Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:37, дипломная работа
Цель работы. Выявить особенности обучения базовой техники бросков через бедро как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях.
Задачи:
Теоретически обосновать проблемы и способы обучения броскам в дзюдо.
Рассмотреть основы методики формирования техники выполнения броска через бедро.
Провести исследования по выявлению эффективных средств и методов обучения броску через бедро в дзюдо.
Описать результаты исследования.
Проанализировать полученные результаты исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ДЗЮДО………………………………….6
Дзюдо как один из видов единоборств………………………………..6
1.2 Понятие базовой техники в дзюдо и ее значение ….…………………....14
1.3 Содержание и последовательность технико-тактической подготовки борцов при выполнении бросков в дзюдо……………………………………17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ЧЕРЕЗ БЕДРО В ДЗЮДО………………………............................................27
2.1. Основные принципы обучения двигательным действиям в дзюдо……...27
2.2. Организация исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро…………………………………………………………...…………..35
2.3. Анализ результатов исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро ……………………………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
На международных турнирах по дзюдо побеждают спортсмены, способные атаковать противника комбинациями технических действий, а не отдельными приемами.
Чтобы выигpать боpьбу, нужно получить 1 очко (иппон), две половины очка (вадзари), большое количество юко (неполных вадзаpи) или кока (неполных юко). Получение иппона или двухкpатное получение вадзаpи позволяет закончить борьбу досрочно. Иппон пpисуждается за пpием, выполненный безупpечно. В технике бросков - за выполнение бpоска на спину. В технике удеpжаний - за 30 секунд полного контролируемого удержания. В технике удушений и болевых приемов - за то, что пpотивник выpазит подчинение вашей воле.
Вадзаpи, юко и кока присуждаются за броски, совершенные не совсем удачно с точки зpения исполнения, а также за удержания соответственно 25, 20 и 10 секунд. Время удержания отсчитывается от момента, когда судья гpомко подает команду «осаэкоми», и заканчивается с командой «токэта».
Высокие требования предъявляются к качеству выполняемых бросков и способности полноценно атаковать на протяжении каждой схватки до последней секунды. Все это требует поиска новых, более рациональных путей подготовки спортсменов к соревнованиям (1, стр.69). Исходя из всего этого определяются этапы подготовки, которым соответствует возраст, стаж занятий, уровень спортивной подготовки. Здесь проводится общая и специальная подготовка к изучению техники дзюдо. Проходит отбор для дальнейшей специализации, а также ряд других мероприятий, соответствующих целям и задачам данного периода. В зависимости от условий для занятий и методики в обучении этот этап может начинаться и в более раннем возрасте.
12-15 лет - этап начального изучения техники дзюдо. В это время изучается классическая техника дзюдо, которая может преподаваться в виде поясов.
15-17 лет - этап углубленного изучения техники дзюдо, ее совершенствования, когда идет изучение неклассической техники закладывается база технической подготовки и т.д.
17-20 лет - этап спортивного совершенствования индивидуального мастерства с широким применением тактики, закладывается база соревновательной подготовки. Хорошо подготовленный спортсмен в этом возрасте может показать высокие результаты.
Объем нагрузки на этом этапе достигает своих максимальных величин.
20 - 22 года - этап наибольшей готовности (рекордный). Если по всем этапам подготовка велась без срывов, то спортсмен в этом возрасте должен показывать наивысшие результаты и выполнить норматив мастера спорта международного класса (10, стр. 14-15).
Теория дзюдо различает 10 способов атаки (кобо-ити), когда:
1) противник намерен ступить вперед;
2) противник намерен отступить назад;
3) противник пытается отойти влево или вправо;
4) противник намерен «войти в прием», который он хочет провести;
5) противник напряжен и жестко зафиксирован;
6) противник двигается
7) противник начал выполнение приема;
8) противник попытался применить прием, но это ему не удалось, или же когда он изменил свое намерение;
9) противник, поняв невозможность проведения приема, пытается вернуться в первоначальное положение;
10) противник вернулся в
Много бросков в дзюдо основываются на непроизвольной реакции брошенного противника, заключающейся в нескоординированном движении. Следует подчеркнуть, что в этом искусстве можно достичь высокого технического уровня, делающего возможность падения без каких-либо последствий.
Дзюдо включает разнообразные технические приемы, требующие большой ловкости и координации движений. Контакт между соперниками начинается с момента захвата спортивного костюма - кимоно. Кимоно, или правильнее "юдоги", состоит из штанов, куртки и пояса. На крупных соревнованиях один из борцов ("дзюдока" или попросту "дзюдоист") должен быть одет в форму белого цвета, а другой в форму синего цвета.
Для достижения победы в стойке атакующий борец должен выполнить бросок соперника на татами на спину, в положении лежа - болевой или удушающий прием либо удержание (30 с). Технические действия борцов оцениваются таким образом: чистая победа - "иппон" (10: 0), "вазари" (7:0), "юко" (5:0), "кока" (3:0).
Техника дзюдо состоит из трех частей: бросков, борьбы лежа и борьбы стоя. Из положения стоя дзюдоист бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно.
Для борьбы лежа характерны три типичных приема - удержание, удушение, болевые приемы на суставы рук (кроме лучезапястного сустава и суставов пальцев), болевые приемы на ноги ЗАПРЕЩЕНЫ. В первой группе приемов эффект определяется временем удержания противника на спине, при удушении - прекращением доступа воздуха в легкие или действенным кратковременным ограничением прилива крови в мозг, а при болевом приеме - болью в том или ином суставе.
В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т.д.
В поединке приемы часто комбинируются из положения стоя и положения лежа. Переходы из одного положения в другое должны быть непрерывными, естественными. Приемы удушения и болевые приемы можно начинать из стойки и заканчивать в борьбе лежа.
Значительные вариации техники дзюдо, широкий масштаб средств для победы над соперником дают возможность применять множество разнообразных приемов и тактических действий в соревновательных поединках
Дзигоро Кано, к сожалению, не успел пережить успех дзюдо. Он умер в 1938 году в возрасте 78 лет. В это время наблюдался значительный рост дзюдо не только в Японии, но и во всём мире. Это способствовало успешной деятельности Японской спортивной дипломатии на мировой спортивной арене. В Европе и в США японских мастеров принимали с большим почтением и уважением; им оказывались всевозможные услуги и почести. Открывались спортивные школы, число которых увеличивалось с каждым годом. Но вскоре стало ясно, что менталитет, философия, интеллектуальность, терпение и вера в успех Азиатских людей полностью не были свойственны людям Европейской культуры. Но благодаря постоянству небольшого количества преданных этому виду спорта людей, дзюдо прочно укоренилось в Европе.
1.2. Понятие базовой техники в дзюдо и ее значение
В области физической культуры и спорта термин «базовая» (подготовка, техника и т.д.) нашел свое широкое применение. Слово «база» (от греч. «базис») означает основание, фундамент, основа.
Так, физическое воспитание школьников, как отмечает Л.П. Матвеев (1976), направлено на то, чтобы гарантировать необходимый каждому человеку базовый уровень физической и общей дееспособности. А рассматривая многолетний процесс технико-тактического совершенствования, он подразделяет его на две стадии (1977):
При этом на стадии базовой технической подготовки, как отмечает автор, создается широкий фундамент спортивно-технических навыков и умений, на основе которых в дальнейшем строится совершенствование избранного вида спорта.
Необходимость выделения этапа базовой подготовки отмечают В.П.Филин и Н.А.Фомин (1980). Главной задачей этого этапа обучения, по мнению авторов, является овладение основами рациональной техники, а на этапе спортивного совершенствования – достижение высокой координации движений, шлифовка элементов техники.
Таким образом, можно сказать, что основной направленностью базовой подготовки, по мнению ряда авторов, является формирование у спортсмена богатого фонда двигательных навыков и умений, а также освоение основных технических элементов (приемов) избранного вида спорта.
Целесообразность изучения техники того или иного вида спорта на основе выделения и усвоения базовых действий у подавляющего большинства исследователей не вызывает сомнений. Подтверждением этому является работа В.И.Якубчика (1985), в которой автор, обращаясь к задаче рациональной пристройки учебных программ по акробатике, выдвигает как одну из актуальных проблему овладения двигательными навыками, органически входящими в структуру большинства акробатических упражнений. Он подчеркивает, что такое формирование двигательных навыков позволяет на основе немногого обучать многому.
В то же время необходимо отметить, что существуют разногласия у специалистов по вопросу определения понятия «базовой техники» и подходов к ее выявлению.
Б.М.Рыбалко и В.М.Игуменов (1985) под основными или базовыми понимают такие приемы, освоение которых способствует быстрому разучиванию других координационно сходных приемов из определенной классификационной группы, а под овладением базовой техникой –освоение правильного выполнения основных приемов из каждой классификационной группы.
Другой подход, основанный на дидактическом принципе –от простого к сложному, предлагается И.И. Алихановым (1986). И.И.Алиханов считает, что базовая техника – это совокупность базовых приемов различных групп. Под базовыми приемами он понимает также варианты приемов, которые отражают структуру своих групп, являются простыми в обучении и на основе которых в дальнейшем осваивают другие варианты приемов.
В.Н.Платонов (1986) к базовым относит движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил (31). Освоение базовых движений, считает он, является обязательным для спортсмена.
Подход, ориентированный на конечный результат –успешное выступление в соревнованиях и подчеркивающий связь техники и тактики, предлагает Г.С.Туманян (1985). По мнению Г.С.Туманяна «под базовой техникой и тактикой следует понимать минимальный перечень обязательных движений из различных групп классификации, освоение которых обеспечивает формирование «искомой» техники и тактики и создает предпосылки быстрого разучивания любого нового движения из состава расширенной (всей основной) техники и тактики борьбы»(44,45). То есть, определение базовой техники представляется с точки зрения биомеханической взаимосвязи действий с учетом необходимости обеспечения положительного переноса.
К базовым Г.С.Туманян относит движения и действия, составляющие основу технической оснащенности дзюдо, без которых невозможно осуществление соревновательной деятельности с соблюдением действующих правил.
Автор приводит семь разделов техники и тактики, которым надо обучать спортсменов :
базовые элементы –БЭ,
вспомогательные базовые элементы –ВБЭ,
технические действия –ТхД,
тактические действия –ТД,
комбинации ВБЭ, ТхД и ТД,
тактика схватки,
тактика соревнований.
Каждая из семи групп соревновательных упражнений состоит из двух разделов: базовой и расширенной техники и тактики. В состав базовой техники и тактики входит зауженный перечень профилирующих элементов, освоение которых обеспечивает формирование «школьной техники и тактики» и разучивание других приемов этой группы происходит быстро и без затруднений (45).
Данный подход, как мы видим, основывается на принципе первичности соревновательной деятельности и вторичности учебно-тренировочного процесса.
Совершенно другой подход – с точки зрения применяемости и эффективности приемов, предложил в своей диссертационной работе «Содержание и последовательность преподавания базовой техники на тренерском факультете института физической культуры в Польской Народной Республике» З.Ольшевский.
З.Ольшевский считает, что при определении содержания технико-тактической подготовки дзюдоистов на начальных этапах обучения, необходимо установить связь между соревновательной деятельностью и содержанием технико-тактической подготовки борцов. Он отмечает, что для определения базовой тактики дзюдоистов важно учитывать применяемость и результативность технико-тактических действий в соревновательных поединках.
Таким образом, схема образования технических действий стоя и лежа является своеобразной классификацией, отражающей определенный взгляд на дзюдо.
1.3. Содержание и последовательность технико-тактической подготовки борцов при выполнении бросков в дзюдо.
История классификации техники дзюдо имеет более чем столетнюю давность. Основатель дзюдо Дзигаро Кано подразделил технику на три раздела:
Эта классификация наиболее полно представлена в издании Кодокана. В дальнейшем японский специалист Киеши Ковайши внес в раздел техники в положении стоя новую группу приемов (броски через плечи), оставив технику борьбы лежа без изменений. Классификации японских авторов легли в основу большого количества учебных пособий по дзюдо, хотя сами японцы считают необходимым радикально изменить устаревшие формы дзюдо. Данное мнение специалистов следует признать обоснованным, так как правилами Международной федерации дзюдо разрешено применять более широкий курс технических действий по сравнению с теми, которые представлены в существующих классификациях. Кроме того, рассмотренные классификации предусматривают, к сожалению, анализ лишь основных технических действий борьбы, оставляя без внимания важнейшие элементы начальной техники борьбы, а также технико-тактические действия. Этот недостаток особенно ощутим, если учесть, что указанные классификации опубликованы в учебниках, учебных пособиях и других фундаментальных изданиях.
Отсутствие системы подготовки в таком сложном в техническом отношении виде спорта, как дзюдо может привести к хаотичному формированию навыков и снижению разносторонности спортсмена. А высшим критерием в определении мастерства дзюдоиста служит его разносторонняя и результативная техническая подготовка (17).
Информация о работе Особенности обучения выполнению броска через бедро в дзюдо