Педагогическая интерграция в физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Физическое вос¬питание как педагогический процесс выступает в роли системообра¬зующего фактора, интегрируя при этом знания из различных областей. В специальной литературе, посвященной данной проблеме, существует материал о результатах объединения процесса решения задач физического воспитания с изучением материала по иностранным языкам, физике, истории, валеологии, экологии, ОБЖ и др.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Педагогическая интеграция в современном образовании. . . . . . . …5
1.1. Понятие интеграции в педагогике. . . . . . . . . . . . . ……………………….5
1.2. Уровни и виды педагогической интеграции. . . . . . . . …………………....8
1.3. Движущие силы и механизмы педагогической интеграции……………..12
Глава II. Обучение физической культуре как интегрированный процесс…….16
2.1. Педагогическая интеграция как средство решения проблем физической культуры…………………………………………………………………………...16
2.2. Построение процесса обучения в физической культуре с помощью применения механизмов педагогической интеграции……………..…………...20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Приложение………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая тфк 10.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

Представленные  механизмы носят универсальный  характер. Они "срабатывают" на всех уровнях педагогической интеграции.

Таким образом, были рассмотрены основные аспекты педагогической интеграции. В следующей главе будет освещено применение интеграционных механизмов в физической культуре и проанализирована эффективность их использования. Выбор данного направления был обусловлен тем, что физическое воспитание как педагогический процесс выступает в роли системообразующего фактора, интегрируя при этом знания из различных областей наук. Также анализ отечественной и зарубежной литературы, осуществленный С.В. Меньковой [11, С. 197], выявил не разработанность проблемы интеграции двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС

2.1. Педагогическая интеграция  как средство решения проблем  физической культуры

Вопрос изучения процесса интеграции в физической культуре неоднократно поднимался в педагогической литературе, но мало обсуждался в теоретическом плане. В специальной литературе, посвященной данной проблеме, существует материал о результатах попыток объединения процесса решения задач физического воспитания с изучением материала по иностранным языкам, физике, истории, валеологии, экологии, ОБЖ и др. [12, С. 15].

В нашем  видении, физическая культура – это единство развития физического и духовного в человеке, формирование культуры движений и культуры тела, это способ жизни и способ развития целостной личности.

Содержание  образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы  выпускник школы вышел в жизнь  с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы он был действительно  образованным в физической культуре: владел средствами и методами совершенствования своего тела, знал его, владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения возможностей основных систем организма. Ученики должны представлять влияние физической нагрузки на органы и системы. Понимание этого невозможно без специальных знаний в области биологии. Эти знания позволяют школьникам осознанно заниматься физической культурой.

Решить  же проблемы физического образования, кроме освоения двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств только на уроках физической культуры – задача, сложно решаемая. Поэтому весьма актуален опыт в межпредметных связях, интеграции знаний из области смежных дисциплин.

Основываясь на единстве теоретических знаний по темам анатомии, физиологии, гигиены  человека и физической культуры возможно проведение совместных уроков – биология и физическая культура, где темы теории дает учитель биологии, а практические умения и навыки – учитель физической культуры.

Необходимым условием является увеличение  числа занятий исследовательского характера и заданий, направленных на разработку планов по самосовершенствованию. Привлекая к научной деятельности, предлагается предложить им написание рефератов по данной проблематике с последующей защитой на школьной.

Интеграция  преследует цель восполнения, развития, объединения ранее разрозненных частей, она ведет к новым уровням  целостности и организованности элементов системы физического воспитания. В ходе интеграции увеличивается объем взаимосвязей, упорядочивается функционирование отдельных частей этой системы.

Интеграция  предусматривает творчество и широкий  простор для инициативы учителя, он может распределять часы между  темами по своему усмотрению, изучать  материал в той последовательности и на тех объектах, которые являются наиболее целесообразными для условий работы школы и др.

Интеграция  не является основным методом в обучении, но регулярное использование этого  метода в физической культуре (что доказано 10 летней апробацией) позволит решить следующие задачи:

а) Знания приобретают качества системности, глубины и прочности.

б) Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.

в) Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

г) Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.

По мнению Е.П. Ильина [6, С. 33], превращение уроков физической культуры в уроки здоровья, соединение физкультуры с валеологией подняло бы престиж и самих уроков, и учителей, усилило бы их теоретическую базу, сделало бы эти уроки полезными для всех учащихся независимо от их увлечений, индивидуальных склонностей.

Интегрируемые занятия  обладают значительным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Реализация его может быть осуществлена при определенных дидактических  условиях. В соответствии с данными Ю.И.Малеванного (1990) основными из них являются: правильное вычленение междисциплинарных объектов изучения на интегрированном занятии; рационально организованная совместная работа педагогов по подготовке интегрированного урока; согласованность действий педагога и детей в процессе проведения занятия; активизация познавательной деятельности детей; разнообразие форм учебно-воспитательной деятельности и усиление преемственности между ними; оперативное использование обратной связи для управления педагогическим процессом.

    Сущность интегрированных занятий заключается в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно. Необходимо заранее и точно представить место каждого из уроков в теме и синхронизировать их по времени с изучением соответствующих тем (близких по содержанию) по другим предметам [6, С. 35].

На первоначальном этапе  планирования необходимо определить содержание учебных тем по разделу "Знания о физической культуре". Затем учителю предстоит осуществить сопряжение разделов и тем программы по физической культуре и программного материала по двум – трем общеобразовательным дисциплинам (математики, русского языка, природоведения и др.).

В последующем учителя  общеобразовательных дисциплин, планируя свои уроки, представляют учителю краткие  конспекты предметных занятий, которые  разрабатываются на основе собственного планирования.

