Отбор и ориентация детей в секции легкой атлетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить, что правильность выбора спортивной секции легкой атлетики зависит не только от обладания каких-либо функциональных способностей, но и физиологического строения тела.
Задачи:
1.Изучить социологический аспект отбора.
2.Изучить педагогический аспект отбора.
3.Изучить принципы отбора детей в ДЮСШ.
4.Изучить структуру отбора детей в спортивную секцию.
5.Подобрать контрольные упражнения для отбора спортсменов в секции легкой атлетики.
6.Провести исследование отбора детей в секции легкой атлетики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТОВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ
Социологический аспект отбора
Педагогический аспект отбора
Принципы отбора в ДЮСШ
МЕТОДИКА ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Структура отбора в спортивную секцию
Контрольные упражнения для отбора юных спортсменов в секции легкой атлетики
ИССЛЕДОВАНИЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Задачи и методы исследований
Организация и результаты исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Отбор и ориентация детей в секции.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

 им. Д.И. Менделеева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Отбор и ориентация детей в секции

легкой атлетики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тобольск  - 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТОВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ

6

1.1.

Социологический аспект отбора

6

1.2.

Педагогический аспект отбора

10

1.3.

   Принципы  отбора в ДЮСШ

16

Глава II

МЕТОДИКА ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

23

2.1.

Структура отбора в спортивную секцию

23

2.2.

Контрольные упражнения для отбора юных спортсменов в  секции легкой атлетики

24

Глава III

ИССЛЕДОВАНИЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

28

3.1.

Задачи и методы исследований

28

3.2.

Организация и результаты исследований

30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

34

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень  высших спортивных результатов настолько  высок, что подойти к ним, а  тем более превысить могут  люди, обладающие исключительными физическими  способностями, это вызывает необходимость  отбора лиц с наиболее высоким  уровнем физических способностей, функциональных возможностей, важных для определенного вида спорта.

Отбор в спорт на сегодняшний  день продолжает оставаться одной из актуальных и пока нерешенных проблем, как в нашей стране, так и  за рубежом.

Проблема спортивной ориентации и отбора уже давно превратилась в самостоятельную науку. Научно обоснованные методы отбора «спортивных» детей в детско-юношеские спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного класса. Ошибки, допущенные при отборе, могут выявиться несколько лет спустя и свести на нет всю работу тренера. Если учитывать, что на подготовку выдающегося спортсмена уходит 6-8 лет систематической тренировочной работы, то становится ясно, как дорого обходятся подобные ошибки.

Сложности поисков  спортивных талантов удачно выразила Н.Т. Булгакова (1978). Вероятность разыскать рослого и с высоким уровнем развития быстроты юношу равна 1/100, так как рослым будет считаться человек, который входит в 1 % самых высоких в своей возрастной и половой категории людей - в среднем один на каждые 100 обследованных. Если этот человек к тому же должен обладать, например, высоким уровнем развития ловкости возможность найти такого человека среди его сверстников будет равна лишь одному из миллиона. В этой связи встаёт необходимость научно - обоснованного проведения комплекса организационно - методических мероприятий на разных этапах спортивного совершенствования. В целях отбора лиц, обладающих высоким уровнем функциональных, физических и психических способностей для определённого вида спорта. Вместе с тем, разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности.

Недостаточное проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться  как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном  виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными в другом виде спорта и обеспечить высокую результативность.

Ошибочная спортивная ориентация ведет к лишению детей и  подростков проявить свои действительные способности в определённом виде спорта, травмируют психику ребят. Повышенные требования, которые сейчас предъявляются к спортивной подготовленности занимающихся, вызывают необходимость широкого изучения проблемы спортивного отбора, вооружения тренеров, преподавателей, учителей знаниями о современных объективных критериях отбора, показателям перспективного прогнозирования. Анализ и теоретическое обобщение результатов многочисленных исследований позволяют сформулировать основные положения теории спортивного отбора. Спортивный отбор - это многоступенчатый, многолетний процесс, охватывающий все периоды спортивной подготовки. Система организационно методических мероприятий комплексного характера, включающие педагогические, социологические, медико-биологические методы, на основе которых выявляются задатки и способности детей.

Объект исследования: организация процесса отбора детей в секции легкой атлетики.

Предмет исследования: отбор детей в секции легкой атлетики обладающих высоким уровнем функциональных, физических и психических способностей для определенного вида спорта.

Цель: определить, что правильность выбора спортивной секции легкой атлетики зависит не только от обладания каких-либо функциональных способностей, но и физиологического строения тела.

Задачи:

    1. Изучить социологический аспект отбора.
    2. Изучить педагогический аспект отбора.
    3. Изучить принципы отбора детей в ДЮСШ.
    4. Изучить структуру отбора детей в спортивную секцию.
    5. Подобрать контрольные упражнения для отбора спортсменов в секции легкой атлетики.
    6. Провести исследование отбора детей в секции легкой атлетики.

Гипотеза эксперимента: если при отборе детей в секции легкой атлетики учитывать физиологическое строение тела: вес, рост, длину рук, длину ног, длину кисти, а так же обладание ими каких-либо функциональных способностей: быстрота, ловкость, скорость и т. д., то можно правильно подобрать вид спорта, в котором спортсмен сможет добить высоких результатов.

Методы исследования: эмпирические: изучение научной и учебно-методической литературы; эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТОВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ

 

    1. Социологический аспект отбора

Спортивный отбор - это многоплановая проблема: философская, социально экономическая, этическая, педагогическая.

С точки зрения практики можно выделить следующие аспекты  спортивного отбора: социологический, педагогический или теоретико-методический, (включающий организационно-методический и метрологический), медико-биологический, психологический. Теоретическое и экспериментальное практическое обоснование этих аспектов является конструктивной основой для стройной системы спортивного отбора.

Тренер должен всегда помнить, что обеспечить высокое  качество отбора детей в «большой спорт» можно только используя в  практике весь комплекс педагогических, социологических, медико-биологических  и психологических мероприятий.

Спорт важное средство воспитания подрастающего поколения. Ориентируя детей на занятия спортом, мы создаём благоприятные возможности для проявления их способностей и одновременно решаем задачи всестороннего развития личности. Следует помнить, что профессиональная ориентация ребенка на спорт не даёт гарантий в том, что ребенок достигает выдающихся результатов в спорте. Естественно, что не все дети могут прийти к вершинам спорта. Для этого нужны, кроме всего прочего, ещё и природные задатки, и, если рассматривать спорт в позиции профессиональной ориентации и интересов «большого» спорта, тренер действительно берет на себя большую социальную ответственность, прогнозируя спортивную одаренность ребенка. Ошибка в таком прогнозе, как правило, ведет к лишению возможности ребенка проявить свои действительные способности в другом виде материальной или духовной деятельности. Неспособный для «большого» спорта человек будет испытывать чувство неудовлетворенности из - за малого роста своих спортивных результатов. Вместе с этим, разумно организованный отбор, проводимый на научной основе с объективным изучением личности, выявлением индивидуально - значимых способностей для занятий спортом, даёт возможность полностью раскрыться личности человека.

Для отбора первичной  информации в социологическом аспекте спортивного отбора рекомендуется провести анкетирование или интервьюирование. Хотя такая информация в известной мере субъективна, в ней отражаются объективные начала, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать (А.А. Ухтомский). С целью выявления причин, которые способствуют или препятствуют привлечению детей для занятий спортом детям 8-12 лет, занимающимся легкой атлетикой, художественной и спортивной гимнастикой, плаванием и хоккеем необходимо предложить следующий вопрос: почему ты стал заниматься спортом? Одновременно предложить 8 вариантов ответов: предложение учителя физкультуры, предложение тренера, пример товарищей, участие в соревнованиях, желание родителей, кино, телевидение, книги.

