Отбор и ориентация детей в секции легкой атлетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить, что правильность выбора спортивной секции легкой атлетики зависит не только от обладания каких-либо функциональных способностей, но и физиологического строения тела.
Задачи:
1.Изучить социологический аспект отбора.
2.Изучить педагогический аспект отбора.
3.Изучить принципы отбора детей в ДЮСШ.
4.Изучить структуру отбора детей в спортивную секцию.
5.Подобрать контрольные упражнения для отбора спортсменов в секции легкой атлетики.
6.Провести исследование отбора детей в секции легкой атлетики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТОВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ
Социологический аспект отбора
Педагогический аспект отбора
Принципы отбора в ДЮСШ
МЕТОДИКА ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Структура отбора в спортивную секцию
Контрольные упражнения для отбора юных спортсменов в секции легкой атлетики
ИССЛЕДОВАНИЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Задачи и методы исследований
Организация и результаты исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Отбор и ориентация детей в секции.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Тренеру следует обратить внимание также на то, что прогноз  возможен уже на первоначальном этапе спортивного отбора. Уже здесь можно выявить одаренных в физическом и функциональном отношении детей. К ним будут относиться дети, имеющие очень высокие показатели в двигательных тестах и имеющие средний уровень двигательной активности до тестирования, не занимающиеся в спортивных секциях, но выполняющие утреннюю зарядку, участвующие в подвижных играх на переменах и во дворе. Тренерам можно рекомендовать опросить детей, имеющих высокие показатели, с целью выявления двигательного режима ребенка в последние 2-3 года. Таким образом, ориентировочно можно определить, какой фактор - средовый или генетический - оказал в большей степени влияние на высокие показатели.

Следующим вопросом, на который  необходимо обратить внимание тренеров, является то, что в учебных группах ДЮСШ после второго этапа, т.е. через 1,5-2 года в спортивных секциях продолжают заниматься дети, имеющие не достаточный уровень физической и функциональной подготовленности. Вследствие этого, при проверке ДЮСШ было выяснено, что хорошую и отличную подготовленность имело только 20 и 18% учащихся, средние показатели имело более 45% учащихся. Вместе с тем 24% занимающихся не соответствуют по разработанной шкале оценок требованиям физической и функциональной подготовленности. Можно предположить, что подобное положение наблюдается во многих ДЮСШ нашей страны. В группах ДЮСШ тренируются в основном «середнячки» и достаточно большой процент детей, не имеющих предпосылок к высоким достижениям в «большом спорте». Поэтому, главной задачей наряду с организацией тренировочного процесса, является систематическое проведение отбора (добора) в спортивные секции. Такие показатели внешнего дыхания, как мощность вдоха, минутный объем дыхания, максимальная лёгочная вентиляция, существенно зависят от фактора внешней среды.

Итак, наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей в процессе тренировки.

Признавая значительность генетического фактора, не следует  умолять роли внешней среды.

Наука доказывает, что  генетическая информация может реализовываться  только в том случае, если она  в каждом возрастном периоде будет  оптимально взаимодействовать с определёнными условиями среды, соразмерными с морфологическими и функциональными особенностями развития организма в соответствующем возрастном периоде. Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет интерес проблема так называемых критических, или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Речь о них пойдет в следующем подразделе.

Спортивный  отбор и критические периоды.

Рассматривая проблему спортивного отбора с биологических позиций, мы стремимся ответить на вопрос, когда осуществлять отбор в том или ином виде спорта.

Проблема возраста для  отбора и привлечения детей к начальным занятиям спортом в настоящее время является узлом противоречий теории и практики спорта (Гужаловский А.А., 1976-1980г.).

