Организационные и сервисные особенности спортивно- оздоровительных услуг на примере баскетбольного клуба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Значение физической культуры как социального феномена по мере развития общества повышается. Последние годы характеризуются непрерывным развитием рынка услуг связанных с физической культурой и спортом, а так же укреплением здоровья нации. В г. Орле эта тенденция сохраняется. При замедлении темпов роста физкультурно-спортивных услуг происходит рост конкурентной борьбы между организациями, предоставляющими такие услуги, за получение наиболее выгодных заказов от потребителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы спортивно-оздоровительной деятельности спортивных клубов 5
1.1. Сущность и основные направления деятельности физкультурно-спортивных организаций 5
1.2. Особенности управленческой деятельности организаций физкультурно-спортивного профиля 11
Глава 2. Анализ спортивно-оздоровительной деятельности Баскетбольного клуба на примере БК «Динамо-Москва 2
2.1. Краткая характеристика БК «Динамо-Москва» 2
2.2. Организационная структура спортивного клуба БК «Динамо-Москва» 2
2.3. Анализ управления баскетбольным клубом «Динамо-Москва» 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа СОС.docx

— 103.06 Кб (Скачать файл)

Для баскетбола характерной  является командная борьба с соперником, который требует совершенствования  не только индивидуальных, но и командных  игровых действий. С учетом этих особенностей направленность учебно-тренировочного процесса распределяется на физическую, техническую, тактическую и игровую  подготовку. Возрастает значимость технической, тактической и игровой подготовке за счет некоторого сокращения времени  на физическую подготовку. Поэтому  тренеру очень важно правильно  спланировать тренировочный сбор, ибо  именно там игроки получают базовую  физическую подготовку, которой должно хватить на весь сезон.

Подготовка команды в  пределах одного макроцикла выглядит следующим образом : физическая подготовка - 10-15% времени, на техническую - 25-30%, на тактическую и игровую - 60-65%. Но эти  показатели зависят от возраста и  квалификации игроков.

В текущем планировании тренировочного процесса команд мастеров макроцикла является один год. Начало макроцикла приходится на начало первых тренировочных  сборов, а конец на последний день отдыха в конце текущего сезона.

Планирование тренировочного процесса на следующий сезон следует  начинать в конце текущего макроцикла.

Прежде всего, перед планированием  нового макроцикла очень важно определиться с составом команды на будущий  сезон. Надо проанализировать недостатки каждой игровой позиции и подобрать  новых игроков необходимого амплуа, учитывая то, что некоторые из новых  игроков могут не подойти команде. Поэтому кандидатов на каждое игровое  амплуа всегда должно быть больше, чем  нужно команде. В конце подготовительного  периода надо окончательно определиться с составом команды на будущий  сезон.

Неотъемлемой частью планомерного тренировочного процесса является учебно-тренировочные  сборы.

Назначение сбора, как  и других форм учебно-тренировочной  работы, состоит в повышении спортивного  мастерства игроков. Но при сборе  эта задача выполняется более  интенсивно. Этому способствуют специально созданые условия для команды, частичный или полный пансион.

Зачастую сборы планируют  с выездом в более пригодные  для подготовки места. Организации, проводящие учебно-тренировочные сборы, ориентируются на лучшее обеспечение  проживания, сосредоточивая внимание спортсменов, главным образом, на тренировочной  работе, акклиматизации и тому подобное. Например, подготовка сборной команды  Украины по баскетболу и клубных  команд происходит на базах курортов Украины и за рубежом. Зачастую сборы  бывают кратковременными. Но в зависимости  от задач, эта работа иногда продолжается более месяца.

В подготовительный период необходимо создавать все основные предпосылки, которые позволят команде начать соревнования на достигнутом в предыдущем макроцикле уровне и создать условия  для дальнейшего прогресса

Он не должен завершиться  раньше, чем эти задачи будут выполнены  и пока спортсмены не достигнут показателей  контрольных нормативов и уровня соревновательных показателей, приближенные к наилучшим результатам предыдущего  макроцикла.

При планировании содержания учебно-тренировочных сборов особое внимание уделяется физической подготовке.Тренировочная  работа должна быть спланирована так, чтобы физической подготовки хватило  до конца игрового сезона. Также  можно использовать форсированную  подготовку, которая занимает значительно  меньше времени, но ее хватает только на первую половину сезона. Это создает  необходимость проведение вторых сборах в период зимнего межсезонья.

В командах высокого уровня является необходимость проведения двух - трех учебно-тренировочных сборов. Первый сбор проводится на общих подготовительном этапе подготовительного периода. Главная задача - формирование предпосылок  для развития спортивной формы. Основное внимание на этом сборе отводится  общей и специальной физической подготовке. Общая физическая подготовка направлена на расширение двигательных возможностей, дальнейшее повышение  общей и специальной тренированности, способности организма к быстрому восстановлению.

Важной задачей специальной  подготовки на первом этапе подготовительного  периода является повышение способности  спортсмена выдерживать значительные нагрузки.

Объем работы над физической подготовкой составляет 75 - 80%. Второй сбор проводится на специально-подготовительном этапе. На этом сборе в основном проводится работа над технической подготовкой. Третий сбор проводится на конторльно-подготовительном этапе. Этот сбор целиком посвящен работе над тактической подготовкой. В  ходе этого сбора команда отрабатывает все тактические взаимодействия со своего арсенала, проводятся контрольные  игры с другими командами, или, как  чаще, устраиваются предсезонные турниры. Тренер окончательно определяется с составом команды на будущий сезон. Этим этапом заканчивается подготовительный период.

В подготовительный период необходимо создавать все основные предпосылки, которые позволят команде начать соревнования на достигнутом в предыдущем макроцикле уровне и создать условия  для дальнейшего прогресса. Он не должен завершиться раньше, чем эти  задачи будут выполнены и пока спортсмены не достигнут показателей  контрольных нормативов и уровня соревновательных показателей, приближенные к наилучшим результатам предыдущего  макроцикла.

Планируя учебно-тренировочные  сборы нужно прежде всего определиться с местом проведения и с составом участников сбора.Также нужно подобрать  правильные средства педагогического  и врачебного контроля.

Врачебный контроль очень  важная часть тренировочного сбора. Врач команды должен следить за состоянием игроков в течении всего сбора. Для этого нужно правильно  подобрать средства медицинского контроля. Врач подбирает средства восстановления после нагрузок, для продолжения  интенсивной тренировки. Во время  тренировочных нагрузок игроки иногда получают различные по характеру  травмы, снижающих интенсивность  тренировки игроков, заставляют их выполнять  некоторые приемы игры не в полную силу, а следовательно, и неэффективно. Бывают случаи, когда травма выводит  игрока из строя. Это очень серьезное  обстоятельство, поэтому тренер и  врач не только фиксируют полученные игроками травмы, а делают все возможное  для того, чтобы ликвидировать  их последствия (лечение, изменение  методики индивидуального тренировки, снижение нагрузки на поврежденную часть  тела и т.п.).

Правильно организованный и  достаточно углубленный врачебный  контроль дает необходимые данные для  индивидуализации тренировки согласно учетом типа нервной деятельности и  состояния здоровья баскетболистов. Опыт совместной работы тренеров и  врачей показал, что для спортсменов, которые во время учебно-тренировочных  сборов уже получили доброй или отличной тренированности, целесообразно периодически чередовать тренировки с максимальными и минимальными нагрузками.

Главная цель учебно-тренировочного процесса в соревновательный период - сохранение спортивной формы и  реализация ее в игровой деятельности. Продолжительность соревновательного  периода определяется календарем главных  соревнований.

Многие команды принимают  участие в нескольких соревнованиях  за один макроцикл, которые проходят одни за одним, или параллельно . В  этом случае руководство клуба определяется, какие соревнования для конкретной команды являются важнейшими. Они  становятся основными, и, согласно этому, планируется соревновательный период. Например, если команда успешно принимает  участие в соревнованиях международного уровня, то они могут быть для  команды основными, а, например, Чемпионат  Украины, может планироваться как  средство подготовки к основным соревнованиям.

В соревновательный период годичного  цикла тренировки баскетболистов используют, главным образом, состязательные микроциклы, структура которых должна включать восстановительные средства и специальные  тренировочные занятия, которые  обеспечивают оптимальные условия  для успешной игровой деятельности баскетболистов.

Микроциклы соревновательного  периода планируются на основе системы  проведения и календаря основных соревнований.Например, система с  чередованием игр дома и на выезде, где команды играют каждую неделю по две игры на выходных, микроцикл  будет длиться неделю. Он будет  начинаться в начале недели, а заканчивать  после последней игры. В таком  случае даже при отсутствии игры в  выходные дни целесообразно планировать  игровые тренировки с большой  нагрузкой чтобы обеспечить ритмичность  тренировок и соревнований, учитывая календарь соревнований.

2.3. Анализ управления баскетбольным клубом «Динамо-Москва»

Прежде чем приступить к исследованию рассматриваемой  проблемы, мы уделили достаточно много  внимания изучению исторических предпосылок  создания современных спортивных клубов в России и перехода отечественного баскетбола из любительского в ранг профессионалов, в результате чего нами разработан ряд положений, которые  легли в основу деятельности профессионального  баскетбольного клуба «Динамо-Москва». Становлению современного профессионального клуба «Динамо-Москва» предшествовал и опыт работы и менеджмент клуба "Урал-Гейт" (Пермь), а также заимствованный опыт работы клубов NBA США.

В 2002 г. разработана более совершенная, чем в "Урал-Грейте", пирамидальная структура управления «Динамо-Москва».

Мы пришли к выводу, что  в настоящее время организация  и управление деятельностью ПБК  в России основывается на целевых  установках, из которых две - главные:

1. Достижение высоких спортивных  результатов в основных турнирах: в чемпионате России, Евролиге - ФИБА  и УЛЕБ.

2. Производство спортивно-зрелищных  услуг, продажа которых обеспечивает  прибыль.

Первая из них зависит  от строго квалифицированного выполнения в подготовке команды законов  теории спортивной тренировки и методики баскетбола, а вторая - от законов  экономики, социальной защиты спортсменов  и шоу-бизнеса.

Первый уровень обеспечивают тренеры, врачи, массажисты, научные  работники, второй - менеджеры высшего  и среднего звена управления, учредители, спонсоры, государственные и общественные организации.

Каждая категория работников имеет свои функциональные обязанности, что отражается на структуре клуба.

Мы представляем процесс  управления клубом следующим образом:

учредители - менеджмент клуба; менеджмент клуба - персонал клуба; менеджмент - тренеры; тренер - игровая команда; тренер - спортсмен.

Интеграторами различных  видов деятельности являются менеджеры  высшего звена управления: президент  и генеральный менеджер и его  заместители, которые, в свою очередь, управляют руководителями отделов. По мере приближения к основанию  пирамиды уменьшаются объем полномочий и степень ответственности лиц. Основное содержание управленческой деятельности включает: формирование заказа на успешную спортивную деятельность команды; определение  целей и структурирование подразделений  клуба, разработку программ их действий; формирование бюджета клуба; организацию  исполнения и контроля за ходом продвижения  к цели; создание условий для эффективной  тренировки и участия в турнирах команды, а также условий для  сотрудников клуба; анализ результатов  с учетом изменений внешних и  внутренних факторов.

Коллектив сотрудников мотивирован  на предпочтение интересов клуба  личным интересам. Этому способствовали: высокая квалификация немногочисленного  персонала и руководства, оптимальный  уровень заработной платы, ориентация графиков работы на команду и потребителей услуг, быстрая реакция на изменения.

Ведущим стилем руководства  был преимущественно демократичный, в отдельных случаях он становился авторитарным или либеральным.

Новый статус клуба потребовал приглашения сильного тренера, понимающего  концепцию, стратегию развития и  высокие цели клуба, способного укомплектовать тренерский штаб и команду игроков  высокой квалификации, готовых к  максимальной отдаче в профессиональных условиях. На основе разработанной  модели игры команды осуществляется подбор игроков с учетом их личностных качеств.

Работа клуба требует  значительных материальных затрат на развитие его инфраструктуры, приобретение игроков-лидеров, содержание основного  и резервного составов команды, выплату  высоких гонораров, широкое использовани е достижений науки, медицины для роста спортивных достижений. Клуб финансируется согласно принципам "спортивного рынка", что связано с успехами команды. Финансирование осуществляется за счет спонсорских субсидий, продажи билетов и атрибутики, рекламных услуг, раскрутки бренда, при этом проводимые в клубе инновации, предложенные менеджментом «Динамо-Москва», способствовали возрастанию самоокупаемости и снижению спонсорского финансирования, а самое главное - были направлены на создание условий для достижения командой высоких спортивных результатов: начиная с 2002-2003 гг. «Динамо-Москва», как в регулярном чемпионате России, так и в "плей-офф", стал занимать только первые места, увеличилось количество побед, снизилось - поражений, повысилась эффективность игровых показателей. В Европейских клубных турнирах (Евролига - УЛЕБ) прослеживается та же тенденция. Таким образом, приведенные выше инновации позволили команде выйти на передовые позиции в отечественном и европейском баскетболе.

Следующим разделом наших  исследований явилось изучение и  обобщение деятельности ПБК, выступающих  в суперлиге "А" РФБ. 13 вопросов, по которым эксперты дали свои ответы, охватывали приоритетные направления  деятельности клубов: организационное, спортивное и экономическое, которые  до настоящего времени не имеют необходимого научного обоснования. Анализ и ранжирование экспертных оценок показали, что штатный  состав обследуемых клубов различен и колеблется в диапазонах административно-управленческого  персонала от 10 до 37 чел.; спортсменов - от 14 до 85 чел.; тренеров - от 1 до 18 чел.; медицинского и научного персонала - от 1 до 10 чел. Эти "ножницы" напрямую зависят от финансового состояния  клуба.

Информация о работе Организационные и сервисные особенности спортивно- оздоровительных услуг на примере баскетбольного клуба