Организационные и сервисные особенности спортивно- оздоровительных услуг на примере баскетбольного клуба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Значение физической культуры как социального феномена по мере развития общества повышается. Последние годы характеризуются непрерывным развитием рынка услуг связанных с физической культурой и спортом, а так же укреплением здоровья нации. В г. Орле эта тенденция сохраняется. При замедлении темпов роста физкультурно-спортивных услуг происходит рост конкурентной борьбы между организациями, предоставляющими такие услуги, за получение наиболее выгодных заказов от потребителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы спортивно-оздоровительной деятельности спортивных клубов 5
1.1. Сущность и основные направления деятельности физкультурно-спортивных организаций 5
1.2. Особенности управленческой деятельности организаций физкультурно-спортивного профиля 11
Глава 2. Анализ спортивно-оздоровительной деятельности Баскетбольного клуба на примере БК «Динамо-Москва 2
2.1. Краткая характеристика БК «Динамо-Москва» 2
2.2. Организационная структура спортивного клуба БК «Динамо-Москва» 2
2.3. Анализ управления баскетбольным клубом «Динамо-Москва» 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа СОС.docx

— 103.06 Кб (Скачать файл)

Для подготовки спортивных резервов в стране была создана сеть детско-юношеских  спортивных школ, школ-интернатов со спортивной направленностью. Подготовкой спортсменов  высокой квалификации занимались школы  высшего спортивного мастерства, училища подготовки олимпийского резерва. К спортсменам высокой квалификации относятся спортсмены, имеющие звания кандидат в мастера спорта и выше.

Для их успешной подготовки создавались специальные условия, способствующие повышению уровня спортивного  мастерства и получения среднего (полного) общего и среднего профессионального  образования, которое понадобится  спортсмену в будущем, после завершения спортивной карьеры. Эти учреждения имели утвержденный администраторский  и тренерско-преподавательский штат, фиксированную заработную плату, материально-техническое  обеспечение, программы обучения, календарь  спортивных соревнований.

Действовала налаженная единая система соревнований. Так, например, раз в четыре года проводились  Республиканские и Всесоюзные Спартакиады  народов СССР, ежегодно проводились  первенства страны по культивируемым в стране видам спорта. Им предшествовали соревнования на местах: внутри производственных и учебных коллективов, городские, областные, краевые первенства. По результатам  соревнований формировались сборные  команды, которые защищали спортивную честь своего города, области, края, республики, страны на соревнованиях более высокого ранга. Такие меры способствовали плодотворному функционированию системы государственной непрерывной централизованной подготовки  спортивного резерва страны и сборных команд по видам спорта. В случае достижения учеником-спортсменом высокого спортивного результата его тренер мог получить в какой-то форме поощрение.

1.2. Особенности управленческой деятельности организаций физкультурно-спортивного профиля

Система подготовки спортсменов  высокой квалификации успешно действовала  во все годы существования Советской  власти и давала настолько положительный  результат, что была перенята другими  странами, например, Китаем, Германией, Испанией и др.

В связи с тем, что в XXI веке спорт становится важной отраслью экономики многих стран, в него вкладываются значительные финансовые средства, большое  количество рабочей силы в мировом  спортивном движении к началу нового столетия произошла его довольно глубокая дифференциация. В реальной практике это проявилось отличием видов  спорта друг от друга, различием типов  спортивной деятельности, в рамках которых ее конкретная направленность, содержание и порядок построения имеют свои существенные особенности. К специфическим признакам подготовки спортсменов высокой квалификации явилось направленность на:

- усиление состязательно-достиженческих  установок личности, что обеспечивается, кроме прочего, специальной системой  прогрессирующих поощрений за  спортивные достижения;

- унификацию состава действий, разрешаемых в состязании, условий  их выполнения и способов оценки  достижений, закрепленных официальными  правилами, которые во многих  случаях приобрели международный  статус;

- регламентацию поведения  соревнующихся по принципам неантагонистической  гуманной конкуренции, закрепляемой  официальными и неофициальными  нормами спортивной этики, ряд  которых получил общечеловеческое  признание в Олимпийской хартии  и других международных документах, касающихся спорта;

- системное воспроизведение  соревнований, по реализации достиженческих  возможностей спортсмена в избранном  виде деятельности по установленным  правилам с последовательным  воз-растанием уровня конкуренции  и требований к результатам. 

