Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление организационно-методических особенностей урока урочных форм физической культуры в малокомплектной школе.

Задачи:

1. изучить организационно-методические особенности урочных форм физического воспитания.

2. выполнить сравнительный анализ урока физической культуры в основной общеобразовательной школе и малокомплектной школе.

3. выявить изменения, происходящие на уроке физической культуры, способствующие эффективной физкультурной деятельности учащихся с учетом организационно-методических особенностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….......................3

Глава 1. Теоретический анализ научно–методической литературы по проблеме урока физической культуры в малокомплектной школе………………………………………………………………………………5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста…………………………………………………………………………….5

1.2 Педагогическая периодизация, как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста…………………7

1.3 Малокомплектная школа……………………………………………..11

1.4 Особенности уроков в малокомплектной школе…………………...13

1.5 Основные способы организаций занятий…………………………...23

Заключение………………………………………………………………..26

Список литературы………………………………………………….……27

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Младший школьный возраст (6-10 лет).           

Этот возраст  – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его прежние занятия. В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Задачи школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.

Становление личности младшего школьника происходит под  влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения).

В этот период представляется больше возможностей для формирования

нравственных  качеств и положительных черт личности. Податливость и известная  внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым  пользуется учитель, создают благоприятные  предпосылки для формирования высоко моральной личности.

           Средний школьный возраст (10-15 лет).          

Средний школьный возраст – переход от детства  к юности, период «полуребенка- полувзрослого». У школьника подростка этот переход  связан с включением его в доступные  ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

           Старший школьный возраст (15-18 лет).          

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

1.3Малокомплектная школа

Малокомплектная школа – это школа, которая  имеет маленькую комплектацию, то есть малое количество учащихся [4, c. 7].

Малокомплектная школа имеет  много отрицательных моментов, но в тоже время большие преимущества. Материальная база в сельских школах, малочисленных, в подавляющем большинстве  не соответствует требованиям и  не обеспечивает нормальных условий для уроков физической культуры: отсутствуют спортивные залы, нехватка спортивного инвентаря и т.д. Поэтому рекомендуется заниматься на свежем воздухе, пришкольном участке.

Малокомплектная школа отличается от остальных небольшим количеством  учащихся. В ней организуют классы с малой наполняемостью, в которые входят ученики разного возраста. Такие школы обычно существуют в деревнях и селах, а также в поселках городского типа, в мелких же и крупных городах такой вид школ не распространен, потому что есть больше возможностей для создания школ с обычной комплектацией учащихся [14, c. 42].

Малокомплектные школы в  основном начальные, но среди них  попадаются и средние. В России существует несколько тысяч малокомплектных  школ. Для них характерна такая  особенность: один учитель одновременно работает не с одним, а с двумя или даже тремя классами. По своему укладу малокомплектные школы похожи на большие семьи, где учителя — это родители, а ученики — их дети. Поскольку учеников в таких школах очень мало, то учителя хорошо знают каждого из них, следовательно, могут применять к ним индивидуальные методы обучения.

В начальной малокомплектной  школе могут работать всего 1—2 учителя, поэтому на них возложено еще  много других обязанностей, кроме  непосредственных обязанностей учителя. Они сами могут формировать классы и подходят к этому процессу творчески, исходя из индивидуальных особенностей учеников и конкретных условий существования школы в данной местности.

При том условии, что в  школе работают 2 учителя, можно соединять учеников разных классов и с ними проводить урок. Поэтому, когда планируют расписание занятий, то стараются у этих классов одновременно ставить урок по одному предмету. Это позволяет в некоторых случаях вести уроки по одной теме. Например, если это урок литературы, то можно двум разным по возрасту классам представить материал об одном писателе. В других случаях сочетают разные по тематике и направленности уроки, например математику и рисование, русский язык и природоведение[4, c. 81]

Словом, в малокомплектной школе учитель должен уметь быстро и четко перестраиваться на работу с разными классами. Его задача — уметь так распределять свое внимание и время, чтобы он сам успевал объяснить новый материал обоим классам и чтобы ученики его поняли, а также не оставались без работы в то время, когда он занят другим классом. Поэтому лучше всего использовать комбинированный тип урока, потому что в его структуре присутствует большой объем самостоятельной работы в виде занятий с книгой и различных упражнений. Пока учитель объясняет материал одному классу, другой класс в это время выполняет небольшую самостоятельную работу, а потом наоборот.

Особенности такой самостоятельной  работы заключаются в том, что  она не требует внимания учителя  и выполняется учениками самостоятельно. А комбинированный урок помогает в течение одного занятия сделать несколько переходов от работы с учителем к самостоятельным занятиям и обратно.

Поскольку малокомплектные  школы в основном расположены  в деревнях, то их основной проблемой  является отсутствие учебных пособий и в особенности разнообразных средств обучения, наглядности. Поэтому учитель в основном сам обеспечивает своих учеников рабочим материалом, а также средствами обучения. Он создает рисунки, плакаты, карты и некоторые другие учебные пособия, необходимые для проведения урока и обеспечения лучшего результата знаний у учащихся.

 

    1.  Особенности уроков в малокомплектной школе

 

Малокомплектная школа - это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов.

Основной структурный  компонент малокомплектной школы - класс-комплект.

Оптимальным считается объединение  разновозрастных классов. Это традиционное, школы идущие на комплектование, опробованное многими поколениями учителей; такое объединение педагогически целесообразно, так как позволяет организовать самостоятельную работу старших, работу в переменных парах, высвобождая время учителя для младших, требующих усиленного внимания; учителю легче переключать свое внимание, не смешивать учебные программы; не снижать требований к старшим, приноравливаясь к младшим, что случается при смежном комплектовании. В целом выбор принципа объединения классов в комплект зависит от объективного (число учащихся каждого класса и число первоклассников) и субъективного факторов (отношения между учителями, стабильность школы и пр.).

Структура урока  в сельской малокомплектной школе  имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ. Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединенном классе - обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Наличие двух - трех классов определяет необходимость таких заданий; они входят составляющими практически в каждый этап урока.

Следующая особенность  состоит в зависимости объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом. В таких условиях самостоятельная  деятельность по существу носит неуправляемый  характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. По этой причине урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов - работы учащихся под руководством учителя (РУ) и самостоятельной деятельности школьников (СД): РУ -> СД-> РУ -> СД -> РУ.

Необходимость чередования работы учащихся под  руководством учителя и без этого  руководства требует жесткой  регламентации учебного времени, предъявляющей  учителю требование точнейшего, по минутам, расчета времени, необходимого для выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя.

Отличительной особенностью уроков в малокомплектной  школе является широкое использование  всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу.

Однако главная  и наиболее сложная по характеру  специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются  в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя.

В условиях занятий  нескольких классов функция учителя  заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его  выполнения, а после самостоятельной работы детей обобщает результаты наблюдений; то есть деятельность учителя распадается на два этапа - введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, и связанное единой целью - подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.

В малокомплектной  школе после объяснений приемов  использования новых знаний учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе.

Функцию руководства  учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью даваемых в определенной последовательности приемов работы.

Этап закрепления  в малокомплектной школе обязательно  должен завершиться коллективной проверкой правильности результатов[13, c. 40].

Труд учителя  в малокомплектной школе требует  творчества, одержимости, доброты и  сердечности, профессионализма и комплексности.

В сельской школе  любого учителя удерживает любовь к  детям, которые в маленьких деревеньках многим обделены.

Есть только школа - единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир  широко раскрытыми глазами.

Учебный процесс  в малокомплектной школе имеет  ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.

Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной  школе.

Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

Работа с  несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

1.Учитель вынужден  работать непосредственно с классом  половину (или менее) урока, а  в остальное время организовать  самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя  распределяется между двумя или  тремя классами;

3. При выполнении  самостоятельной работы дети  лишены возможности получить  немедленную помощь со стороны  учителя, так как учитель в  это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать  самостоятельно при наличии помех  со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной  школе учитель должен ежедневно  готовиться к 8, 12 урокам.

Но в работе учителя при одновременных занятиях с несколькими классами имеют  и свои преимущества по сравнению с работой с одним классом.

Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому  учитель умеет возможность в  течение урока опросить каждого  ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать  домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

Информация о работе Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе