Олимпийское воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 18:54, реферат

Описание работы

Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека [13].
Устойчивое развитие любого государства возможно только при условии здорового населения. В Республике Беларусь демографическая структура населения ухудшается. В частности, за последние годы доля детей до 15 лет снизилась с 27,6 до 23,5%. Если в 1985 г. число детей было больше количества пожилых людей (старше 60 лет) на 69,7%, то к началу 2012 г. – только на 12,7% . Численность сельских детей в общей структуре населения за последние 25 лет сократилась почти в 2 раза и составляет лишь 28%. В некоторых районах доля молодежи не превышает 3-6% [22].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОЛИМПИЗМА
5
1.1 Зарождение олимпизма
5
1.2 Возрождение забытых олимпийских традиций

11
ГЛАВА 2. ОЛИМПИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
15
2.1 Суть олимпийского образования школьников
15
2.2 Формы и методы олимпийского воспитания
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28

Файлы: 1 файл

Balenkova_1.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

 

 

Факультет физического воспитания

Кафедра спортивно-педагогических дисциплин

 

 

 

ОЛИМПИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки 408 группы

4 курса специальности

«Менеджмент спорта и

туризма. Преподаватель

физической культуры»   

Допущена к защите         заочной формы

получения образования

_________ Баленковой

Заведующий кафедрой _____  Е.А Пимахин     Кристины     Олеговны

(подпись)

Протокол № ___от________ 2015 г.  

 

 

Научный руководитель

Защищена ________2015 г.        Ст. преподаватель

с отметкой «____________»        _________Н.В. Данилевич

 

 

 

Минск, 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

3

   

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОЛИМПИЗМА

5

                  1.1 Зарождение олимпизма

5

                  1.2 Возрождение забытых олимпийских  традиций 

 

11

ГЛАВА 2. ОЛИМПИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

15

                  2.1 Суть олимпийского образования  школьников 

15

                  2.2 Формы и методы олимпийского воспитания

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

                                                                                                

27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

28


                                                                                                             

 

       

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека [13].

Устойчивое развитие любого государства возможно только при условии здорового населения. В Республике Беларусь демографическая структура населения ухудшается. В частности, за последние годы доля детей до 15 лет снизилась с 27,6 до 23,5%. Если в 1985 г. число детей было больше количества пожилых людей (старше 60 лет) на 69,7%, то к началу 2012 г. – только на 12,7% . Численность сельских детей в общей структуре населения за последние 25 лет сократилась почти в 2 раза и составляет лишь 28%. В некоторых районах доля молодежи не превышает 3-6% [22].

Экологическая ситуация и неблагоприятные демографические и социально-экономические тенденции повлекли за собой ухудшение здоровья детского населения, поставив эту проблему в число национальных приоритетов [19].

В последние годы негативная динамика состояния здоровья приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом заболеваемости по всем основным классам болезней. Так, среди белорусских школьников отмечается рост заболеваемости гастритом (в 10,5 раза), язвой желудка (в 2,3 раза), у 7% детей наблюдается увеличение щитовидной железы, 23% имеют различные хронические заболевания, 65 % – функциональные отклонения. Увеличился процент детей с заболеваниями, получившими у медиков название "школьных" (нарушения осанки и зрения). К пятому классу нарушение осанки выявляется у 40% школьников. У 21% первоклассников наблюдаются нервно-психические расстройства. К моменту окончания школы этот процент увеличивается до 93. В результате 2/3 выпускников школ имеют медицинские ограничения при выборе профессии, более чем 50% допризывников противопоказана служба в армии [22].

Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей влечет за собой последующее снижение во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений; падение интереса к физическому и нравственному совершенствованию, чрезмерное увлечение агрессивными видами западной культуры и т. д. Но проблема формирования физического и нравственного здоровья подрастающего поколения россиян остается главной в современном обществе. Эти факты объясняются: несовершенной системой физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки специалистов, приоритеты которой смещены в сторону физического развития без учета интересов личности и ориентации на духовное самосовершенствование; неоднозначным пониманием сущности олимпизма, олимпийского движения, спорта; влиянием общественной системы, социальной среды, в которой протекает процесс воспитания [19].

Учебный предмет «Физическая культура» является основной формой физического воспитания школьников, оказывает на них разностороннее образовательное, воспитательное, оздоровительное и развивающее воздействие, решает связанные с ее предметом задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся в современных условиях.

Актуальность работы. Все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения занимает олимпийское образование, цель которого – приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма. Они ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом. Формируя представления школьников об олимпизме и олимпийском движении, можно успешно решать задачи не только физического, но и умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания.

Цель курсовой работы: изучить особенности олимпийского воспитания школьников.

Объект исследования: олимпийское воспитание.

Предмет исследования: особенности олимпийского воспитания школьников.

Задачи исследования:

1. Описать историю Олимпизма.

2. Раскрыть особенности олимпийского воспитания школьников.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем составляет 30 страниц. Список использованных источников составляет 2 страницы и насчитывает 27 наименований.

 

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЗМА

 

 

1.1 Зарождение олимпизма

 

Родиной олимпийских агонов является Древняя Греция. Но место, где они проводились, географическое положение знают далеко не все. Иногда можно слышать и даже прочитать в отдельных изданиях, что Игры проводились у подножия горы Олимп. Там же, мол, зажигается и Олимпийский огонь, который доставляется к месту проведения современных Олимпийских игр. Однако это не так. Гора Олимп находится на севере Греции. А Игры проводились в 350 км от Олимпа, в западной части Пелопоннесского полуострова, на территории города-полиса Элида, в местечке Олимпия, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей. Именно здесь зажигается Олимпийский огонь. Отсюда начинается факельная эстафета к месту проведения Игр Нового времени [2].

Олимпия – центр зарождения олимпизма. Что известно об Олимпии, этом святилище древних греков? Люди заселяли плодородную равнину, примыкавшую к Олимпии, еще в III тысячелетии до нашей эры, а ритуальные состязания были распространены в Древней Греции с незапамятных времен. Еще Гомер поведал в «Илиаде» о том, как в честь павшего героя Троянской войны Патрокла его друг Ахилл устроил гонки колесниц, кулачные бои, турниры по борьбе, бегу, стрельбе из лука, метанию копья и диска [17].

Олимпия постепенно становится одним из крупных культовых центров Греции. Поначалу все ритуальные обряды в Олимпии совершались у алтаря богини Геры. Позже, во второй половине VII в. до н.э., в честь матери-Земли был воздвигнут храм. А еще 200 лет спустя в ознаменование победы греков над персами в Олимпии появляется величественный храм Зевса. Установленная в храме фигура громовержца, выполненная скульптором Фидием в V в. до н.э. из дерева, золота и слоновой кости, выглядела столь совершенной, что считалась одним из семи чудес света [24].

Установленная в храме фигура громовержца, выполненная скульптором Фидием в V в. до н.э. из дерева, золота и слоновой кости, выглядела столь совершенной, что считалась одним из семи чудес света. Помимо этих храмов, в Олимпии были и другие строения, в которых хранились сокровища, привозимые сюда всеми греческими государствами после удачных войн; располагались мастерские лучших греческих скульпторов, стояло здание Высшего Совета Элиды, были построены гостиницы, где жили во время Игр наиболее состоятельные гости Олимпии, судьи, участники, почетные гости, обслуживающий персонал. Кроме того, в Олимпии было множество алтарей, статуй, памятников в честь различных богов, мифологических героев, олимпийских чемпионов, царей, полководцев [18].

Наряду с храмами и другими памятниками, в Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений, на которых проводились подготовка атлетов и спортивные состязания. К этому комплексу относились: стадион, ипподром, гимнасий и палестра. Стадион своей северной частью примыкал к склону горы Кронос, который и служил как бы естественной трибуной, где размещалось до 50 тысяч зрителей во время празднеств. Другие стороны стадиона были обнесены искусственной насыпью. Гимнасий и палестра служили местом для последнего этапа подготовки участников к олимпийским состязаниям за месяц до их начала. Кроме того, в гимнасий, роскошном по тем временам сооружении, проводились беседы, хранились различные материалы по организации и проведению олимпийских праздников, списки участников и победителей и даже статуи выдающихся атлетов [3].

Мифы и легенды о происхождении Игр. Греческая традиция сохранила письменные свидетельства о зарождении Олимпийских игр в виде нескольких мифов и легенд, созданных фантазией людей. Согласно этим источникам возникновение Игр связывается в основном с культовыми обрядами, совершавшимися в Олимпии. Главные причины проведения Игр усматривались в умиротворении богов, в праздновании победы над враждебными царями и вождями или в честь почетных гостей. Одна из легенд говорит о том, что Олимпийские игры основал бог богов Зевс в честь победы над своим отцом – богом Кроносом. Другая легенда отдает честь организации Игр мифическому герою Гераклу, который олицетворяет силу, мужество, воинскую доблесть. Одержав победу над царем Элиды Авгием, Геракл устроил Игры. Для проведения состязаний он установил дистанцию – стадий, отмерив его своими стопами. Шестьсот стоп – один стадий, или 192 м 27 см. Долгое время на Играх атлеты выявляли победителя только в этом виде состязаний. Когда появились другие виды упражнений, Геракл принял в них участие и победил в борьбе и панкратионе (соединение борьбы с кулачным боем). Позднее такая победа в этих дисциплинах называлась «Гераковой победой», а победитель получал имя «Второго Геракла» [10].

Одной из популярных является легенда о внуке Зевса Пелопсе и его победе над царем города Пиза Эномаем. Оракул предсказал, что Эномай умрет в тот день, когда его дочь красавица Гипподамия выйдет замуж. Царь всячески стремился оттянуть день свадьбы дочери. Он ставил всем женихам одно условие – состязаться с ним на колесницах. В случае победы жених получал и царство, и дочь. Эномай, имея быстрых коней, догонял и убивал копьем соискателей руки дочери. Тринадцать женихов погибли от копья Эномая. Наконец, явился Пелопс, который очень понравился Гипподамии. В сговоре с возницей колесницы Эномая Миртилосом они одержали победу. Пелопс, завладев царством и Гипподамией, в знак благодарности богам воздвиг в Олимпии святилище, где приносились жертвы, и учредил Игры, на которых особенно ценилась победа в гонках на колесницах. Благодаря Пелопсу, по легенде, Игры приобрели традиционный характер. Еще одна легенда говорит о том, как Игры превратились в общегреческие праздники. Дельфийский оракул предсказал, что царь Элиды Ифит и царь могущественной Спарты Ликург должны заключить между собой договор, по которому в Играх смогли бы участвовать атлеты всех греческих городов. По договору во время проведения Игр будет воцаряться «священный мир», исчезнут мор, голод, болезни и другие несчастья среди жителей Греции. Договор между Ифитом и Ликургом, видимо, был заключен, его текст вырезан на металлическом диске, который хранился в храме Геры, построенном на территории Олимпии [14].

Игры и герои древней Олимпии. Возникновение и развитие Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран мира. Они установили, что в основе их происхождения лежат не только легенды, но и объективные потребности общества. Сюда относится необходимость в улучшении физической подготовки будущих воинов, ведь в древнегреческом обществе отдельные племена, а затем и города-полисы вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а также ради военной добычи. С другой стороны, Игры были призваны способствовать расширению культурных связей между разрозненными племенами Греции. Обращая особое внимание на культуру тела, греки рассматривали Олимпийские игры как важную часть всестороннего развития человека. Оно должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. О некультурном человеке они говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать [11].

В течение многих веков древние Игры (или как их называли греки – агоны) проводились в разных местах Греции, а также и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских [23].

Первые достоверно известные в истории Игры состоялись в 776 г. до н.э. С этих Игр начинается счет древних олимпиад, а дата взята за основу во всем мире потому, что удалось установить имя победителя Игр. Так, первым в списках чемпионов стал Короибос из греческого города-полиса Элида. В то же время некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже 28-е Игры. Участниками Игр могли быть только свободнорожденные греки. Рабы и варвары (чужеземцы), а также женщины к Играм не допускались. Так продолжалось до тех пор, пока Греция не потеряла свою независимость (II в. до н.э.) [25].

Участники собирались на Игры один раз в четыре года. Промежуток четырехлетия назывался Олимпиадой, по которой некоторое время вели летосчисление. Игры проводились в первый год Олимпиады. С наступлением каждого олимпийского года специальные послы оповещали жителей городов и колоний Греции и приглашали на очередные Игры. С наступлением праздника все враждебные отношения должны быть прекращены. Никто с оружием в руках не может вступать на территорию Олимпии. Проклятие постигнет всякого, кто попытается, овладеть ее территорией или не придет на помощь жителям Элиды в борьбе против врага, совершившего святотатство. На каждого солдата, нарушившего договор, налагается штраф в две мины (1 мина – 27 рублей золотом). Проклятие и штраф будут также служить наказанием всякому, кто осмелится оскорбить путника, идущего на олимпийские праздники [5].

Каждый участник должен был 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем проходить подготовку непосредственно в Олимпии. Организацию Игр осуществляли элланодики – распорядители-судьи. Это были знатные люди из Элиды, на территории, которой находилась Олимпия. Они распространяли приглашения, записывали желающих участвовать в Играх, наблюдали за ходом подготовки атлетов и мест проведения занятий и состязаний. Элланодики формировали окончательный состав участников, проводили соревнования, награждали победителей и в то же время налагали штраф на провинившихся [12].

Информация о работе Олимпийское воспитание школьников