Указанные специфические  особенности привели к росту  спортивных достижений, высокой конкуренции  между спортсменами, более рельефно стала проявляться тенденция  существенных различий общедоступного спорта и спорта высших достижений. Однако многие спортивные функционеры  и стоявшие над ними руководители рассматривали массу вовлеченных в спорт людей главным образом как своего рода материал, из которого отбираются резервы для пополнения сборных спортивных команд, выступающих на престижных соревнованиях. На весь многоликий спорт распространялись лозунги типа «От значка ГТО - к олимпийской медали!».

Такого рода уклон в  руководстве спортивным движением  рано или поздно неизбежно вступает в острое противоречие с объективно необходимыми тенденциями разнообразного и дифференцированного развития спорта в обществе. Именно этот процесс  и характеризовал российскую практику переходного периода, в том числе  и сферу спорта, как две стороны  одной медали.

С одной стороны, спорт  высших достижений ориентирован на поиск  новых, неизведанных путей к высотам  человеческих свершений. Закономерности реализации такой установки неизбежно  ведут к профессионализации данного  раздела спорта. При этом, высшие спортивные достижения человечества в  современной реальности доступны только тем, кто на многие годы посвящает  себя спорту как доминирующей деятельности. Спорт в таком случае естественным образом превращается в основной вид деятельности спортсмена и основной источник его благосостояния на протяжении значительной части жизни, что, по сути, становится профессией (в общепринятом понимании слова) и требует все больших экономических вливаний.

На основании Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 1999г. появилось  понятие: профессиональный спорт. Наряду с понятиями спортсмен-любитель, человек, постоянно занимающийся спортом  в свободное от основной работы время, возникло определение «спортсмен-профессионал». Готовя спортсменов для спорта высших достижений, учреждение спортивного  профиля опирается на положения, изложенные в Письме Федерального агентства  по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006г. № СК-02-10/3685. На основе этого положения гражданин Российской Федерации имеет право профессионально  заниматься спортом в качестве спортсмена или судьи по какому-либо виду спорта, как на территории РФ, так и в  других государствах.

Согласно указанному закону, спортсмен-профессионал – это спортсмен, для которого занятия спортом  являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и  иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и  участие в них.

С другой стороны, принятое постановление  об оказании услуг населению в  непроизводственной сфере от 18 марта 2003 г. № 80-ст на основе Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и  спортивные. Общие требования" способствовало появлению спроса на оказание физкультурно-оздоровительных  услуг со стороны населения. Стало  очевидным, что спортивная деятельность может быть не главной, не самоцелью, когда целевой результат спортивной деятельности не сводится к «голам, очкам, секундам», а ведет к необходимому отдельному человеку уровню физического и духовного развития, к общей дееспособности и здоровью.

Поэтому управленческие решения  государства по развитию спорта и  системе подготовки спортсменов  были дифференцированы на следующих  направлениях:

– массовый «спорт для всех», который реализует социальную политику государства, направленную на пропаганду здорового образа жизни среди  населения страны;

– спорт высших достижений, удовлетворяющий мотивационные  потребности граждан страны и  способствующий осуществлению патриотического  воспитания;

– профессиональный спорт, обеспечивающий зрелищное удовлетворение населения  страны;

– коммерческий спорт, являющийся зрелищным удовлетворением и  сферой услуг общества.

Становление различных направлений, разделов и подразделов в социальной практике спорта увеличивает возможности  удовлетворения потребностей личности и общества, спроецированных на спорт. При этом, естественно, увеличивается  и сложность проблем адекватного  управления его трансформацией и  развитием. Изменения социально-правовой стороны сферы спорта повлекло за собой экономические инновации, породили новые инфраструктуры (государственные, общественные, частные и пр.), обеспечивающие нормальное функционирование каждого  направления развития спорта. Впервые  появились новые формы управления, в частности, оказание физкультурно-оздоровительных  и др. услуг.

