Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель: выявление организационно-методических особенностей урока урочных форм физической культуры в малокомплектной школе.
Задачи:
1. изучить организационно-методические особенности урочных форм физического воспитания.
2. выполнить сравнительный анализ урока физической культуры в основной общеобразовательной школе и малокомплектной школе.
3. выявить изменения, происходящие на уроке физической культуры, способствующие эффективной физкультурной деятельности учащихся с учетом организационно-методических особенностей.
Введение…………………………………………………….......................3
Глава 1. Теоретический анализ научно–методической литературы по проблеме урока физической культуры в малокомплектной школе………………………………………………………………………………5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2 Педагогическая периодизация, как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста…………………7
1.3 Малокомплектная школа……………………………………………..11
1.4 Особенности уроков в малокомплектной школе…………………...13
1.5 Основные способы организаций занятий…………………………...23
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………….……27
Младший школьный возраст (6-10 лет).
Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его прежние занятия. В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Задачи школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения).
В этот период представляется больше возможностей для формирования
нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности.
Средний школьный возраст (10-15 лет).
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка- полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Старший школьный возраст (15-18 лет).
В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.
1.3Малокомплектная школа
Малокомплектная школа – это школа, которая имеет маленькую комплектацию, то есть малое количество учащихся [4, c. 7].
Малокомплектная школа имеет много отрицательных моментов, но в тоже время большие преимущества. Материальная база в сельских школах, малочисленных, в подавляющем большинстве не соответствует требованиям и не обеспечивает нормальных условий для уроков физической культуры: отсутствуют спортивные залы, нехватка спортивного инвентаря и т.д. Поэтому рекомендуется заниматься на свежем воздухе, пришкольном участке.
Малокомплектная школа отличается
от остальных небольшим
Малокомплектные школы в
основном начальные, но среди них
попадаются и средние. В России существует
несколько тысяч
В начальной малокомплектной школе могут работать всего 1—2 учителя, поэтому на них возложено еще много других обязанностей, кроме непосредственных обязанностей учителя. Они сами могут формировать классы и подходят к этому процессу творчески, исходя из индивидуальных особенностей учеников и конкретных условий существования школы в данной местности.
При том условии, что в школе работают 2 учителя, можно соединять учеников разных классов и с ними проводить урок. Поэтому, когда планируют расписание занятий, то стараются у этих классов одновременно ставить урок по одному предмету. Это позволяет в некоторых случаях вести уроки по одной теме. Например, если это урок литературы, то можно двум разным по возрасту классам представить материал об одном писателе. В других случаях сочетают разные по тематике и направленности уроки, например математику и рисование, русский язык и природоведение[4, c. 81]
Словом, в малокомплектной школе учитель должен уметь быстро и четко перестраиваться на работу с разными классами. Его задача — уметь так распределять свое внимание и время, чтобы он сам успевал объяснить новый материал обоим классам и чтобы ученики его поняли, а также не оставались без работы в то время, когда он занят другим классом. Поэтому лучше всего использовать комбинированный тип урока, потому что в его структуре присутствует большой объем самостоятельной работы в виде занятий с книгой и различных упражнений. Пока учитель объясняет материал одному классу, другой класс в это время выполняет небольшую самостоятельную работу, а потом наоборот.
Особенности такой самостоятельной
работы заключаются в том, что
она не требует внимания учителя
и выполняется учениками
Поскольку малокомплектные школы в основном расположены в деревнях, то их основной проблемой является отсутствие учебных пособий и в особенности разнообразных средств обучения, наглядности. Поэтому учитель в основном сам обеспечивает своих учеников рабочим материалом, а также средствами обучения. Он создает рисунки, плакаты, карты и некоторые другие учебные пособия, необходимые для проведения урока и обеспечения лучшего результата знаний у учащихся.
Малокомплектная школа - это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов.
Основной структурный
компонент малокомплектной
Оптимальным считается объединение разновозрастных классов. Это традиционное, школы идущие на комплектование, опробованное многими поколениями учителей; такое объединение педагогически целесообразно, так как позволяет организовать самостоятельную работу старших, работу в переменных парах, высвобождая время учителя для младших, требующих усиленного внимания; учителю легче переключать свое внимание, не смешивать учебные программы; не снижать требований к старшим, приноравливаясь к младшим, что случается при смежном комплектовании. В целом выбор принципа объединения классов в комплект зависит от объективного (число учащихся каждого класса и число первоклассников) и субъективного факторов (отношения между учителями, стабильность школы и пр.).
Структура урока в сельской малокомплектной школе имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ. Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединенном классе - обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Наличие двух - трех классов определяет необходимость таких заданий; они входят составляющими практически в каждый этап урока.
Следующая особенность состоит в зависимости объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом. В таких условиях самостоятельная деятельность по существу носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. По этой причине урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов - работы учащихся под руководством учителя (РУ) и самостоятельной деятельности школьников (СД): РУ -> СД-> РУ -> СД -> РУ.
Необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени, предъявляющей учителю требование точнейшего, по минутам, расчета времени, необходимого для выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя.
Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу.
Однако главная
и наиболее сложная по характеру
специфическая особенность
В условиях занятий нескольких классов функция учителя заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей обобщает результаты наблюдений; то есть деятельность учителя распадается на два этапа - введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, и связанное единой целью - подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.
В малокомплектной школе после объяснений приемов использования новых знаний учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе.
Функцию руководства учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью даваемых в определенной последовательности приемов работы.
Этап закрепления
в малокомплектной школе
Труд учителя
в малокомплектной школе
В сельской школе любого учителя удерживает любовь к детям, которые в маленьких деревеньках многим обделены.
Есть только школа - единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами.
Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.
Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной школе.
Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.
Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):
1.Учитель вынужден
работать непосредственно с
2. Внимание учителя
распределяется между двумя
3. При выполнении
самостоятельной работы дети
лишены возможности получить
немедленную помощь со стороны
учителя, так как учитель в
это время занят другим
4. Учащиеся должны,
а вернее вынуждены работать
самостоятельно при наличии
5. В малокомплектной
школе учитель должен
Но в работе
учителя при одновременных
Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.