Было отмечено, что
таким детям присуща однообразная деятельность с большим количеством
бесцельного бега. У этих дошкольников
преобладают игры и упражнения высокой
степени интенсивности, которые составляют
большую часть всего времени самостоятельной
деятельности. Эти дети отличаются неумением
выполнять движения в умеренном темпе
и нежеланием заниматься спокойными видами
деятельности, чередовать активные действия
с пассивными.
Выявлено, что более всего движениями насыщена
игровая деятельность, которая занимает
большую часть времени самостоятельной
деятельности детей.
В процессе наблюдения было
отмечено, что значительное влияние на двигательную
активность детей в играх оказывает общение
детей между собой. Игры в небольшой группе
более продолжительные и подвижные чем
одиночные.
У малообщительных детей (Паша Н.. Артем Б., Никита М., Эвелина Т.,
Андрей Н.) наблюдается низкий уровень
двигательной активности.
Нам было интересно отметить,
какие приемы косвенного руководства
самостоятельной деятельностью
детей используют педагоги.
Наблюдение показало,
что воспитатели используют такие приемы
косвенного руководства как создание
игровой ситуации, предлагают усложнить
игру, показывают способы действия.
Продолжительность двигательной
деятельности в отсутствие педагога небольшая. Мы полагаем,
это связано с возрастными особенностями
детей. На данном этапе развития младшим
дошкольникам необходимо руководство
взрослого.
3.2. Выводы по практической
части исследования
Результаты проведенного
исследования позволили нам сформулировать
ряд выводов.
- Группа достаточно оснащена необходимым оборудованием, просторная. Мебель и игровой материал расположены так, чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять потребность в движении. Имеются атрибуты для подвижных и спортивных игр, выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке.
- Анкетирование показало, что педагоги достаточно осведомлены о двигательной активности детей, двигательном режиме, и готовы руководить двигательной деятельностью. Знакомы с приемами прямого и косвенного руководства двигательной деятельностью детей, создают в группе условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.
- В режиме дня данной группы для самостоятельной двигательной деятельности детей отводится достаточно времени: утром до завтрака, во время прогулки и вечером (после сна) в часы игр.
- На прогулке продолжительность двигательной деятельности детей занимает большую часть. Выявлено, что дети на прогулке двигаются в среднем не менее 50 минут. Самостоятельная двигательная деятельность большинства детей достаточно разнообразна: подвижные игры разного характера, игры с мячом, ползанье и лазанье по скамейке, гимнастической стенке, перепрыгивание через веревочку и пр.
Заключение
Проведенное нами исследование
подтвердило правомерность положенной
в его основу гипотезы и позволило
сформулировать в заключение следующие
выводы:
- Анализ теоретических исследований показал, что в настоящее время существует ряд разработок по проблеме организации самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, определены критерии, по которым выявляется двигательная активность старших дошкольников. Однако недостаточно рассмотрен вопрос о создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста (третьего года жизни), недостаточно разработаны критерии, позволяющие определить двигательную активность детей этого возраста.
- В ходе исследования было выявлено, что в изучаемой группе детей третьего года жизни созданы условия для самостоятельной двигательной деятельности: группа просторная, организован физкультурный уголок, имеются разнообразные игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия: различные каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца. Есть картотека подвижных игр. На прогулке используется разнообразный выносной материал. В режиме дня самостоятельной двигательной деятельности отводится определенное время: утром до завтрака, во время прогулки и вечером (после сна) в часы игр. Анкетирование воспитателей показало, что педагоги готовы руководить двигательной деятельностью детей.
- В ходе изучения самостоятельной двигательной деятельности младших дошкольников выявлено, что продолжительность двигательной деятельности младших дошкольников на прогулке составляет в среднем 50 минут. Самостоятельная двигательная деятельность большинства детей достаточно разнообразна: разнообразные подвижные игры, игры с мячом, ползанье и лазанье по скамейке, гимнастической стенке, перепрыгивание через веревочку и пр.
Таким образом, цель дипломной работы нами
достигнута: раскрыта сущность обеспечения
самостоятельной двигательной активности
детей младшего дошкольного возраста
в условиях ДОУ.
Поставленные задачи, посредством
которых достигалась цель, также решены.
В настоящем исследовании
подтверждена правомерность выдвинутой
гипотезы. Доказано, что самостоятельная двигательная
деятельность детей обеспечивает удовлетворение
двигательной активности детей. Основными
условиями при этом являются:
- обеспечение соответствующего двигательного режима.
- оснащенность групп ДОУ оборудованием;
- готовность детей заниматься самостоятельной двигательной деятельностью;
- готовность педагога руководить двигательной деятельностью детей;
Были сформулированы
следующие рекомендации:
- Педагоги дошкольных учреждений должны позаботиться об оснащении необходимым для удовлетворения двигательной потребности оборудованием групп, площадок, спортивного зала. Также в ДОУ должны быть созданы условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.
- Воспитатели должны обладать необходимыми знаниями по обеспечению соответствующего двигательного режима младших дошкольников, организации самостоятельной двигательной деятельности детей третьего года жизни особенно следует обратить внимание на вторую половину дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
- Одним из средств повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке доставляют детям, а малышам особенно, эмоциональное наслаждение. Надо стремиться, чтобы музыка чаще звучала в детском саду в часы досуга и самостоятельных игр детей.
Самостоятельная
двигательная активность имеет большое значение для физического развития ребенка-дошкольника, для развития его творческих
способностей и фантазии, приобретения
уверенности в себе посредством игровых
и физических упражнений.
Список литературы
- Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика. – 1982. – 240 с.
- Агаджянн Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.- М.: Физкультура и спорт, 1989.-208с.
- Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // Дошкольное воспитание. – 2000, № 6. – С.37-48.
- Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физиологическая активность и сердце. - 3-е изд., перераб. и доп. - К.: Здоровье, 1989. – 216 с.
- Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. - СПб.: МГП Петрополис, 1992. – 123 с.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - С. 5-55. -С. 231-251.
- Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Ф и С.,1991. - 288 с.
- Введенский Н.Е. Условия продуктивности умственной работы // И.М. Сеченов, И.М. Павлов, Н.Е. Введенский. Физиология нервной системы: Изб. труды. Вып. 3, кн.2, М., Медгиз, 1952, с.865-876.
- Виндюк О.В. Двигательная активность – основа здорового образа жизни // Здоровье. – 1999. - № 5
- Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор-составитель О.А. Скоролупова. – М.: «Издательство Скрипторий 2000», 2003. – 104 с.
- Кольцова М.Н. Двигательная активность и развитие функций мозга у ребенка. – М., 1973
- Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. Минск: Нар асвета, 1979. – 80 с.
- Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1974. – 223 с.
- Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. - Киев: Здоровье, 1989. – 203 с.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение. – 1986.
- Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников / Под ред. Бондаревского Е.Я. – М. - 1988
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез. – 2004. – 256 с.
- Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности // Дошкольное воспитание. – 2000, № 6. – С.30-37
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Психология поведения: Избранные психологические труды. - М.: Воронеж, 1995. - С. 26-131.
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. Физкультуры пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.
- Улучшение качества подготовки детей к обучению в школе – важнейшая задача дошкольных учреждений. М., 1984
- Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991.-224с.
- Хухлаева Д.Б. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для учащихся дошкольных отделений пед. училищ. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984.
- Хухлаева Д.Б., Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пед. инст-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 3-е испр. – М.: Просвещение. – 1986.
- Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение. – 1992
- Шишкина В.А., Шебеко В.Н,, Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М., 1998
- Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение. – 1982
- Щербак А.П. Физкультурные занятия в дошкольном учреждении. – М., 1999
- Юрко Г.П., Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение. – 1983
- Юрко Г.П., Спирина В.П., Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М. - 1978