Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление организационно-методических особенностей урока урочных форм физической культуры в малокомплектной школе.

Задачи:

1. изучить организационно-методические особенности урочных форм физического воспитания.

2. выполнить сравнительный анализ урока физической культуры в основной общеобразовательной школе и малокомплектной школе.

3. выявить изменения, происходящие на уроке физической культуры, способствующие эффективной физкультурной деятельности учащихся с учетом организационно-методических особенностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….......................3

Глава 1. Теоретический анализ научно–методической литературы по проблеме урока физической культуры в малокомплектной школе………………………………………………………………………………5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста…………………………………………………………………………….5

1.2 Педагогическая периодизация, как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста…………………7

1.3 Малокомплектная школа……………………………………………..11

1.4 Особенности уроков в малокомплектной школе…………………...13

1.5 Основные способы организаций занятий…………………………...23

Заключение………………………………………………………………..26

Список литературы………………………………………………….……27

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Учащиеся старших  классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так  как они ежедневно в одно и  то же время находятся в одной  классной комнате.

Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.

Наши учащиеся в малокомплектных начальных  школах получают полноценные знания, так как после окончания малокомплектных школ они продолжают обучение в других школах района, области, вливаясь в другой коллектив. А также продолжают дальнейшее обучение в техникумах, вузах.

Как форма обучения урок имеет следующие признаки:

• точно установленную продолжительность (обычно это отрезок времени в 40-45 мин, а в начальных классах он может составлять 30—35 мин);

• в каждой школе имеется твердое расписание уроков;

• на каждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно одного возраста и состава;

• учитель осуществляет четкое планирование урока для решения образовательных задач;

• на уроке применяются различные методы и средства обучения, использование которых зависит от поставленных задач.

Урок решает конкретные задачи каждого отдельно взятого временного отрезка учебного процесса, но одновременно он является маленькой частью учебного предмета, темой конкретной программы, поэтому решает те цели, которые стоят в данный момент перед ним. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя  к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический  материал, свободно ориентируется в  своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания и т.д. Для успешной подготовки урока, подчеркнем еще раз, важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

При подготовке к уроку очень важно подобрать  соответствующий программный материал для всех трех частей урока: подготовительной, основной и заключительной. Сначала подбирается материал для основной части, так как именно в ней решаются ведущие учебные задачи, а затем для вводной и заключительной [5, c. 78].

Программы для  начальных классов по предмету «Физическая  культура» состоят из следующих разделов: «Теоретические сведения», «Гимнастика», «Подвижные игры», «Лыжная подготовка» и «Легкая атлетика». В каждый раздел включены однотипные для всех трех классов упражнения и игры, но с различной сложностью и дозировкой их выполнения. При подготовке к уроку учитель подбирает соответствующий программный материал и дифференцирует его по классам. При включении в основную часть урока любого материала (прыжки, упражнения с малыми мячами, метание и т. д.) необходимо учитывать, что в этой части урока, как правило, изучается новый материал и проводятся упражнения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения.

Отдельные разделы  программы выполняются последовательно  на протяжении ряда уроков. Так, прыжки в длину, метание в цель проходят в течение 6—9 уроков. Такая система прохождения программного материала обеспечивает наибольший успех в обучении тому или иному двигательному умению и закреплению его в прочный навык.

Учитель никогда  не должен забывать, что планирование — процесс творческий, что в  план всегда можно внести коррективы с учетом тех возможностей, которыми располагает учитель в данное время [6, c. 54].

После того как  учитель определил конкретные задачи урока, подобрал соответствующий программный  материал для совместной и индивидуальной работы учеников, он составляет план урока. В плане должно быть зафиксировано содержание урока, по каким видам упражнений будет проведена проверка знаний и умений, какие виды упражнений предназначены для самостоятельной работы, место проведения занятий, перечень учебных пособий. Решая вопрос о месте занятия, нельзя исключать того, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в помещение. Учитель должен быть готов к этому и предусмотреть другой вариант проведения урока. Например, прыжки с высоты, метание в цель, упражнения с малыми мячами, гимнастическими палками и набивными мячами, разучивание поворотов и другие виды можно проводить в классной комнате.