Один из возможных  подходов к решению проблемы возраста для отборов в спорте может уже сегодня основываться на закономерностях индивидуального развития ребенка, на наших знаниях основных периодов, этапов и узловых точек морфофункционального развития организма (Кузнецов З.И., 1967г; Бальсевич В.К., 1971г; Гужаловский А.А., 1976-1980г.). Объясняется это тем, что развитие отдельных сторон организма идет не одновременно и не равномерно. Для каждого возраста характерно замедленное или ускоренное развитие тех или иных органов, функций организма. Различные темпы морфофункционального развития не безразличны для спортивной педагогики, и она учитывает их в процессе подготовки юного спортсмена таким образом, чтобы совместить во времени периоды ускоренного возрастного развития тех или других функций организма с направленной тренировочной работой. Например, наибольшие темпы возрастного развития скоростных качеств отмечаются в период с 7 до 10 лет. Поэтому этот возраст считается особо благоприятным и для направленного развития различных форм быстроты движений у детей.

Выпущенный из педагогического  поля зрения благоприятный период для  развития той или иной функции  в дальнейшем, как правило, оборачивается  необратимыми потерями в индивидуальном развитии.

Совершенно очевидно, что учет благоприятных периодов развития человека является весьма существенным и при определении сроков начала спортивных занятий. Так, если в видах спорта, где скоростные качества имеют решающее значение для достижения спортивного результата, проведение отбора, а, следовательно, и направленную работу по развитию скоростных качеств, начать после 9-11 лет, то есть не в благоприятный для этого период (7-10 лет), то эффект от таких занятий будет значительно ниже.

Таким образом, закономерности индивидуального развития ложатся в основу определения сроков для отбора и привлечения детей к начальным занятиям различными видами спорта. А этапы развития различных сторон двигательные функции определяют направленность тренировочной работы с юными спортсменами.

Сопоставление паспортного и биологического возраста.

Актуальным вопросом при организации спортивного  отбора является сопоставление паспортного и биологического возраста детей. Практика показывает, что от темпов полового созревания зависит уровень развития детей одинакового паспортного возраста. Поэтому при отборе следует учитывать, что дети с ускоренным биологическим развитием в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительных успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития. Например, среди детей и подростков, ранее выполняющих нормативы 1 спортивного разряда - мастера спорта, более половины имеют признаки ускоренного полового развития. Акселератов уже менее 20% у спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта международного класса.

Считают половое  созревание ранним, если первые его  признаки появляются у девочек в  возрасте 8-9 лет, а у мальчиков  в 10 лет. Средним вариантом считается половое созревание у девочек, первые признаки которого появляются в 10-11 лет при общей продолжительности этого процесса 5-6 лет, а у мальчиков этот процесс начинается в возрасте 12-13 лет и завершается к 18 годам. О позднем начале полового созревания свидетельствует появление первых его признаков у девочек в 13 лет и позже, а у мальчиков в 15 лет. Рекомендуется использовать существующую систему оценки (в баллах) биологического возраста спортсменов, разработанную Т.С. Тимаковой и Н.Т. Беляковой.

Но можно с достаточной  для практических целей точностью установить степень биологического развития по телосложению, так как существует довольно тесная связь между типом телосложения и протеканием полового созревания. Например, мальчики атлетического и девочки технического типа телосложения, как правило, отличаются более ранним половым созреванием по сравнению с детьми астенического типа. Обычно позже развиваются и девочки атлетического телосложения. У мальчиков технического телосложения часто наблюдается раннее начало полового созревания, но позднее его завершение. Здесь следует отметить, что лиц атлетического телосложения отличает ярко выраженное развития костяка (с выделяющимися эпифазами), развитая мускулатура, преобладание ширины плеч над шириной таза. При телосложении пикнического типа отмечается усиленное развитие жировой ткани, сглаженный рельеф мускулатуры костяка. У лиц астенического типа строения тела отличается небольшое отложение жира, тонкий костяк и слабое развитие мускулатуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

 

2.1. Структура  отбора в спортивную секцию

 

Структура отбора в спортивную секцию состоит из трех этапов.

На первом этапе происходит предварительный отбор детей  в спортивную секцию. Для него характерны следующие методы: педагогическое наблюдение, контроль испытания (тесты), смотры – конкурсы по видам спорта, социологические исследования.

Основными задачами является привлечение как можно большего количества одаренных детей, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. К показателям, определяющим целесообразность к занятиям относятся: рост, вес и особое телосложение ребенка. На первом этапе невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающих биомеханические, функциональные и психические качества, поэтому для того, чтобы более конкретно выявить предрасположение к занятиям необходимо определить не только их исходный уровень подготовки, но и темпы его роста.

На втором этапе осуществляется углубленная проверка, предварительный отбор контингента к требованиям, предъявляемых легкой атлетикой. Основными методами отбора являются: педагогическое наблюдение, контрольные испытания, прикидки и соревнования, психологические исследования, медикобиологические исследования.

Главной задачей является определение степени соответствующих  индивидуальных данных детей тем  требованиям, которые будут предъявлять  на этапе спортивного совершенствования.

На третьем этапе  многолетние систематические исследования каждого учащегося с целью определения его индивидуальной спортивной специализации. Методы отбора соответствуют методам второго этапа.

Главными задачами на третьем этапе является многолетнее  систематическое изучение учащихся с целью повышения надежности определяющей его специализации.

 

2.2. Контрольные упражнения для отбора юных спортсменов

в секции легкой атлетики

 

Важным в отборе юных спортсменов в секции легкой атлетики являются контрольные упражнения, которые  направлены на выявление определенных способностей и степени одаренности в том или ином виде спорта. Их использование позволяет правильно определить учащегося в одну из секций легкой атлетики. А правильный выбор секции соответствующий определенным способностям начинающего спортсмена позволит ему добиться высоких результатов.

Контрольные упражнения для отбора юных спринтеров.

 

Контрольные упражнения

10

11

12

Д

М

Д

М

Д

М

Бег на 30 м (сходу)

4,2 с

4,0 с

4,0 с

3,8 с

3,8 с

3,6 с

Бег на 60м

(высокий  старт)

9,0 с

8,7 с

8,8 с

8,5 с

8,5 с

8,3 с

Бег на 300 м

60 с

56 с

55 с

52 с

50 с

48 с

Прыжок в длину с  места

165 см

175 см

180 см

190 см

195 см

200 см

Наклон вперед

8

6

9

7

10

8


 

 

 

 

Контрольные упражнения для бегунов на средние  дистанции.

 

Контрольные упражнения

10

11

12

Д

М

Д

М

Д

М

Бег на 30 м (сходу)

4,5 с

4,3 с

4,3 с

4,1 с

4,1 с

3,9 с

Бег на 60м

(высокий  старт)

9,4 с

8,9 с

9.2 с

8,7 с

9,0 с

8,5 с

Бег на 300 м

53 с

50 с

51 с

48 с

49 с

46 с

Прыжок в длину с  места

170 см

170 см

175 см

180 см

180 см

190 см

Бег на 600 м 

2,15

-

2,05

-

1,55

-

Бег на 800 м

-

2,55

-

2,40

-

2,28


 

Контрольные упражнения для прыгунов.

 

Контрольные упражнения

10

11

12

Д

М

Д

М

Д

М

Бег на 30 м (сходу)

4,3 с

4,1 с

4,1 с

3,9 с

3,9 с

3,7 с

Тройной прыжок с места

5,50м

6,20м

5,80м

6,50м

6,20м

6,80м

Прыжок с места вверх

36см

38см

38см

42см

42см

46см

Прыжок в длину с  места

185 см

195 см

190 см

200 см

195 см

205 см

Наклон вперед

8

6

10

8

12

10

Поднимание туловища из положения, лежа в положение, сидя за 1 мин

30 раз

35 раз

35 раз

40 раз

40 раз

45 раз

Информация о работе Отбор и ориентация детей в секции легкой атлетики