Для детей 10-12 летного  возраста, не занимающихся спортом, рекомендуется вопрос: почему ты не посещаешь спортивную секцию? Одновременно предложить 7 вариантов ответов: отсутствие свободного времени: а) занятость в художественной или музыкальной школе, б) занятость в учёбе, отчисление или уход по собственному желанию, запрет родителей, плохое здоровье, не прошли по конкурсу в спортивную школу, затруднение в выборе вида спорта, негде заниматься спортом (далеко ездить), (см. табл. 1.)

 

Причины, препятствующие привлечению детей к занятию спортом

Таблица №1

Занимающихся спортом

% случ.

Не занимающихся спортом

% случ.

1.

Предложение тренера

8

Отсутствие свободного времени

а) занятость в учебе

б) занятость в других школах

9 19

2.

Предложение учителя  ФК

27

Запрет родителей

17

.3.

Желание родителей

10

Отчисление

12

4.

Пример товарищей

18

Не прошли отбор

7

5.

Участие в соревнованиях

12

Затруднение в выборе вида спорта

7

6.

Кино

3

Негде заниматься (далеко ездить)

11


Анализ ответов  позволит выявить слабые звенья в социологическом аспекте спортивного отбора (табл.1).

Он означает, что по предложению тренера (т.е. в результате так называемой «системы» спортивного отбора в ДЮСШ) в спортивные секции привлекаются лишь 8% детей. Как можно объяснить это? Полученные данные следует объяснить примерно так:

1. Тренеры в основном осуществляют тренировочный процесс и лишь незначительное время отводят на отбор (добор) спортивные секции. Это приводит к тому, что в группах в основном тренируются преимущественно так называемые «средние» спортсмены («середнячки»).

2. Не привлекаются к спортивному отбору студенты на педагогической и организационной практике, на занятиях по избранному виду спорта, повышению педагогического мастерства и других видах учебной программы в институтах и техникумах.

3. На производственных совещаниях в ДЮСШ недостаточно уделяется внимание вопросам спортивного отбора и спортивной ориентации.

Как видно значительную роль в привлечении детей к  спорту играет учитель физической культуры. Данный акт вполне естественен, однако проблематичен. Учитель физической культуры нередко делает ошибки в выборе специализации (вида спорта) для ребенка. Вполне естественно, что ошибки такого рода очень дорого обходятся в дальнейшем спортивном совершенствовании.

Достаточно много детей  занимаются спортом по примеру товарищей (18%). С одной стороны, это положительный факт. С другой стороны, это, как правило, дети, имеющие невысокий уровень физической подготовленности и удовлетворительные способности к обучению движением.

В нашем примере вследствие запрета родителей не посещает секционные занятия 17% опрошенных детей. Значит, необходимо провести интервьюирование родителей с целью:

  1. Определить отношение родителей к занятиям спортом
  2. Выявить причины негативного отношения родителей к занятиям детей спортом и одновременно определить некоторые пути формирования у них позитивного отношения.

Чтобы преодолеть негативное отношение родителей  к занятиям спортом детей, необходимо изживать методические ошибки тренеров, допускаемые на тренировочных занятиях: неправильное регулирование нагрузок и отдыха. Выбор неадекватных индивидуальным особенностям средств и методов тренировки, не проведение заключительной части тренировочного занятия и т.д. Серьёзным недостатком является так же незначительная организационная и пропагандистская деятельность тренера.

Всё это диктует необходимость  усиления работы, способствующие формированию положительного отношения родителей  к занятиям спортом их детей. Рекомендуется систематически проводить беседы с родителями о роли спорта в развитии детей, организовывать показательные выступления, привлекать родителей к посещению тренировочных занятий и соревнований, а так же оборудованию спортивных площадок; проводить соревнования совместно с детьми и родителями.

 

    1. Педагогический аспект отбора

В педагогическом аспекте  отбора следует учитывать организационные и методические особенности отбора, классификацию видов и этапов отбора, определить критерии и тесты для оценки различных параметров спортивной пригодности детей.

Информация о работе Отбор и ориентация детей в секции легкой атлетики