Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:19, лекция

Описание работы

На физиологическом уровне основу здоровья составляет способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И, наоборот, оно ухудшается (возникает болезнь), если нарушение гомеостаза носит устойчивы» характер. (Г.К. Зайцев, 1997).

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
3. Валеология - наука о здоровье и здоровом образе жизни.
4. Педагогика здоровья.
5. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья.
6. Основные требования, предъявляемые к здоровому образу жизни студенческой молодежи.
7. Правильный режим дня.
8. Рационализация умственного и физического труда.
9. Жизненная сущность, важнейшие средства и методы закаливания организма.
10. Рациональное питание в здоровом образе жизни.
11. Пагубные воздействия вредных привычек: курения, приема алкоголя и наркотиков.

Файлы: 1 файл

Физвоспитание.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

Под влиянием рациональных занятий спортом в  сердце спортсмена происходят морфологические  и функциональные изменения, являющиеся адаптационным биологическим процессом.

Морфологические изменения заключаются в физиологической  дилатацни (расширение)   и   физиологической   гипертрофии   (увеличение)   сердца. Физиологическая  дилатация способствует увеличению в покое резервного объема крови. Благодаря физиологической гипертрофии мышцы сердца увеличивается сила сердечного сокращения.

Функциональные  особенности сердца спортсмена характеризуются  зкономизацией работы сердца в покое  и высокой его производительностью  в процессе физической нагрузки.

Экономизация  деятельности аппарата кровообращения в условиях покоя выражается в  брадикардии (урежении частоты сердечних  сокращений — чсс ), в тенденции  к снижению артериального давления, в замедлении скорости тока артериальной крови, в удлинении диастолы, в повышении систолического объема крови. Высокая производительность в процессе физической нагрузки характеризуется увеличением ударного и минутного объема крови, повышением систолического, внутрисердечного давления. Эти изменения сердца спортсмена обусловлены повышением  тонуса  блуждающего нерва,  оптимизацией электролитного обмена в мышце сердца, улучшением сократительной способности миокарда,  совершенствованием  регуляторных  механизмов кровообращения.

Реакция на физические нагрузки у тренированных спортсменов характеризуется быстрым врабатыванием    и восстановлением, высокой координацией деятельности соматических и вегетативных систем, в том числе, аппарата кровообращения.

Исследование  сердечно-сосудистой системы спортсмена состоит из распроса, наружного осмотра, аускультации, определения артериального давления, инструментальных методов исследования, проведения функциональных проб.

Среди методов  исследования состояния сердечно-сосудистой системы особое место занимает исследование пульса, как наиболее простого и информативного показателя функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Исследователи определяют его частоту, ритм, напряжение, наполнение. Наиболее важными являются частота и ритм сердечных сокращений. Они имеют большое значение для определения функционального состояния организма, особенно при исследовании влияния физических упражнений.

Как правило, у спортсменов отмечается ритмичный  пульс, что служит отражением нормальной функции автоматизма сердца.

Частота сердечных сокращений в покое у человека зависит от возраста, пола, состояния центральной нервной системы, обменных процессов и многих других факторов. Этот показатель претерпевает колебания в течение суток. В процессе систематических занятий спортом частота сердечных сокращений уменьшается.

Снижение  частоты сердечных сокращений в  процессе тренировки в большей степени  характерно для спортсменов, специализирующихся в видах спорта, требующих преимущественного  развития выносливости. Она составляет у них в среднем около 50 сокращений в минуту.

У представителей видов спорта, где требуется преимущественное развитие скоростно-силовых качеств, снижение частоты сердечных сокращений менее выражено: она равна в  среднем 50-70 сокращениям в 1 мин. Аналогичные  данные отмечаются у спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта.

На частоту  сердечных сокращений оказывает  влияние и состояние тренированности. Так у спортсмена, находящегося в  хорошем состоянии тренированности, когда он входит в свою лучшую спортивную форму, отмечаются самые наименьшие показатели частоты пульса и наоборот.

В спортивной медицине брадикардия считается  одним из показателей тренированности. Однако, в некоторых случаях она  может наблюдаться при переутомлении  и перетренированностн.

Известны  случаи, когда у спортсменов после больших физических напряжений, связанных со спортивными соревнованиями, в восстановительном периоде в течение 1-2 суток частота пульса была меньше, чем до соревнований. У некоторых спортсменов брадикардия может являться и индивидуальной особенностью. Наконец, она может быть результатом патологического состояния сердца.

Уменьшение  частоты сердечных сокращений в  покое под влиянием спортивной тренировки служит важным показателем функционального  состояния спортсмена и обуславливает увеличение его потенциальных возможностей. У лиц, не занимающихся спортом, при физических напряжениях частота сердечных

сокращений  по сравнению с покоем повышается в 2-3 раза, тогда как у спортсменов  может возрастать в 5 раз.

Брадикардия в покое у спортсменов нередко сочетается с увеличением объема сердца, уменьшением минутного объема кровообращения и другими положительными показателями гемодинамики.

Повышение частоты сердечных сокращений в  покое у спортсменов (тахикардия) явление весьма редкое. Оно может быть показателем недовосстановления после физических нагрузок или одним из симптомов сердечной недостаточности. Исходя из результатов обследования, врач составляет заключение, в котором дает оценку физическому развитию, состоянию здоровья, функциональному состоянию и степени тренированности спортсмена.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ПРОБЫ И ТЕСТЫ. Для определения  и оценки функционального  состояния  и  тренированности  организма  студентов применяются функциональные пробы и тесты, которые позволяют  оценивать влияние каждого упражнения, программировать наиболее оптимальный двигательный режим, следить за динамикой функционального состояния организма, его тренированностью.

Оценка  функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Функциональная  проба - 20 приседаний за 30 секунд. После 5-минутного отдыха, сидя подсчитывается пульс в 10-и секундные отрезки до получения трех одинаковых цифр, затем измеряется артериальное давление. После 20 приседаний с подниманием рук вперед, сразу же подсчитывается пульс сидя и измеряется АД.

Благоприятной реакцией считается учащение пульса после пробы на 6-7 ударов в 10 секунд, подъем максимального АД на 12-22 мм, снижение минимального АД на 0-6 мм. Период восстановления от 1 мин. до 2 мин.30 сек.

Гарвардский степ-тест. Высота ступеньки 43-50 см., время выполнения - 5 мин. Частота восхождения 30 подъёмов в 1 минуту под метроном (темп - 120 уд./мин). Подъём на ступеньки и опускание на пол производится с одной и той же ноги. На ступеньке положение вертикальное с выпрямленными ногами.

После нагрузки подсчитывается пульс сидя у стола за первые 30 сек. на 2, 3, 4-ой минуте восстановления. ИГСТ рассчитывается по формуле:

ИГСТ= 100/(1+2+3)*2 , где 1, 2, 3 - ЧСС, за первые 30 сек. на 2, 3, 4 мин. восстановления -время восхождения  в сек., если ИГСТ меньше 55 - физическая работоспособность слабая, 55-64 - ниже средней, 65-79 - средняя, 80-89 - хорошая, 90 и более - отличная.

Индекс  Руффье. Индекс Руффье (КиГПег) рассчитывается после 30 приседаний для мужчин и 24 приседаний за 30 сек. для женщин.2

1К=(Г1+Г2+ГЗ-200)/10, где Г1 - ЧСС в мин. до нагрузки, в полож&нии сидя после 5 мин. отдыха,

Г2 - ЧСС  в мин. сразу после нагрузки стоя,

ГЗ - ЧСС  в мин. через 1 минуту после нагрузки стоя.

Индекс  равный 5 и меньше оценивается отлично, 5-10 - хорошо, 11-15 - удовлетворительно,свыше 15 - неудовлетворительно.

,1К (индекс  КиГПег) отражая адаптационные возможности  сердечно-сосудистой системы, в  ответной реакции на дозированную  нагрузку, одновременно характеризует  уровень общей выносливости и  вполне корректно коррелируем с показателями обшей выносливости по тесту Купера (12 минутный бег).

Пробы с  задержкой дыхания, отражают состояние  дыхательной системы.

На вдохе (проба Штанге). В положении сидя производится глубокий, но не максимальный вдох. После этого зажимается нос  пальцами и по секундомеру отмечается время задержки дыхания.

Оценка:            юноши   девушки

Отлично             90 сек.    80 сек.

Хорошо             80-69 сек. 70-79 сек.

Удовл.                50-79 сек. 40-69 сек,

Неудовл.            50 и ниже 40 и ниже

На выдохе (проба Генчи). То же самое производится после обычного выдоха.

Оценка: юноши девушки

Отлично 45 сек. 35 сек.

Хорошо 40-44 сек 30-34 сек.

Удовлет 30-39 сек 20-29 сек

Неудовлет 30-и ниже 20 и ниже

 

Функциональное  состояние нервной системы можно определить по реакции вегетативной нервной системы на фактор гравитации.

Проба с  изменением положения тела (ортостатическап). Подсчитывается частота пульса в  положении лежа (лежать не менее 10 минут) и стоя через 1 минуту. Разница между  показателями частоты пульса в горизонтальном и вертикальном положении не должна превышать 20 ударов в минуту. В оценке важен не столько уровень показателя "ОП" (ортостатической пробы) сколько его динамика. Чем меньше разница, тем лучше. Но значительно более важным является стабильность показателя, отражающая устойчивость ВНС (вегетативной нервной системы) к различным факторам (колебания во внешней среде, эмоциональное состояние, утомление, перетренированность и др.).

Как уже  было сказано выше, студенты на основании  данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три группы.

В основную группу зачисляются лица без отклонений в состоянии здоровья, а так  же лица имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом развитии и подготовленности. К подготовительной группе относятся лица без отклонений  в  состоянии  здоровья  или  с  незначительными отклонениями,   с   недостаточным   физическим   развитием   и подготовленностью.

И в подготовительных, и в основных группах занятия  проводятся по учебной программе, но в подготовительном отделении соблюдается

условие постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений.

В специальную  группу  зачисляются  студенты  имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Занятия физическим воспитанием осуществляемся по специальным учебным программам.

В процессе тренировок, занятий физическими  упражнениями в организме занимающихся могут возникнуть предпатологические состояния. Речь идёт о таких состояниях, когда заболевания, патологии ещё нет, но в организме создались благоприятные условия для его возникновения. К таким состояниям относятся переутомление, перетренированность, перенапряжение.

Переутомление - состояние возникающее после  большой, длительной  нагрузки,  как  однократной  так  и  длительного  применяемой. Оно может быть у  всех занимающихся физическими упражнениями  характеризуется   общей   усталостью,   вялостью, ощущением необходимости отдохнуть. Функциональные пробы при переутомлении - неудовлетворительные. После достаточного отдыха, все   указанные   явления   проходят.   Функциональные   сдвиги нормализуются.

Состояние   перетренированности    возникает   только   у тренированного спортсмена и в настоящее время расценивается как невроз. Человек становится раздражительным, обидчивым, нарушается сон и аппетит, возникает отвращение к тренировкам. Такое состояние требует помимо временного прекращения тренировок ещё и лечения нервной системы.

В этот период состояние других органов и систем может быть на достаточно высоком  уровне. Причиной возникновения состояния  перетренированности являются не только чрезмерные, но и очень однообразные   частые   тренировки,   проводимые   без  учёта эмоционального состояния спортсмена. Имеют значение также нарушения режима. Всё это приводит к нарушению координации

между центральной  нервной системой, внутренними органами и двигательным аппаратом. В этом состоянии часто возникают различные  заболевания.

При  чрезмерных  физических  нагрузках  в  занятиях  и соревнованиях, при нерационально  проводимых тренировках и несоблюдении режима могут возникнуть острые и  хронические перенапряжения организма  спортсмена.

Острое  перенапряжение - это патологическое состояние организма, возникающее в результате выполнения чрезмерной физической нагрузки (чаще однократной) на соревнованиях или тренировках, которая неадекватна функциональным возможностям и степени подготовленности организма. Практика работы показывает, что острое перенапряжение, возникающее вследствие однократной нагрузки, чаще наблюдается у неподготовленных лиц во время напряженных соревнований и реже при напряженной тренировке.

Начинающие  спортсмены или новички, участвуя в  соревнованиях, иногда пытаются ценой огромных физических усилий добиться победы. Не имеющий достаточной физической подготовленности и плохо тренированный спортсмен испытывает в этом случае огромное физическое напряжение, в результате чего возникает резкая патологическая реакция. Острое перенапряжение можно наблюдать и у спортсменов высокой квалификации, участвующих в соревнованиях без подготовки и вышедших из состояния спортивной формы. Однако, высокие морально-волевые качества и хорошо сохранившийся двигательный навык,   позволяет таким спортсменам продолжать напряженное соревнование, а иногда даже закончить победой. В таких случаях после финиша может появиться состояние острого перенапряжения, иногда обморок, а чаще резкая слабость, неуверенная шатающаяся походка, одышка, головокружение, бледность кожных   . покровов, тошнота, рвота, безразличное отношение к окружающим.   | Такое состояние наблюдается у спортсменов выступающих в   :

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья