Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:48, курсовая работа
Основной целью работы являлось усовершенствование, на основе обобщения опыта практических положений, основных средств и методов воспитания специальной выносливости у хоккеистов.
Задачи исследования:
1. Установить влияние соревновательных нагрузок и специальных тренировок на уровень выносливости хоккеистов.
2. Обосновать возможность применения круглогодичных тренировок и недельных микроциклов тренировок на развитие выносливости у юных хоккеистов.
3. Исследовать возрастную динамику специальной выносливости у хоккеистов.
Рассмотренные особенности деятельности систем крови, кровообращения, дыхания, обменных процессов в разные временные отрезки в значительной степени определяют физическую активность, а значит и выносливость у юных хоккеистов.
Знания этих особенностей помогает при определении оптимальных сроков начала занятий спортом, позволяет увеличивать тренировочные нагрузки, не вызывая отрицательного воздействия на организм.
Глава 2. Организация и методы исследования.
2.1 Контингент исследования (эксперимент)
Для проведения педагогического эксперимента были отобраны экспериментальная и контрольная группы среди юношей, занимающихся в хоккейной школе «Сибирь». Экспериментальная группа занималась по разработанной методике (см. табл. 5), контрольная группа по программе хоккейной школы «Сибирь».
Эксперимент проходил с сентября 2012 г. по март 2013 г.
Возраст: юноши 16-17 лет.
Для испытуемых групп были созданы одинаковые условия, уравнены по силам, для чего были применены нормативы по физической подготовке.
Результаты педагогического эксперимента были проверены путем тестирования.
Тест 1.
8 минутный бег на коньках
Тест 2.
Бег по малой восьмерке лицом и спиной на коньках.
Тест З
Подтягивание на турнике, сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 мин
Тест 4
Бег 54 м с обводкой пяти стоек на коньках
Тест 5
Челночный бег 5х54 м на коньках
2.2. Методика воспитания выносливости хоккеиста.
Совершенствование выносливости хоккеиста происходит лишь в том случае, если в тренировочной и соревновательной деятельности он преодолевает определенное утомление. Зная о том, что в основе физического утомления и выносливости лежат различные процессы энергообеспечения мышечной деятельности, можно целенаправленно воздействовать на них соответствующими средствами и методами с целью повышения уровня их функционирования.
Тренировочная нагрузка, как мера воздействия на организм спортсмена, определяется следующими характеристиками:
Интенсивность (мощность) выполняемого упражнения - наиболее важная характеристика нагрузки, влияющая на характер соотношения аэробных процессов энергообеспечения.
Принято выделять четыре зоны мощности: максимальную, субмаксимальную, большую, умеренную.
При выполнении упражнений в зоне максимальной мощности энергообеспечение происходит за счет анаэробно-алактатного механизма, где ресинтез АТФ осуществляется путем кретинфосфатных реакций в бескислородных условиях.
Энергообеспечение упражнений, выполняемых в зоне субмаксимальной мощности, осуществляется за счет анаэробно-гликолитического механизма, также в бескислородных условиях.
Упражнения, выполняемые в зоне умеренной мощности, обеспечиваются энергией за счет дыхательного механизма (окислительного
фосфорилирования), где ресинтез АТФ осуществляется с помощью кислорода. При этом потребление кислорода превышает кислородный запрос.
При выполнении упражнений в зоне большей мощности энергообеспечение происходит за счет аэробных и анаэробных механизмов.
Продолжительность упражнения непосредственно связана со скоростью его выполнения. Чем выше скорость и меньше время, тем в большей мере упражнение выполняется за счет анаэробных механизмов энергообеспечения. Продолжительность упражнения в анаэробно-алактатном режиме равна 3-8 сек, в анаэробно-гликолитическом - от 20 сек. до 3 мин. и в аэробном - от 3 мин. и больше.
Продолжительность интервалов отдыха существенно влияет на величину нагрузки и ее преимущественную направленность.
При выполнении упражнений с умеренной мощностью
(субкритическая скорость) с интервалом отдыха, достаточным для восстановления, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и предыдущая. Уменьшение интервала отдыха в этом случае делает нагрузку более аэробной, так как дыхательные процессы, развертывающиеся обычно к 3 - 4-й минуте, сохраняют свою силу.
Уменьшение интервалов отдыха в упражнениях с максимальной и субмаксимальной мощностью делает нагрузку более анаэробной, так как с повторением упражнения увеличивается кислородный долг.
Определенное значение имеет характер отдыха. Он может быть пассивным и активным. В первом случае в интервалах между нагрузочными упражнениями спортсмен, по существу, не выполняет никаких упражнений, находясь в состоянии полного покоя. Во втором - переключается на выполнение упражнений восстанавливающего характера.
Количество повторений упражнений во многом определяет величину нагрузки и ее преимущественную направленность.
Увеличение количества повторений в анаэробных условиях исчерпывает соответствующие энергетические субстраты, что приводит к прекращению работы или значительному снижению ее интенсивности.
Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма - всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
Мировая практика показывает, что катанию на коньках нужно обучать с возраста 4 лет (пример У. Грецки). При Домах творчества рекомендовано начинать занятия хоккеем с 10 - И-летнего возраста. Основная задача по воспитанию классных хоккеистов ложится на специализацию ДЮСШ. Многолетний процесс обучения в ДЮСШ включает в себя ряд возрастных этапов:
Практика показывает, что основное внимание воспитанию выносливости хоккеистов уделяется на третьем и четвертом этапах обучения, когда юными хоккеистами освоены технико-тактические приемы игры и применение их в игровой деятельности.
Вместе с тем важное место продолжает занимать общефизическая подготовка, обеспечивающая всестороннее гармоническое развитие организма, повышение его функциональных возможностей.
Методика физической подготовки на этапе спортивного
совершенствования (17 - 18 лет) мало чем отличается от аналогичной методики для взрослых хоккеистов. Хоккеисты 17-18 лет по показателям физического и функционального развития вплотную приближается к
взрослым спортсменам. Однако в общей массе они еще заметно уступают взрослым в абсолютной силе мышц, в систолическом объеме крови, в показателях выносливости, особенно специальной, связанной с анаэробным источником энергообеспечения. Это следует учитывать при проведении физической подготовки.
При воспитании выносливости обращается особое внимание на повышение уровня анаэробно-гликолитического энергообеспечения. С этой целью проводятся тренировки с заданиями на повышение емкости и мощности гликолитического механизма энергообеспечения, которые характерны жесткими режимами работы и высокими физиологическими сдвигами (ЧСС) достигает 200 уд./мин. Вместе с тем нельзя не учитывать, что процесс восстановления у юных хоккеистов после таких нагрузок более продолжителен. Поэтому на подготовительных этапах годичного цикла подобные тренировочные занятия следует проводить не чаще двух раз в недельном микроцикле при обеспечении тщательного контроля за переносимостью нагрузок.
Для оценки специальной физической подготовленности хоккеистов применяются следующие тесты (см. таблицу 4).
1. Общая выносливость.
2. Специальная выносливость. Челночный бег 5 раз по 54 метра (анализируется суммарное время всего теста, время каждого прямого отрезка и поворота).
Таблица 4
Оценочные нормы общей и специальной выносливости хоккеистов углубленной специализации
Категория оценки |
Показатели | ||||
Бег 3000м (мин, сек) |
8 минутный бег на коньках (круг) |
Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед на коньках (с) |
Бег 54 м с обводкой пяти стоек на коньках (с) |
Челночный бег 5х54м на коньках (с) | |
Отлично |
11,40 и менее |
28 и более |
6,8 и менее |
21 и менее |
4 3 ,0 и менее |
Хорошо |
11,41 – 12,00 |
26 – 28 |
6,81-7,00 |
21,1-22 |
43,1-44,00 |
Удовлетворительно |
12,01 – 12,20 |
25 – 26 |
7,01-7,20 |
22,1-23 |
44,1-45,00 |
Плохо |
12,21 и более |
25 и менее |
7,21 и более |
23,1 и более |
45,1 и более |
Для воспитания специальной выносливости хоккеистов 17 - 18-летнего возраста предлагается примерный план занятий и упражнений на неделю с дневными и вечерними тренировками (см. таблицу 5).
Рациональное использование различных упражнений на выносливость способствует повышению производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в увеличении максимальных величин кислородного долга до 20 - 25 л (вместо 5 - 6 л у незанимающихся), максимального потребления кислорода до 80 - 90 мг/кг (вместо 40 - 45 мг/кг мин. у новичков), содержание креотинфосфата и гликогена в мышцах, активизации интенсивности гликолиза, повышения активности ферментов, ответственных за энергообеспечение организма, и др. Для развития общей выносливости используют непрерывную длительную работу, выполняемую с равномерной или переменной скоростью.
Таблица 5
Примерный план занятий и упражнений на неделю с дневными и вечерними тренировками в микроцикле
специально-подготовительного этапа
Дни |
||||||
заня- |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница | |
тий |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Нап- |
Общая выносливость |
Комплексное |
Общая выносливость |
Технико- |
Силовая | |
рав- |
развитие физических |
выносливость |
тактическая |
выносливость | ||
лен- |
качеств (смешанная). |
скоростная |
(смешанная). | |||
ность |
выносливость |
|||||
|
(смешанная). |
|||||
|
Наг- |
Средняя: |
Средняя: |
Средняя: |
Большая: |
Средняя: |
рузка |
объем - 80мин. |
объем - 60 мин. |
объем - 60 мин. |
объем - 90 мин. |
объем - 60 мин. | |
|
ЧСС-130-150 |
ЧСС-130 |
ЧСС-130-150 |
ЧСС-150-170 |
ЧСС-130 | |
к |
||||||
Продолжение таблицы 5