Педагогическая интерграция в физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Физическое вос¬питание как педагогический процесс выступает в роли системообра¬зующего фактора, интегрируя при этом знания из различных областей. В специальной литературе, посвященной данной проблеме, существует материал о результатах объединения процесса решения задач физического воспитания с изучением материала по иностранным языкам, физике, истории, валеологии, экологии, ОБЖ и др.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Педагогическая интеграция в современном образовании. . . . . . . …5
1.1. Понятие интеграции в педагогике. . . . . . . . . . . . . ……………………….5
1.2. Уровни и виды педагогической интеграции. . . . . . . . …………………....8
1.3. Движущие силы и механизмы педагогической интеграции……………..12
Глава II. Обучение физической культуре как интегрированный процесс…….16
2.1. Педагогическая интеграция как средство решения проблем физической культуры…………………………………………………………………………...16
2.2. Построение процесса обучения в физической культуре с помощью применения механизмов педагогической интеграции……………..…………...20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Приложение………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая тфк 10.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Уральский федеральный университет 

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Институт  физической культуры, социального сервиса  и туризма

 

 

Кафедра теории физической культуры

 

Оценка

Члены комиссии

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»

 

 

Руководитель:

Канд. биол. наук, доцент    А.В. Чудиновских

 

Студентка ФК-38021     О.Р. Зиятдинова

 

 

 

 

Екатеринбург

2010г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Педагогическая интеграция в современном образовании. . . . . . . …5

1.1.  Понятие интеграции в педагогике. . . . . . . . . . . . . ……………………….5

1.2. Уровни и виды педагогической интеграции. . . . . . . . …………………....8

1.3. Движущие силы и механизмы  педагогической интеграции……………..12

Глава II. Обучение физической культуре как интегрированный процесс…….16

2.1. Педагогическая интеграция как  средство решения проблем физической  культуры…………………………………………………………………………...16

2.2. Построение процесса обучения  в физической культуре с помощью  применения механизмов педагогической  интеграции……………..…………...20

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

Приложение………………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетное  направление образования на развитие личности требует новых подходов к построению его содержания. В  настоящее время идет поиск новой  парадигмы, основные черты которой  – гуманизация, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. Главной целью становится – формирование разносторонне развитой личности, способной  реализовать творческий потенциал  в динамичных социально-экономических  условиях, как в собственных жизненных  интересах, так и в интересах  общества.

Физическое воспитание как педагогический процесс выступает в роли системообразующего фактора, интегрируя при этом знания из различных областей. В специальной литературе, посвященной данной проблеме, существует материал о результатах объединения процесса решения задач физического воспитания с изучением материала по иностранным языкам, физике, истории, валеологии, экологии, ОБЖ и др.

Сам по себе вопрос об интеграции не является новшеством. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе, но мало обсуждался в теоретическом  плане. Тому есть причины: и недооценка актуальности проблемы интеграции, и  трудности на путях его решения.

Анализ содержания отечественной  и зарубежной литературы осуществленный С.В. Меньковой [11, С. 78], выявил не разработанность проблемы интеграции двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста, хотя школьной практикой и научными исследованиями [6, С. 109] доказано, что содержание учебного материала может осуществляться на различных уровнях интеграции и различными подходами.

Объект – физическое воспитание учащихся общеобразовательных  школ.

Предмет – теория и  практика использования педагогической интеграции в проектировании технологий физического воспитания школьников.

Цель работы – выявить возможности применения интеграции для обучения детей на уроках физической культуры. Для этого были поставлены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать имеющиеся литературные источники по данной теме.

2.Выявить степень применения интеграционных процессов на уроках физической культуры.

3.Проанализировать полученные  данные и сделать выводы.

При написании курсовой работы использовались такие методы как изучение и анализ литературы, конспектов уроков, и обобщение полученных знаний.

Были проанализированы теоретические работы Н.К. Чапаева,

А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Ю.А. Самарина, В.А. Караковского, Дж. Локка, К.Д. Ушинского и других.

В первой главе рассматривается  понятие интеграции в современном  образовании, её роль, формы и механизмы  педагогической интеграции.

Во второй главе раскрывается роль интеграции в физической культуре, уровень её развития в физическом воспитании в современной школе, а также построение процесса обучения физической культуре при помощи интегративных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1.Понятие интеграции в педагогике

В последнее  время в теории и практике развития образования встал вопрос об интегрированном  подходе к преподаванию различных  предметов в школе. Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом.

Интеграция в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.

Основная  цель обучения на интегративной основе - дать целостное представление об окружающем мире - связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических особенностях развития в детстве основных мыслительных действий.

Значение  интеграционных процессов Н.Ф.Талызина [7, С. 271] усматривает в психофизиологическом механизме поэтапного перехода представленных в материальной или материализованной форме сведений внешнего плана во внутренний, умственный план в процессе поэтапного формирования умственных действий. Данная концепция объясняет механизм формирования новых знаний, благодаря интеграции последовательно совершаемых обучаемым действий (действие с объектом в материальном виде, действие как внешне речевая деятельность, внешняя речь про себя, внутренняя речь как акт мысли), объективная информация из окружающего мира становится достоянием создания учащегося.

На проявление интеграционных процессов направлена разработанная Ю.А.Самариным психофизиологическая теория ассоциативно-рефлекторной природы  умственной деятельности. В основу данной теории об ассоциативном мышлении положено утверждение автора о том, что любое знание есть ассоциация, а система знаний есть система  ассоциаций (ассоциация в переводе с латинского значит соединять). Согласно предложенной классификации, ассоциации, возникающие в процессе учения, подразделяются на несколько поэтапно умножающихся видов: локальные, частносистемные, внутрисистемные и межсистемные.

К локальным  ассоциациям автор относит простейшие связи, образованные в пределах данных фактов, очевидно, что в этом случае интегративные связи являются наиболее простыми, не разложимыми на элементарные.

На уровне системных ассоциаций, названных В.И.Столяровым частносистемными ассоциациями, возникают на основе изучения материала конкретной темы или предмета, явления, когда изучение новых фактов и понятий сопровождается сравнением с полученным ранее данными [7, С. 129]. Следовательно, происходит простейшее обобщение знаний, но они не соотносятся со смежными знаниями. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая деятельность учащихся.

В.И.Столяров отмечает, что в школе, исходя из теории ассоциативного мышления, интеграция должна иметь количественный характер - «немного обо всем», дети, получая все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняют и расширяют круг уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали).

Существование локальной ассоциации, характерной  для школьного возраста, а также  возможность формирования частносистемных  ассоциаций, является психологической  основой интеграции в школе.

На сегодняшний  день ни в одном педагогическом словаре или справочнике нет сформулированного определения понятия «интеграция», хотя в педагогической, методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова «интеграция», например: интегрированные и интегративные курсы, интегрированное обучение, интегрированный урок и так далее. На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые пытаются дать определение феномену педагогической интеграции:

- интеграция - «система органически связанных  дисциплин, построенная по аналогии  с окружающим миром...». В основу  интеграции положена аксиома,  что все в мире взаимосвязано  и не существует в «чистом  виде» (О.Г.Гилязова);

- интеграция - «движение системы к большой органической целостности» (И.П.Яковлев);

- интеграция - «процесс сближения и связи наук, происхождений наряду с процессами   дифференциации,    представляет   собой    высокую    форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» (Н.С.Сердюкова);

- интеграция      «целенаправленное  объединение,  синтез определенных учебных дисциплин  в самостоятельную систему целевого  назначения, направленную,    но    обеспечение    целостности    знаний    и    умений» (В.К.Сидоренко).

Более полное понятие интеграции в педагогике дает В.С.Безрукова. По ее мнению, возможно построение определений педагогической интеграции на разных основаниях.

Педагогическая  интеграция - это высшая форма выражения  единства целей,   принципов   содержания,   форм   организации   обучения   и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направления  на интенсификацию  системы  подготовки  учащихся. (Основание для определения - содержание образования.)

Педагогическая  интеграция  - это структурная целесообразно  организованная связь однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, ведущей к саморазвитию учащихся.

С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Методической  основой интегрированного подхода  к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей  в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных  связей в усвоении наук. Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Научные исследования в области психологии и педагогике дают возможность утверждать, что обучение, построенное на идеях  интеграции, не только возможно, но, и  обосновано необходимо для школьного  возраста. []

Таким образом, интеграция - это не простое объединение  частей в целое, а система, которая  ведет к количественным и качественным изменениям, она должна иметь различные  уровни. По вопросу определения уровней  педагогической интеграции у педагогов  мнения расходятся.

 

 

1.2.Уровни и виды педагогической интеграции

Принцип целостности образа мира требует  отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удержать и воссоздать картину мира в единстве, обеспечит осознание им разнообразных  связей между объектами и явлениями, и в то же время - обеспечит формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия  для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция содержания, методов  и форм обучения.

Данный  процесс в практике учителей осуществляется на различных уровнях интеграции. Поскольку большая часть изменений  в педагогической деятельности лежит  в русле технологий педагогического  процесса, остановимся на анализе  тех тенденций, которые обозначились в последнее время в современной  школе.

Так В.П.Аберган  устанавливает такие уровни интеграции в учебном процессе: 1) межпредметные  связи, 2) дидактический синтез, 3) целостность.

И.Коложвари, Л.Сеченикова выделяют четыре уровня интеграции: 1) интенсификация познавательного  интереса и процесса выработки общеучебных  умений на интегрированном курсе; 2) объединение понятийно- информационной сферы учебных предметов; 3) сравнительно-обобщающее изучение материала; 4) самостоятельное сопоставление фактов, установление связей и закономерностей между явлениями и событиями, применение совместно выработанных учебных умений [5, С. 51].

Выделенные уровни отличаются различными подходами и являются многоаспектными. Это обусловлено различием самих понятий «образование» и «обучение». Поскольку образование это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступающих в нем в результате его собственной активности, то и содержание образования -это тот заданный (желанный) результат, который формулируется в Государственном образовательном стандарте в виде требований к знаниям, умениям и навыкам.

Выделение уровней в педагогической интеграции должно быть одноаспектное. Рассмотрим эти уровни с позиции её содержания:

Информация о работе Педагогическая интерграция в физической культуре