Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание детей раннего возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания. Успешное решение этой задачи определяется уровнем подготовки родителей, воспитателей и медицинских работников детских учреждений, возможностью использовать в своей работе лучший опыт физического воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1 Общая характеристика двигательной активности детей 3-7 лет и механизмов ее обеспечения………………………………………………………5
1.1 Физическое развитие дошкольника………………………………………….5
1.2 Содержание физического воспитания …………………………………......10
2 Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет…………………………………………………………..…………………16
2.1 Специфика задач физического воспитания детей 3-7 лет……………..….20
2.2 Специфика средств воспитания детей 3-7 лет……………………..………25
Заключение………………………………………………………………….……27
Список использованных источников…………………………………….……..29

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 61.35 Кб (Скачать файл)

     Ребенок активно проводит время своего бодрствования, причем значительная его часть проходит в творческих играх. В этом возрасте значительно улучшаются и двигательные умения ребенка.

     На 4-5 году жизни совершенствуется вторая сигнальная система ребенка: улучшается не только понимание чужой речи, но и собственная речь, чистота  произношения. В знакомстве с окружающим, в поведении и поступках ребенка  большое значение имеет подражание, но продолжает развиваться и творческая деятельность по собственному замыслу. Благодаря сравнительно быстрому образованию  условных связей при разнообразных, специально создаваемых или случайных, ситуациях у ребенка возникают  различные навыки и привычки. Полезность и целесообразность этих навыков  и привычек определяется условиями  быта и воспитанием. На 5-6 году жизни  появляется способность к обобщению  конкретных образов, к логическому  развитию мысли.

     Исследования  морфологии центральной нервной  системы показывают, что дифференцировка  клеток коры головного мозга в  основном заканчивается примерно к 7 годам и дальнейшее совершенствование  реакций нервной системы происходит главным образом за счет образования  новых условных связей.

     Период  бодрствования детей дошкольного  возраста становится еще разнообразнее: он включает в себя индивидуальные и коллективные игры, занятия по развитию речи, счету, рисованию, лепке, конструированию, музыке, а также  обязательные занятия по развитию движений. В этом возрасте детям особенно свойственна  большая физическая активность: они  неусидчивы, нуждаются в частой смене  видов деятельности. Быстро совершенствуются движения, особенно при проведении систематических занятий.

     В поведении детей дошкольного  возраста находят отражение типологические особенности высшей нервной деятельности. Главными критериями, определяющими  тип нервной системы, являются свойства процесса возбуждения и процесса торможения и их сила, подвижность  и уравновешенность.

     Сила  нервных процессов выражается в  преобладании бодрого настроения, решительности  поступков, умении сосредоточиться  на занятиях, в прочности приобретенных  навыков, большой выносливости, хорошей  адаптации в новых условиях, устойчивости к неблагоприятным условиям. Показателями слабости нервных процессов являются преобладание грустного настроения ребенка, чрезмерная боязливость, нерешительность, плохая способность к сосредоточению внимания на определенном действии, слабое усвоение навыков, быстрая утомляемость, пониженная сопротивляемость неблагоприятным  влияниям.

     Но  и независимо от акселерации функциональные возможности детей дошкольного  возраста — и умственные и физические — выше, чем было принято думать. И это нужно учитывать, чтобы  обеспечить оптимальное развитие детей, искусственно его не ускоряя и  не тормозя.

     За  дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более  экономный и эффективный уровень  функционирования, в связи, с чем  возрастают функциональные возможности  детей при выполнении мышечной деятельности.

       В процессе тренировки совершенствуются  ответные реакции дыхательной  системы. При мышечных нагрузках  увеличение легочной вентиляции  происходит за счет углубления  дыхания, а не его учащения. Те же объемы потребления кислорода  обеспечиваются при меньшей легочной  вентиляции.

     При этом отмечается более экономная  деятельность основных энергообеспечивающих систем — сердечно - сосудистой и  дыхательной, которая определяется не только особенностями возрастного  развития, но и повышением функциональных возможностей при занятиях физическими  упражнениями.

     Способность к выполнению непрерывной работы возрастает с 10 до 25—30 мин, при этом общий объем работы увеличивается  примерно в 2,5 раза. Физическая работоспособность  детей с 4 до 7 лет при пробе  степ-тест (восхождение на ступеньку) увеличивается почти в 2 раза.

     Применение  физических упражнений требует от организма  значительного напряжения и согласованности  действий всех основных систем, поэтому  на каждом возрастном этапе следует  учитывать особенности развития, соответственно организовывать двигательную деятельность детей и строго дозировать физическую нагрузку (например, длительность физкультурных занятий, число повторений упражнений, их трудность и т. д.).

     Знание  особенностей морфофункционального развития детей на каждом возрастном этапе  позволит более эффективно использовать средства физического воспитания для  совершенствования организма ребенка  и повышения физической работоспособности.

     Исследования  показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год  жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития.

     Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод  о необходимости создания для  ребенка возможности правильно  двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь  играют воспитание и обучение. 

    1. Содержание  физического воспитания детей 3-7 лет
 

     Физическое  воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с  «Программой воспитания в детском  саду». 3адачи физического воспитания многообразны. Они тесно связаны  между собой, с музыкальным, эстетическим воспитанием, развитием речи и т. д. Одна из задач заключается в  совершенствовании основных движений, быстроты, ловкости, согласованности  движений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и в укреплении здоровья.

     Формы работы по физическому воспитанию различны: организованные занятия, утренняя гимнастика, физические упражнения во время подвижных  игр, спортивных развлечений и т. д. В режиме дня детского сада для  занятий по физическому воспитанию отведено определенное время.

