Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель: выявление организационно-методических особенностей урока урочных форм физической культуры в малокомплектной школе.
Задачи:
1. изучить организационно-методические особенности урочных форм физического воспитания.
2. выполнить сравнительный анализ урока физической культуры в основной общеобразовательной школе и малокомплектной школе.
3. выявить изменения, происходящие на уроке физической культуры, способствующие эффективной физкультурной деятельности учащихся с учетом организационно-методических особенностей.
Введение…………………………………………………….......................3
Глава 1. Теоретический анализ научно–методической литературы по проблеме урока физической культуры в малокомплектной школе………………………………………………………………………………5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2 Педагогическая периодизация, как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста…………………7
1.3 Малокомплектная школа……………………………………………..11
1.4 Особенности уроков в малокомплектной школе…………………...13
1.5 Основные способы организаций занятий…………………………...23
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………….……27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирская
Факультет специальной педагогики и психологии
Кафедра физической культуры и методики
Специальность: 050720 физическая
культура
физической культуре
Форма обучения: заочная
Курс: 3
Бухарова Яна Валерьевна
Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе
Пружинин К.Н.
Защищена с оценкой_____________________
Оглавление
Введение……………………………………………………..
Глава 1. Теоретический анализ
научно–методической литературы по
проблеме урока физической культуры в
малокомплектной школе…………………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей школьного возраста…………………………………………………………
1.2 Педагогическая периодизация, как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста…………………7
1.3 Малокомплектная школа……………………………………………..11
1.4 Особенности уроков в малокомплектной школе…………………...13
1.5 Основные способы организаций занятий…………………………...23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность: Сельская малокомплектная школа - весьма специфическое явление на образовательной карте России. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но школа, будь то она полнокровно сельская, городская или школа-гигант, решает одни и те же учебное - воспитательные задачи, разве что учителя вынуждены порой объединять классы. Поэтому попытки существенно улучшить качество образования в малочисленной школе не привели пока к эффективному результату. Поскольку малокомплектные школы в основном расположены в деревнях, то их основной проблемой является отсутствие учебных пособий и в особенности разнообразных средств обучения, наглядности. Применение разнообразных способов и методов ведения уроков в малокомплектной школе очень важно. Урок является основной формой организации учебного процесса в современной школе. Он представляет собой более или менее законченный отрезок.
Так как в школе может быть различный возраст учеников, их малое количество задача учителя состоит в том, чтобы найти подход ко всем детям на уроке, даже если у них различный возраст. Из-за плохой материальной базы учителю приходиться применять различные методы ведения уроков, чтобы выдать весь материал, предусмотренный государственным стандартом.
По данной теме
печатается большое количество разнообразных
путей выхода из данной ситуации. Предлагаются
самые разнообразные пути выхода.
В данной курсовой рассмотрены организационно-
Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но школа, будь то она полнокровно сельская, городская или школа-гигант, решает одни и те же учебное - воспитательные задачи, разве что учителя вынуждены порой объединять классы. Поэтому попытки существенно улучшить качество образования в малочисленной школе не привели пока к эффективному результату.
Цель: выявление организационно-методических особенностей урока урочных форм физической культуры в малокомплектной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс физической культуры в малокомплектной школе.
Предмет исследования: организационно-методические особенности урока физической культуры в малокомплектной школе.
Задачи:
1. изучить организационно-методические особенности урочных форм физического воспитания.
2. выполнить сравнительный анализ урока физической культуры в основной общеобразовательной школе и малокомплектной школе.
3. выявить изменения, происходящие на уроке физической культуры, способствующие эффективной физкультурной деятельности учащихся с учетом организационно-методических особенностей.
Проблема: во влиянии организационно-методических особенностей на проведение урока физической культуры в малокомплектной школе.
Гипотеза: если реализовывать организационно-методические особенности на уроках физической культуры в малокомплектной школе, то данные уроки будут проходить более эффективно.
Глава 1. Теоретический анализ научно- методической литературы по проблеме урока физической культуры в малокомплектной школе
Физическое, психологическое развитие ребёнка начала младшего школьного возраста. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырёхлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 лет до 9-10 лет.
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определённые осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку, физиологический кризис не столь отягощает, сколько напротив способствует усиленной адаптации ребёнка к новым условиям. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются различия и в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые учёные приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той партой сидят дети разного возраста; в среднем мальчики моложе девочек на год, полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте». На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения, количественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребёнка: он начинает манерничать, кривляться, бросаться в глаза демонстративностью. Всё это производит впечатление странного, немотивированного поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестаёт следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения.
Учебная деятельность младших школьников регулируется сложной многоуровневой системой мотивов. Мотивы учебной деятельности, ради чего школьники учатся. У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие «внутреннюю позицию школьника», связанную с потребностью ребёнка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьёзную, общественно значимую деятельность: «Хочу ходить в школу», «Хочу учиться в школе, как старшие». На первых порах пребывания в школе эти мотивы в сочетании с достаточно выраженными познавательными интересами способны обеспечить включение ребёнка в освоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней [7, с. 143].
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры, мягкий и твёрдый знак, но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое.
Внимание школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка начальной школы подчинён воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребёнка постоянных упражнений в произвольном внимании волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности [8, с. 36].
В школьный возраст ребёнок вступает с относительной слабой функцией интеллекта. В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарь нынешних четырёхклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребёнка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.
1.2 Педагогическая периодизация, как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста
Уже в глубокой древности понимали взаимосвязь возраста и физического, умственного развития. Эта истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень развития физического, психологического, социального.
Для правильного управления процессами развития появилась необходимость классифицировать периоды человеческой жизни.
Периодизация
основывается на выделении возрастных
особенностей. Возрастными особенностями
называются характерные для определенного
периода жизни анатомо-
В современной
науке приняты следующие
Психологическая
1.Школьный возраст (6-11 л). 1.Младший школьный возраст (6-10 л).
2.Пубертатный период (11-15л). 2.Средний школьный возраст (10-15 л).
3.Юношеский период (15-20 л). 3.Старший школьный возраст (15-18 л).
Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает воспитание.
Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям. С возрастом изменяются отношения растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, потому что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Игнорирование или отрицание природных ступеней развитие неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики.
«Только в школьном возрасте появляются у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо более индивидуализированным существом». [2, c.165]. То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя сторонами одного и того процесса, и нельзя, думается нам, привести более веское доказательство в пользу одного из основополагающих принципов – учета возрастных особенностей. Тут будет уместно отметить проблему неравномерности развития, отклонений от физических и духовных закономерностей в ту или иную сторону. К ним же и относится акселерация – ускоренное физическое развитие в детском и подростковом возрасте. Среди основных причин акселерации можно назвать следующие: общие темпы ускорения жизни, улучшения условий жизни, повышения качества питания и медицинского обслуживания. Указываются и другие причины - радиоактивное загрязнение окружающей среды обитания, ведущие на первых порах к ускорению роста, а со временем к ослаблению генофонда и развитию различных патологий. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.
«Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Рассмотрение изолированно этих двух факторов не обеспечит достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания» [7, с.122].
Опираясь на все перечисленные аспекты, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обуславливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.