Особенности обучения выполнению броска через бедро в дзюдо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель работы. Выявить особенности обучения базовой техники бросков через бедро как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях.
Задачи:
Теоретически обосновать проблемы и способы обучения броскам в дзюдо.
Рассмотреть основы методики формирования техники выполнения броска через бедро.
Провести исследования по выявлению эффективных средств и методов обучения броску через бедро в дзюдо.
Описать результаты исследования.
Проанализировать полученные результаты исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ДЗЮДО………………………………….6
Дзюдо как один из видов единоборств………………………………..6
1.2 Понятие базовой техники в дзюдо и ее значение ….…………………....14
1.3 Содержание и последовательность технико-тактической подготовки борцов при выполнении бросков в дзюдо……………………………………17

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ЧЕРЕЗ БЕДРО В ДЗЮДО………………………............................................27
2.1. Основные принципы обучения двигательным действиям в дзюдо……...27
2.2. Организация исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро…………………………………………………………...…………..35
2.3. Анализ результатов исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро ……………………………………………..……………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

Диплом КОРОЛЕВА дзюдо.doc

— 5.33 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ЧЕРЕЗ БЕДРО В ДЗЮДО

 

 

2.1. Основные принципы обучения двигательным действиям в дзюдо.

Спортивная тренировка — это сложный, многосторонний процесс, в котором действуют закономерности общего и специального характера.[] Она включает в себя процесс обучения (усвоение специфических спортивных приемов и теоретических знаний) и процесс воспитания (совершенствование моральных качеств). [] В процессе тренировки действуют определенные принципы. Такие как – многосторонности, последовательности, систематичности, активности, наглядности, соответствия и постоянства.

Принцип многосторонности требует не только технической подготовки, но одновременно и целостного гармонического воспитания личности спортсмена.

Специфичность дзюдо во многом способствует всестороннему физическому и умственному развитию спортсменов, т. к. требует от них отличной техники и теоретических знаний.

На первый план в тренировке дзюдо выступает физическое совершенствование, но оно должно развиваться в комплексе с воспитанием решительности, уверенности в своих силах, выносливости, порядочности и честности в поединке.

В процессе подготовки, надо учитывать социальные условия:

семейное положение, профессию спортсмена, участие его в общественной жизни.

Второй организационный принцип — систематичность — выражает основное требование подготовки спортсменов. Тренер должен иметь точное представление о тренировочном процессе в целом с тем, чтобы составить оптимальные планы тренировок.

Принцип систематичности оказывает решающее влияние и на процесс тренировки, т. к. он прослеживается от ознакомления спортсмена с основами техники и тактики и до полного их освоения. Методическая сторона тренировки постоянно развивается на основе правильной оценки объективных данных, тщательного анализа, который ведет спортсмен и тренер.

Еще одним важным принципом является принцип наглядности, который представляет собой создание точного и полного представления об определенном движении, тактике и т. п.

Наглядное представление создается на разной основе и зависит от возраста. В детском возрасте преобладает восприятие посредством зрения, обоняния, двигательного восприятия, позже приобретает большое значение объяснение на словах. Важное место в тренировке занимает совершенный показ разучиваемого приема.

Большую пользу приносит сосредоточенное зрительное наблюдение. В случае, когда спортсмен находится не в форме и не может принять непосредственное участие в тренировке, он может следить за ней.

Созданию наглядного представления хорошо помогает наблюдение за соревнованиями, особенно если необходимо анализировать использованные приемы.

При выполнении упражнения сутэ-гэико создается и укрепляется представление о технике посредством осязательного и двигательного чувств. Тренер или лучший спортсмен находят подходящие ситуации, в которых применяют разные приемы, по мере возможности исправляют ошибки тренирующихся.

В качестве учебных пособий используются кинограммы, фотографии, наглядные картины, фильмы, в последнее время и видеотехника. Рядом с татами должны находиться доски, на которых можно быстро отметить определенную схему движения, детали, например движение и положение ступней при проведении приема и т. п. Результаты тренировки должны отмечаться в дневнике простыми графическими способами.

В процессе подготовки спортсмена тренер руководствуется и принципом соответствия. Этот принцип находится в прямой зависимости от способностей дзюдоиста.

На тренировке перед спортсменом необходимо ставить только посильную задачу, чтобы выполнение ее вызвало уверенность в своих силах, явилось побудительным мотивом для освоения следующего, более сложного упражнения.

Тренировка дзюдо проходит обычно в коллективе. Оценивая выполнение задачи, тренер должен учитывать особенности характера каждого спортсмена, поощрять и подбадривать его.

Принцип соответствия действует при определении нагрузки. Здесь надо учитывать несколько факторов: двигательные способности, продолжительность тренировки, состояние здоровья, психические свойства, индивидуальные особенности. Систематические тренировки позволяют постоянно повышать нагрузку, интенсивность и сложность задач.

