Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:19, лекция

Описание работы

На физиологическом уровне основу здоровья составляет способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И, наоборот, оно ухудшается (возникает болезнь), если нарушение гомеостаза носит устойчивы» характер. (Г.К. Зайцев, 1997).

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
3. Валеология - наука о здоровье и здоровом образе жизни.
4. Педагогика здоровья.
5. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья.
6. Основные требования, предъявляемые к здоровому образу жизни студенческой молодежи.
7. Правильный режим дня.
8. Рационализация умственного и физического труда.
9. Жизненная сущность, важнейшие средства и методы закаливания организма.
10. Рациональное питание в здоровом образе жизни.
11. Пагубные воздействия вредных привычек: курения, приема алкоголя и наркотиков.

Файлы: 1 файл

Физвоспитание.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

Задача   преподавателя   ввести   использование   различных, объективных методов  самоконтроля, вводя информацию из врачебного и педагогического контроля, в систематическую практику дисциплины «физическая культура». Каждое учебное занятие должно выполняться с обязательным самостоятельным контролем студентов при оценке решаемых задач (адекватность объёмов и интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений, характер субъективных ощущений в срочном и отставленном времени, корреляция показателей различных функциональных   систем   и   их   соответствие   субъективным ощущениям).   Субъективные   ощущения   также   необходимо систематизировать, используя тесты психодиагностики. Наиболее приемлимыми для педагогического и самостоятельного контроля являются   тесты   типа  САН   («самочувствие»,   «активность», «настроение», Ч. Спилберга, В.Г. Кукеса и др.).

Наиболее  информативным и доступным методом  срочной объективизации эффективности и адекватности применяемых в занятиях нагрузок для самоконтроля является изучение студентами динамики частоты сердечных сокращений. Особенно эта информация необходима на занятиях аэробной направленности для своевременной корреляции преподавателем объёмов и интенсивности физической нагрузки и её индивидуализации.

Студенты  должны владеть методикой самостоятельного подсчёта пульса, желательно на сонной артерии. Измерение пульса в учебной  практике предпочтительней производить  за 15-и секундный интервал. Для получения срочной информации требуются характеристики частоты сердечных сокращений сразу после нагрузки, определяющие её интенсивность и коррелирующие с показателем времени выполнения заданий, и через 1 минуту отдыха, соответствующие адекватности воздействия нагрузки. Одна и та же нагрузка вызывает различную ответную реакцию у занимающихся, зависящую от уровней

физической  и функциональной подготовленности, индивидуальных характеристик ПАНО и многих . других факторов постоянного  и эпизодического характера.

Главным показателем адекватности применяемых  нагрузок является ЧСС на финише выполняемого задания равная (или меньше) индивидуальному  максимально допустимому пульсу. Максимально допустимый пульс - это  значение ЧСС после такой нагрузки, которая вызывает величину ЧСС после минуты отдыха, равную 140 ударам в минуту и не превышает 180 ударов в минуту сразу после выполнения нагрузки, рассчитывается по формуле:

Р.л.х-П+^О-К),

где Рщах - расчётный максимально допустимый пульс за 1 минуту, Г1 -пульс на финише за 1 минуту, Г2 - пульс через одну минуту отдыха (на второй минуте восстановления). Для удобства расчётов в процессе занятий Ртах рассчитывается в 15-ти секундном интервале, без перевода в минутное исчисление, по формуле:

Ртах=П+(35-Г2) ударов/15секунд.

Все   занимающиеся,   овладев   расчётом   индивидуального максимально-допустимого пульса, должны особое внимание уделить развитию «чувства нагрузки», т.е. умению прогнозировать величину пульса сразу после работы и минуты восстановления по субъективным ощущениям, усталости и тяжести нагрузки. Преподаватель же регулярно контролирует умение студентов прогнозировать величину ЧСС на финише работы и её восстановление через минуту отдыха (Г1 и Г2) и корректирует величину физической нагрузки соответственно показателю Рщвх на данный объём работы. ЧСС на финише выполняемой физической нагрузки должна быть ниже Рп,эх на 4-12 ударов в минуту или 1-3 ударов за 15 секунд.

Целесообразно   использовать   в   занятиях  'специальные контрольные тесты  и задания выявляющие степень овладения студентами методики прогнозирования интенсивности нагрузки, подсчёта реальных величин ЧСС и, как следствие, умения

самостоятельно    моделировать    индивидуальную    тренировку, соответствующую основой  концепции занятия. Здесь происходит слияние задач, решаемых в самоконтроле и педагогических наблюдениях тренера и преподавателя.

Чрезвычайно важным является, систематическое изучение показателей физической подготовленности, фиксируемое как в самонаблюдениях, так и в педагогическом контроле. Умение студента правильно интерпретировать результаты спортивных' достижений, связывать    улучшение/ухудшение    показателей    с   данными функциональных наблюдений, позволит преподавателю своевременно корректировать  физические нагрузки, добиваясь оптимального спортивного результата без ущерба для здоровья занимающегося.

Физическая  подготовленность в самонаблюдениях  тестируется по показателям, отражающим развитие гибкости, силы, выносливости, скорости и др.

Особенно  важными (обязательными) тестами в  вузах являются показатели выносливости, быстроты и силы.

Суровым   испытанием   (особенно   для   неподготовленных студентов)   является   норматив   выносливости.   Включение   в самоконтроль простой функциональной пробы (например индекса КиГПег), самостоятельное  выполнение теста Купера (12'бег) с обязательной фиксацией ЧСС, отражающей адекватность нагрузки, позволяет студенту объективно оценить свои функциональные и физические возможности и подготовиться к итоговому тестированию в соревновательных условиях.

Двепадцатпмпнутпып тест для возрастной группы 20-29 лет.

Оценка  физической работоспособности Дистанции(км) бегом, шагом, преодалённые за 12 мин. Дистанция плавания (м), преодалённыя за 12 мин.

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

Очень плохо менее 1,95 менее 1,55 менее 350 менее 275

Плохо 1,95-2,1 1,55-1.8 350 - 450 275 - 350

Удовлетворительно 2,1-2.4 1,8-1,9 450 - 550 350 - 450

Хорошо 2,4-2,6 1.9-2,1 550 - 650 250 - 550

Отлично 2,6-2,8 2,15-2,3 более 650 более 550

Превосходно более 2,8 более 2,3 

 

 

 

При этом необходимо заметить, что результаты теста Купера не определяют напряженность функциональных систем организма. Так, в одних случаях результат может быть достигнут за счёт предельной, часто неадекватной, мобилизации функций, в других при сохранении функциональных резервов.

Для устранения этого противоречия можно использовать различные модификации теста  Купера, учитывающие напряжённость  сердечно-сосудистой системы.

1. Модифицированный  тест Купера, разработанный Т.  Юрнмяэ и Э. Виру (1982) учитывает  ЧСС в течении первых 30 секунд на 2, 3, 4-й минуте восстановления, индекс модифицированного теста Купера выражается значением индекса:

К=1008/2(г1+Г2+гЗ), где 8 - результат 12-и минутного бега (м); П, г2, О - значения ЧСС на 2, 3, 4-й  минуте восстановления за 30 секунд.

Стандарты модифицированного теста Купера для мужчин и женщин.

Оценка  физической работоспособности Индекс модифицированного теста Купера

Женщины Мужчины

Очень плохо менее 430 менее 580

Плохо 434-510 580 - 680

Удовлетворительно 510-590 680 - 780

Хорошо 590 - 670 780 - 880

Отлично более 670 более 880

 

Большинство студентов, выполняя тест Купера, превышают  адекватный уровень нагрузки по ЧСС. Исследования показали, что Г2 (пульс  на 2-й минуте восстановления за 15 сек.) колеблется в диапазоне 42-36, среднее  значение - 39 уд/15 сек.

Индекс  теста Купера разработанный А. Волковым, Т. Волковой (2000), учитывает напряженность  функционирования сердечно¬сосудистой  системы при выполнении теста  и основывается на численных    значениях    максимально   допустимого    пульса, определяющего    адекватность    воздействия    нагрузки    по характеристикам должного и фактического восстановления ЧСС.

Индекс  теста Купера=358/Г2, где 8 - результат  двенадцатиминутного бега (м), 35 должная  ЧСС за 15 секунд на 2-й минуте восстановления, соответствующая адекватному воздействию нагрузки (характеризуемой интенсивностью 40-44 ударов за 15 секунд), выполняемой в аэробном режиме (ПАНО). Г; - фактическая ЧСС за 15 секунд на 2-й минуте восстановления, характеризующая степень напряженности функциональных систем при выполнении теста. Индекс теста Купера в данном варианте позволяет оценить способность занимающихся выполнять нагрузку в аэробном режиме в условиях индивидуальной адекватности, что особенно важно для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Оценки  индекса теста Купера (м)

Оценка  физической работоспособности Женщины Мужчины

 

Отлично 2350 2500

Хорошо 1900 2200

Удовлетворительно 1650 1800

Плохо 1350 1400

 

Педагогический  контроль решает задачу правильной организации  и методики тренировки и обучения на основе принципов дидактики и строгой индивидуализации нагрузки.

При педагогическом контроле могут быть использованы различные методы исследования, о которых говорилось выше. Позволю  остановиться на самых простейших по доступности, но имеющих достаточную информативность. К их числу относятся: анализ и результаты наблюдения (опрос о субъективных ощущениях в ходе занятия и наблюдения за внешними признаками утомления), измерение веса тела, определение ЧСС, измерение АД, определение частоты дыхания и др.

В процессе педагогического контроля определение частоты пульса (частоты  сердечных сокращений — ЧСС) является одним из самых распространенных методов, благодаря его доступности  и информативности. ЧСС определяют перед занятием, после разминки, после выполнения отдельных упражнений, после отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Исследование изменений частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятия, т.е. рациональность его построения и интенсивность нагрузки на основании т.н. физиологической кривой.

В последнее время в педагогическом контроле всё большее распространение  получают методы психодиагностики. Эти  методы направлены на изучение трёх основных объектов психодиагностикн:

личности  спортсмена, его спортивной деятельности и взаимодействия.

Личность  занимающегося физическими упражнениями и спортом диагностируется по трём аспектам: личностные процессы, состояния  и свойства личности. Спортивная деятельность рассматривается со стороны обучения навыкам и умениям. Взаимодействие изучается в межличностном плане. По форме применения это может быть наблюдение, опросники и анкеты, социометрические методики, бланковые тесты, аппаратные тесты, обследования

на  тренажерах и тренажерных устройствах, специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.).

Анализ  данных врачебного и педагогического  контроля, результаты   психодиагностики   и   самоконтроля    позволяют  своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочнын процесс, способствуя его совершенствованию.

Конец формы


Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья