Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 07:41, курсовая работа
Цель: определить, что правильность выбора спортивной секции легкой атлетики зависит не только от обладания каких-либо функциональных способностей, но и физиологического строения тела.
Задачи:
1.Изучить социологический аспект отбора.
2.Изучить педагогический аспект отбора.
3.Изучить принципы отбора детей в ДЮСШ.
4.Изучить структуру отбора детей в спортивную секцию.
5.Подобрать контрольные упражнения для отбора спортсменов в секции легкой атлетики.
6.Провести исследование отбора детей в секции легкой атлетики.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТОВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ
Социологический аспект отбора
Педагогический аспект отбора
Принципы отбора в ДЮСШ
МЕТОДИКА ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Структура отбора в спортивную секцию
Контрольные упражнения для отбора юных спортсменов в секции легкой атлетики
ИССЛЕДОВАНИЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Задачи и методы исследований
Организация и результаты исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В организационном отношении процесс отбора юных спортсменов делится на 4 этапа:
1) предварительный отбор детей и подростков;
2) углубленное изучение соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта (вторичный отбор);
3) спортивная ориентация;
4) отбор в сборные команды ДСО, страны.
Задачи предварительного этапа отбора - определение пригодности детей и подростков к спортивному совершенствованию, оценка степени деятельной активности. В различных видах спорта диапазон возраста, при котором проводится отбор, довольно широк от 6 до 12 лет. За исходную теоретическую позицию принимается то, что на этом этапе к спортивным занятиям привлекается возможно больше количество одаренных в спортивном отношении детей и подростков.
На втором этапе углубленной проверки проводится отбор тех, кто обладает необходимыми качествами для успешной специализации в избранном виде спорта. На данном этапе отбора решающее значение приобретает оценка темпов роста способностей, определяющих достижение высокого результата в избранном виде спорта.
На третьем этапе спортивной ориентации отбор производится после 3-5 лет систематических тренировочных занятий. На этом этапе определяется способность спортсмена достичь высшего мастерства и рекордных результатов в избранном виде спорта. Здесь отбираются спортсмены, способные выполнить нормативы мастера спорта России и мастеров спорта международного класса. На этом этапе тренер обращает внимание на психические способности (уверенность в своих силах, эмоциональная устойчивость, переносимость напряженной тренировочной нагрузки и т.д.). На четвертом этапе продолжается углубленное изучение спортивных способностей, степень мастерства занимающихся, осуществляется отбор и комплектование сборных команд.
Подбор тестов.
Изучение
и обобщение специальной литера
Обычно применяемыми тестами в практической работе тренеров является 20м с/х, 30м с/х, 60м с/х, 300м, одинарный прыжок, тройной прыжок, наклон вперед, ручная и становая динамометрия, бросок набивного мяча.
Следует помнить, что на всякие измерения могут быть использованы как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям, к которым относится стандартность, наличие системы оценок, надежность и информативность. С точки зрения информативности и надёжности тестов, выбранных на основе литературы и спортивной практики (анкетирования) для оценки уровня развития (подготовленности) с целью отбора детей младшего школьного возраста рекомендуется:
1) бег 30м с высокого старта;
2) челночный бег (с обеганием и без обегания препятствий);
3) прыжок в длину с места (одинарный и пятерной);
4) степ-тесты;
5) длина тела;
6) вес тела;
7) динамометрия (правой и левой кисти);
8) наклон вперед: бросок набивного мяча (1кг) из-за головы.
Не вызывает сомнений, что каждое физическое качество можно оценить комплексом однородных тестов (они называются гомогенными). Например, комплекс тестов, состоящий из прыжков с места в длину, вверх и тройного будет гомогенным. Вместе с тем для упрощения процедуры проведение тестовых испытаний и в тоже время сохранения надежности показатели тестирования можно применять по одному тесту, оценивающему уровень развития определенного физического качества и функций ребенка.
Например, для оценки скоростных способностей можно рекомендовать: бег на 30м с высокого старта; для ловкости - челночный бег;
для скоростно-силовых качеств - одинарный и пятерной прыжок с места; для общей работоспособности - степ-тест.
Организационно - методические указания по тестированию.
1. Бег 30м
Оборудование: секундомеры, тщательно отмеренная 30 - метровая дистанция, флажок, финишная отметка.
Описание теста: по команде «на старт» испытуемые становятся у стартовой линии в положении высокого старта. Когда испытуемые приготовились и замерли, даётся сигнал «марш» (голосом и флажком одновременно). Результат: время с точностью до десятой доли секунды в лучшей из двух попыток.
Общие указания: в забеге могут участвовать двое или более испытуемых.
2. Одинарный прыжок с места
Оборудование: нескользкая поверхность, «линейка
Описание теста: испытуемый становится носками к черте, делает мах руками назад, затем резко выносит их вперед и, толкаясь двумя ногами, прыгает как можно дальше.
Общие указания: длина прыжка измеряется от черты до точки самого заднего касания ноги прыгуна пола. Рекомендуется в месте приземления натереть пол канифолью (для того, чтобы избежать скольжения).
3. Пятерной прыжок с места
Прыжок выполняется на размеченной в сантиметры (до 5 см) 12-метровой дорожке. Испытуемый, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед и, попеременно отталкиваясь правой и левой ногой, приземляется на обе ноги.
Результат: длина прыжка в сантиметрах в лучшей из двух попыток.
4. Челночный бег с обеганием препятствий
Для проведения теста необходимо иметь площадку длиной 20м, четыре стойки или набивные мячи, секундомер. В зале или на площадке дистанции в 15м устанавливаются 4 стойки (мячи), расстояние между которыми Зм. Обследуемый становится на старт и по команде пробегает между стойками «змейкой». Пробегает 15м, делает поворот и пробегает эту дистанцию в обратном направлении.
Общие указания: Хронометрист не засчитывает попытку, если испытуемый сбивает мячи (стойки). В этом случаи назначается повторная попытка.
5. Определение работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью индекса степ-теста.
Оборудование: ступенька или скамейка и механический метроном.
Описание теста и общие указания и замечания:
1. Перед обследованием фиксируется ЧСС в покое сидя.
2. Обследуемый становится лицом к ступеньке, скамейки и после подготовительной команды «внимание», начинает восхождение. Включается секундомер. Каждое восхождение состоит из 4-х шагов. На счет «раз» обследуемый ставит на ступеньку ногу; «два» - встаёт на неё обеими ногами, выпрямляет их и принимает вертикальное положение; «три» - отпускает одну ногу на пол, «четыре» - становится на пол обеими ногами Длительность восхождения 3'. При выполнении упражнения разрешается несколько раз менять ногу. Частота восхождения у всех обследуемых составляет 30 подъемов, для чего метроном устанавливается на 120 ударов в минуту. Секундомер остаётся включенным после выполнения теста, обследуемый садится на стул, ступеньку. Первую минуту обследуемый отдыхает в удобной позе.
Рекомендации по организации отбора детей младшего возраста.
Тестирование проводится на уроке физкультуры. Для экономии времени урока место нужно подготовить заранее. Перед тестированием необходимо провести разминку не более 10'. Испытуемых делят на группы и разводят каждую к определенному тесту, затем переводят к следующему. Для хорошей организации тестирования необходимо, чтобы каждый тест принимал отдельный экзаменатор. Прежде чем ребята приступят к выполнению задания, экзаменатору нужно четко показать, доступно и просто объяснить предлагаемый тест. Труднее всех вникают учащиеся 1-х классов, поэтому им следует давать две или три пробные попытки. Учащиеся вторых классов быстрее понимают содержание теста. Если у кого-то не получается упражнение, то можно дать вторую пробную попытку. Не следует торопить ребят с выполнением задания. Торопливость может вызвать скованность движения, следовательно, полученный результат будет недостоверным. Если после завершения тестирования остаётся время до конца урока, его целесообразно заполнить подвижными играми или интересной беседой. Провести все обследования за время одного урока невозможно, поэтому выполнение степ-теста можно осуществить на следующем уроке.
При выполнении прыжков в длину с места необходимо обратить внимание на вынос рук вперед, что значительно улучшает результат.
Особенно вызывает затруднение у ребят пятерной прыжок. Здесь необходимо объяснить, чтобы они выполняли его, отталкиваясь, а не шагали и не помогали себе руками. При выполнении челночного бега за несколько метров до финиша учащиеся начинают сбрасывать скорость, поэтому им нужно сообщить, что необходимо пробегать финишную линию с той же скоростью, с какой бежали по дистанции. К степ-тесту привлекаются дети, не имеющие отклонения в состоянии здоровья. Чтобы и при выполнении степ-теста у ребят не замедлялся темп ходьбы, его следует поддерживать командами. Перед каждой группой экзаменатору нужно показать технику выполнения теста.
Необходимо результаты
занести в «Индивидуальную
В связи с отбором детей в спортивные секции встает актуальный вопрос - могут ли одноразовые испытания говорить о перспективных возможностях ребенка в спорте? Каков процент прогноза?
В этом вопросе нет единого мнения среди специалистов. Так, многолетний опыт многих тренеров и исследования убеждают в том, что зачастую отобранные по одноразовым испытаниям дети через 2-3 года оказываются далеко не такими перспективными, как это оказалось вначале, и нередко уступают тем сверстникам, которых в своё время не приняли в ДЮСШ.
Иными словами, одноразовые
контрольные испытания в
Например, в специальном эксперименте П.З. Сирис и др. (1983) в течение четырех лет следил за динамикой физической подготовленности 23 юношей 13-17 лет, занимающихся спринтерским бегом. Причем, среди испытуемых были подростки с различным первоначальным уровнем развития физических качеств - от высокого до низкого (для данной возрастной группы).
Следует помнить, что физическая подготовленность юных спринтеров развивается не равномерно и что уровень всех физических качеств в наибольшей мере возрастает в первые полтора года тренировки. Особенно заметно эта тенденция проявляется по отношению к быстроте и скоростным качествам. За первые полтора года тренировки физические качества юных спринтеров наибольшего развития достигают в такой последовательности: скоростные, выносливость, силовые, скоростно-силовые. Чтобы сопоставить признанных перспективными и условно отобранных в зависимости от критериев отбора детей, нужно условно представить команды из юных спортсменов по порядковым номерам (1,2,3 и т.д. например, до 23).
Затем необходимо найти совпадения. Например, только в 4 случаях из 10 имело место совпадение заключения о способностях новичков (отмечено знаком *) Располагая результатами, достигнутыми юношами в беге на 100м к концу 4 лет тренировки, рекомендуется ретроспективно проверить надёжность избранных критериев прогноза, поэтому следует обязательно учитывать такие рекомендации. В случае отбора будущих бегунов на короткие дистанции по результатам на приёмных испытаниях (исходный уровень физической подготовленности) ошибка составляет 82%. Иными словами, только в 4 случаях из 23-х потенциальные возможности новичков оцениваются уже в 6-ти случаях из 23-х. Ошибка прогноза значительно уменьшается (до 21%), когда отбор осуществляется на основе результатов в беге на 100м, показанных через полтора года тренировки. Наконец, становится минимальной (всего 11 %), когда за основу принимаются суммарные темпы прироста физических качеств за первые полтора года занятий.
Определение потенциальной возможности спринтера определяется по известной схеме (П.З. Сирис и др. ,1983), в которой в качестве критериев оценки используются два показателя: исходный уровень развития физических качеств (сегодняшняя готовность) и темпы прироста этих качеств за первые полтора года занятий. Темпы прироста рассчитываются по формуле:
\У= 100(У2-У1) % 0,5 (У1+У2)
где \У - темпы прироста, число «100» и «0,5» являются константами (постоянными величинами) и У1 и У2 - исходный и конечный результат в конкретном контрольном упражнении. И в исходном уровне, и в темпах прироста условно выделяются высокий, средний и низкий показатели.
В зависимости от этого
потенциальные возможности
Для характеристики темпов прироста антропометрических и функциональных показателей двигательных качеств у юных спортсменов в различных видах спорта вполне можно применять средние темп роста показателей у детей, не занимающихся спортом.
Высокими темпами прироста рекомендуется считать такие, которые превышают средние темпы роста показателей у детей, не занимающихся спортом.
Информация о работе Отбор и ориентация детей в секции легкой атлетики