Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 07:41, курсовая работа
Цель: определить, что правильность выбора спортивной секции легкой атлетики зависит не только от обладания каких-либо функциональных способностей, но и физиологического строения тела.
Задачи:
1.Изучить социологический аспект отбора.
2.Изучить педагогический аспект отбора.
3.Изучить принципы отбора детей в ДЮСШ.
4.Изучить структуру отбора детей в спортивную секцию.
5.Подобрать контрольные упражнения для отбора спортсменов в секции легкой атлетики.
6.Провести исследование отбора детей в секции легкой атлетики.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТОВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ
Социологический аспект отбора
Педагогический аспект отбора
Принципы отбора в ДЮСШ
МЕТОДИКА ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Структура отбора в спортивную секцию
Контрольные упражнения для отбора юных спортсменов в секции легкой атлетики
ИССЛЕДОВАНИЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Задачи и методы исследований
Организация и результаты исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тобольский государственный педагогический институт
им. Д.И. Менделеева»
Курсовая работа
Отбор и ориентация детей в секции
легкой атлетики
Тобольск - 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
Глава I |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТОВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ |
6 |
1.1. |
Социологический аспект отбора |
6 |
1.2. |
Педагогический аспект отбора |
10 |
1.3. |
Принципы отбора в ДЮСШ |
16 |
Глава II |
МЕТОДИКА ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ |
23 |
2.1. |
Структура отбора в спортивную секцию |
23 |
2.2. |
Контрольные упражнения для отбора юных спортсменов в секции легкой атлетики |
24 |
Глава III |
ИССЛЕДОВАНИЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ |
28 |
3.1. |
Задачи и методы исследований |
28 |
3.2. |
Организация и результаты исследований |
30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
33 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
34 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень высших спортивных результатов настолько высок, что подойти к ним, а тем более превысить могут люди, обладающие исключительными физическими способностями, это вызывает необходимость отбора лиц с наиболее высоким уровнем физических способностей, функциональных возможностей, важных для определенного вида спорта.
Отбор в спорт на сегодняшний день продолжает оставаться одной из актуальных и пока нерешенных проблем, как в нашей стране, так и за рубежом.
Проблема спортивной ориентации и отбора уже давно превратилась в самостоятельную науку. Научно обоснованные методы отбора «спортивных» детей в детско-юношеские спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного класса. Ошибки, допущенные при отборе, могут выявиться несколько лет спустя и свести на нет всю работу тренера. Если учитывать, что на подготовку выдающегося спортсмена уходит 6-8 лет систематической тренировочной работы, то становится ясно, как дорого обходятся подобные ошибки.
Сложности поисков спортивных талантов удачно выразила Н.Т. Булгакова (1978). Вероятность разыскать рослого и с высоким уровнем развития быстроты юношу равна 1/100, так как рослым будет считаться человек, который входит в 1 % самых высоких в своей возрастной и половой категории людей - в среднем один на каждые 100 обследованных. Если этот человек к тому же должен обладать, например, высоким уровнем развития ловкости возможность найти такого человека среди его сверстников будет равна лишь одному из миллиона. В этой связи встаёт необходимость научно - обоснованного проведения комплекса организационно - методических мероприятий на разных этапах спортивного совершенствования. В целях отбора лиц, обладающих высоким уровнем функциональных, физических и психических способностей для определённого вида спорта. Вместе с тем, разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности.
Недостаточное проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными в другом виде спорта и обеспечить высокую результативность.
Ошибочная спортивная ориентация ведет к лишению детей и подростков проявить свои действительные способности в определённом виде спорта, травмируют психику ребят. Повышенные требования, которые сейчас предъявляются к спортивной подготовленности занимающихся, вызывают необходимость широкого изучения проблемы спортивного отбора, вооружения тренеров, преподавателей, учителей знаниями о современных объективных критериях отбора, показателям перспективного прогнозирования. Анализ и теоретическое обобщение результатов многочисленных исследований позволяют сформулировать основные положения теории спортивного отбора. Спортивный отбор - это многоступенчатый, многолетний процесс, охватывающий все периоды спортивной подготовки. Система организационно методических мероприятий комплексного характера, включающие педагогические, социологические, медико-биологические методы, на основе которых выявляются задатки и способности детей.
Объект исследования: организация процесса отбора детей в секции легкой атлетики.
Предмет исследования: отбор детей в секции легкой атлетики обладающих высоким уровнем функциональных, физических и психических способностей для определенного вида спорта.
Цель: определить, что правильность выбора спортивной секции легкой атлетики зависит не только от обладания каких-либо функциональных способностей, но и физиологического строения тела.
Задачи:
Гипотеза эксперимента: если при отборе детей в секции легкой атлетики учитывать физиологическое строение тела: вес, рост, длину рук, длину ног, длину кисти, а так же обладание ими каких-либо функциональных способностей: быстрота, ловкость, скорость и т. д., то можно правильно подобрать вид спорта, в котором спортсмен сможет добить высоких результатов.
Методы исследования: эмпирические: изучение научной и учебно-методической литературы; эксперимент.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТОВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ
Спортивный отбор - это многоплановая проблема: философская, социально экономическая, этическая, педагогическая.
С точки зрения практики можно выделить следующие аспекты спортивного отбора: социологический, педагогический или теоретико-методический, (включающий организационно-методический и метрологический), медико-биологический, психологический. Теоретическое и экспериментальное практическое обоснование этих аспектов является конструктивной основой для стройной системы спортивного отбора.
Тренер должен всегда помнить, что обеспечить высокое качество отбора детей в «большой спорт» можно только используя в практике весь комплекс педагогических, социологических, медико-биологических и психологических мероприятий.
Спорт важное средство воспитания подрастающего поколения. Ориентируя детей на занятия спортом, мы создаём благоприятные возможности для проявления их способностей и одновременно решаем задачи всестороннего развития личности. Следует помнить, что профессиональная ориентация ребенка на спорт не даёт гарантий в том, что ребенок достигает выдающихся результатов в спорте. Естественно, что не все дети могут прийти к вершинам спорта. Для этого нужны, кроме всего прочего, ещё и природные задатки, и, если рассматривать спорт в позиции профессиональной ориентации и интересов «большого» спорта, тренер действительно берет на себя большую социальную ответственность, прогнозируя спортивную одаренность ребенка. Ошибка в таком прогнозе, как правило, ведет к лишению возможности ребенка проявить свои действительные способности в другом виде материальной или духовной деятельности. Неспособный для «большого» спорта человек будет испытывать чувство неудовлетворенности из - за малого роста своих спортивных результатов. Вместе с этим, разумно организованный отбор, проводимый на научной основе с объективным изучением личности, выявлением индивидуально - значимых способностей для занятий спортом, даёт возможность полностью раскрыться личности человека.
Для отбора первичной информации в социологическом аспекте спортивного отбора рекомендуется провести анкетирование или интервьюирование. Хотя такая информация в известной мере субъективна, в ней отражаются объективные начала, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать (А.А. Ухтомский). С целью выявления причин, которые способствуют или препятствуют привлечению детей для занятий спортом детям 8-12 лет, занимающимся легкой атлетикой, художественной и спортивной гимнастикой, плаванием и хоккеем необходимо предложить следующий вопрос: почему ты стал заниматься спортом? Одновременно предложить 8 вариантов ответов: предложение учителя физкультуры, предложение тренера, пример товарищей, участие в соревнованиях, желание родителей, кино, телевидение, книги.
Для детей 10-12 летного возраста, не занимающихся спортом, рекомендуется вопрос: почему ты не посещаешь спортивную секцию? Одновременно предложить 7 вариантов ответов: отсутствие свободного времени: а) занятость в художественной или музыкальной школе, б) занятость в учёбе, отчисление или уход по собственному желанию, запрет родителей, плохое здоровье, не прошли по конкурсу в спортивную школу, затруднение в выборе вида спорта, негде заниматься спортом (далеко ездить), (см. табл. 1.)
Причины, препятствующие привлечению детей к занятию спортом
Таблица №1
№ |
Занимающихся спортом |
% случ. |
Не занимающихся спортом |
% случ. |
1. |
Предложение тренера |
8 |
Отсутствие свободного времени а) занятость в учебе б) занятость в других школах |
9 19 |
2. |
Предложение учителя ФК |
27 |
Запрет родителей |
17 |
.3. |
Желание родителей |
10 |
Отчисление |
12 |
4. |
Пример товарищей |
18 |
Не прошли отбор |
7 |
5. |
Участие в соревнованиях |
12 |
Затруднение в выборе вида спорта |
7 |
6. |
Кино |
3 |
Негде заниматься (далеко ездить) |
11 |
Анализ ответов позволит выявить слабые звенья в социологическом аспекте спортивного отбора (табл.1).
Он означает, что по предложению тренера (т.е. в результате так называемой «системы» спортивного отбора в ДЮСШ) в спортивные секции привлекаются лишь 8% детей. Как можно объяснить это? Полученные данные следует объяснить примерно так:
1. Тренеры в основном осуществляют тренировочный процесс и лишь незначительное время отводят на отбор (добор) спортивные секции. Это приводит к тому, что в группах в основном тренируются преимущественно так называемые «средние» спортсмены («середнячки»).
2. Не привлекаются к спортивному отбору студенты на педагогической и организационной практике, на занятиях по избранному виду спорта, повышению педагогического мастерства и других видах учебной программы в институтах и техникумах.
3. На производственных совещаниях в ДЮСШ недостаточно уделяется внимание вопросам спортивного отбора и спортивной ориентации.
Как видно значительную роль в привлечении детей к спорту играет учитель физической культуры. Данный акт вполне естественен, однако проблематичен. Учитель физической культуры нередко делает ошибки в выборе специализации (вида спорта) для ребенка. Вполне естественно, что ошибки такого рода очень дорого обходятся в дальнейшем спортивном совершенствовании.
Достаточно много детей занимаются спортом по примеру товарищей (18%). С одной стороны, это положительный факт. С другой стороны, это, как правило, дети, имеющие невысокий уровень физической подготовленности и удовлетворительные способности к обучению движением.
В нашем примере вследствие запрета родителей не посещает секционные занятия 17% опрошенных детей. Значит, необходимо провести интервьюирование родителей с целью:
Чтобы преодолеть негативное отношение родителей к занятиям спортом детей, необходимо изживать методические ошибки тренеров, допускаемые на тренировочных занятиях: неправильное регулирование нагрузок и отдыха. Выбор неадекватных индивидуальным особенностям средств и методов тренировки, не проведение заключительной части тренировочного занятия и т.д. Серьёзным недостатком является так же незначительная организационная и пропагандистская деятельность тренера.
Всё это диктует необходимость усиления работы, способствующие формированию положительного отношения родителей к занятиям спортом их детей. Рекомендуется систематически проводить беседы с родителями о роли спорта в развитии детей, организовывать показательные выступления, привлекать родителей к посещению тренировочных занятий и соревнований, а так же оборудованию спортивных площадок; проводить соревнования совместно с детьми и родителями.
В педагогическом аспекте отбора следует учитывать организационные и методические особенности отбора, классификацию видов и этапов отбора, определить критерии и тесты для оценки различных параметров спортивной пригодности детей.
Информация о работе Отбор и ориентация детей в секции легкой атлетики