Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 18:54, реферат
Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека [13].
Устойчивое развитие любого государства возможно только при условии здорового населения. В Республике Беларусь демографическая структура населения ухудшается. В частности, за последние годы доля детей до 15 лет снизилась с 27,6 до 23,5%. Если в 1985 г. число детей было больше количества пожилых людей (старше 60 лет) на 69,7%, то к началу 2012 г. – только на 12,7% . Численность сельских детей в общей структуре населения за последние 25 лет сократилась почти в 2 раза и составляет лишь 28%. В некоторых районах доля молодежи не превышает 3-6% [22].
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОЛИМПИЗМА
5
1.1 Зарождение олимпизма
5
1.2 Возрождение забытых олимпийских традиций
11
ГЛАВА 2. ОЛИМПИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
15
2.1 Суть олимпийского образования школьников
15
2.2 Формы и методы олимпийского воспитания
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28
На конгрессе в Париже было решено Игры I Олимпиады Нового времени провести в Афинах. При выборе этого города в первую очередь учитывалось стремление организаторов возвратиться к истокам античных традиций. Поэтому и первым президентом МОК был избран представитель Греции Деметриус Викелас [6].
Таким образом, родиной олимпийских агонов является Древняя Греция. Олимпия постепенно становится одним из крупных культовых центров Греции. Поначалу все ритуальные обряды в Олимпии совершались у алтаря богини Геры. В Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений, на которых проводились подготовка атлетов и спортивные состязания, к этому комплексу относились: стадион, ипподром, гимнасий и палестра. К эпохе Возрождения относятся первые попытки восстановления в памяти людей традиций древних олимпийских праздников, сочетавших в своей основе воспитание воли, ума и тела человека. В 1894 г. был создан Международный олимпийский комитет (МОК) и стали проводиться (с 1896 г.) современные Олимпийские игры.
ГЛАВА 2
Олимпийское воспитание школьников
2.1 Суть олимпийского образования школьников
Олимпийское образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленное на усвоение знаний об олимпийских идеалах, принципах и традициях [1].
Цель олимпийского образования – приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Приобщение детей к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям [21].
В последние десятилетия Олимпийские игры превратились в фактор всемирного значения, привлекающий внимание народов, правительств, политических партий, молодежных и других организаций, а также общественных и политических деятелей. В русле олимпийского движения находят свое воплощение гуманные идеи сотрудничества, дружбы и мира между народами. Все народы мира высоко оценивают и горячо поддерживают идеи олимпизма, провозглашенные в Олимпийской Хартии. С уничтожением государственных общественных институтов воспитания молодежи (комсомола, пионерии) в нашей стране образовался вакуум, и никто не занимается воспитанием молодежи. Поэтому в настоящее время появились огромные возможности для осуществления олимпийского воспитания подрастающего поколения на идеалах олимпизма [16].
В последние годы во многих странах мира большое внимание уделяется проблемам олимпийского воспитания детей. В Республике Беларусь на сегодня созданы все предпосылки для проведения олимпийского воспитания в школах. Однако осуществлять олимпийское воспитание в школе надо в первую очередь конкретными лицами, которые использовали бы накопленный богатый материал по олимпийскому движению [7].
Самой доступной формой в школе для проведения олимпийского воспитания являются классные часы, проводимые еженедельно классными руководителями или один раз в две недели. В классные часы можно включать олимпийскую тематику. Если все классные руководители средних и старших классов проведут по одной беседе на олимпийскую тематику в четверть, это уже будет четыре беседы, которые раскроют некоторые аспекты олимпийского движения. Значительный вклад могут внести студенты академий и институтов физической культуры, факультетов физической культуры на педпрактике, проведя по две беседы по олимпийскому движению в классные часы. На них же должны выступать с докладами, беседами учителя физической культуры. Действенной формой олимпийского воспитания являются викторины (стенды) по олимпийской тематике, которые оформляются в школе или в классах, где используются фотографии олимпийских чемпионов, их достижения или вырезки из спортивных журналов и газет по отдельным играм. Популярной формой являются конкурсы на знатока истории Олимпийских игр, проводимые в школе среди одинаковых классов. Здесь заранее дается обширный перечень вопросов (не менее 10-20) из истории Олимпийских игр и олимпийского движения, дается время на подготовку учащихся. Включаются в работу школьные и городские библиотеки, которые организуют выставки, витрины литературы по олимпийскому движению. Конкурсы расширяют кругозор учащихся. Кроме того учащиеся углубляют знания в области истории, географии и других учебных предметов [21].
Эффективной формой олимпийского воспитания
являются "олимпийские классы", где
предполагается не только значительный
курс знаний по истории олимпийского движения,
но и проводятся занятия соревновательно-игрового
характера для воспитания "рыцарских" привычек
соревновательной деятельности. Каждый
учитель физической культуры может вести
на протяжении учебного года один "олимпийский
класс". В годы проведения летних и зимних
Олимпийских игр действенной формой олимпийского
воспитания учащихся являются спортивные
Олимпиады. Такие Олимпиады можно проводить
летние и зимние. Их можно сделать традиционными.
Если они будут проводиться в каждый олимпийский
год. Организуют их учителя физической
культуры с привлечением городского актива
и классных руководителей. Такие Олимпиады
воспитывают у учащихся физические и морально-волевые
качества, содействуют интернационально-
Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что из нее, как правило, выхватываются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы. Охарактеризуем кратко основные блоки этой системы. Прежде всего можно выделить три тесно связанные между собой, но все же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у детей: а) определенной системы знаний; б) определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.; в) определенной системы способностей, умений и навыков. Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используется термин “спортивно-рекордистское”. Оно занимает важное место в работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д. [21].
Учитывая важную роль и значение спортивно-рекордистского направления олимпийского образования, ошибочно сводить к этому все его содержание, что, к сожалению, наблюдается довольно часто. Ошибочно потому, что современное олимпийское движение имеет (по крайней мере по замыслу его основателя Пьера де Кубертена) ярко выраженную гуманистическую ориентацию, призвано содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей. Поэтому целью педагогической деятельности в рамках олимпийского движения должно быть гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными природой этого движения, его связью со спортом. Следовательно, она должна носить “спортивно-гуманистический” характер, будучи направлена на формирование у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют [20].
Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения – формирование у детей не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.). Опираясь на этот общий подход к пониманию педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, охарактеризуем более конкретно ее цели и задачи. В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:
1) об олимпийских играх и
2) о спорте, его разновидностях,
о средствах и методах
3) о гуманистическом, социально-культурном
потенциале спорта, о его роли
в здоровом образе жизни
4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.
В трактовке (и практической реализации) образовательных задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения допускаются две крайности. Первая из них состоит в весьма широком толковании этих задач, когда к ним относят практически все задачи, так или иначе связанные с областью спорта, со спортивной тренировкой, с формированием физической культуры, физическим воспитанием, сохранением и укреплением здоровья человека и т.д. При такой трактовке олимпийское образование утрачивает какую-либо специфику, совпадает с задачами физического воспитания, спортивной тренировки и т.д. Другая крайность состоит в слишком узком истолковании упомянутых задач, в сведении их лишь к задаче формирования знаний об олимпийских играх и олимпийском движении [21].
Ошибочно цели и задачи педагогической деятельности в рамках олимпийского движения сводить лишь к формированию у детей определенных знаний. Информационная работа должна занимать важное место в этой деятельности. Однако самое главное состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийского движения не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь. В этом плане (с точки зрения мотивации) в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей:
– интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;
– такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.;
– потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.;
– интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению;
– желания участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»);
– ориентации не просто на односторонне (лишь в плане физической подготовки или спортивного мастерства) развитого спортсмена, рекордсмена, а на такого разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: “Возвышенный дух в развитом теле!”;
– стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;
– гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний (чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности) и т.д. [1].