Организация занятий с учащимися старших классов с использованием тренажерных устройств для развития силовых качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обосновать эффективность использования тренажерных устройств в учебном процессе для развития силы учащихся старших классов (юношей).
Задачи:
Дать определение понятию «сила» и «виды силовых способностей» в физическом воспитании школьников.
Рассмотреть особенности физического развития старшеклассников.
Рассмотреть средства и методы развития силовых способностей старших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…6
1.1. Сила как физическое качество и её виды…………………………………6
1.2 Особенности физического развития старшеклассников……………….....10
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ…………………………………………....15
2.1Сила как физическое качество и её виды……………………….…15
2.2Задачи развития силовых способностей у детей школьного возраста. ………………………………………………………………...16
2.3Методы воспитания силы……………………………………………………17

Файлы: 1 файл

курсач декану.docx

— 53.22 Кб (Скачать файл)

У подростков завершается  анатомическое развитие нервной  системы. К 13 - 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности [10].

Вызванный эндокринной стимуляцией  рост скелетной мускулатуры существенно  отражается на мышечной силе. У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой.

Надо отметить, что в  стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего  тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения  тела. При появлении симптомов  сердечной слабости, связанных с  несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни  сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий  режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая  ошибка. Единственным лекарством, способным  привести в соответствие возможности  системы кровообращения и возросшие  потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства  современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала  недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется  так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя  заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем [11].

На международном конгрессе  по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная  нагрузка школьников не должна превышать 7 - 8 часов (при шестидневной рабочей  неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня  значительно выше, особенно в старших  классах. Что касается младших школьников, то для них 7 - 8-часовой рабочий  день слишком большая нагрузка.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в  состоянии полной или относительной  неподвижности, т.е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

Один из узловых вопросов современного поколения - ускорение  роста и развития детей и подростков, т.е. проблема акселерации. Термин "акселерация", обозначающий ускорение роста и  развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно - меньше десяти лет назад - "шагнул" из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий [12].

По современным представлениям, растущий организм - сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические  и физиологические особенности  всего организма, отдельных органов  и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности  на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка [14].

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте [15]. Современные московские мальчики 14 лет "подросли" по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т.е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранним возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более  раннем половом созревании южных  народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле не подтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане  имеют социально-экономические условия  и характер питания.

Акселерация создает целый  ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей[16]. Если в 30 - 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. "Ножницы" между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией - преобладанием одно - или двухдетной семьи [17].

При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и "идеально" подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не "дотянула" до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И "легкость", с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ  КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ  УСТРОЙСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ  КАЧЕСТВ

 

2.1 Задачи развития силовых  способностей у детей школьного  возраста 

Первая задача – в рамках базового физического воспитания детей  школьного возраста необходимо обеспечить гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата. Эта задача решается путем избирательно направленного воздействия силовых  упражнений. Здесь важное значение имеют объем и содержание силовых упражнений. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанки. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно-важных функций организма и двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.

Особое внимание следует  обратить на важнейшие мышечные группы: мышцы пресса, туловища, поясничной области, шеи, плечевого пояса, ног  и рук.

Вторая задача – разностороннее развитие силовых качеств в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых  способностей всех основных видов.

Третья задача – создание условий и возможностей для дальнейшего  совершенствования силовых качеств  в рамках занятий конкретным видом  спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить  личный интерес в развитии силы с  учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может  осуществляться в процессе общей  физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования  форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной  физической подготовки (воспитание различных  силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое  значение при выполнении основных соревновательных упражнений). Каждое из этих направлений  имеет свою конкретную установку  на развитие силы и задачи, которые  необходимо решить, исходя из этой установки. Учитывая это, подбирают определенные средства и методы воспитания силы. [18].

 

2.2 Средства развития силы.

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением, которые направленно  стимулируют увеличение степени  напряжения мышц. Такие упражнения называются силовыми. Они условно  подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства воспитания силы:

  1. Упражнения с массой внешних предметов: штанги с набором дисков разной массы, разборные гантели, гири, набивные мячи, масса партнера.
  2. Упражнения, отягощенные массой собственного тела: упражнения в которых мышечное напряжение создается за счет массы собственного тела (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе); упражнения, в которых собственная масса отягощается массой внешних предметов (специальные пояса, манжеты); ударные упражнения, в которых собственная масса увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
  3. Упражнения с использованием различных силовых тренажеров и тренажерных устройств.
  4. Статические упражнения в изометрическом режиме: упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различных упоров, удержаний, противодействий); упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в само сопротивлении.

Дополнительные средства воспитания силы:

  1. Упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра).
  2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов: (эспандеров, резиновых жгутов, упругих мячей).
  3. Упражнения с противодействием партнера.

Силовые упражнения выбирают в зависимости от характера задач  воспитания силы.

 

    1.  Методы воспитания силы

Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие  на

различные  мышечные группы. Упражнения выполняют в определенной последовательности, как бы по кругу, со строгим соблюдением величины нагрузки и продолжительности отдыха; их подбирают таким образом, чтобы  каждое  последующее силовое упражнение включало в работу новую группу мышц.

 Число упражнений, воздействующих  на разные группы мышц, продолжительность  их выполнения зависят от задач,  решаемых в тренировочном процессе, а также от пола, возраста и  подготовленности учащихся. Комплекс  упражнений с использованием непредельных отягощений занимающихся повторяют 1-3 раза по кругу. По окончании каждого круга у занимающихся следует проверять пульс. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 минут, в это время выполняют упражнения на расслабление мышц, принимавших участие в силовых упражнениях.

Метод круговой тренировки имеет три разновидности.

Непрерывно-поточный метод  заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим  интервалом отдыха. Особенности этого  метода – постепенное повышение  индивидуальной нагрузки за счет повышения  мощности работы (до 60% максимума) и  увеличения числа упражнений в одном  или нескольких кругах. Одновременно сокращается продолжительность  выполнения упражнений (до30-40 сек.). Этот метод способствует комплексному развитию физических качеств.

Поточно-интервальный метод  базируется на 20-40 секундном выполнении простых по технике упражнений (50% от максимальной мощности) на каждой станции  с минимальным отдыхом. Цель его  – сокращение контрольного времени  до одного – двух кругов. Такой режим  развивает общую и силовую  выносливость, совершенствует дыхательную  и сердечно-сосудистую  системы.

Интенсивно-интервальный метод  используют с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его задания составляет 75% от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения продолжительности работы (до 10-20 сек.). Цель его - сокращение продолжительности работы при ее стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха (до 40-90 сек.). Подобный режим развивает максимальную и взрывную силу. Интервалы отдыха 30-40 секунд обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.

Использование тренажерных  устройств на уроках физической культуры с юношами старших классов  позволяет интенсифицировать учебные  занятия, использовать эффект сочетания  уступающего и преодолевающего  режимов работы, более целенаправленно  развивать специфические группы мышц при локальном и региональном силовом воздействии, применять упражнения, способствующие укреплению слабых звеньев опорно-двигательного аппарата, четко дозировать нагрузки различной направленности.

Информация о работе Организация занятий с учащимися старших классов с использованием тренажерных устройств для развития силовых качеств