Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание детей раннего возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания. Успешное решение этой задачи определяется уровнем подготовки родителей, воспитателей и медицинских работников детских учреждений, возможностью использовать в своей работе лучший опыт физического воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1 Общая характеристика двигательной активности детей 3-7 лет и механизмов ее обеспечения………………………………………………………5
1.1 Физическое развитие дошкольника………………………………………….5
1.2 Содержание физического воспитания …………………………………......10
2 Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет…………………………………………………………..…………………16
2.1 Специфика задач физического воспитания детей 3-7 лет……………..….20
2.2 Специфика средств воспитания детей 3-7 лет……………………..………25
Заключение………………………………………………………………….……27
Список использованных источников…………………………………….……..29

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 61.35 Кб (Скачать файл)

     После этого дети самостоятельно воспроизводят  действие, слушая указания воспитателя, т. е. проверяют практически сложившийся  у них образ движения, а воспитатель  следит за тем, как дети поняли задание.

     Все эти приемы должны обеспечивать образование  временных связей в коре головного  мозга и способствовать сознательному  запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, составляющих данное движение, объединению их в  целостный, двигательный образ с  опорой на мышечные ощущения. Однако если при этом появляется какое-либо несоответствие движений детей заданию, они уточняются путем разъяснения или показа воспитателя.

     Указанные приемы применяются, начиная со средней  группы. Что касается двух младших  групп детского сада, то в обучении детей этого возраста преимущественно  используются игровые приемы или  показ с одновременным объяснением  воспитателя и включением в такие  же действия детей. Выполнение показываемых движений, поощрение воспитателя  создают у детей эмоционально-положительное  состояние, определяющее успех начального этапа формирования правильных двигательных навыков.

     На  втором этапе углубленного разучивания  движений задачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого  действия, постепенно исправить имеющиеся  ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом.

     Учитывая  механизм образования условных рефлексов, педагог должен восстановить в сознании и мышечном ощущении последовательность элементов данного действия, конкретность ощущений.

     В процессе сознательного повторения движения постепенно развивается дифференцированное торможение, повышается роль второй сигнальной системы. Иррадиирование возбуждений  в коре головного мозга постепенно сменяется все большей их концентрацией. Возбуждение устремляется к нервным  клеткам, которые соответствуют  характеру раздражителя, подкрепляемого воспитателем. В то же время благодаря  его указаниям, носящим характер тормозного раздражителя, все мешающие ребенку движения постепенно затормаживаются, отпадают; Закрепляются только те движения, которые соответствуют действительному  показу или подкрепляются словом воспитателя.

     Постепенно  движения упорядочиваются, уточняются в силу все более развивающегося дифференцированного торможения. «При последующем дифференцировании  наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепляемые связи».

     Методика  углублённого разучивания. Учитывая физиологический  механизм процесса постепенного усвоения ребенком разучиваемого движения, воспитатель  отбирает соответствующие методические приемы.

     В ходе обучения он обращает внимание детей  на правильность выполняемых ими  действий и поощряет их. Чтобы лучше  видеть выполнение движений каждым ребенком, воспитатель проверяет их по колоннам. В таком случае он может подходить  к отдельным детям и словом, и мягким исправлением позы ребенка  помочь каждому индивидуально. Дети, стоящие в других колоннах, тоже слушают указания воспитателя и  видят практически, к чему надо стремиться.

     На  втором этапе обучения двигательные действия всегда детям знакомы, поэтому  воспитатель при выборе приемов  учитывает степень сложности  каждого данного движения. Простые  по содержанию и структуре движения целесообразно напомнить детям  в нескольких словах, не пользуясь  наглядным показом. При этом у них активизируются внимание, мысль и желание самостоятельного выполнения. Если движение более сложное, целесообразно использовать конкретное напоминание — показ движения с пояснением (метание в цель, прыжок в высоту и др.).

     В выборе приемов на основе анализа  сложности движений и будет проявляться  необходимая целесообразность их применения, включающая ребенка в посильное  умственное и физическое напряжение.

     На  третьем этапе задача заключается в том, чтобы закрепить и совершенствовать приобретенный навык владения техникой двигательного действия, стимулировать детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создать возможность применения его в играх и в жизни.

     Методика  закрепления и совершенствования. На третьем этапе обучения ребенок  сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, но способ выполнения движения уже автоматизирован, поэтому внимание его сосредоточивается  главным образом на качестве.

     Воспроизведение правильно разученного двигательного  действия детьми на третьем этапе  является результатом их усилий за все предыдущее время. Движения детей  отличаются четкостью, уверенностью, эмоциональностью, поэтому воспитатель в большинстве  случаев ограничивается лишь словесным  заданием, используя для этого  название упражнения. У детей по одному только названию знакомого им действия в сознании и представлении  возникает вся его последовательность, и они выполняют его быстро и четко.

     Чтобы движения всех детей при самостоятельном  выполнении какого-либо упражнения были согласованными, воспитатель регулирует их отдельными словами. На данном этапе  ребенок готов к самостоятельному использованию усвоенного навыка в  игровых и жизненных условиях и выполнению заданий творческого  порядка. Учитывая имеющийся опыт и  некоторую приобретенную технику выполнения упражнений, ему предлагают творческие задания: внести какое-либо изменение в известное ему упражнение и создать его вариант, скомбинировать из знакомых элементов новое, придумать свое, оригинальное.

