тому или иному движению, упражняясь и играя вместе с ним как можно чаше. Если ребенок получил в игре с воспитателем удовлетворение от положительного результата своих действий, у него появляется желание повторять упражнения. Это помогает ему поверить в свои силы и быть более активным.
Различные способы повышения подвижности детей в сюжетно-ролевых играх — один из путей повышения подвижности в самостоятельной деятельности. Но самое существенное значение для организации полноценного двигательного режима имеют, начиная со средней группы, организованные воспитателем и самостоятельные подвижные игры, а также разнообразные спортивные развлечения, проводимые во время прогулки.