Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:37, дипломная работа
Цель работы. Выявить особенности обучения базовой техники бросков через бедро как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях.
Задачи:
Теоретически обосновать проблемы и способы обучения броскам в дзюдо.
Рассмотреть основы методики формирования техники выполнения броска через бедро.
Провести исследования по выявлению эффективных средств и методов обучения броску через бедро в дзюдо.
Описать результаты исследования.
Проанализировать полученные результаты исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ДЗЮДО………………………………….6
Дзюдо как один из видов единоборств………………………………..6
1.2 Понятие базовой техники в дзюдо и ее значение ….…………………....14
1.3 Содержание и последовательность технико-тактической подготовки борцов при выполнении бросков в дзюдо……………………………………17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ЧЕРЕЗ БЕДРО В ДЗЮДО………………………............................................27
2.1. Основные принципы обучения двигательным действиям в дзюдо……...27
2.2. Организация исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро…………………………………………………………...…………..35
2.3. Анализ результатов исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро ……………………………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
2. Определить особенности выполнения приема.
3. Выявить особенности обучения данному приему.
Для решения данных задач мы опирались на следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической статистики.
В результате анализа научно-методической литературы был сделан вывод, что броски «через бедро» являются одними из наиболее распространенных приемов борьбы дзюдо. Данные броски также применяются в вольной борьбе, греко-римской борьбе и самбо (1;6;11;19).
Педагогический эксперимент проводился на базе секции дзюдо ДЮСШ …………тренером Еленой Королевой. В эксперименте принимало участие двадцать четыре борца групп УТГ второго года обучения.
Первой ступенью нашего исследования являлось педагогическое наблюдение.
В ходе наблюдения оценивалось умение проводить бросок через спину по следующим критериям:
1 - движение рук
2 - работа ног
3 - подбив
4 – сбрасывание
На основе полученных данных были выявлены самые распространенные ошибки:
А) Не выводит руками из равновесия.
Б) Не правильная постановка ног.
В) Ноги «не заряжены» вследствие чего соперник бедром не выбивает партнера.
Г) Распускает захват во время проведение броска.
Д) Броски проводят без падения.
Средний балл за выполнение бросков по 10-бальной системе составил 3, 5 балла.
Далее нами была разработана программа по обучению и совершенствованию данного броска.
На протяжении всего обучения большая роль отводилась подготовительным действиям как общефизического, так и специального характера.
Для лучшей отработки приема, существует множество вспомогательных упражнений, некоторые из них мы выбрали для обучения броску через бедро.
Упражнение 1. Чтобы отработать правильное движение рук (а это основа приема), воспроизвести это движение в воздухе. Затем, привязав к чему-нибудь пояс от кимоно, сделать несколько серий подворотов. Руками совершать круговое движение: сначала отталкивая партнера от себя, а затем взваливая его на свое бедро.
2. Взваливание мешка с песком.
3. Чтобы укрепить ноги и научиться отрывать партнера от ковра, нужно проделать такое упражнение: занять конечное положение, при броске через спину, попросив партнера стоять прямо, немного присев, потянуть руками вперед и одновременно встать, выпрямив ноги.
4. Для лучшей отработки приседа, сначала отработать подход на сопернике своего роста или выше, а затем на более низком партнере.
5. Отдельно отработать момент подбива тазом в самом конце исполнения приема. Занять положение, при котором борцы окажутся на последней стадии броска через спину. Притягивая плечи соперника руками, подбить тазом его ноги в верхней части бедра и одновременно выпрямить свои ноги, то есть привстать. Партнер окажется в воздухе.
6. В этом броске нужно заводить плечи соперника круговым движением своих рук. Для отработки этого действия нужно взять резиновый жгут (пояс) и проимитировать момент заведения.
Для более быстрого их освоения на начальном этапе возможно использование всевозможных ограничителей подвижности в приседе наклоне, окружности спины и т.д. Ограничителями могут быть профильные тренажеры или помощь тренера, который помогает занимать нужную позу до приобретения занимающимся мышечного чувства требуемой позы. Если у борца слабо развиты мышцы ног, то он начинают опускаться на колени. Поэтому нужно развивать сгибатели и разгибатели ног. Для этого нужно использовать следующие упражнения:
1. Приседание без веса.
2. Приседание со штангой или с партнером.
3. Полуприсед с весом.
4. Положив партнера на спину, сделать полуприсед.
Работа в паре
1.Учикоми (подвороты) на месте
2.Учикоми в движении
3. Ношение (передвижение) с соперником на бедре
4.Отработка падение с соперником
5. Борьба по задание (только свой прием в нашем случае бедро)
6. Отработка с сопротивление партнера
7. Борьба по заданию (бедро, подсечка)
Индивидуальная работа
2.3. Анализ результатов
Для того чтобы убедиться в важности изучения технического действия расчлененным методом с большой ролью вспомогательных и подготовительных упражнений, а также реализовать выбранную нами методику изучения броска через бедро и был проведен педагогический эксперимент.
Для оперативного контроля уровня физической подготовленности юных дзюдоистов нами были проведены контрольные тесты по общефизической подготовке предложенные В.А. Булкиным, Т.А. Балковадзе и И.А. Завьяловым. (таблица 2.3.1).
По мнению В.П. Филина и В.М. Волкова, без определенного уровня развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости невозможно научить борьбе [30].
Тесты разработаны и рекомендованы В.А. Булкиным, Т.А. Балковадзе и И.А. Завьяловым для контроля за уровнем подготовленности юных дзюдоистов, обучающихся в учебно-тренировочных группах. [2;4].
Таблица 2.3.1
Нормативы по ОФП и СФП для УТГ – 1 года обучения
№ |
Контрольные упражнения и единицы измерения |
Весовые категории, уровни и оценка в баллах | ||||||||
29-47 кг |
53-73 кг |
Свыше 73 кг | ||||||||
3 низкий |
4 средний |
5 высокий |
3 низкий |
4 средний |
5 высокий |
3 низкий |
4 средний |
5 высокий | ||
1. |
Бег на 30 м |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
5,8 |
5,7 |
5,6 |
2. |
Подтягивание на перекладине (кол. раз) |
4 |
6 |
8 |
4 |
6 |
8 |
2 |
4 |
6 |
3. |
Сгибание рук в упоре лежа (кол. раз) |
30 |
35 |
40 |
30 |
35 |
40 |
20 |
25 |
30 |
4. |
Прыжок в длину с места (см) |
150 |
160 |
170 |
150 |
160 |
170 |
150 |
160 |
170 |
5. |
Бег на 800м |
3,10 |
3,05 |
3,00 |
3,10 |
3,05 |
3,00 |
3,20 |
3,15 |
3,10 |
6. |
Вставание на мост из стойки, уход с моста забеганием в любую сторону и возвращение в и.п. 5 раз (с) |
17.5 |
16,5 |
15,5 |
17.5 |
16,5 |
15,5 |
17.5 |
16,5 |
15,5 |
7. |
Забегание на мосту:5-влево, 5-вправо (с) |
20,0 |
19,0 |
18,0 |
20,0 |
19,0 |
18,0 |
27,0 |
26,0 |
25,0 |
8. |
Перевороты на мосту:10 раз (с) 15 раз (с) |
35,0 |
33,0 |
31,0 |
39,0 |
37,0 |
35,0 |
37,0 |
36.0 |
34,0 |
9. |
10 бросков манекена подворотом (с) |
36,0 |
33,0 |
30.0 |
37,0 |
34,0 |
31,0 |
38,0 |
35,0 |
32,0 |
Таблица 2.3.2
Нормативы по ОФП и СФП для УТГ – 2 года обучения
№ |
Контрольные упражнения и единицы измерения |
Весовые категории, уровни и оценка в баллах | ||||||||
29-47 кг |
53-73 кг |
Свыше 73 кг | ||||||||
3 низкий |
4 средний |
5 высокий |
3 низкий |
4 средний |
5 высокий |
3 низкий |
4 средний |
5 высокий | ||
1. |
Бег на 60 м |
9,4 |
9,2 |
9,0 |
9,4 |
9,2 |
9,0 |
9,6 |
9,4 |
9,2 |
2. |
Подтягивание на перекладине (кол. раз) |
6 |
8 |
10 |
6 |
8 |
10 |
4 |
6 |
8 |
3. |
Сгибание рук в упоре на брусьях (кол. раз) |
20 |
24 |
28 |
26 |
28 |
32 |
16 |
20 |
24 |
4. |
Прыжок в длину с места (см) |
160 |
170 |
180 |
160 |
170 |
180 |
160 |
170 |
180 |
5. |
Челночный бег(3х10 с хода) сек |
7,3 |
7,2 |
7,1 |
7,2 |
7,1 |
7,0 |
7,6 |
7,5 |
7,4 |
6. |
Забегание на мосту 5 влево, 5 вправо (с) |
18,0 |
17,5 |
17,0 |
18,0 |
17,5 |
17,0 |
18,5 |
18,0 |
17,5 |
7. |
10 бросков манекена подворотом (с) |
35,0 |
32,0 |
29,0 |
36.0 |
33,0 |
30,0 |
38,0 |
35,0 |
32,0 |
8. |
10 бросков манекена прогибом (кол. бросков) |
37,0 |
34,0 |
31,0 |
40,0 |
37,0 |
34,0 |
42.0 |
39.0 |
36,0 |
9 |
Перевороты на мосту (сек) |
31,0 |
29,0 |
27,0 |
32,0 |
30,0 |
28,0 |
38,0 |
36,0 |
34,0 |
В ходе педагогического исследования было выявлено, что все спортсмены, участвующие в исследовании, находятся на одинаковом среднем уровне спортивной подготовки. И набирают за контрольные тесты в сумме от 35 баллов до 40 баллов.
Кроме тестов по ОФП, тренерами – экспертами была выставлена оценка за выполнение броска через бедро. Элемент оценивался из 10 баллов.
Спортсмены в среднем выполняли бросок через бедро на 3,5 балла.
При изучении всех операций технического действия во время проведения исследования, особое внимание было уделено технике выполнения данного элемента.
На протяжении всего обучения большая роль отводилась подготовительным действиям как общефизического, так и специального характера. Во время тренировок спортсмены выполняли все предложенные нами упражнения, и от тренировки к тренировке элемент выполнялся спортсменами более правильно, четко и корректно.
После чего мы констатировали, что спортсмены освоили бросок через бедро на уровне двигательного умения.
Рис.5 Упражнения выполняемые спортсменами во время тренировки
С данной группой спортсменов бросок через бедро разучивался как по методике целостного изучения броска и без подготовительных и вспомогательных упражнений, так и по операциям (расчлененным методом).
Спустя 4 недели, мы вновь сравнили выполнение броска через бедро каждым из спортсменов. После чего было выявлено, что ошибки, выявленные нами на первом этапе исследования, большим количеством спортсменов были исправлены, но при совершенствовании, все равно проявлялись. Самой распространенной ошибкой являлась неправильная постановка ног при выполнении данного элемента. Следующая ошибка это то, что спортсмены в большинстве случаев бросок проводили без падения.
Для обработки результатов наблюдения был использован метод сравнения двух средних арифметических оценок за выполнение броска через бедро. Оценки были выставлены тремя тренерами – экспертами. Если в начале исследования средняя оценка за выполнение броска через бедро составляла 3,5 балла, то на заключительном этапе 8,0 балла.
В начале исследования нами была выявлена такая ошибка как роспуск захвата во время проведение броска, после 4 недель тренировки, ошибка мало проявлялась.
На завершающем этапе исследования, после контрольного выполнения броска через бедро, и проведения соревновательных схваток 18 спортсменов выполняли бросок через бедро без ошибок. У остальных спортсменов зафиксированы следующие ошибки: нет выведения соперника из равновесия; нет выбивания соперника бедром.
После того, как был проведен педагогический эксперимент, нами доказано что:
Информация о работе Особенности обучения выполнению броска через бедро в дзюдо