     Таким образом, методика обучения, использующая указанные выше задания, воспитывает  ребенка важное для его дальнейшей жизни творческое отношение к  своей деятельности.

     Таким образом, формирование у детей правильных двигательных навыков происходит в  процессе закономерно следующих  друг за другом и взаимосвязанных  стадий на протяжении трех основных этапов обучения. Учет характера каждой стадии в связи с особенностями высшей нервной деятельности позволяет  педагогу целесообразно намечать практические задачи и методику обучения детей. 

    1. Специфика задач физического  воспитания детей 3-7 лет
 

     Задачи  физического воспитания в дошкольных учреждения определяются общей целью  и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде.

     В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

     Оздоровительные задачи.

     Охрана  жизни и укрепления здоровья, улучшение  физическое развития, функциональное совершенствование и повышение  работоспособности организма ребенка, а также закаливание являются первоочередными задачами. Это обусловлено  тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слаборазвиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным  условиям внешней среды, чаще болеют. С учетом этих особенностей задачи укрепления здоровья определяются в  более конкретной форме по каждой системе.

     Костная система, связки, суставы обеспечивают, как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях; многие кости защищают от ударов и повреждение спинной и головной мозг, а также внутренние, органы. Правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов обеспечивает нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем. При искривлениях позвоночника, сутуловатости, плоскостопии нарушаются условия работы важных органов, что может привести в дальнейшем к их заболеванию. У детей костная система относительно слабая, так как содержит значительное количество хрящевой ткани; суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых. В связи с этим возникает необходимость помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению сухожилий связочно-суставного аппарата. Кроме того, следует способствовать развитию правильного соотношения частей тела 
(пропорций), регулированию роста и массы костей.

     Мышечная  система закрепляет отдельные части тела в определенном положении и изменяет это положение, т. е. производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию — защищает от ударов, повреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы.

     Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20—22% массы тела. Особенно слабые у  новорожденных мышцы рук и  ног. В первые месяцы грудного возраста преобладает тонус (напряжение) мышц сгибателей над тонусом разгибателей. Мышцы у детей богаче водой  и беднее белковыми веществами, жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц. Особое внимание следует обращать на укрепление слабо развитых групп  мышц-разгибателей.

     Сердечнососудистая  система начинает функционировать раньше других систем. К моменту рождения ребенка сердечно-сосудистая система достигает наибольшей зрелости. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется от напряженной работы и не сразу может приспособиться к внезапно изменившейся деятельности. Пульс у маленьких детей очень частый — 140—160 ударов в минуту. Постепенно он становится реже и к 7 годам доходит до 95—85 ударов в минуту. Учитывая эти особенности, необходимо способствовать укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усилению притока крови к сердцу и улучшению ритмичности его сокращений, развивать способность приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке.

     Дыхательная система. Верхние дыхательные пути у детей относительно узкие, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Ткани легких очень нежные. Подвижность грудной клетки ограничена. Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловливают частое неглубокое дыхание. Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко нарушается. В связи с указанными особенностями возникает необходимость укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Кроме того, следует научить детей дышать через нос. При дыхании через нос воздух согревается и увлажняется. Следуя по носовым ходам, воздух раздражает особые нервные окончания, в результате чего лучше возбуждается дыхательный центр, усиливается глубина дыхания. При дыхании же через рот холодный воздух может вызвать переохлаждение слизистой носоглотки (миндалин), их заболевание и, кроме того, в организм могут проникнуть болезнетворные бактерии. Если ребенок дышит через нос, ворсинки на слизистой оболочке задерживают пыль с содержащимися в воздухе микробами, таким образом, воздух очищается.

     Пищеварительная система у детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развита.

     Вследствие  слабости мышечной оболочки двигательная деятельность кишечника мала и легко  расстраивается. Нужно укреплять  гладкие мышечные волокна кишечника, способствовать правильному его  функционированию.

     Кожа  охраняет внутренние органы и ткани от проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. Она богата чувствительными нервными окончаниями, которые воспринимают раздражения внешней среды и передают их в центральную нервную систему, вызывая ответные реакции на посылаемые сигналы. Кожа у детей нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).

     Нервная система к моменту рождения ребенка еще недостаточно готова к выполнению своих многочисленных функций. Более развита вегетативная нервная система.

     Детям свойственны недостаточная уравновешенность процессов возбуждения и торможения, малая подвижность их, преобладание возбуждения над торможением. В  связи с этим в дошкольном возрасте надо способствовать совершенствованию  нервных процессов, развитию активного  торможения, а также двигательного  анализатора, органов чувств.

     Слабое  развитие терморегуляции у детей  дошкольного возраста вызывает необходимость  повышения сопротивляемости организма  неблагоприятным условиям внешней  среды, т. е. закаливания.

     Образовательные задачи.

     В процессе физического воспитания детей  дошкольного возраста необходимо решать и образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков  правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

       Благодаря пластичности нервной  системы двигательные навыки  и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Информация о работе Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет