Обеспечение самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:11, дипломная работа

Описание работы

Гипотеза: самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном учреждении будет обеспечена в полной мере при следующих условиях:
• создание двигательного режима;
• оснащенность групп ДОУ оборудованием;
• готовность детей заниматься самостоятельной двигательной деятельностью;
• готовность педагога руководить самостоятельной двигательной деятельностью детей младшего дошкольного возраста

Содержание работы

Введение 3
1. Двигательная активность детей дошкольного возраста 6
1.1. Основные понятия 6
1.2. Значение двигательной активности 8
1.3. Особенности проявления двигательной активности у детей…………………9
2. Самостоятельная двигательная деятельность детей 12
2.1. Роль самостоятельной двигательной деятельности в развитии ребенка 12
2.2. Двигательный режим дошкольного учреждения 13
2.3. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей разных возрастных групп 17
3. Организация и результаты практического исследования…………………..28
3.1. Методика практического исследования…………………………………29
3.2. Выводы по практической части исследования…………………………34

Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ по ФИЗ-РЕ.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

В этом возрасте детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно-силовые качества и выносливость.

На основе совершенствования всех видов движений и развития физических навыков происходит качественное преобразование моторной сферы [17, С. 11]. Так, например, на шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование двигательной активности, для них все большее значение приобретает стремление достичь положительного результата, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений.

Наблюдаются основные закономерности развития двигательной активности детей дошкольного возраста:

1. Нарастание всех  основных показателей двигательной  активности. Тенденция к нарастанию всех основных показателей двигательной активности (объема, продолжительности, интенсивности) объясняется повышением уровня физического развития, возрастанием функциональных возможностей организма, а также обогащением двигательного опыта детей.

2. Различие показателей  двигательной активности у девочек  и мальчиков. В процессе эксперимента отмечено наличие несущественных различий в средних величинах объема двигательной активности у мальчиков и девочек. Мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной деятельности. В организованной деятельности эти отличия менее заметны.

3. Сезонные колебания  двигательной активности. Наиболее  важной особенностью двигательной активности детей дошкольного возраста является ее зависимость от времени года. Сезонные изменения двигательной активности детей проявляются в повышении двигательной активности в весенне-летний период и снижении в осенне-зимний. Сезонная зависимость суточной двигательной активности - это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей.

Выявлено, что  двигательная активность дошкольников распределяется в течение дня неравномерно: наибольшая активность наблюдается во время прогулок, а периоды спада - во время пребывания детей в помещении.

Как показывают наблюдения, суточный объем естественной двигательной активности детей изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и снижением их активности [17, С.5].

Двигательная активность детей дошкольного возраста имеет  ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическим воздействиям.

Итак, особенности  проявления двигательной активности детей дошкольного возраста заключаются в следующем:

  • неравномерность распределения двигательной активности в течение дня: наибольшая активность наблюдается во время прогулок, а периоды спада - во время пребывания детей в помещении;
  • суточный объем двигательной активности детей изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и снижением их активности
  • двигательная активность определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития ребенка, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическим воздействиям.

 

2. Самостоятельная  двигательная деятельность детей

2.1. Роль самостоятельной  двигательной деятельности в  развитии ребенка

Для того чтобы  целенаправленно руководить двигательной активностью детей, педагогу необходимо хорошо представлять, какое место она занимает в разных видах деятельности старших дошкольников. Отмечено, что более всего движениями насыщена игровая деятельность, которая занимает большую часть времени самостоятельной деятельности детей. Для ориентировочно-познавательной деятельности и общения (наблюдение за окружающим, дидактические игры, настолько-печатные игры и т.д.) характерны преимущественно статические позы (стояние и сидение). Эти виды деятельности у старших дошкольников в среднем занимают около 30% времени, отведенного для самостоятельной деятельности.

Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного  возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых, взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

При планировании самостоятельной деятельности важно  позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

Роль самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она:

    • является наименее утомительной из всех форм двигательной активности;
    • в ней наиболее полно реализуется свойственная детям потребность в движении;
    • в раннем возрасте при правильной ее организации значительно облегчает привыкание детей к детскому саду;
    • способствует формированию у детей стремления к самопознанию и физическому самосовершенствованию;
    • способствует развитию основных физических и нравственно-волевых качеств;
    • способствует развитию у детей умения самостоятельно организовывать подвижные игры и делать физические упражнения на прогулке в разные сезоны года, используя естественное окружение;
    • способствует развитию двигательного творчества и игровой деятельности в целом;
    • доставляет радость от возрастающей самостоятельности, ловкости, уверенности, возможности продемонстрировать свои успехи перед сверстниками и поделиться с ними накопленными умениями.

2.2. Двигательный режим дошкольного учреждения

 

Для детей старшего дошкольного  возраста характерна высокая потребность  в двигательной активности. Двигательная активность в этом возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной активности старших дошкольников.

Двигательный режим  в дошкольном учреждении включает всю  динамическую деятельность детей как  организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная деятельность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогу необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, Рунова М.А. считает необходимым определить приоритеты в режиме дня [18, С.30-37].

Первое место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным  занятиям. К ним относятся общеизвестные  виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

Автор считает, что с  целью оптимизации двигательной активности детей, в практику ДОУ необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. Кроме того, использовать нетрадиционные формы и методы их проведения: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Второе место в двигательном режиме детей  занимают учебные занятия  по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам  и развития оптимальной двигательной активности детей. Рунова М.А. предлагает проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев:

  1. состояние здоровья;
  2. уровень двигательной активности;
  3. физическая подготовленность.

При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванью не менее  двух раз в неделю (подгруппами  по 10-12 человек). Организация обучения детей плаванию должна осуществляться в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей на протяжении всего учебного года может способствовать закаливанию и увеличению двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня двигательной активности.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.

В двигательный режим  старших дошкольников входят также  внегрупповые дополнительные виды занятии (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сала и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в различных физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ)

Описанные выше виды занятий  по физической культуре, дополняя и  обогащая друг друга, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.

Двигательная активность будет оптимальной в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок [17, С. 19-25].

 

 

Таким образом, можно  сформулировать следующие выводы:

  1. Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
  2. В связи с тем, что двигательная активность играет важную роль в укреплении здоровья дошкольников, Рунова М.А. выделяет несколько приоритетов в режиме дня: физкультурно-оздоровительные занятия; учебные занятия по физической культуре и самостоятельная двигательная деятельность детей.
  3. Двигательная активность будет оптимальной тогда, когда ее основные параметры: объем, продолжительность, интенсивность, соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Информация о работе Обеспечение самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