Организация занятий с учащимися старших классов с использованием тренажерных устройств для развития силовых качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обосновать эффективность использования тренажерных устройств в учебном процессе для развития силы учащихся старших классов (юношей).
Задачи:
Дать определение понятию «сила» и «виды силовых способностей» в физическом воспитании школьников.
Рассмотреть особенности физического развития старшеклассников.
Рассмотреть средства и методы развития силовых способностей старших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…6
1.1. Сила как физическое качество и её виды…………………………………6
1.2 Особенности физического развития старшеклассников……………….....10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ…………………………………………....15
2.1Сила как физическое качество и её виды……………………….…15
2.2Задачи развития силовых способностей у детей школьного возраста. ………………………………………………………………...16
2.3Методы воспитания силы……………………………………………………17

Файлы: 1 файл

курсач декану.docx

— 53.22 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…6

1.1. Сила как физическое  качество и её виды…………………………………6

1.2 Особенности физического  развития старшеклассников……………….....10

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ…………………………………………....15

2.1Сила как физическое  качество и её виды……………………….…15

2.2Задачи развития силовых  способностей у детей школьного  возраста. ………………………………………………………………...16

2.3Методы воспитания силы……………………………………………………17

Выводы………………………...………………………………...………28

Литература……………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура в  школе является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности современного человека. Результатом  влияния физической культуры на всём протяжении обучения, развития и воспитания учащихся с 1-го по 11-ый класс должен быть физически гармонично развитая личность. Свои социальные функции  физическая культура наиболее полно  реализует в системе физического  воспитания как важнейшего средства социального становления гражданина.

Развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определённые двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.

Таким образом, развитие физических качеств является основным содержанием  общей физической подготовки. Общая  физическая подготовка включает в себя общий уровень знаний, умений и  навыков. В процессе формирования двигательных умений и навыков развиваются  физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила и др.

Актуальность. Развитие физических качеств учащихся играет огромную роль в формирование всесторонне развитой личности. Немало важную роль представляют силовые способности школьников, развитию которых в наше время  уделяется особое внимание.

Сила - это способность  человека преодолевать определенное внешнее  сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий[23].

В наше время на занятиях физической культурой стали внедрять помимо простых упражнений с отягощениями, упражнения на специальных тренажерах, которые по своему воздействуют на определенные группы мышц.

Различают общую и специальную  силовую подготовку.

Общая силовая подготовка составляет фундаментальную основу специальной силовой подготовки молодого человека. Задача специальной  подготовки – на базе общей силовой  подготовки развить, в первую очередь, специфические, наиболее необходимые  для профессиональной работы мышцы  и мышечные группы. В большинстве  видов спорта спортсмены широко используют силовые упражнения, при помощи которых  они формируют необходимые физические качества, способствующие улучшению  спортивных результатов.

Через использование средств  и методов бодибилдинга активно  развивается абсолютная сила и силовая  выносливость. Абсолютная сила характеризует  предельное напряжение мышц человека, измеренное динамометром или наибольшим весом поднятого груза. Иными  словами, абсолютная сила-это максимальное значение силы, проявленной в условиях изометрического напряжения или  медленного движения с грузом. Можно  назвать два основных метода развития абсолютной силы мышц: метод повторных  усилий и метод кратковременных  максимальных напряжений.

 У подростков, которые  систематически и активно занимаются  физическими упражнениями, в частности  бодибилдингом, повышается психическая,  умственная и эмоциональная устойчивость  при выполнении напряженной умственной  или физической деятельности [4].

.Цель работы: обосновать  эффективность использования тренажерных  устройств в учебном процессе  для развития силы учащихся  старших классов (юношей).

Задачи:

  1. Дать определение понятию «сила» и «виды силовых способностей» в физическом воспитании школьников.
  2. Рассмотреть особенности физического развития старшеклассников.
  3. Рассмотреть средства и методы развития силовых способностей старших школьников.

Гипотеза исследования - уровень силовой подготовки старших  школьников будет повышаться более  эффективно, если в процессе общей  физической подготовки применить занятия  в тренажерном зале.

Объект исследования: процесс  развития силовых способностей у  детей старшего школьного возраста.

Предметом исследования: совершенствование  силовой подготовки старших школьников средствами бодибилдинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 Сила как физическое  качество и её виды

Сила является основополагающим физическим качеством человека. И  самое замечательное в характеристике силы (согласно законам движения Ньютона) - это их точная количественная форма  оценки. В этой связи можно говорить не только о некотором взаимодействии тел, но можно это взаимодействие измерять. Количественная мера воздействия  тел друг на друга называется в  механике силой [2, С.3].

Если в механике сила - количественный показатель, то в физиологии понятие сила мышц, будучи количественной мерой, принимает качественную информативность. Двигательные акты человека характеризуются  целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно основательно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны моторного акта всегда в той или иной степени взаимосвязаны  друг с другом. Однако в педагогической практике этот фактор нередко мало кого волнует. Например, по выполнению таких тестов, как подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа судят не об уровне силовой выносливости, а о силе человека [8, С.20].

Так что же такое «сила»? Рассмотрим это понятие у разных авторов.

Под силой понимается способность  человека преодолевать внешнее сопротивление  или противодействовать ему за счёт мышечных усилий [9; с.61].

