Подготовка юных хоккеистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы являлось усовершенствование, на основе обобщения опыта практических положений, основных средств и методов воспитания специальной выносливости у хоккеистов.
Задачи исследования:
1. Установить влияние соревновательных нагрузок и специальных тренировок на уровень выносливости хоккеистов.
2. Обосновать возможность применения круглогодичных тренировок и недельных микроциклов тренировок на развитие выносливости у юных хоккеистов.
3. Исследовать возрастную динамику специальной выносливости у хоккеистов.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

Приведем деление школьного возраста на периоды:

  1. Младший школьный возраст - мальчики от 6 до 12 лет;
  2. Средний школьный возраст - мальчики от 12 до 15 лет;
  3. Старший школьный возраст от 16 до 18 лет.

У человека химический состав крови отличается значительным постоянством и в школьном возрасте большинство его показателей достигает уровня взрослых.

Предъявление к организму повышенных требований при мышечной работе вызывает ответную реакцию крови, которая зависит от характера физических нагрузок.

Возрастные отличия скорости оседания эритроцитов выражаются замедленным восстановлением этой реакции до исходного уровня после длительных и интенсивных нагрузок у подростков и юношей по сравнению со взрослыми. В отличие от взрослых у детей в школьном возрасте при длительной и интенсивной работе наблюдается отчетливое увеличение вязкости крови, восстановление которой до исходной величины имеет затяжной характер (24 - 40 часов) после работы.

Таким образом, к 16 - 17 годам устанавливаются стабильные величины всех показателей системы крови. У подростков и юношей, по сравнению с взрослыми людьми после физических нагрузок наблюдаются более значительные сдвиги многих параметров, характеризующих

 

морфологическую картину и физико-химические свойства крови и более длительный период восстановления.

Раскрытие возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы имеет важное значение, поскольку взаимоотношения между обменом, функцией и кровоснабжением ткани существенно изменяются с возрастом. Деятельность сердечно-сосудистой системы часто является фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций растущего организма в процессе его адаптации, и объясняет различную «надежность» взаимоотношений между гемодинамикой и обменом.

Данные о возрастных особенностях сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста многочисленны и весьма существенны при оценке функционального состояния организма, определения адекватного двигательного режима и оценки его воздействия на организм.

Большой интерес представляют данные о возрастных особенностях мышечного кровотока и микроциркуляции в скелетных мышцах, поскольку эти процессы обеспечивают адекватность кровоснабжения тканей при физической нагрузке, доставку кислорода и его переход в ткани, и, в конечном счете, работоспособность мышц.

Важнейшими показателями, характеризующими не только сердечную деятельность, но эффективность кровоснабжения всего организма являются ударный и минутный объем крови. По мере роста человека увеличиваются эти объемы. Так, по данным Н.А. Шалкова (1980), интенсивнее возрастает от 3 до 4 лет, а затем от 13 до 17 лет. Следует отметить, что прирост абсолютных величин ударных и минутных объемов крови с возрастом не дает прироста, более того, эти показатели уменьшаются с увеличением веса тела с возрастом, что делают работу сердца более напряженной.

Для анализа сократительной способности миокарда, а, следовательно, для понимания механизма возрастных изменений ударного и минутного

 

объемов сердца важное значение имеет анализ фаз сердечного цикла. В ходе возрастного развития происходит увеличение продолжительности отдельных фаз.

Таблица 1 Показатели сократительной функции миокарда у мальчиков 7-17 лет

 

Возраст, лет

Показатели

ПС

АС

С

Т

Е

7

М±м

0,803 ± 0,028

0,050 + 0,002

0,024 ± 0,002

0,074 + 0,003

0,290 ± 0,003

8

М±м

0,842± 0,025

0,047 ± 0,004

0,026 ± 0,004

0,073 ± 0,004

0,289± 0,004

9

М+м

0,843 ± 0,030

0,050 ± 0,002

0,03 1± 0,004

0,081 ±

0,005

0,297 ± 0,005

10

М±м

0,869 ± 0,030

0,056 + 0,002

0,033 ± 0,004

0,088± 0,006

0,296 + 0,006

11

М±м

0,883 ± 0,038

0,048 ± 0,002

0,027 + 0,002

0,075 ± 0,002

0,301 ± 0,004

12

М±м

0,925 ± 0,040

0,048 ± 0,004

0,025 ± 0,006

0,073 0,006

0,317± 0,007

13

М±м

0,927 + 0,070

0,056± 0,003

0,030± 0,005

0,086 + 0,003

0,311± 0,008

14

М±м

0,960 + 0,040

0,056± 0,004

0,038± 0,005

0,095 ± 0,005

0,307± 0,004

15

М±м

0,977 ± 0,051

0,056± 0,003

0,027 ± 0,004

0,083 ± 0,004

0,314 + 0,006

16

М+м

0,953 ± 0,037

0,054± 0,003

0,034± 0,002

0,087 ± 0,004

0,308 ± 0,004

17

М±м

1,033 + 0,061

0,056± 0,002

0,041 ± 0,004

0,096± 0,003

0,312 + 0,005


 

При анализе данных, приведенных в таблице 1, необходимо выделить периоды, в которых сдвиги в сократительной функции миокарда происходят наиболее интенсивно, и которые следует считать узловыми в развитии сердечно-сосудистой системы школьников.

Характер изменений параметров сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в возрастном аспекте обуславливает сроки начала занятий физическими упражнениями, особенно требующих развития выносливости у юных хоккеистов.

Решающее значение в обеспечении должного уровня кровообращения при физических нагрузках имеет увеличение минутного объема крови, которое наиболее экономично для организма за счет увеличения сердечного выброса. Однако у детей увеличение минутного объема крови достигается за счет нарастания частоты сердечных сокращений, при этом, чем младше ребенок, ч тем больше учащение ритма сердечных сокращений и тем дороже стоит организму ребенка повышение величины нагрузки.

Так, например, при выполнении работы предельной мощности ЧСС у юных спортсменов составляет в 13 лет 205 ударов, в 14 лет - 201, 15 лет -199, 16 лет -191, 17-18 лет - 188 ударов в минуту. Следует также учитывать, что, чем младше ребенок, тем у него больше ЧСС в покое. Такое соотношение ЧСС в покое и при физических нагрузках, а также меньшие потенциальные возможности ударного и минутного объемов крови при нагрузках у детей (см. табл. 2) и создают более напряженный режим работы сердца. Поэтому для растущего организма весьма небезразличны физические нагрузки, при которых сердце должно сильно и длительно увеличивать производительность.

 

Таблица 2

Возрастные изменения ударного и минутного объемов крови при напряженной мышечной деятельности

 

Показатели

Возраст, лет

 

8-9

10-11

14-15

16-17

Ударный объем крови, мл

69,8

79,8

117,5

139

Минутный объем крови, мл

13,5

15,7

20,1

25-26


Заключая материал о деятельности сердечно-сосудистой системы в школьном возрасте, следует выделить ряд общих онтогенетических закономерностей:

  1. С возрастом укорачивается период вырабатывания характеризующий 
    время  достижения     максимального  изменения  гемодинамики при 
    выполнении работы.
  2. Чем старше ребенок, тем более значительные сдвиги кровообращения 
    могут возникнуть при напряженной мышечной деятельности.

3. С возрастом укорачивается длительность восстановительного периода.

У     детей     старшего     возраста    гемодинамическое     обеспечение

достигается     более     значительными,     но     менее     длительными

изменениями деятельности сердечно-сосудистой системы.

С    ростом    и    развитием    организма    увеличиваются    его    общие

энергозатраты и возрастает потребность в кислороде,   обеспечение которой

связано с развитием    функциональных систем, осуществляющих доставку

кислорода в легкие,  альвеолы, ткани.     В связи с этим рассмотрение в

возрастном аспекте функции дыхательной системы важно для понимания

закономерностей развития организма, механизмов адаптации к условиям

среды, дозирование физических нагрузок.

 

У детей интенсивность вентиляции и поступления кислорода в легкие в два раза выше, а использование кислорода в легких меньше, чем у взрослых.

Таблица 3

Показатели легочной вентиляции у детей 7-17 лет (мальчики)

 

Возраст, годы

Минимальный объем дыхания, л/мин.

Частота дыхания

Дыхательный объем, мл

4,25

22

-

-

7

4,25

22

200

8

4,85

20

240

9

5,58

18,6

300

10

5,56

16,6

336

11-12

5'5,

16

340

13- 15

7,4

16

465

16- 17

7,8

15

500

25-30 (мужчины)

6,0 - 7,5

12- 18

400 - 700


Из таблицы 3 можно сделать вывод, что увеличение легочной вентиляции при нагрузке у юных хоккеистов менее экономично и осуществляется в большей степени за счет уменьшения дыхания, а не за счет увеличения дыхательного объема. Это приводит к тому, что во время дыхания, даже наиболее интенсивного, дыхательная поверхность легких у детей возрастает в меньшей степени, чем у взрослых, вследствие чего происходит меньшая утилизация кислорода из альвеолярного воздуха.

Таким образом, кислородные режимы организма детей и подростков при мышечной деятельности менее эффективны и менее экономичны, чем у взрослых. При этом физическая нагрузка является одной из лучших моделей для выявления роста функциональных возможностей дыхательной системы с возрастом, при которых значимость показателей этой системы как критериев адаптации и адекватности нагрузок возрастает.

Обменные процессы, лежащие в основе существования организма на протяжении всей его жизни, теснейшим образом связаны с функциями сердечно-сосудистой и дыхательных систем, поскольку эти системы в первую очередь участвуют в адоптации организма к мышечной деятельности. Выполнение физических нагрузок в школьном возрасте определяет существенное отличие обменных процессов от взрослых, связанное с дополнительным расходом значительной части энергии на процессы роста и развития организма.

Возрастная динамика обмена белков, жиров и углеводов в детском и подростковом возрасте определяется интенсивностью обменных процессов, связанных с ростом организма. В растущем организме преобладают процессы ассимиляции, они обеспечивают пластические проявления, чем и объясняется повышенная потребность в белках, жирах и углеводах. Так, например, в возрасте 8-12 лет детям на 1 кг веса тела требуется в 2,5 - 3 раза больше белков, в 1,5 раза больше жиров ив 1,5-2 раза больше углеводов.

Важным показателем энергетических превращений в организме является основной обмен, величина которого позволит судить о динамике энергетических превращений и интенсивности окислительных процессов, которые у детей протекают быстрее, чем у взрослых.

Интенсивность   энергетического   обмена   составляет   в   среднем   в

Т 1

6-8 лет   52,6 ккал/м /час,   в 9 - 12 лет   49,5 ккал/м /час,   в 13 - 15 лет

82 ккал/м /час, в 16 - 18 лет 43 ккал/м /час, тогда как у взрослых людей величина основного обмена на единицу поверхности тела составляет 41 ккал/м /час. Таким образом, с возрастом наблюдается снижение интенсивности энергетического обмена, что обусловлено количественными и качественными изменениями метаболизма в самих тканях и нервными и гуморальными механизмами, регулирующими уровень метаболизма, доставку кислорода и метаболитов к органам в соответствии с уровнем функциональной активности в определенном возрасте.

Информация о работе Подготовка юных хоккеистов