Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:11, дипломная работа
Гипотеза: самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном учреждении будет обеспечена в полной мере при следующих условиях:
• создание двигательного режима;
• оснащенность групп ДОУ оборудованием;
• готовность детей заниматься самостоятельной двигательной деятельностью;
• готовность педагога руководить самостоятельной двигательной деятельностью детей младшего дошкольного возраста
Введение 3
1. Двигательная активность детей дошкольного возраста 6
1.1. Основные понятия 6
1.2. Значение двигательной активности 8
1.3. Особенности проявления двигательной активности у детей…………………9
2. Самостоятельная двигательная деятельность детей 12
2.1. Роль самостоятельной двигательной деятельности в развитии ребенка 12
2.2. Двигательный режим дошкольного учреждения 13
2.3. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей разных возрастных групп 17
3. Организация и результаты практического исследования…………………..28
3.1. Методика практического исследования…………………………………29
3.2. Выводы по практической части исследования…………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
В этом возрасте детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно-силовые качества и выносливость.
На основе совершенствования всех видов движений и развития физических навыков происходит качественное преобразование моторной сферы [17, С. 11]. Так, например, на шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование двигательной активности, для них все большее значение приобретает стремление достичь положительного результата, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений.
Наблюдаются основные закономерности развития двигательной активности детей дошкольного возраста:
1. Нарастание всех
основных показателей
2. Различие показателей
двигательной активности у
3. Сезонные колебания двигательной активности. Наиболее важной особенностью двигательной активности детей дошкольного возраста является ее зависимость от времени года. Сезонные изменения двигательной активности детей проявляются в повышении двигательной активности в весенне-летний период и снижении в осенне-зимний. Сезонная зависимость суточной двигательной активности - это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей.
Выявлено, что двигательная активность дошкольников распределяется в течение дня неравномерно: наибольшая активность наблюдается во время прогулок, а периоды спада - во время пребывания детей в помещении.
Как показывают наблюдения, суточный объем естественной двигательной активности детей изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и снижением их активности [17, С.5].
Двигательная активность детей дошкольного возраста имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическим воздействиям.
Итак, особенности проявления двигательной активности детей дошкольного возраста заключаются в следующем:
Для того чтобы целенаправленно руководить двигательной активностью детей, педагогу необходимо хорошо представлять, какое место она занимает в разных видах деятельности старших дошкольников. Отмечено, что более всего движениями насыщена игровая деятельность, которая занимает большую часть времени самостоятельной деятельности детей. Для ориентировочно-познавательной деятельности и общения (наблюдение за окружающим, дидактические игры, настолько-печатные игры и т.д.) характерны преимущественно статические позы (стояние и сидение). Эти виды деятельности у старших дошкольников в среднем занимают около 30% времени, отведенного для самостоятельной деятельности.
Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых, взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.
Роль самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она:
Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность в этом возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной активности старших дошкольников.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная деятельность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогу необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, Рунова М.А. считает необходимым определить приоритеты в режиме дня [18, С.30-37].
Первое место в двигательном
режиме принадлежит физкультурно-
Автор считает, что с целью оптимизации двигательной активности детей, в практику ДОУ необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. Кроме того, использовать нетрадиционные формы и методы их проведения: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Рунова М.А. предлагает проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев:
При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванью не менее двух раз в неделю (подгруппами по 10-12 человек). Организация обучения детей плаванию должна осуществляться в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей на протяжении всего учебного года может способствовать закаливанию и увеличению двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня двигательной активности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.
В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятии (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сала и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в различных физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ)
Описанные выше виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
Двигательная активность
будет оптимальной в том
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы: