Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 18:54, реферат
Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека [13].
Устойчивое развитие любого государства возможно только при условии здорового населения. В Республике Беларусь демографическая структура населения ухудшается. В частности, за последние годы доля детей до 15 лет снизилась с 27,6 до 23,5%. Если в 1985 г. число детей было больше количества пожилых людей (старше 60 лет) на 69,7%, то к началу 2012 г. – только на 12,7% . Численность сельских детей в общей структуре населения за последние 25 лет сократилась почти в 2 раза и составляет лишь 28%. В некоторых районах доля молодежи не превышает 3-6% [22].
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОЛИМПИЗМА
5
1.1 Зарождение олимпизма
5
1.2 Возрождение забытых олимпийских традиций
11
ГЛАВА 2. ОЛИМПИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
15
2.1 Суть олимпийского образования школьников
15
2.2 Формы и методы олимпийского воспитания
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28
Анализ работ, посвященных обсуждаемой проблеме, а также реальной практики работы по олимпийскому образованию детей показывает, что многие из этих задач нередко упускаются из виду. Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей:
– умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры;
– умения добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию личности;
– привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;
– эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по законам красоты» и отображать его средствами искусства;
– умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т.д.;
– умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;
– умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.
Решение этих задач – одно из наиболее слабых звеньев педагогической работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках олимпийского движения [20].
Создание системы олимпийского образования предполагает включение в эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации. Ошибочно, однако, рассматривать молодежь лишь в качества объекта целенаправленной деятельности взрослых. Создание эффективной системы олимпийского образования предполагает значительное повышение творческой активности детей в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма (например, на основе их участия в работе самодеятельного олимпийского клуба) [18].
В практике работы по олимпийскому образованию детей в настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы. Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса в школах, вузах и других учебных заведениях, и в первую очередь в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта (на уроках физкультуры, занятиях по физическому воспитанию). В последнее время многие ученые и педагоги обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой информационной, разъяснительной работы на уроках по физкультуре, занятиях по физическому воспитанию в школах, вузах и других учебных заведениях. Все более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые для этих целей – «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний», «олимпийские часы» и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма. Работа по созданию таких программ и материалов начата и в нашей стране [1].
Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных. Общепризнанно, что для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на практике и разнообразные формы такой работы: Олимпийский день; изготовление олимпийской символики, фильмов и слайдов, а также проведение конкурсов рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику, «олимпийские КВН»; оформление стендов, фотовитрин и даже «олимпийских залов»; проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм; организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный отличник»; организация Досок (Книг) почета для учащихся, успешно сочетающих учебу, спорт и общественную активность; создание Олимпийских музеев; организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения; встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и др. К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках олимпийского движения наблюдается чрезмерное увлечение просветительским подходом. Иногда, как уже отмечалось выше, цели и задачи этой работы вообще сводят к задаче формирования у детей олимпийской образованности. Вместе с тем нередко возлагаются неоправданные надежды на то, что путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время “олимпийских уроков”, “уроков олимпийских знаний”, “олимпийских часов” с помощью одних лишь лозунгов и призывов удастся решить проблему приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма [21].
В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними олимпийскими играми) “Малые Олимпиады”, “Олимпийские мили” и другие олимпийские соревнования детей, подростков и молодежи, они приобрели и международный характер. Однако традиционная, обычно используемая на практике модель организации спортивных, в том числе олимпийских, соревнований, основанная на жесткой конкуренции участников, всемерном поощрении небольшой группы победителей, отделении спортивных соревнований от художественных конкурсов и т.д., имеет достаточно серьезные минусы. Она развивает у спортсмена желание победить любой ценой (даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов), добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, награды, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д. Поэтому при использовании традиционной модели организации спортивных соревнований возникают весьма существенные трудности в приобщении детей к духовно-нравственным и эстетическим ценностям олимпизма. Нередко она не только не содействует, но и препятствует достижению этой цели. К сожалению, это важное обстоятельство часто не учитывается в практике работы по олимпийскому образованию детей. Отмеченные выше негативные особенности традиционной модели побуждают ученых и специалистов к поиску и практическому применению в работе с детьми и молодежью таких новых моделей организации и проведения соревнований, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам олимпийского образования: ориентируют участников на духовно-нравственные и эстетические ценности; не развивают стремления победить любой ценой; не дают повода для насилия, грубости, агрессивности, национализма; формируют стремление к самосовершенствованию, гармоничному развитию и высоконравственному поведению и т.д. [1].
Целью Программы развития олимпийского образования является пропаганда олимпийских идеалов и ценностей, популяризация занятий физической культурой и спортом, содействие гармоничному духовному и физическому развитию личности детей. Задачи Программы: приобщение детей и учащейся молодежи учреждений образования, физической культуры, спорта и туризма области к истокам олимпизма и традициям олимпийского движения в Республике Беларусь через привлечение их к мероприятиям Программы в рамках акции «Олимпизм и молодежь» и других; формирование у детей и учащейся молодежи области устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, стремления к физическому совершенствованию путем сравнения себя с олимпийскими чемпионами; вовлечения подрастающего поколения в ряды сторонников здорового образа жизни, предупреждение появления вредных привычек у детей и учащейся молодежи области через заполнение их свободного времени полезными занятиями; повышение значимости олимпийской культуры в формировании мировоззрения детей и учащейся молодежи, популяризация идеалов честной игры, расширение возможностей молодежи по участию в общественной жизни; объединение воспитательных возможностей учреждений образования, физической культуры, спорта и туризма, общественных объединений, иных заинтересованных с целью наибольшего охвата олимпийским образованием детей и учащейся молодежи, выявление и распространение перспективных форм и методов работы; обеспечение планомерной образовательной подготовки учащейся молодежи и работников физической культуры области через проведение лекционных и других занятий по олимпийскому образованию; информационное обеспечение пропаганды олимпийского движения, пропаганда олимпийского движения через проведение конкурсов, викторин на олимпийскую тематику; разработка и издание специальной литературы, печатной продукции по вопросам олимпийского образования [20].
Направления реализации Программы
Организационно-методическое. Цель: совершенствовать систему олимпийского образования в учреждениях образования, физической культуры, спорта и туризма, иных учреждениях области для повышения его эффективности и максимального охвата детей и учащейся молодежи пропагандой идей олимпизма. Формы работы: создание и организация деятельности районных, городских и областного координационных советов по развитию олимпийского образования; создание и дальнейшее организационное укрепление в учреждениях общего среднего образования первичных структур олимпийского образования – клубов «Юный олимпиец» и учреждение званий «Лучший спортсмен класса», «Лучший спортсмен школы»; создание первичных структур для решения задач олимпийского образования дальнейшее создание в учреждениях общего среднего образования и оформление в соответствии с требованиями Представительства «Олимпийских уголков», «Музеев олимпийской (спортивной) славы», «Олимпийских классов», галерей олимпийских чемпионов; создание «Олимпийских уголков» в специализированных учебно-спортивных учреждениях (СУСУ) области и проведение мероприятий по пропаганде олимпийского движения; организация «развивающей среды» на олимпийскую тематику: создание клумб, газонов, холлов, спортивных площадок, залов и др.; организация лекций, семинаров, участие в научно-практических конференциях на олимпийскую тематику, повышение квалификации работников образования и физической культуры, спорта и туризма по вопросам олимпийского образования [20].