Деятельность организаций  государственного и общественного  сегмента во многом близки – укрепление здоровья населения мероприятиями  в области физической культуры и  спорта. Принципиальное различие заключается  в том, что деятельность организаций  государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных  минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего – подрастающего поколения, а общественного сегмента - нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения.

В общественном сегменте производятся смешанные общественные блага ограниченного  доступа, представляющие собой услуги общественных объединений физкультурно-спортивной направленности (спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта).

Деятельность организаций  коммерческого сегмента - извлечение прибыли. Для достижения этой цели организации, предоставляющие услуги физической культуры и спорта, осуществляют эффективное  использование ресурсов, исследование рыночной конъюнктуры, устанавливают  конкурентоспособные цены и др. (табл. 1).

Таблица 1

Организации, оказывающие услуги в  сфере

физической  культуры и спорта Сегмент управления

Задачи  деятельности

Организации

Государственный

Обеспечение государственных минимальных стандартов в сфере физической культуры и  спорта: удовлетворение потребности  населения в физической активности, во всестороннем и гармоничном развитии личности; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.

Учреждения  основного образования (школы, вузы, техникумы, колледжи) и дополнительного  образования (спортивные школы, училища  олимпийского резерва)

Общественный 

Развитие, популяризация  и пропаганда видов спорта; организация  и проведение спортивной и физкультурно-оздоровительной  работы; повышение роли отдельных  видов спорта во всестороннем и гармоничном  развитии личности; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.

Коллективы  физической культуры, клубы физической культуры и спорта, федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные общества и т.п.

Коммерческий 

Извлечение  прибыли, увеличение доли на рынке, повышение  конкурентоспособности предоставляемых  услуг 

Спортивно-оздоровительные  центры и клубы 


Вместе с тем, ведущую  роль в предоставлении услуг физической культуры и спорта играют организации  общественного и государственного сегмента, предоставляющие общественные блага (услуги) в интересах общества в целом. Организации, оказывающие  услуги в государственном и общественном регулировании выполняли ряд  функций. В государственном сегменте производятся общественные блага (любительский спорт высших достижений, включая  подготовку спортсменов для сборных  команд страны; целевые программы  развития массовой физической культуры и спорта на государственном и  региональном уровнях), социально-значимые блага (услуги физического воспитания в системе государственного образования  и дошкольного воспитания, в государственных  внешкольных физкультурно-оздоровительных  организациях, услуги лечебной физкультуры  и реабилитации инвалидов), а также  обеспечивается система государственных  минимальных стандартов, удовлетворяются  потребности населения в физической активности.

Практика и анализ литературных источников показывает, что в условиях рыночной экономики управление учреждением  спортивного профиля станет эффективным, если оно предстает как:

- всеобъемлющая форма  деятельности, обеспечивающая предоставление  спортсмену максимально благоприятные  условия материального обеспечения; 

- целенаправленная деятельность  государства в лице его органов  по всемерному обеспечению процесса  формирования и развития личности  спортсмена с учетом воздействия  на нее негативных факторов  и поиском путей их нейтрализации  при предоставлении возможностей  для его самоопределения и  самоутверждения в жизни; 

- совокупность законодательно  закрепленных экономических, правовых  и социальных гарантий граждан,  обеспечивающих соблюдение их  важнейших социальных прав и  достижение социально-приемлемого  уровня жизни как фактор обеспечения  предпосылок должного качества  жизни» 

Таким образом, на основании  анализа рассмотренного материала, можно определить, что принятие законодательных  актов, указов, приказов, директив является обязательными для исполнения федеральными и территориальными государственными органами управления физической культурой  и спортом, а также общественными  объединениями физкультурно-оздоровительной  и спортивной направленности. В то же время, анализ этих документов дает основание определить, что государство  предоставляет только возможность  использования этих прав. Реализация всех законодательных документов осуществляется в субъектах федерации индивидами.

Информация о работе Организационные и сервисные особенности спортивно- оздоровительных услуг на примере баскетбольного клуба