Подготовка юных хоккеистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы являлось усовершенствование, на основе обобщения опыта практических положений, основных средств и методов воспитания специальной выносливости у хоккеистов.
Задачи исследования:
1. Установить влияние соревновательных нагрузок и специальных тренировок на уровень выносливости хоккеистов.
2. Обосновать возможность применения круглогодичных тренировок и недельных микроциклов тренировок на развитие выносливости у юных хоккеистов.
3. Исследовать возрастную динамику специальной выносливости у хоккеистов.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотренные особенности деятельности систем крови, кровообращения, дыхания, обменных процессов в разные временные отрезки в значительной степени определяют физическую активность, а значит и выносливость у юных хоккеистов.

Знания этих особенностей помогает при определении оптимальных сроков начала занятий спортом, позволяет увеличивать тренировочные нагрузки, не вызывая отрицательного воздействия на организм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация и методы исследования.

2.1 Контингент исследования (эксперимент)

Для проведения педагогического эксперимента были отобраны экспериментальная и контрольная группы среди юношей, занимающихся в хоккейной школе «Сибирь». Экспериментальная группа занималась по разработанной методике (см. табл. 5), контрольная группа по программе хоккейной школы «Сибирь».

Эксперимент проходил с сентября 2012 г. по март 2013 г.

Возраст: юноши 16-17 лет.

Для испытуемых групп были созданы одинаковые условия, уравнены по силам, для чего были применены нормативы по физической подготовке.

Результаты педагогического эксперимента были проверены путем тестирования.

Тест 1.

8 минутный бег на  коньках

Тест 2.

Бег по малой восьмерке лицом и спиной на коньках.

Тест З

Подтягивание на турнике, сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 мин

Тест 4

Бег 54 м с обводкой пяти стоек на коньках

Тест 5

Челночный бег 5х54 м на коньках

 

 

 

 

 

 

2.2. Методика воспитания выносливости хоккеиста.

Совершенствование выносливости хоккеиста происходит лишь в том случае, если в тренировочной и соревновательной деятельности он преодолевает определенное утомление. Зная о том, что в основе физического утомления и выносливости лежат различные процессы энергообеспечения мышечной деятельности, можно целенаправленно воздействовать на них соответствующими средствами и методами с целью повышения уровня их функционирования.

Тренировочная нагрузка, как мера воздействия на организм спортсмена, определяется следующими характеристиками:

  • интенсивностью (мощностью) выполнения упражнения;
  • продолжительностью;
  • количеством повторений;
  • интервалами и характером отдыха.

Интенсивность (мощность) выполняемого упражнения - наиболее важная характеристика нагрузки, влияющая на характер соотношения аэробных процессов энергообеспечения.

Принято выделять четыре зоны мощности: максимальную, субмаксимальную, большую, умеренную.

При выполнении упражнений в зоне максимальной мощности энергообеспечение происходит за счет анаэробно-алактатного механизма, где ресинтез АТФ осуществляется путем кретинфосфатных реакций в бескислородных условиях.

Энергообеспечение упражнений, выполняемых в зоне субмаксимальной мощности, осуществляется за счет анаэробно-гликолитического механизма, также в бескислородных условиях.

Упражнения, выполняемые в зоне умеренной мощности, обеспечиваются энергией за счет дыхательного механизма (окислительного

 

фосфорилирования), где ресинтез АТФ осуществляется с помощью кислорода. При этом потребление кислорода превышает кислородный запрос.

При выполнении упражнений в зоне большей мощности энергообеспечение происходит за счет аэробных и анаэробных механизмов.

Продолжительность упражнения непосредственно связана со скоростью его выполнения. Чем выше скорость и меньше время, тем в большей мере упражнение выполняется за счет анаэробных механизмов энергообеспечения. Продолжительность упражнения в анаэробно-алактатном режиме равна 3-8 сек, в анаэробно-гликолитическом - от 20 сек. до 3 мин. и в аэробном - от 3 мин. и больше.

Продолжительность интервалов отдыха существенно влияет на величину нагрузки и ее преимущественную направленность.

При выполнении упражнений с умеренной мощностью

(субкритическая скорость) с интервалом отдыха, достаточным  для восстановления, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и предыдущая. Уменьшение интервала отдыха в этом случае делает нагрузку более аэробной, так как дыхательные процессы, развертывающиеся обычно к 3 - 4-й минуте, сохраняют свою силу.

Уменьшение интервалов отдыха в упражнениях с максимальной и субмаксимальной мощностью делает нагрузку более анаэробной, так как с повторением упражнения увеличивается кислородный долг.

Определенное значение имеет характер отдыха. Он может быть пассивным и активным. В первом случае в интервалах между нагрузочными упражнениями спортсмен, по существу, не выполняет никаких упражнений, находясь в состоянии полного покоя. Во втором - переключается на выполнение упражнений восстанавливающего характера.

Количество повторений упражнений во многом определяет величину нагрузки и ее преимущественную направленность.

 

Увеличение количества повторений в анаэробных условиях исчерпывает соответствующие энергетические субстраты, что приводит к прекращению работы или значительному снижению ее интенсивности.

Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма - всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

Мировая практика показывает, что катанию на коньках нужно обучать с возраста 4 лет (пример У. Грецки). При Домах творчества рекомендовано начинать занятия хоккеем с 10 - И-летнего возраста. Основная задача по воспитанию классных хоккеистов ложится на специализацию ДЮСШ. Многолетний процесс обучения в ДЮСШ включает в себя ряд возрастных этапов:

  1. предварительной подготовки - возраст 7-9 лет;
  2. начальной специализации - возраст 10-12 лет;
  3. углубленной специализации - возраст 13-16 лет;
  4. спортивного совершенствования - возраст 17-18 лет.

Практика показывает, что основное внимание воспитанию выносливости хоккеистов уделяется на третьем и четвертом этапах обучения, когда юными хоккеистами освоены технико-тактические приемы игры и применение их в игровой деятельности.

Вместе с тем важное место продолжает занимать общефизическая подготовка, обеспечивающая всестороннее гармоническое развитие организма, повышение его функциональных возможностей.

Методика физической подготовки на этапе спортивного

совершенствования (17 - 18 лет) мало чем отличается от аналогичной методики для взрослых хоккеистов. Хоккеисты 17-18 лет по показателям физического и функционального развития вплотную приближается к

 

взрослым спортсменам. Однако в общей массе они еще заметно уступают взрослым в абсолютной силе мышц, в систолическом объеме крови, в показателях выносливости, особенно специальной, связанной с анаэробным источником энергообеспечения. Это следует учитывать при проведении физической подготовки.

При воспитании выносливости обращается особое внимание на повышение уровня анаэробно-гликолитического энергообеспечения. С этой целью проводятся тренировки с заданиями на повышение емкости и мощности гликолитического механизма энергообеспечения, которые характерны жесткими режимами работы и высокими физиологическими сдвигами (ЧСС) достигает 200 уд./мин. Вместе с тем нельзя не учитывать, что процесс восстановления у юных хоккеистов после таких нагрузок более продолжителен. Поэтому на подготовительных этапах годичного цикла подобные тренировочные занятия следует проводить не чаще двух раз в недельном микроцикле при обеспечении тщательного контроля за переносимостью нагрузок.

Для оценки специальной физической подготовленности хоккеистов применяются следующие тесты (см. таблицу 4).

1. Общая выносливость.

2. Специальная выносливость. Челночный бег 5 раз по 54 метра (анализируется суммарное время всего теста, время каждого прямого отрезка и поворота).

 

Таблица 4

Оценочные нормы общей и специальной выносливости хоккеистов углубленной специализации

 

Категория оценки

Показатели

Бег 3000м (мин, сек)

8 минутный бег на коньках (круг)

Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед на коньках (с)

Бег 54 м с

обводкой

пяти стоек на коньках

(с)

Челночный

бег 5х54м на коньках

(с)

Отлично

11,40 и менее

28 и более

6,8 и менее

21 и менее

4 3 ,0 и менее

Хорошо

11,41 – 12,00

26 – 28

6,81-7,00

21,1-22

43,1-44,00

Удовлетворительно

12,01 – 12,20

25 – 26

7,01-7,20

22,1-23

44,1-45,00

Плохо

12,21 и более

25 и менее

7,21 и более

23,1 и более

45,1 и более


 

Для воспитания специальной выносливости хоккеистов 17 - 18-летнего возраста предлагается примерный план занятий и упражнений на неделю с дневными и вечерними тренировками (см. таблицу 5).

Рациональное использование различных упражнений на выносливость способствует повышению производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в увеличении максимальных величин кислородного долга до 20 - 25 л (вместо 5 - 6 л у незанимающихся), максимального потребления кислорода до 80 - 90 мг/кг (вместо 40 - 45 мг/кг мин. у новичков), содержание креотинфосфата и гликогена в мышцах, активизации интенсивности гликолиза, повышения активности ферментов, ответственных за энергообеспечение организма, и др. Для развития общей выносливости используют непрерывную длительную работу, выполняемую с равномерной или переменной скоростью.

 

 

Таблица 5

Примерный план занятий и упражнений на неделю с дневными и вечерними тренировками в микроцикле

специально-подготовительного этапа

 

 

Дни

         
 

заня-

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

тий

         
 

1

2

3

4

5

6

 

Нап-

Общая выносливость

Комплексное

Общая выносливость

Технико-

Силовая

 

рав-

 

развитие физических

выносливость

тактическая

выносливость

 

лен-

 

качеств (смешанная).

 

скоростная

(смешанная).

 

ность

     

выносливость

 

 

 
       

(смешанная).

 

 

Наг-

Средняя:

Средняя:

Средняя:

Большая:

Средняя:

 

рузка

объем - 80мин.

объем - 60 мин.

объем - 60 мин.

объем - 90 мин.

объем - 60 мин.

 

 

ЧСС-130-150

ЧСС-130

ЧСС-130-150

ЧСС-150-170

ЧСС-130

к

           
             

 

Продолжение таблицы 5 

Информация о работе Подготовка юных хоккеистов