При подборе средств  на уроках физической культуры учителю  необходимо учитывать весь спектр особенностей школьника (индивидуальность, возраст, пол, состояние здоровья, уровень  освоения движений, уровень физической подготовленности, мотивацию к занятиям, уровень развития познавательных способностей и т.д.).

При планировании учебного материала разделов знаний и умений учитель должен руководствоваться  научными взглядами и представлениями  о так называемых межпредметных  связях, которые позволяют обеспечивать целостность образовательного процесса школьников. Отрабатывая межпредметное  содержание, включающее учебный материал общеобразовательных дисциплин и физической культуры, учитель должен ориентироваться на следующие методические положения [12, С. 11]:

- содержание учебных тем по физической культуре должно органически вписываться в соответствующее содержание тем общеобразовательных дисциплин, дополнять их или конкретизировать;

- на уроках физкультуры, в процессе освоения школьниками учебного материала, должно быть обеспечено постоянное обращение к знаниям, освоенным (или осваиваемым) учащимися по другим учебным предметам, по возможности с их помощью объяснены вопросы, возникающие во время занятий физическими упражнениями.

Используя межпредметную интеграцию в физкультурном обучении можно закрепить ранее изученный материал и дать дополнительные сведения во время двигательной деятельности.

Одной из ведущих мест в интегрированных занятиях занимает совершенствование основных видов движений с включением в урок эстафет с выполнением тестовых заданий, обеспечивающих развитие двигательных и познавательных способностей учащихся.

Вопросы и задания тестов в интегрированных уроках развивают  мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий.

Разнообразие формулировок в тестовых заданиях способствует не только развитию остроты ума и  гибкости мышления, но и потребует  от ученика предельной внимательности и собранности, что играет немаловажную роль в воспитании физических качеств.

В содержание интегрированных  уроков большое место следует  отводить игровым способам и приемам, которые помогут учащимся успешно  осваивать программный материал, будут способствовать развитию воображения, творческой и двигательной активности, интереса к упражнениям, формировать  основные компоненты учебной деятельности[11, С. 305].

Создание на уроке проблемной (поисковой) ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности  в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.

Обеспечение эффективности физкультурного образования в общеобразовательной школе на основе интегративных процессов предъявляет более высокие требования к учителям и специалистам в области физической культуры.

Рассмотрим  далее механизмы и некоторые  уровни интеграции, применение которых  является возможным в физическом воспитании школьников.

 

 

2.2. Построение процесса обучения в физической культуре с помощью применения механизмов педагогической интеграции

Для начала необходимо выделить те противоречия, которые лежат в основе движущих сил интеграции в физической культуре.

Из числа противоречий нами были выделены следующие применительно  к физической культуре:

  1. между интегративно-целостной природой человека как предмета воспитания и "частичным", суммативным подходом к его образованию и воспитанию.
  2. между образовательным и воспитательным духовным подходами к процессу становления и формирования человека.
  3. между объективно нарастающим объемом научных знаний и невозможностью их системного усвоения в современных условиях структурирования и преподавания дисциплин.

Эти противоречия были выбраны  на основе принципа всестороннего и  гармоничного развития личности учащихся и они наиболее полно отражают цели физического воспитания в школе  и лежат в основе механизмов интеграции в физической культуре.

В процессе обучения физической культуре в общеобразовтельной школе  возможно применение некоторых механизмов педагогической интеграции. Из числа  вышеперечисленных были выявлены те,которые явятся наиболее действенными в области физической культуры.

Рассмотрим их наиболее подробно.

Применение механизма  цеменции - параллельного соотнесения не более чем двух интегрируемых близкородственных компонентов, переплетения - тесного взаимодействия нескольких интегрируемых компонентов и стержнезации - "нанизывания" нескольких (множества) интегрируемых компонентов на единый стержень, играющий роль системообразующего ядра, вполне возможно на уроках физической культуры. Например,  превращение уроков физической культуры в уроки здоровья, соединение физкультуры с валеологией является воплощением данного союза механизмов, преследуя цель создания оздоровительного курса, усилило бы теоретическую базу, сделало бы эти уроки полезными для всех учащихся независимо от их увлечений, индивидуальных склонностей. Данные механизмы применительны на уровне интегрированных курсов по физической культуре.

 Следующий тандем механизмов интеграции - «ассимиляция-аккомадация-уравновешивание». Ассимиляция будет представлять собой процесс приспособления инородных кооперируемых компонентов к условиям существования интегративного базиса. Аккомодация предполагает изменение базисной составляющей интегративного процесса в ходе включения в нее инородных компонентов. Уравновешивание - процесс достижения определенного баланса и гармонии всех "участников" интегративного взаимодействия. Данные механизмы могут послужить основой для создания интегрированного урока и даже, целого интегрированного курса. Напимер, возможно соединение уроков по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и физической культуры или биологии (анатомии) и физической культуре. Это бы обеспечило наиболее полное представление учащихся о здоровьесбережении, фунциональных возможностях человеческого организма. Интеграция происходит на межпредметном уровне.

При "вегетации" происходит отпочковывание новых дисциплин из какой-либо базовой традиционной основы, а "гибридизация" касается взаимодействия и объединения смежных наук. Отпочковывание в физической куьтуре в школе возможно в виде развития какого-либо определенного вида спорта, его культивация и развитие. Применение этих механизмов в физической культуре возможно на уровне межсистемной интеграции (интеграция дополнительного и школьного образования) и образовательной технологии.

Данные выводы были сделаны на основе изучения опыта педагогов-новаторов.

Информация о работе Педагогическая интерграция в физической культуре