Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:37, дипломная работа
Цель работы. Выявить особенности обучения базовой техники бросков через бедро как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях.
Задачи:
Теоретически обосновать проблемы и способы обучения броскам в дзюдо.
Рассмотреть основы методики формирования техники выполнения броска через бедро.
Провести исследования по выявлению эффективных средств и методов обучения броску через бедро в дзюдо.
Описать результаты исследования.
Проанализировать полученные результаты исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ДЗЮДО………………………………….6
Дзюдо как один из видов единоборств………………………………..6
1.2 Понятие базовой техники в дзюдо и ее значение ….…………………....14
1.3 Содержание и последовательность технико-тактической подготовки борцов при выполнении бросков в дзюдо……………………………………17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ЧЕРЕЗ БЕДРО В ДЗЮДО………………………............................................27
2.1. Основные принципы обучения двигательным действиям в дзюдо……...27
2.2. Организация исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро…………………………………………………………...…………..35
2.3. Анализ результатов исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро ……………………………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Особенности обучения выполнению броска через бедро в дзюдо»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ДЗЮДО………………………………….6
1.2 Понятие базовой техники в дзюдо и ее значение ….…………………....14
1.3 Содержание и последовательность технико-тактической подготовки борцов при выполнении бросков в дзюдо……………………………………17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ
И ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ЧЕРЕЗ БЕДРО В ДЗЮДО………………………................
2.1. Основные принципы обучения двигательным действиям в дзюдо……...27
2.2. Организация исследования по выявлению особенностей
обучения броска через бедро…………………………………………………………...
2.3. Анализ результатов исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро ……………………………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие спортивной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.
Подготовка хорошего мастера по борьбе - это длительный творческий процесс, предусматривающий привлечение юношей и девушек к занятиям борьбой в раннем возрасте, обеспечение всестороннего их развития и спортивного долголетия.
"В борьбе,
на основе структуризации
Основные положения многолетней тренировки борцов, ее этапы и содержание частично отражены в работах А.Н.Ленца (1960, 1964, 1972), А.А.Новикова и А.И.Колесова (1972), Р.Петрова (1977), Г.С.Туманяна (1984), Р.А.Пилояна (1985,1988), Я.К.Коблева (1982,1990), В.М.Игуменова(1992), Ю.А.Шахмурадова (1978,1981,1997) и др.
При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается проблема обучения технике бросков и их совершенствования.
Эта проблема имеет непреходящую актуальность, которая объясняется постоянным острым соперничеством борцов на международных соревнованиях, расширением арсенала технических и тактических действий, наличием большого количества школ с различной направленностью в технической и тактической подготовке спортсменов и частым изменением правил соревнований.
Достижение высоких результатов по борьбе невозможно без совершенствования системы обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации.
Цель работы. Выявить особенности обучения базовой техники бросков через бедро как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях.
Задачи:
В практике тренировочной деятельности часто возникают вопросы: каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в учебно-тренировочных схватках, но и в условиях соревнований? Поэтому мы обратили свое внимание на бросок через бедро, так как он является основополагающим в борьбе дзюдо.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс дзюдоистов в группах УТГ второго года обучения.
Предмет исследования – особенности формирования техники выполнения броска через бедро.
Гипотеза Мы исходили из того, что овладение базовой техникой выполнения бросков и в том числе броска через бедро, позволит эффективно и правильно построить процесс технической подготовки и сформировать у дзюдоистов индивидуальный комплекс коронных технических приемов.
Методы исследования: анализ литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован рисунками, таблицами; имеется приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ДЗЮДО
1.1.Дзюдо как один из видов единоборств.
Дзюдо (дзю-до)- вид спорта, основанный на бросках, подсечках, болевых и удушающих приёмах. На протяжении многих лет техника дзюдо менялась, совершенствовалась и закреплялась. Идея, которая лежала в основе любого боевого искусства 19 века - максимально эффективная атака или оборона, впоследствии изменилась. Тем самым из дзюдо исключались приёмы, которые не были безопасны для жизни и здоровья спортсменов.