Учитель малокомплектной  школы работает в сложных условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, по учебным программам разных классов (I—III). Кроме того, в большинстве таких школ нет физкультурных залов или соответствующих приспособленных помещений. Поэтому работу нужно начать с подготовки материально-технической базы. Особенности материальной базы малокомплектной школы заключается в нехватке инвентаря, поэтому вполне доступно в малокомплектной школе оборудование простейшей спортивной площадки с беговой дорожкой, с ямами для прыжков в высоту и длину, площадки для игр. Следует построить также и гимнастический городок: установить бревно для равновесия, гимнастическую стенку, приобрести канат и шест для лазанья. Желательно, чтобы площадки были обсажены деревьями и кустарниками.

В оборудовании площадки вместе с родителями и шефами должны участвовать дети. Они охотно помогут взрослым расчистить, выровнять  и разметить беговую дорожку  и площадку для игр, засыпать песком ямы для прыжков, посадить деревья, кустарники, цветы. Зимой для устройства снежных горок и мест для катания па санках и лыжах также следует привлекать самих детей.

Цель каждого  урока должна отличаться конкретностью. Учитель точно должен знать, какими средствами он будет пользоваться, чтобы достичь поставленной цели, а также не забывать про конкретные дидактические задачи. Часто бывает так, что перед учителем стоят очень сложные цели, поэтому, чтобы добиться положительного результата, он должен решить три основные задачи:

• помочь вспомнить учащимся те знания, умения и навыки, которые связаны с данной темой урока;

• дать учащимся новые понятия и научить их новым способам действия;

• позволить учащимся самостоятельно применить знания и опыт деятельности с целью формирования у них нового познавательного опыта, новых знаний, умений и навыков.

Для проведения занятий учителя однокомплектных  школ обычно делят учащихся на две  группы (в одной — ученики I и II классов, в другой — III и IV классов) или  на четыре (по классам). Одной - двум группам  учитель дает задание для самостоятельной работы, с одной (двумя) занимается сам.

Возможен такой  вариант: ученики III класса приходят в  школу ко второму уроку, занимаются со всеми учащимися три последующих  урока, а затем проводится урок физкультуры  только для учеников III класса. Это дает возможность разучивать с ними новый материал [3, c. 37].

Очень важно, чтобы  ученики видели своего учителя во время изложения материала. Поэтому  лучше, если он будет стоять на одном  месте, а не расхаживать по классу. К тому же для установления необходимого контакта с классом сам учитель должен видеть всех школьников. Так ему будет легче удерживать их внимание. Одновременно он сможет видеть, успевают ли они усваивать излагаемый материал. Не менее важны мимика и жесты учителя. Для лучшего усвоения темы необходимо поделить ее на смысловые части и после каждой делать обобщающие выводы и подводить итоги. Очень полезно для усвоения материала повторение того, что сказал учитель, но своими словами. Если внимание класса чем-то отвлечено, не помешает делать паузы. Для сохранения внимания прекрасным способом является повышение и понижение голоса. Во время изложения материала учитель может задавать риторические вопросы [9, c. 88].

Наиболее рациональным вариантом - это построение по классам  с небольшим интервалом между ними, тогда учителю легче контролировать действия детей и регулировать физическую нагрузку. Вначале предлагается упражнение для мышц верхнего плечевого пояса, затем для мышц спины и брюшного пояса. Использование физкультурного инвентаря вносит не только интерес и разнообразие, но позволяет развить мелкую мускулатуру мышц. Кроме этого дети знакомятся с различными свойствами предметов, формой, цветом и т.д.

Целесообразно с первых уроков научить детей  всех возрастов самостоятельно брать  мелкий инвентарь, а по окончании убирать его на место.

При обучении основными  видами движений в малочисленной  школе могут применяться различные  методы организации и их сочетания. Например, использовать фронтальный  метод. Он позволяет добиваться наибольшей плотности занятий, что увеличивает двигательную активность детей. В работе с учащимися малочисленной школы наиболее удачный поточный способ. Первым потоком выполняется с участием 3-4 классов, а затем выполняют младшие дети. При таком потоке возможность дифференцированного подхода в обучении учащихся разного возраста. Один или два класса занимаются самостоятельно, выполняя упражнения по повторению и закреплению пройденного, а учащиеся другого класса обучаются новым упражнениям. По мере необходимости учитель отдельно занимается то с одним, то с двумя классами для усвоения наиболее сложных разделов программы. Групповой метод используется, как правило, в основной части урока. При проведении подвижных игр происходит не только повторение и закрепление, но и значительное выполнение эмоций. Проводить игры в малочисленной школе сложно. Предложенные учителем варианты должны быть детям доступны и понятны. При проведении эстафет с бегом и прыжками для младших детей уменьшают дистанцию, для старших увеличивают высоту.

Заключительная  часть урока - приведение организма детей в относительное, спокойное состояние. Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществить обучение в соответствии с требованиями школьной программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно. При проведении уроков физической культуры учителю необходимо соблюдать правила безопасности для предупреждения травм. Если занятия проводятся в зале, то надо проследить, чтобы пол был не только чистым, но и сухим. Спортивная площадка для занятия подвижными играми должна быть очищена. Как показано на практике дети младшего возраста не всегда могут соразмерить свои возможности, связанные с физической нагрузкой при переносе и подъёме тяжестей, что может привести к травмам и появлению нежелательных последствий [1, c. 23].

 

    1. Основные способы организации занятий

 

Фронтальный способ организации занятий (одновременное  выполнение упражнений всеми учащимися) применяется при изучении большинства  упражнений, предусмотренных учебной  программой: гимнастические построения и перестроения, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, метание, передвижение на лыжах и др. Этот способ используется в ходе выполнения простых, не требующих страховки заданий. Фронтальный способ обеспечивает большую плотность урока, многократное повторение движений позволяет учителю одновременно следить за действиями всех учеников, но затрудняет индивидуальный контроль.

Поточный способ (поочередное выполнение упражнений, когда один ученик закончил задание, другой приступает к нему) применяется для выполнения прыжков с высоты и в высоту, упражнений в равновесии, акробатических упражнений, при подъемах и спусках с гор на лыжах и т. д. Чем больше потоков, тем выше плотность урока.

Посменный способ применяется при проведении занятий  в тесном помещении и при недостатке учебных пособий. В этих случаях вес классы получают одно и то же задание, но выполняют его по очереди, сменами. Например, ученики I класса выполняют метание в цель, II — собирают мячи, III — отмечают ошибки метающих, а ученики IV класса готовятся сменить метающих мяч первоклассников.

Групповой способ наиболее удобен для учителя малокомплектной  школы, но требует хорошей подготовки помощников учителя (физоргов). Каждая группа-класс, получив задание, работает отдельно под руководством физорга. Например, первоклассники повторяют комплекс упражнений с малыми мячами по карточкам-заданиям, группа второклассников выполняет упражнение с мячом на гимнастической скамейке, третьеклассники упражняются на бревне, учащиеся IV класса играют в «Бой петухов». Или, например: ученики I класса упражняются с длинной скакалкой; II — выполняют кувырок; III — занимаются на бревне. Учитель осуществляет общий контроль и страховку в наиболее опасных видах упражнений, в данном случае, т.е. бревне.

Индивидуальный способ применяется в тех случаях, когда отдельные ученики занимаются по карточкам. Этот способ во многом помогает учителю работать с отстающими [12, c. 19].

В условиях малокомплектной  школы учитель иногда сочетает на уроке ряд способов: индивидуальный и групповой, поточный и групповой и т. д.

Таким образом  по методическим особенностям мы можем  увидеть различия между малокомплектной  школой и общеобразовательной, какие  плюсы и минусы проведения уроков могут существовать у малокомплектной  школы.

Плюсы и минусы малокомплектной школы:

Плюсы для ученика:

1. Доброжелательная  атмосфера.

2. Повышенное  внимание учителя:

3. Возможность  сотрудничества с  учителем

4. Неизбежный  контроль;

 Плюсы для учителя:

  1. Интенсивное  педагогическое общение.

  2. Знание  психологии каждого ученика.

  3. Доверительные  отношения с учениками.

  4. Полнота  учебного контроля.

  5. Возможность  диагностики причин затруднений  у учащихся и своих  ошибок.

  6. Индивидуализация  учебной деятельности.

 Минусы для учителя:

    1. Необходимость ежедневно готовиться к урокам по разным предметам в   разных  классах.

Информация о работе Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе