Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание детей раннего возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания. Успешное решение этой задачи определяется уровнем подготовки родителей, воспитателей и медицинских работников детских учреждений, возможностью использовать в своей работе лучший опыт физического воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1 Общая характеристика двигательной активности детей 3-7 лет и механизмов ее обеспечения………………………………………………………5
1.1 Физическое развитие дошкольника………………………………………….5
1.2 Содержание физического воспитания …………………………………......10
2 Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет…………………………………………………………..…………………16
2.1 Специфика задач физического воспитания детей 3-7 лет……………..….20
2.2 Специфика средств воспитания детей 3-7 лет……………………..………25
Заключение………………………………………………………………….……27
Список использованных источников…………………………………….……..29

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 61.35 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТИТУЛЬНИК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………...………3

1 Общая характеристика двигательной активности детей 3-7 лет и механизмов ее обеспечения………………………………………………………5

1.1 Физическое  развитие дошкольника………………………………………….5

1.2 Содержание  физического воспитания …………………………………......10

2 Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет…………………………………………………………..…………………16

2.1 Специфика  задач физического воспитания  детей 3-7 лет……………..….20

2.2 Специфика  средств воспитания детей 3-7 лет……………………..………25

Заключение………………………………………………………………….……27

Список  использованных источников…………………………………….……..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Физическое  воспитание детей раннего возраста является важной и ответственной  задачей общественного воспитания. Успешное решение этой задачи определяется уровнем подготовки родителей, воспитателей и медицинских работников детских  учреждений, возможностью использовать в своей работе лучший опыт физического  воспитания.

     Для решения задач физического воспитания нужно знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, и правильно использовать соответствующие  возрасту методы обучения и воспитания. Очень важно понять, что под  влиянием различных средств физического  воспитания (гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений) укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, формируются  двигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия  для осуществления умственного, нравственного, эстетического и  трудового воспитания.

     Для этого необходимо овладеть и методикой  проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр  и других форм работы по физическому  воспитанию дошкольников и спланировать их проведение.

     Планирование  работы по физическому воспитанию и  учет ее результатов позволяют проверить  эффективность физических упражнений, методов обучения в решении поставленных задач.

     Физическое  воспитание детей дошкольного возраста в учреждениях осуществляется в  соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом задачи физического воспитания многообразны и тесно связаны между собой, а также с музыкальным и  эстетическим воспитанием, развитием  речи и т.д. Их цель заключается в  совершенствовании основных движений, быстроты, ловкости, согласованности  движений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и в укреплении здоровья.

     Для успешного физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности  возрастной физиологии. Данные о влиянии  физических упражнений на организм детей  дошкольного возраста позволяют  научно, с точки зрения физиологических  возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений.

     Как известно, двигательная активность детей  зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней  среды, важная роль среди которых  принадлежит факторам физического  воспитания.

     У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование  двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале  непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируются, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме этого, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

       Следовательно, детям этого возраста  нужно давать упражнения для  развития основных двигательных  умений, приучать их выполнять  ритмичные движения, вырабатывать  способность ориентироваться в  пространстве, совершенствовать быстроту  реакций и развивать активное  торможение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Общая характеристика  двигательной активности  и механизмов её  обеспечения детей  3-7 лет 

    1. Физическое  развитие организма  дошкольника
 

     У ребенка с 3 до 7 лет жизни под  воздействием обучения условные связи  закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества.

     Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет  педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять  и совершенствовать его нервную  систему.

     За  период раннего и дошкольного  детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы  тела, окружности головы, грудной клетки.

     За  первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.

     Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2—2,5 кг. К 6—7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.

     Окружность  грудной клетки при рождении 32-34 см. В течение первых 3-4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5 -3 см в месяц, затем прирост ее снижается.

     В конце года она составляет около 0,4-0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12-15 см. Примерно также происходит увеличение грудной клетки за весь остальной  период дошкольного возраста.

     Величина  окружности грудной клетки зависит  от физического развития и подготовленности ребенка.

     Окружность  головы при рождении ребенка примерно 34—35 см. В течение первых 9 месяцев она увеличивается на 3—3,5 см в квартал.

     В дальнейшем ее рост резко замедляется, возрастая в течение 2— 3 года жизни  на 1—1,5 см в год. Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного  мозга. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребенка, его телосложение, но и развитие, и совершенствование  массы головного мозга.

     Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.

     Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного  возраста. В этот период формируются  изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое  развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную  и нервную системы. 8-образный изгиб  позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

     В дошкольном возрасте происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

     Развитие  костной системы скелета тесно  связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

     Мышечная  система у ребенка раннего возраста развита недостаточно, она составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.

     В младшем возрасте у ребенка  мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 — 4кг в младшем дошкольном возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища.

     на  увеличивается к 7 годам до 32—34 кг по сравнению с 15—17 кг 3—4 года. Статическое  состояние мышц называется мышечным тонусом. В первые месяцы жизни у  ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннем возрасте мышечный тонус уменьшается под  воздействием гимнастики и массажа.

     Мышечный  тонус в дошкольном возрасте имеет  большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус  туловища создает естественный «мышечный  корсет». С годами у ребенка укрепляются  мышцы спины и живота. Это является результатом, как регуляторного  функционирования центральной нервной  системы, так и положительным  воздействием физических упражнений. При систематических занятиях физическими  упражнениями, при повышении мышечной нагрузки у детей от 4 до 7 лет происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности. С возрастом отмечается увеличение тонуса напряжения мышц спины  и живота, что является результатом  не только улучшения регуляторной функции  центральной нервной системы, но и положительного влияния тренировки физическими упражнениями.

     По  мере того, как улучшается мышечный тонус, совершенствуется рефлекторная регуляция расслабления и напряжения отдельных групп мышц, которые  придают телу определенную позу, у  ребенка вырабатывается осанка.

     В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8г у 3—4-летнего до 92,3г — у 6—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца.

     С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50— 110/70 мм рт.ст.

     По  мере развития ребенка уменьшается  частота дыхания: к концу первого  года жизни она равна 30—35 в минуту, к концу третьего —25 — 30, а в 4—7 лет — 22—26. У ребенка нарастают  глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В  процессе развития у ребенка увеличиваются  морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность  мышц, работоспособность, совершенствование  организма.

     В процессе возрастного развития ребенка  установлены критические этапы  совокупности морфологических и  функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов. Происходящая в текущем столетии акселерация (ускорение) роста и развития коснулась  и детей дошкольного возраста: дети этого возраста и анатомически и функционально как бы старше своих сверстников прежних лет. Раньше происходит смена молочных зубов  на коренные. Если несколько десятилетий  назад начало прорезывания постоянных зубов приходилось на возраст 6 лет 2 месяца-6 лет 4 месяца, то в настоящее  время уже в 5 лет около 40% детей  имеют по 1—4 постоянных зуба .

     Некоторый рост отмечается и по ряду функциональных показателей. Известно, что, чем дети старше, тем меньше у них частота  сердечных сокращений и дыхания. И если раньше пятилетним детям была свойственна частота пульса 98—100 ударов в минуту, то теперь средняя  частота — 97 ударов. Средней частотой дыхания в шестилетнем возрасте признавалась 26 вдохов в минуту, сейчас — 23.

     Соответственно  возросли и показатели развития двигательных качеств. Так, если скорость бега на 30 м  у детей пятилетнего возраста в 50-х годах составляла 3,55м в  секунду, то в 1968—1970 гг. она составляла уже 3,7 или 4,00м в секунду.

     Центральная нервная система. Развитие высшей нервной деятельности у детей внешне проявляется их поведением, психическими реакциями, овладением культурно-гигиеническими навыками, статическими и двигательными.

     В 3 года ребенок активно знакомится с окружающей средой, у него развивается  самосознание, он говорит о себе уже в первом лице. Ребенок уже  хорошо различает все цвета и  узнает предметы по картинкам. Заметно  усиливается ориентировочная реакция, которая проявляется множеством вопросов об окружающих предметах. В  этом же возрасте вырабатываются особенности  поведения ребенка, создаются привычки и начинают формироваться некоторые  элементы характера. В соответствии с развитием мышления идет и развитие речи. Быстро увеличивается словарный запас ребенка, он говорит сначала простыми, а затем и сложными фразами. На 3-4 году, запоминая речевые шаблоны, ребенок начинает правильно ставить падежи, речь принимает осмысленный характер.

Информация о работе Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет