Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:48, курсовая работа
Основной целью работы являлось усовершенствование, на основе обобщения опыта практических положений, основных средств и методов воспитания специальной выносливости у хоккеистов.
Задачи исследования:
1. Установить влияние соревновательных нагрузок и специальных тренировок на уровень выносливости хоккеистов.
2. Обосновать возможность применения круглогодичных тренировок и недельных микроциклов тренировок на развитие выносливости у юных хоккеистов.
3. Исследовать возрастную динамику специальной выносливости у хоккеистов.
Введение
Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное место во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми - в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.
Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. Многочисленные эксперименты показали, что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки веса растущего организма, подавлять функции желез внутренней секреции, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле. Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период — постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма, в плане так называемой общей выносливости, к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности.
Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.
Спортивная игра хоккей с шайбой одно из эффективных средств воспитания скоростной и силовой выносливости.
Основной целью работы являлось усовершенствование, на основе обобщения опыта практических положений, основных средств и методов воспитания специальной выносливости у хоккеистов.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
а) анализ литературных источников
отечественных и зарубежных
авторов;
б) обобщение опыта практических
работ по развитию специальной
выносливости в хоккее;
в) педагогические наблюдения, тестирование.
Глава 1. Обзор литературы.
1.1. Характеристика выносливости хоккеиста.
Физическая подготовка хоккеиста - важнейший раздел тренировочного процесса. Ее основные задачи - укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, повышение общей работоспособности организма.
В процессе физической подготовки развиваются физические качества, важнейшим из которых является выносливость.
Высокий уровень выносливости позволяет хоккеисту осваивать большие тренировочные и соревновательные нагрузки, полноценно реализовывать свои двигательные способности в соревновательной деятельности.
Выносливость принято подразделять на общую и специальную. Под общей выносливостью обычно понимают способность спортсмена к длительному выполнению работы умеренной интенсивности. Способность хоккеиста поддерживать высокий темп в течение одного игрового отрезка (40 - 60 сек.), периода (20 минут), всего матча характеризуют его специальную выносливость.
Игровая деятельность хоккеиста многогранна и связана с глобальной работой мышечной системы (мышцы рук, ног, туловища), при которой происходит очень большой расход энергии. Поэтому физиологической основой выносливости хоккеиста следует считать процессы ее энергообеспечения. Вместе с тем игровая деятельность носит ярко выраженный характер переменной интенсивности (от максимальной до умеренной), поэтому механизмы энергообеспечения, лимитирующие ее, будут различны.
Кратковременность и высокая интенсивность игровых отрезков, выполнения скоростно-силовых, скоростных и технико-тактических действий с максимальной и субмаксимальной мощностью требуют высокого развития анаэробного (алактатного и гликолитического) механизм энергообеспечения. В то же время в ряде игровых эпизодов (откат, позиционная оборона и др.) деятельность хоккеистов осуществляется в невысоком темпе за счет смешанного (аэробно-анаэробного) и аэробного механизма энергообеспечения. Кроме того, аэробные процессы имеют существенное значение в восстановлении, как в ходе игры, так и в перерывах между периодами.
В настоящее время выносливость хоккеиста связывают с тремя источниками образования энергии:
- аэробным - за счет окисления жиров и углеводов;
(КрФ).
Непосредственным источником энергии при мышечном сокращении является распад аденозитрифосфорной кислоты (АТФ) - соединения, очень богатого энергией. Относительно постоянные и небольшие запасы АТФ должны быстро пополняться, иначе мышцы теряют способность сокращаться, ресинтез осуществляется за счет указанных аэробных (происходящих с участием кислорода) и анаэробных (без участия кислорода) энергетических процессов.
Энергетические возможности хоккеиста принято оценивать по мощности, емкости и эффективности.
Алактатные, или креатинфосфатные, возможности зависят от способности организма хоккеиста использовать энергию в бескислородных условиях, что в известной степени определяется запасами макроэргических фосфатных соединений (АТФ и КрФ), мощностью соответствующих им систем и скоростью их расходования. Максимальная скорость этого процесса достигается в первые 2-3 сек. работы максимальной интенсивности и сохраняются 10-15 сек., т.е. такой отрезок времени, когда не успевают
еще включиться в работу гликолитический и аэробный (дыхательный) механизмы.
Алактатный механизм энергообеспечения является наиболее мощным. Он выделяет больше всего энергии в единицу времени (13 кал./с. на 1 кг веса тела), но менее емкий. За счет алактатного источника энергообеспечения хоккеист осуществляет игровые действия с высокой интенсивностью (максимальной мощностью): пробегаемые на коньках короткие отрезки (5-30 м), ведение и обводку, силовые единоборства и др.
Гликолитический механизм энергообеспечения более медленный по скорости развертывания. Этот анаэробный механизм ресинтеза АТФ проявляется в упражнениях от 30 сек. до 2 - 3 мин. Гликолитические (лактатные) возможности зависят от запаса углеводов, находящихся в виде гликогена в мышцах (300 - 400 г), в печени (40 - 70 г) и в виде свободной глюкозы в крови (25 - 30 г).
Кроме того, на гликолитический механизм влияет и способность организма противостоять неблагоприятным изменениям в связи с накоплением молочной кислоты. Ее нейтрализация осуществляется буферной системой и зависит от буферной емкости крови.
Критерием анаэробной производительности является величина кислородного долга и накопления молочной кислоты в крови. Так, при определении анаэробной производительности хоккеистов высокой квалификации в лабораторных условиях были получены следующие данные:
мощный (9 кал/сек на 1 кг веса), чем алактатный, но более емкий (230 кал на 1 кг веса). За счет гликолитического механизма хоккеист выполняет различные игровые действия с субмаксимальной мощностью, поддерживая высокий темп в течение всего игрового отрезка (30-60 сек.).
Анаэробный путь ресинтеза АТФ является основным. При этом энергопроцессы проходят в аэробных условиях. Аэробные процессы значительно эффективнее анаэробных.
Аэробные возможности хоккеиста зависят от энергетических субстратов (гликоген в мышцах и печени и жиры) и в большей степени от обеспечения работающих мышц и других органов и тканей кислородом. Важное значение при этом имеет способность различных систем -дыхательной, сердечно-сосудистой, крови - получать и транспортировать кислород к работающим мышцам. Чем большее количество кислорода хоккеист потребляет в единицу времени, тем больше АТФ образуется в мышцах. Поэтому уровень максимального потребления кислорода (МПК) -наиболее информативный показатель аэробных возможностей спортсмена. У хоккеистов высокой квалификации МПК находится в пределах 56-59 мл/мин, на 1 кг веса. В игре большую часть времени хоккеист выполняет работу в аэробном режиме. Кроме этого аэробные возможности хоккеиста являются важным фактором его восстановления после тяжелых тренировочных и соревновательных нагрузок.
1.2 Биомеханические основы выносливости хоккеиста.
Для того чтобы повысить выносливость недостаточно регистрировать внешние показатели. Нужно постараться понять суть жизненных процессов, обеспечивающих это качество.
Начнем рассмотрение этого вопроса на примере бега, который в подготовке хоккеиста играет важную роль. Ясно, что, чем больше расстояние, тем больше времени нужно на его преодоление. Построим график, связывающий дистанцию со временем ее пробегания (рис. 1).
Рис. 1. Графический метод расчета дистанции анаэробных резервов и критической скорости бега
Соединим точки на графике и продолжим полученную линию влево от пересечения с вертикальной осью, отсекая от вертикальной оси отрезок а.
Математическая запись этого графика выглядит так:
где а - дистанция анаэробных резервов, показывающая, какое расстояние человек может пробежать за счет анаэробных (бескислородных) источников энергии. У взрослого, хорошо тренированного человека это расстояние составляет (в среднем) 100 - 200 м и зависит от емкости анаэробных энергетических систем. У ребенка дистанция анаэробных резервов значительно меньше; с возрастом и по мере повышения физической работоспособности она увеличивается;
Ь - критическая скорость бега, при которой достигается уровень максимального потребления кислорода (см. рис. 1).
Чем выше физическая работоспособность человека, тем больше критическая скорость.
Выносливость зависит не только от энергетического потенциала человека, но и от его умения экономно расходовать запас энергии.
В хоккее, где энергетические возможности спортсменов близки друг к другу, экономичность даже более важна, чем энергетический потенциал.
Прежде чем перейти к рассмотрению путей экономизации движений и тем самым повышения выносливости, нужно уяснить, отчего зависит экономичность. Поверхностный ответ на этот вопрос содержится на рис. 2.
Основными факторами экономичности являются интенсивность мышечной работы, техника двигательных действий и избранный тактический вариант.
Рис. 2. Основные факторы, от которых зависит выносливость человека.
Условные обозначения: О2, Ь, Р - емкость и мощность окислительной лактоцидной и фосфагенной энергетических систем.
Как известно, любая форма активности живого организма обеспечивается энергией, запасенной в молекулах аденозинтрифосфата (АТФ).
Но лишь около 25% энергии АТФ переходит в механическую при мышечном сокращении. Остальные 75% энергетического запаса расходуются на теплообразование и т.п., не увеличивая полной механической энергии.
Теперь мы знаем, что полная механическая энергия человеческого тела состоит из фракций, часть из которых обеспечивает выполнение полезной работы, а другая часть бесполезна, непроизводительна и ее следует по возможности уменьшать. В соответствии с этим рекомендации, направленные на повышение выносливости, можно разделить условно на пять групп.
Во-первых, рекомендуется избегать излишних, непроизводительных мышечных сокращений и напряжений. Не случайно в хоккее умение расслаблять мышцы, которые в данный момент времени могут не участвовать в выполнении основного двигательного действия, является признаком высшего мастерства;
Во-вторых, следует уменьшать лишние, непроизводительные движения;
В-третьих, целесообразно использовать рекуперацию энергии;
В-четвертых, рекомендуется выбирать оптимальную по экономичности интенсивность двигательной деятельности;
В-пятых, следует осуществлять оптимальные двигательные переключения.
Все сказанное о способах
повышения выносливости относится как
к циклической, так и к ациклической
двигательной деятельности. К биохимическим способам
повышения выносливости необходимо приобщать
человека еще в школьном возрасте, ибо
исправить технику
двигательных действий гораздо труднее, чем сформировать ее с самого начала правильно.
1.3 Физиологические аспекты общей и специальной выносливости хоккеистов школьного возраста.
Излагая материал о воспитании выносливости, необходимо рассмотреть основные физиологические особенности школьного возраста, во время которого обычно начинаются занятия большинством видов спорта, в том числе и хоккеем.