Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 18:54, реферат
Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека [13].
Устойчивое развитие любого государства возможно только при условии здорового населения. В Республике Беларусь демографическая структура населения ухудшается. В частности, за последние годы доля детей до 15 лет снизилась с 27,6 до 23,5%. Если в 1985 г. число детей было больше количества пожилых людей (старше 60 лет) на 69,7%, то к началу 2012 г. – только на 12,7% . Численность сельских детей в общей структуре населения за последние 25 лет сократилась почти в 2 раза и составляет лишь 28%. В некоторых районах доля молодежи не превышает 3-6% [22].
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОЛИМПИЗМА
5
1.1 Зарождение олимпизма
5
1.2 Возрождение забытых олимпийских традиций
11
ГЛАВА 2. ОЛИМПИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
15
2.1 Суть олимпийского образования школьников
15
2.2 Формы и методы олимпийского воспитания
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28
Программа Игр состояла из разнообразных физических упражнений. На первых играх атлеты состязались лишь в одном виде – беге на один стадий, затем постепенно включались все новые виды упражнений. Самым трудным и популярным считалось греческое пятиборье – пентатлон: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба. Соревнования проводились также по кулачному бою, панкратиону, верховой езде, состязаниям на колесницах. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) в отдельных видах физических упражнений стали принимать участие и дети [26].
Праздники в Олимпии проводились чрезвычайно торжественно. В ранний период они проходили один день. В период расцвета (VI-IV вв. до н.э.) – в пять дней. Перед началом Игр все участники давали клятву о том, что они честно готовились, и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители на Играх, настоящие герои античных стадионов, назывались олимпиониками и награждались венком из оливковой ветви. Никаких материальных наград олимпионики на Играх не получали. На родине их встречали, как героев. Кроме первого олимпийского чемпиона всех времен и народов Короибоса, большую известность имели Леонидас и Диагор с острова Родоса, их сыновья и внуки. Восемьдесят лет семья Диагора выступала на Олимпийских играх и принесла на родину 9 оливковых венков. Легендарный Милон из Кротона (колония Греции на юге Италии), ученик Пифагора, шесть раз становился победителем Игр по борьбе. Его имя увековечено не только в мифах и легендах о его олимпийских подвигах, но и в истории искусства. Два выдающихся скульптора Франции: Пьер Пюже (1620-1694) и Морис Фальконе (1716-1791) оставили нам свои произведения в мраморе о Милоне Кротонском (в России Морис Фальконе известен как автор знаменитого памятника Петру I «Медный всадник»). Было много и других чемпионов из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции. Греческий поэт Пиндар слагал хвалебные оды в честь победителей на Играх [4].
В жизни Греции олимпийские праздники, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение. Здесь поэты читали свои стихи, ораторы произносили речи, музыканты исполняли свои произведения. Игры неоднократно посещали математик Пифагор, философы Платон и Аристотель, историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях. Оценку выдающегося математика и философа Пифагора современных ему Игр приводит Мишель Монтень. «Наша жизнь, – говорил Пифагор, – напоминает собой большое многолюдное сборище на Олимпийских играх. Одни упражняют там свое тело, чтобы завоевать себе славу на состязаниях; другие тащат туда свои товары, чтобы извлечь из этого прибыль. Но есть и такие – и они не из худших, – которые не ищут здесь никакой выгоды: они хотят лишь посмотреть, каким образом и зачем делается то-то и то-то. Они хотят быть просто зрителями, наблюдающими жизнь других, чтобы вернее судить о ней и соответственным образом устроить свою» [27].
В середине II в. до н.э. Грецию покорили римляне. По-разному относились правители метрополии к Олимпии. Одни возводили там новые строения, другие рушили старые, третьи наживали на популярности Игр политический и финансовый капитал. Император Нерон, например, решивший сам участвовать в Играх, распорядился во многом изменить программу 211-х Игр, введя в них такие турниры, которых ранее не было. Разными путями, устранив конкурентов, Нерон был объявлен победителем во многих соревнованиях – от гонок на колесницах до чтения трагедий и игры на лире. Следует сказать, что в римскую эпоху Игры из мононациональных, характерных для периода свободной Греции, становятся многонациональными. Если на протяжении без малого семи веков право на участие в них имели только свободные граждане Греции, то затем на Играх могли выступать представители народностей, населявших гигантскую Римскую империю, которая включала огромные территории нынешней Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. На Игры приезжали атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона и других регионов. Так случилось, что самым последним в списке олимпийских чемпионов древних Игр значится имя Вараздата из Артаксаты – древней столицы Армении [1].
Олимпийские игры Древней Греции проводились без перерыва 1168 лет. 290 раз собирались жители Эллады на свои олимпийские праздники. Последний раз это было в 393 г. уже нашей эры. А через год, в 394 г., в связи со все большим распространением христианства римский император Феодосии I запретил олимпийские праздники. Еще через 32 года Феодосии II издал декрет о разрушении всех языческих храмов, и олимпийское святилище перестало существовать. То, что не успели разбить и растащить легионеры, со временем уничтожили землетрясения и наводнения. Более чем на двенадцать столетий Олимпия как бы исчезла с лица земли. Даже название ее было забыто [9].
С проникновением греческой культуры в Рим делались попытки перенести на римскую землю и гимнастические агоны греков. Так, римский консул Сулла приказал перенести 175 Олимпийские игры (80 г. до н.э.) из Греции в Рим. Успеха эта затея Суллы не имела, римскому народу греческие агоны были чужды по духу, форме и традициям. В Древней Греции наряду с олимпийскими праздниками были широко распространены и другие агоны: Немейские, Пифийские, Панафинейские и Истмийские игры. Немейские игры проводились в Немее в честь Зевса один раз в два года на второй и четвертый год Олимпиады осенью и зимой. Впервые состоялись в VI в. до н. э. Программа включала мусические и гимнастические состязания. Здесь, как и в Олимпийских играх, существовало священное перемирие, но соблюдалось оно не так строго, как в Олимпии. Как свидетельствовали раскопки, соревнования проходили на стадионе с каменными трибунами. Участники широко пользовались банями, бассейном. Пифийсие игры проводились в честь Аполлона в окрестностях города Дельфы, где находилось известное всей Греции святилище и оракул – предсказатель судеб. Вначале это были состязания певцов и музыкантов, а с 586 г. до н.э. после победы над персами были включены в программу игр состязания на колесницах и другие виды греческой гимнастики. Победители увенчивались лавровым венком. Панафинейские игры являлись главным торжеством в Аттике. Расцвет их относится к VI в. до н.э. Проводились в Афинах каждые четыре года, на третий год Олимпиады. Продолжительность Игр – пять дней. В программу входили гонки на колесницах, бег, прыжки, метания, пятиборье, гонки в порту на афинских триерах. Участники выступали в трех возрастных группах. Большой популярностью пользовались здесь конкурсы музыкантов, чтецов, танцоров в полном боевом снаряжении. Устраивался бег ночью с зажженными факелами. К Играм не допускались лица, не обладавшие всей полнотой гражданских прав [15].
Истмийские игры проводились на Коринфском перешейке в сосновой роще в честь владыки морей Посейдона каждые два года весной. В программу Игр входили состязания флейтистов и кифаристов, соревнования в беге, борьбе, гонках на колесницах, скачках на лошадях. Игры проходили пышно, в присутствии большого количества зрителей. Участвовали почти все государства-полисы Древней Греции, кроме Элиды: атлетам этой страны участвовать в Истмийских играх запрещалось [24].
Начиная с IV в. до н.э., рабовладельческие отношения в Греции начали клониться к закату. Постепенно приходила в упадок греческая культура и вместе с ней физическая культура и спорт. В эпоху эллинизма мусическое образование усиливалось за счет гимнастического. Изменялся характер физического воспитания в гимнасиях и эфебии. Это было вызвано тем, что Греция, потеряв свою независимость в результате завоевания Македонией, а затем Римом, не нуждалась более в самостоятельной армии. Отпала необходимость в той совершенной тренировке, какую давали старые палестры, гимнасии и эфебия. Хотя занятия гимнастикой и военными упражнениями в них продолжались, но объем этих занятий уменьшался с каждым годом [11].
Глубокие перемены в экономической, политической и культурной жизни оказали влияние на характер проведения гимнастических агонов, в том числе и Олимпийских игр. К участию в Играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения. На Играх выступали профессиональные борцы, кулачные бойцы и панкратисты. Вместо почетного оливкового венка победителей стали награждать материальными ценностями. В программе Игр основное место заняли мусические агоны в области музыки, танцев, песен. Римские консулы и императоры (Сулла, Нерон и др.) стремились распространить Олимпийские игры на территории Рима, но их попытки не имели успеха [23].
К концу 4 в. н.э. кризис рабовладельческой системы приводит к разложению всей античной культуры. Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников [26].
1.2 Возрождение забытых олимпийских традиций
К эпохе Возрождения относятся первые попытки восстановления в памяти людей традиций древних олимпийских праздников, сочетавших в своей основе воспитание воли, ума и тела человека. Одним из первых идею возвращения забытых олимпийских традиций предложил итальянский государственный деятель Маттео Палъмиери (1406-1476). В своей книге «О гражданской жизни» он высказал мысль о полезности использования античных Олимпийских игр в целях улучшения физического воспитания молодежи. В этой, а также в другой книге «Град жизни», Пальмиери, принадлежавший к направлению гражданского гуманизма, считал исключительно важным воспитание в молодежи любви к отечеству, потребности служить обществу, что является важнейшей добродетелью и нравственной нормой человека. Брать пример с античных Олимпийских игр советовали Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, Фридрих Шиллер, Михаил Ломоносов, Иероним Меркуриалис, другие выдающиеся деятели своего времени [27].
В некоторых странах традиции проведения древних Олимпийских игр находили практическое применение. Истории известно несколько примеров проведения Игр, подобных древнегреческим, в рамках одного государства. Первопроходцем в этом важном деле оказался Роберт Довер (Англия). В 1604 г. он впервые провел соревнования среди молодежи по образу древних олимпийских игр. Эти состязания вошли в историю под названием «Готсволдские игры» по месту, где они были организованы. В программу соревнований у Готсволдских холмов входили фехтование на рапирах, саблях и шпагах, борьба, игра в футбол (суль), метание молота, конные скачки, шахматы и другие игры и забавы. «Олимпийские игры у Готсволдских холмов» упоминает и Уильям Шекспир в «Виндзорских кумушках». Игры капитана Роберта Довера проводились более тридцати лет и прекратились лишь после его смерти в 1641 г [11].
В последующее время подобные соревнования по типу античных Олимпийских игр проводились в Германии, Швеции, США, Канаде, Греции. В каждой стране Игры имели свои особенности в организации, содержании или названии. Например, в 1845 г. в Канаде состоялись «Монреальские олимпийские игры». Так постепенно в мире созревала почва для того, чтобы разрозненные национальные Игры могли перерасти в Игры международные, что и было осуществлено в конце XIX в. Со времени завершения древних Олимпийских игр (394) прошло ровно полторы тысячи лет, прежде чем в 1894 г. был создан Международный олимпийский комитет (МОК) и стали проводиться (с 1896 г.) современные Олимпийские игры. Оба эти события – создание МОК и проведение Олимпийских игр современности – непосредственно связаны с именем французского общественного деятеля, педагога и просветителя барона Пьера де Кубертена (1863-1937). Он родился в аристократической семье, получил блестящее образование, увлекался литературой, историей, педагогикой, социологией. По своему мировоззрению Кубертен был убежденным демократом, противником милитаризма, религиозной и расовой дискриминации в спорте. Он много внимания уделял проведению реформ в области образования и воспитания молодежи. Ряд лет Кубертен занимал пост секретаря Спортивного союза Франции. Он являлся автором многочисленных работ по проблемам спорта и физического воспитания. Общеизвестна его «Ода спорту», удостоенная Золотой медали на посвященном Играм V Олимпиады конкурсе искусств в 1912 г [23].
В своих публичных выступлениях в 1889 г., особенно в 1892 г., Кубертен убедительно говорил о необходимости организации игр по подобию тех, что проводились в Древней Греции. Придя к выводу, что решить эту проблему в условиях одной страны невозможно, Кубертен выдвинул идею интернационализации спорта. С этой целью он посетил многие страны, вел активную переписку с руководителями спортивных клубов, союзов, университетов, подготавливая почву для созыва международного спортивного конгресса. Значение деятельности Кубертена в развитии международного спортивного и олимпийского движения трудно переоценить. Ему принадлежит большая роль в разработке теоретических, организационных и идейных принципов современного олимпийского движения. Его начинания нашли широкую поддержку деятелей спортивного движения многих стран мира. Неутомимая деятельность Кубертена дала положительные плоды [17].
Первый Международный атлетический конгресс состоялся в июне 1894 г. в парижском университете – Сорбонне. Впоследствии этот конгресс был назван I Олимпийским конгрессом. На Конгрессе присутствовали представители 12 стран (21 страна прислала письменные согласия). Из крупных стран лишь Германия отказалась принять участие в этом Конгрессе: ее военные круги враждебно относились к пацифистским идеям Олимпийских игр, провозглашенным их организаторами. На конгрессе обсуждались четыре основных вопроса: любительство и профессионализм в спорте; возобновление Олимпийских игр; программа и очередность проведения Игр; состав Международного олимпийского комитета. 23 июня 1894 г. Конгресс принял решение создать Международный олимпийский комитет, в который вошли представители Греции, Франции, России, Англии, США, Швеции, Венгрии, Чехии, Италии, Бельгии, Аргентины, Новой Зеландии. Первым президентом МОК стал грек Деметриус Викелас (1894-1896). Затем этот пост занял Пьер де Кубертен, который возглавлял МОК до 1925 г. (последние 12 лет своей жизни он оставался почетным президентом МОК). На Конгрессе была утверждена Олимпийская хартия, определившая основные правила проведения Олимпийских игр, цели и задачи МОК. Многие положения Хартии тех лет носили антидемократический характер. Прежде всего это относилось к принципам формирования МОК, предусматривающим пожизненное избрание его членов и ограничение представительства национальных олимпийских комитетов и международных федераций в его составе. Хартия изолировала профессионалов от участия в Олимпийских играх. Но в ней указывалось, что участником Олимпийских игр может быть спортсмен, который не имел никакого вознаграждения (включая сохранение заработной платы) за время, потраченное на подготовку к соревнованиям и участие в них. Такое определение любительства фактически отстраняло спортсменов из малообеспеченных слоев населения от участия в Олимпийских играх. «Чистыми олимпийцами» могли быть только выходцы из состоятельных семей [13].
Итоги работы I Международного атлетического конгресса имели исключительное значение для последующего развития всего олимпийского движения. Особенно важную роль сыграли постановления Конгресса, которые решили три основные проблемы:
– создание МОК, который на протяжении всего XX в. выполнял главную роль в олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх;
– принятие Олимпийской хартии, основная концепция которой, разработанная Пьером де Кубертеном, на протяжении всего XX в. служила своеобразной конституцией олимпийского движения;
– возрождение Олимпийских игр, ставших в XX в. основным стимулом развития спорта среди людей разных возрастов и профессий. Эти триединые составляющие и определили олимпийское движение как феномен XX в [27].