Сила как двигательное качество, это-способность человека преодолевать сопротивление или  противодействовать ему с помощью мышечных напряжений [1, С.73].

Сила - мера механического  воздействия на мышцу со стороны  других тел, которая выражается в ньютонах или кг-силах [2, С.4].

Мышечная сила – это  максимальное усилие, развиваемое мышцей [3, С.40].

Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу- это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение – сокращение с уменьшением длины и изометрического напряжения напряжение мышц без сокращения и движения в суставах. Результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. В процессе выполнения спортивных или профессиональных приёмов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении и удлинятся, например, удерживая очень тяжёлый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.

Сокращение мышц при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом  сокращении мышцы, от предъявляемой  нагрузки зависит не только величина её укорочения, но и скорость: чем  меньше нагрузка, тем больше скорость её укорочения. Данный режим работы мышц имеет место в силовых  упражнениях с преодолением внешнего отягощения (штанги, гирь, гантелей, отягощений на блочном устройстве). Величина прикладываемой к снаряду силы при выполнении упражнения в изотоническом режиме изменяется по ходу траектории движения, так как изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений. Упражнения со штангой или другим аналогичным снарядом с высокой  скоростью не дают необходимого эффекта, так как предельны мышечные усилия в начале рабочих движений придают снаряду ускорение, а дальнейшая работа по ходу движения в значительной мере выполняется по инерции. Поэтому, упражнения со штангой и подобными снарядами малопригодны для развития скоростной (динамической) силы. Упражнения с этими снарядами применяются в основном для развития максимальной силы и наращивания мышечной массы, выполняются равномерно в медленном и среднем темпе. Однако, указанные недостатки силовых упражнений со штангой, гантелями, гирями с лихвой компенсируются простотой, доступностью и разнообразием упражнений [5, С.62].

В последние годы в мировой  практике разработаны и широко применяются  тренажёры специальных конструкций, при работе на которых задаётся не величина отягощения, а скорость перемещения  звеньев тела. Такие тренажёры  позволяют выполнять движения в  очень широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные и близкие  к ним усилия практически на любом  участке траектории движения. Режим  работы мышц на тренажёрах такого типа называется изокинетическими. При этом мышцы имеют возможность работы с оптимальной нагрузкой по ходу всей траектории движения. Изокинетические тренажёры широко применяются пловцами, а также в общефизической подготовке. Многие специалисты высказывают мнения о том, что силовые упражнения на тренажёрах с данным режимом работы мышц должны стать основным средством силовой подготовки при развитии максимальной и «взрывной» силы. Выполнение силовых упражнений с высокой угловой скоростью движений более эффективно, по сравнению с традиционными средствами, при решении задач развития силы без значительного прироста мышечной массы, для развития скоростно-силовых качеств [3, С.45].

Выполняя движения, человек  очень часто проявляет силу и  без изменения длины мышц. Такой  режим их работы называется изометрическим, или статическим, при котором  мышцы проявляют свою максимальную силу. В целом для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяется тормозными охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает. При насильственном увеличении длины мышц в уступающих движениях сила может значительно (до 50-100%) превосходить максимальную изометрическую силу человека. Это может проявляться, например, во время приземления с относительно большой высоты, в амортизационной фазе отталкивания в прыжках, в быстрых движениях, когда необходимо погасить кинетическую энергию движущегося звена тела. Сила, развиваемая в уступающем режиме работы в разных движениях, зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила.

Меньшую силу, чем в статическом  и уступающем режимах, мышцах генерируют, сокращаясь в преодолевающем режиме. Между силой и скоростью сокращения существует обратно пропорциональная зависимость [6, С.123].

Важным является и то, что возможные значения силы и  скорости при различных отягощениях  зависят от величины максимальной силы, проявляемой в изометрических условиях. Ненагруженная мышца (без всяких отягощений и сопротивлений) укорачивается с максимальной скоростью [13, С.51].

Если постепенно наращивать величину отягощения (или сопротивления), то сначала с увеличением этого  отягощения (перемещаемой массы тела) сила до определённого момента возрастает. Однако, попытки дальнейшего повышения отягощения силу не увеличивают. Например, сила, прикладываемая к теннисному мячу при его метании, будет существенно меньше, чем при метании металлического ядра весом 1-2 килограмма. Если же массу метаемого с ускорением снаряда постепенно повышать и далее, то наступает предел, выше которого развиваемая человеком сила уже не будет зависеть от величины перемещаемой им массы, а будет определятся лишь его собственно силовыми возможностями, то есть уровнем максимальной изометрической силы [5, С.70].

Таким образом, сила – это  качество с которым человек ежедневно  сталкивается, которую необходимо развивать для нормальной жизнедеятельности.

 

1.2 Особенности физического  развития старшеклассников

Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около  трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст  объединяют иногда одним названием - период полового созревания. Он заканчивается  у юношей к 18 - 19 годам. К этому  времени полностью формируются  пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. Эти изменения  связаны с напряженной деятельностью  систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В  то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и  формирование [7].

Созревание организма - процесс  не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не "срабатывают" отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача [9].

В 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный "скачок роста", т.е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков - от 12,5 до 15. Пубертатный "скачок роста" предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 - 13 лет, у мальчиков - в 14 - 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

Информация о работе Организация занятий с учащимися старших классов с использованием тренажерных устройств для развития силовых качеств