Информационно-просветительское
Формы работы: обеспечение функционирования в соответствии с требованиями Представительства «Олимпийских уголков», «Музеев олимпийской (спортивной) славы», «Олимпийских классов», галерей олимпийских чемпионов; оперативное обеспечение сайта Представительства информацией по вопросам развития олимпийского образования в учреждениях области и проведения мероприятий по олимпийской тематике; организация выступлений по радио и на телевидении спортсменов – участников Олимпийских игр, публикаций о них в прессе, а также освещения вопросов развития олимпийского образования; организация лекций, бесед, семинаров, предметных олимпиад на темы олимпийского образования, встреч с чемпионами и участниками Олимпийских игр; создание тематических буклетов, газет, видеороликов, рассказов, сказок, театрализованных представлений, мультфильмов; проведение уроков и линеек на олимпийскую тематику; передача олимпийских знаний в ходе преподавания русского, белорусского, иностранных языков, истории, географии, математики, физики, биологии, рисования, музыки, физической культуры, медицины; проведение тематических молодежных ток-шоу, интеллектуальных конкурсов «Олимпийский эрудит», олимпийских викторин; взаимодействие по вопросам олимпийского образования с Белорусской олимпийской академией и региональными Представительствами НОК для участия в совместных проектах и обмене опытом работы; изготовление сувенирной, наградной и иной продукции с символикой НОК Республики Беларусь и распространение ее через предприятие Представительства «Олимп-спорт» [1].
Физкультурно-оздоровительное. Цель: содействовать укреплению физического и психологического здоровья, формированию здорового образа жизни, приобщению детей, учащейся молодежи, родителей, педагогических коллективов к активным занятиям физической культурой и спортом. Формы работы: проведение «Олимпийских дней», «Олимпийских недель», «Малых олимпийских игр», «Дней здоровья», занятий в кружках, конкурсных программ в учреждениях образования; проведение спортивных праздников для детей и их родителей «Здоров я – здоровая семья»; проведение физкультурно-спортивных мероприятий: олимпийская миля, олимпийская эстафета, олимпийский пробег, олимпийский турнир, олимпийский туристский поход; проведение спортивных турниров на призы олимпийцев; проведение спортивных мероприятий с олимпийской тематикой в клубах «Юный олимпиец» и «Олимпиец»; проведение областной олимпийской спартакиады под девизом «Олимпийцы среди нас» [21].
Художественно-эстетическое. Цель: приобщить обучающихся к мировой и национальной духовной культуре олимпизма, способствовать развитию у них мотивации к творчеству по олимпийской тематике. Формы работы: проведение конкурсов тематического рисунка (карандаш, гуашь, масло, акварель), конкурсов по лепке, аппликации; проведение конкурсов олимпийского плаката, декоративно-прикладного искусства, спортивной открытки, спортивной куклы и других; организация фотоконкурсов (авторских снимков, репродукций); проведение художественных смотров-конкурсов (музыки, танцевальных, пения, чтения); организация экспозиций художественных галерей на олимпийскую тематику [20].
Краеведческо-культурологическо
Таким образом, цель олимпийского образования – приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. В последние десятилетия Олимпийские игры превратились в фактор всемирного значения, привлекающий внимание народов, правительств, политических партий, молодежных и других организаций, а также общественных и политических деятелей. Самой доступной формой в школе для проведения олимпийского воспитания являются классные часы, проводимые еженедельно классными руководителями или один раз в две недели. Эффективной формой олимпийского воспитания являются "олимпийские классы", где предполагается не только значительный курс знаний по истории олимпийского движения, но и проводятся занятия соревновательно-игрового характера для воспитания "рыцарских" привычек соревновательной деятельности.
1. Родина олимпийских агонов – Древняя Греция. Люди заселяли плодородную равнину, примыкавшую к Олимпии, еще в III тысячелетии до нашей эры, а ритуальные состязания были распространены в Древней Греции с незапамятных времен. В течение многих веков древние Игры проводились в разных местах Греции, а также и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских. Первые достоверно известные в истории Игры состоялись в 776 г. до н.э. С этих Игр начинается счет древних олимпиад, а дата взята за основу во всем мире потому, что удалось установить имя победителя. Участники собирались на Игры один раз в четыре года. Промежуток четырехлетия назывался Олимпиадой, по которой некоторое время вели летосчисление. В своих публичных выступлениях в 1889 г. и особенно в 1892 г. Кубертен убедительно говорил о необходимости организации игр по подобию тех, что проводились в Древней Греции. Придя к выводу, что решить эту проблему в условиях одной страны невозможно, Кубертен выдвинул идею интернационализации спорта. На конгрессе в Париже было решено Игры I Олимпиады Нового времени провести в Афинах.