Динамика развития эффективности и нагрузки в значительной мере зависит от типа нервной системы. На практике часто встречаются дзюдоисты, технический уровень которых вначале был низкий, но они очень хорошо перенесли большие нагрузки и наконец достигли хороших результатов. И наоборот, лучшие спортсмены, бывает, не переносят перегрузок.

Большое значение в подготовке спортсменов имеет соблюдение принципа постоянности. Необходимо, чтобы приобретенные в процессе тренировки навыки постоянно закреплялись и совершенствовались. Недостаточное повторение ведет к ослаблению приобретенных знаний.

Приобретенные навыки надо закреплять в разных условиях. Например, избранный личный прием должен использоваться с партнерами разного роста, и веса. Таким образом движение отрабатывается, ошибки искореняются.

Предпосылкой успеха является непрерывная тренировка. Тренировка и обучение тому или иному приему в дзюдо подразделяется на три вида: разучивание, учебные схватки и вольные схватки. Разучивание соответствует отработке основных элементов каждого приема, как правила без проведения бросков (учикоми), вольные схватки отработке приемов в схватке с разными партнерами (рандори). Промежуточной формой тренировки является учебная схватка, основная задача которой - закрепление приемов в запрограммированной ситуации по указанию тренера. Наиболее рациональной представляется схема: разучивание - учебные схватки - вольные схватки. (2, стр.14).

Формирование навыка неразрывно связано с обучением, а обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его главных сторон - физическое образование. Центральное место в этом процессе занимает обучение движениям, которые рассматриваются как системное владение человеком рациональных способов управления обоими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаниями (8).

В основе методики обучения лежат многочисленные теории и концепции, развивающиеся и совершенствующиеся на протяжении длительного времени как самими теоретиками, так и практиками. Обучение через подражание - первая исходная система обучения, эмпирический опыт был ее основой.

Если изучаемое действие имеет сложную структуру, то его для освоения следует разделить на операции, которые изучают в отдельности.

При таком расчленении целостного действия на операции не нарушается смысловая структура действия. Обучение броскам происходит от деталей к частям, которые собираются "блоками" и образуют операцию, которая в свою очередь является составляющей технического действия в целом. Обучение должно осуществляться каждой части операции в деталях отдельно, чему должна предшествовать подготовка в виде подготовительных упражнений как общефизического, так и специального характера. (10).

Если рассматривать обучение и технику выполнения броска через бедро, то особенно подробно надо рассмотреть стойку из которой будет выполнено движение и все последующие элементы.

Данный технический элемент выполняется в следующей последовательности: оба борца находятся в правой стойке. Левой рукой происходит захват одежды под правым локтем противника, а правой рукой из-под левой руки захват одежды на его спине. После чего следует переместить тяжесть тела противника на его носки. Перекатом, с пятки на носок, повернуться влево кругом на правой ноге, так чтобы стать спиной к противнику и чтобы левая ягодица находилась возле его правого бедра. Одновременно с поворотом приставить свою левую ногу к правой и, слегка присев, немного развести колени в стороны (рис. 1). Левой ягодицей энергично подбить внутреннюю часть правого бедра противника в направлении назад вверх (рис. 2). Когда противник перелетит через вас, но еще не коснется ковра, отпустить одежду на его спине. Падающего противника нужно страховать левой рукой за правый рукав.

 
Рис.1

Самостраховка — падение на левый бок, как при кувырке через палку.

Наиболее благоприятное положение противника для выполнения на нем броска через бедро, когда он пытается захватить одежду на вашей спине.

Второй вариант выполнения броска через бедро это бросок через бедро с подходом вокруг ноги. Если противник стоит в левой стойке, то опасно выставлять свою правую ногу вперед, так как противник может очень легко сделать вам боковую подсечку. В таких случаях лучше делать подход «вокруг ноги». При выполнении броска следует захватить левой рукой одежду под правым локтем противника, а правой рукой — пояс на его спине. Левую ногу поставить пяткой к левому носку противника, развернув левый носок как можно больше влево. Тяжесть тела противника переместить на его правую ногу. Затем сделать поворот на левой ноге влево кругом. Свою правую ногу пронести между левыми ногами. В остальном прием выполняется так же, как и классический бросок.

Еще одной разновидностью броска через бедро является бросок через бедро с захватом одежды на груди.

Техника его выполнения заключается в следующем: оба борца находятся в правой стойке. Правой рукой захватывается правый отворот на груди противника, а левой рукой — левый. Правая рука должна быть ниже левой. Сделав указанный захват, выполняется бросок через бедро, как он описан выше. Страховать нужно за одежду на груди двумя руками.

Боковой бросок через бедро

Оба дзюдоиста в правой стойке. Захватив одежду на рукавах противника возле запястий. Сделать сильный рывок правой рукой на себя и вверх, с тем, чтобы противник шагнул вперед левой ногой. Пока противник переставляет левую ногу, сильным движением правой руки положить его левую руку на правую, так чтобы обе руки перекрестились возле локтевых суставов (рис. 3).

 
Рис.2

Отпустив левый рукав противника, освободившейся правой рукой быстро обхватите его корпус (со стороны спины и на уровне пояса). Обхватить корпус надо настолько плотно, чтобы достать правой кистью до живота противника и там захватить его пояс. Одновременно, слегка присев, прижмитесь правым тазобедренным суставом к левому бедру противника (рис. 3).

Подбрасывая правым тазобедренным суставом противника вправо кверху, одновременно руками развернуть противника головой вперед вниз, а ногами вправо, затем назад и вверх (рис. 3).

Летящего вперед противника направить на мягкий перекат всей спиной по ковру.

Страховать бросаемого следует левой рукой за одежду. Самостраховка — как при кувырке через палку на левый бок.

Дело в том, что количество приемов в одной группе обеспечивает возможность броска при различных передвижениях соперника, т. е. куда бы он ни шагнул — его можно будет бросить. Но каждый шаг имеет еще три момента — момент увеличения и уменьшения площади опоры и момент двухопорного положения.

В свою очередь каждый момент имеет начало и конец. В начале момента увеличения площади опоры выполняются зацепы, в конце момента — подсечки. Причем, в первом случае как бы удерживается нижняя часть тела и перемещается верхняя, а во втором случае происходит интенсивное воздействие на нижнюю часть при относительной фиксации верхней части тела. То же самое и в момент уменьшения площади опоры. Подножка фиксирует ногу и перемещается верхняя часть тела, а в подхватах, наоборот, удерживается верхняя и интенсивно выбивается его нижняя часть. Это объясняется тем, что в начале момента линия напряжения еще не достигает своей вертикали и нужен сильный подбив — подхват, а в конце момента, когда линия напряжения уже прошла вертикаль, достаточно и ее фиксации — подножки.

Пять способов подбивания теоретически гарантируют возможность применения приема на любой стадии одного шага соперника, а различные приемы одной группы обеспечивают применение их при различных направлениях шага. Виды подбивов дают возможность применения приема из различных стоек, положений, взаиморасположений, при различных захватах и способах выведения из равновесия, что и образует большое количество вариантов бросков.

Таким образом, схема образования технических действий стоя и лежа является своеобразной классификацией, отражающей определенный взгляд на дзюдо.

 

 

Рис.3 Схема образования технических действий

 

 

 

 

 

 2.2. Организация исследования по выявлению особенностей обучения броска через бедро.

Подготовка хорошего мастера по борьбе дзюдо - это длительный творческий процесс, предусматривающий привлечение юношей и девушек к занятиям борьбой с раннего возраста.

"В борьбе, на основе структуризации конфликта поединка в спортивных единоборствах В.Л. Дементьев и 0. Б. Малков выделяют объем достаточной и необходимой техники. Объем достаточной техники подразумевает минимальную совокупность технических действий, обеспечивающих борцу решение тактических задач, возникающих в поединке. Этот объем аналогичен элементарному набору технико-тактических действий, так как позволяет вести единоборство с соперником, но еще не является необходимым объемом для достижения спортивного мастерства. Объем необходимой техники представляет собой совокупность технических действий, которые спортсмен может усвоить с учетом и его индивидуальных особенностей". (14).

Основные элементы дзюдо являются составными частями сложных координированных движений участника единоборства, реагирующего, исходя из своих индивидуальных особенностей, на перемещения, захваты, повороты и т.д. противника (4). Формируется самобытная, присущая только данной местности техника исполнения приемов, в нашем случае – выполнение броска через бедро.

 

Рис.4 Схема используемых действий при обучении броска через бедро

 

Организация исследования

Для решения поставленных задач нами было организовано исследование, которое проходило в четыре этапа. На первом этапе (сентябрь-декабрь 2012г.) изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (январь – май 2013г.) определялось содержание технико-тактической подготовленности дзюдоистов.

Третий этап (июнь – август 2013г) был посвящен аналитическому обобщению полученных данных, уточнению теоретико- методологических аспектов базовой подготовки борцов, определение содержания базовой техники и последовательности ее формирования на начальном этапе подготовки дзюдоистов.

На четвертом этапе (сентябрь – ноябрь 2013г) обрабатывались результаты проведенного исследования и оформлялась квалификационная работа.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить разновидности и варианты приема (бросок через бедро) в спортивной практике дзюдоистов.

Информация о работе Особенности обучения выполнению броска через бедро в дзюдо