Борьба дзюдо, как самостоятельный вид спорта, была основана Дзигором Кано ещё в 19 веке на базе дзю-дзюцу. Приёмы дзю-дзюцу в основном включают в себя удары, подобные тем, которые сейчас активно используются в современном карате. Совершенствуя новую систему приёмов, Мастер Кано убрал из дзю-дзюцу все опасные удары и броски, заменив их более мягкими, тем самым, сделав новый вид единоборств более безопасным.
Работа над созданием борьбы, которая была бы максимально эффективна при минимальных затратах психической и физической энергии, велась долгие годы. И в результате, цель Дзигоро кано была достигнута - из боевого дзю-дзюцу он сделал спортивное дзю-до. Сперва Кано назвал свой вид восточных единоборств "кодокан-дзюдо".
В 1882 году Дзигаро Кано создал свою спортивную школу и назвал её "кодокан", что трактуется, как школа изучения методов боевых искусств. Кано описал борьбу своими правилами, новыми, но хорошо обдуманными, для того, чтобы риск повреждения при бросках был уменьшен до минимума.
Со временем новая эффективная и в то же время безопасная борьба приобретала всё большую популярность. После того, как число зарегистрированных дзюдоистов в Японии превысило 5 млн. человек, этот вид спорта был включён в обязательную физическую подготовку, которая в последствии стала самостоятельным видом спорта.
После долгих лет изучения и совершенствования борьбы дзюдо Кано начал преподавать этот вид спорта. Накопленный богатый опыт в сфере боевых искусств и превосходная интуиция мастера, его блестящий ум и оригинальное мышление отличали Кано от других японских мастеров. Его ученики, после многих лет тренировок сами становились превосходными мастерами, известными не только в Японии, но и далеко за её пределами.
Термин "дзюдо" Кано трактовал как "путь красоты", "мягкий путь". Изучение боевых единоборств началось с поступления его в Токийский1 университет в 1877 году, тогда же он начинает изучать дзю-дзюцу. С 1877 по 1879 года он был учеником мастера Фукуда Хатиноскэ в школе Тэнсин-синье-рю. С 1879 по 1881 года в той же школе он занимается уже с мастером Исо Масамото. В следующем году он переходит в другую школу Кито-рю к мастеру Икубо Цунэтоси. Такая частая смена учителей Кано объясняется тем, что все они были уже старыми и умирали, кано ничего не оставалось, как переходить к другому мастеру, чтобы не остановиться в постижении искусства дзю-дзюцу.
Дзюдо - один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. Прообразом дзю-дзюцу (джиу-джицу), ныне известного во всем мире как дзюдо, считается древнейший вид боевого единоборства в доспехах ёрои-кумиути.
Изобретение ёрои-кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро - аристократу эпохи Нара (VIII в.), но в действительности это искусство старо, как сама история войн, а канонизировано оно в XV в. Ключевым элементом в технике ёрои-кумиути был подход и захват, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию. Арсенал ёрои-кумиути объединял броски через спину, грудь, голову в падении, через бедро и колено, переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек, а также около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приемы освобождения от захватов предполагали борьбу против двух нападающих.
Вообще японские системы рукопашного боя без оружия в течение веков не раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах как явара, ва-дзюцу, тай-дзюцу, торитэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути, кэмпо.
В понятии Дзигоpо Кано дзю-до является боевым искусством и системой психофизического воспитания. Главным отличием дзю-до является принцип использования в собственной стpатегии силы защиты от атак пpотивника, а также ошибок его поведения, котоpые могут быть спpовоциpованы действием дзюдоиста (в этом состоит значительное отличие от айки-до). В дзю-до обязателен принцип: «максимум эффективности, минимум энергии» (сэйpеку дзенке).
Пpиемы дзю-до:
1. Стойки (дати) и защитные стойки
(камаэ), pассматpиваемые в
2. Способы пеpемещения вперед и назад (синтаи) и повороты (тай-сабаки).
3. Пpиемы выведения противника из равновесия (кудзуси).
4. Падения (укэми).
5. Бpоски в положении стоя (тати-вадза), выполняемые с помощью pук - бpоски чеpез pуку (тэ-вадза), бpоски чеpез бедpо (госи-вадза), бpоски ногами (аси-вадза), а также бpоски с падением (сутэми-вадза). Также сюда относятся бpоски, пpи котоpых часть тела пpотивника "огибается" вокpуг вашего. Эти приемы называются броски под плечо (макикоми).
6. Удеpжания (катамэ-вадза), т.е. пpиемы в боpьбе лежа, делятся на: приемы удержания, нажатий (осаэ-вадза), удушения (симэ-вадза), а также болевые (кансэцу-вадза).
7. Удаpы в болевые точки тела пpотивника (атэми) pуками (удэ-атэ) и ногами (аси-атэ).
Дзюдо является одним из самых молодых побегов на ветвистом генеалогическом древе воинских искусств - он сформировался чуть более ста лет назад.
Дзюдо состоит из бросков, борьбы лежа и катов - демонстрации приемов. В реализации этих функций дзюдо участвуют все органы и все части тела. При рациональных тренировках функциональная деятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и создает условия для плодотворной работы. Укрепление здоровья через тренировки - одна из важных задач дзюдо.
Интересно отметить, что знаменитый голланский чемпион Антон Гасинг – первый, кому удалось пресечь японскую гегемонию на первенствах по дзюдо, в свое время поднимал вопрос о модернизации классификации и терминологии борьбы дзюдо. Весь круг этих вопросов действительно представляется достаточно актуальным, а будущие усовершенствования в этой области весьма вероятными и желательными.
Если быть точным, следует отметить, что классификации в нашем понимании этого слова у японцев по существу не имеется. Они просто выделяют определенные группы приемов, объединяя некоторые из них в более крупные отделы.
Технический арсенал дзюдо делится на две основные части : «наге-ваза» – техника борьбы стоя, под которой подразумевается исполнение бросков, и «катами –ваза» -техника борьбы лежа. Особняком стоят специальные разделы, посвященные различным видам :стоек (шисеи), захватов за кимоно партнера (куми-ката), дистанций в борьбе (маай), способов выведения противника из равновесия (кузуши), при падении (укеми). С логической точки зрения все они, вероятно, должны были быть объединены с техникой бросков «наге-ваза» в единый комплекс борьбы стоя.
Техника проведения бросков (наге-ваза) разделяется на две группы в зависимости от того, остается ли сам бросающих на ногах, или для проведения броска тоже опускается на татами. Первая из них именуется «тачи-ваза», вторая –«сутеми-ваза». В свою очередь, броски, при которых бросающий сам остается стоять, подразделяются на броски, исполняемые движением ног –«аши-ваза», движением рук –«те-ваза» и с помощью бедра –«коши-ваза» или плеч –«ката-ваза».
«Сутеми» на японском языке означает «жертва». Такой жертвой в данном случае названо падение самого бросающего, за счет которого осуществляется бросок (таким образом, значение слова жертва здесь близко тому смыслу, какой ему придается в шахматах).
«Сутеми –ваза» - броски с собственным падением –подразделяются на два вида : с падением на бок и на спину. Описание любого броска в руководствах по дзюдо содержит три стадии : «кузуши»-выведение из равновесия, «цикури» –подготовка, подход к броску и «каке» –его непосредственное исполнение. В таких описаниях приняты термины «тори»- дзюдоист, проводящий прием, и «уке»- дзюдоист, на котором прием производится. Что же касается приемов, применяемых в борьбе лежа (катами-ваза), то их составляют удержания (осаекоми-ваза), удушающие захваты (шиме-ваза), болевые приемы (квансетсу-ваза).
Информация о работе Особенности обучения выполнению броска через бедро в дзюдо