     Вся работа по физическому воспитанию проводится воспитателями групп, которые должны иметь специальную подготовку. План занятий воспитатель согласует  с музыкальным руководителем, чтобы  сочетать музыкальное и физическое воспитание. Во время музыкальных  занятий широко используются движения под музыку в виде игр, упражнений, плясок и т. д.; на занятиях по развитию движений упражнения также могут  проводиться под музыку.

     Для успешного решения задач физического  воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать  особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку  упражнений, а также методически  правильно организовать занятия. Как  известно, двигательная активность детей  зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней  среды, важная роль среди которых  принадлежит факторам физического  воспитания.

     У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование  двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале  непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

     Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные  движения, вырабатывать способность  ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций  и развивать активное торможение.

     В этом возрасте быстро развиваются и  совершенствуются такие движения, как  бег, ходьба, прыжки, лазание, метание  и др. Развитие основных движений у  детей дошкольного возраста исследовалось  Е. Г. Леви-Гориневской. Она делает попытки  теоретически обосновать развитие двигательных навыков и связывает его с  влиянием внешней среды. На основании  этих данных приводим показатели развития основных движений у детей дошкольного  возраста.

     Ходьба. В возрасте 3—4 лет дети еще сохраняют многие черты ходьбы детей ясельного возраста. У них еще отмечается неравномерный темп, и недостаточная четкость движений, трудности при соблюдении указанного направления. Остаются такие вспомогательные движения, как боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты. Согласованное движение рук и ног при ходьбе у детей 3 лет отмечается уже в 25%, к 4 годам оно отмечается более чем у половины детей. Постановка стоп остается параллельной.

     В возрасте 5—6 лет координация движений улучшается, согласованное движение рук и ног отмечается более  чем у 70% детей, увеличивается длина  шага, он становится более равномерным. Но еще отмечается неравномерность  в темпе движения.

     К 7 годам почти у 100% детей отмечается согласованное движение рук и  ног, увеличивается длина шага и  замедляется темп ходьбы, увеличивается  скорость ходьбы на расстояние.

     Бег. Хорошая координация движений рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе. Так у детей 3 лет она отмечается в 30%, а 4 лет — у 70—75%. В возрасте 3—4 лет отрыв от почвы («полетность») во время бега наблюдается в единичных случаях. Только в возрасте 4—5 лет, особенно при наличии тренировки, «полётность» встречается в 20% случаев. В то же время приведенные автором наблюдения циклографическим методом указывают на наличие «полетности» в более раннем возрасте, когда на глаз она еще не заметна. Эти данные подтверждаются исследованиями других авторов, которые указывают на появление «полетности» в беге спустя год после начала ходьбы. К 7 годам «полетность» при беге отмечается более чем у 70% детей. К этому же возрасту более чем у 90% детей появляется хорошая согласованность движений рук и ног при беге, бег становится более равномерным. Постепенно с возрастом длина шага увеличивается, а темп становится менее частым, нарастает скованность бега.

     Прыжки. К 3 годам большинство детей умеет спрыгивать с высоты 15см и подпрыгивать на месте, но отрыв ног от почвы у них небольшой. Сравнительно легко дети 3—4 лет справляются с прыжком в длину с места, двумя ногами через палку или шнур, лежащие на полу. С возрастом быстро увеличивается длина прыжка. Почти у 50% детей имеется неплохой толчок и приземление на полусогнутые ноги, у остальной части отталкивание от почвы слабое, приземляются они на всю стопу, на прямые ноги. У детей 3—4 лет, как правило, отсутствует взмах рук при прыжке. Трудности для них представляет прыжок в высоту с места. К 4 годам небольшая часть детей может прыгать на одной ноге.

     В возрасте 5 лет дети уже хорошо справляются  с подпрыгиванием на одной ноге на месте и с продвижением вперед. Увеличивается длина прыжка с  места, дети овладевают прыжком в  длину с разбега. В этом возрасте дети еще недостаточно используют при  прыжке взмах рук, слабо отталкиваются, иногда приземляются на всю стопу  и прямые ноги. Наибольшие трудности  представляет прыжок в высоту с разбега, при этом прыжке правильное приземление  отмечается реже.

     К 6-7 годам дети свободно и хорошо справляются  с подпрыгиванием, прыжками на месте  и с продвижением вперед на двух и одной ноге, прыжками в глубину  до 50см. Им вполне доступны прыжки в  длину с места и с разбега, прыжок в высоту. Они уже умеют  правильно использовать взмах рук  при отталкивании, более чем в 70% случаев дети приземляются правильно (на полусогнутые ноги, легко).

     Метание. У детей 3—4 лет еще нет настоящего навыка метания. У них отсутствует хороший замах рукой, правильный поворот туловища при метании. Легче им удается ловля мяча. При метании в даль расстояние невелико до 2—2,5 м, часто не выдерживается правильное направление броска. Дети еще хорошо не умеют подбрасывать мяч и ловить его. В метании тренированность играет особенно важную роль, в связи с чем, навык правильного метания у детей при тренировке развивается быстро. Уже у детей 5 лет в большинстве случаев имеется правильный замах рукой и поворот туловища. Метание вдаль является для детей более простой формой, чем метание в цель. Значительная разница в качестве выполнения метания и в количественных показателях наблюдается при метании правой и левой рукой (худшие показатели при метании левой рукой). В развитии этого навыка у детей более четко выявляются половые различия: лучшие показатели у мальчиков уже в 4—5 летнем возрасте, чем у девочек.

     Лазание. У детей 3—4 лет еще отмечается приставной шаг при лазании, не всегда движение рук сочетается с движением ног, но при наличии соответствующей тренировки уже у детей 4 лет появляется лазанье чередующимся шагом. Дети 5 лет полностью овладевают навыком лазания переменным шагом по гимнастической стенке.

Информация о работе Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 3-7лет