Принципы системы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучения и анализ общеметодических (дидактических) принципов теории физического воспитания.
Поставленная цель предполагает решение следующего ряда задач:
определить понятие принцип и определить место принципов в теории физического воспитания;
установить сущность принципа сознательности и активности и рассмотреть основные требования к его реализации в процессе физического воспитания ;
охарактеризовать принципы наглядности, доступности и индивидуализации;
выявить характерные особенности принципов систематичности и динамичности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ И ИХ МЕСТО В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Структура системы физического воспитания 7
1.2. Понятие принципов в системе физического воспитания 9
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ, ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ 18
3.1. Характеристика принципа наглядности 18
3.2. Принцип доступности и индивидуализации 20
ГЛАВА 4. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ДИНАМИЧНОСТИ 24
4.1. Принцип систематичности 24
4.2. Принцип динамичности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая - Принципы системы физического воспитания.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

4.2. Принцип динамичности

Принцип динамичности заключается в постепенном усложнении новых заданий по мере выполнения предыдущих [2].

Степень положительных изменений, происходящих в организме под  воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности  нагрузок. Если соблюдаются все необходимые  условия в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление,то чем больше объем  нагрузок, тем значительнее и прочнее  адаптационные перестройки чем  интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и сверхвосстановления.

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит экономизация функций функциональные возможности  организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться  с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический  смысл адаптации к нагрузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать избыточную компенсацию, она уже  не может служить основным фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение  его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического  воспитания.

Ответные реакции на одну и ту же нагрузку, не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические  сдвиги. Под воздействием привычной  нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возросшие в  результате приспособления к неизменной работе, возможности организма позволяют  выполнить ту же работу с меньшим  напряжением.

Динамика нагрузок характеризуется  постепенностью, проявляющейся в  различных формах.

Организм приспосабливается  к той или иной нагрузке не сразу, а через определенное время, в  течение которого происходят адаптационные  перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. Сроки приспособления зависят как от величины нагрузок, так и от функциональных и структурных изменений организма. Выделяют прямолинейно-восходящую, ступенчатую и волнообразную формы постепенного повышения нагрузок.

Прямолинейно-восходящая форма повышения нагрузок используется тогда, когда их общий объём невелик, интервалы между занятиями большие и требуется постепенно втянуться в работу.

Для ступенчатой формы  характерно резкое увеличение нагрузки, чередующееся с относительной стабилизацией ее на базе проделанной работы. В результате приспособительных изменений в организме появляется возможность осваивать большие нагрузки на базе уже проделанной работы.

При волнообразной форме  постепенное увеличение нагрузок сменяется  крутым нарастанием, а затем уменьшением  их. Последующие волны воспроизводятся  на более высоком уровне. Волнообразная  динамика позволяет в значительной степени увеличивать объём и  интенсивность нагрузок [2].

Волнообразные колебания  нагрузок – недельной, месячной, годовой являются как бы фоном, на который накладываются и прямолинейная, и ступенчатая формы их динамики. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. К общеметодическим принципам теории физического воспитания относятся: принцип сознательности и активности; наглядности; доступности и индивидуализации; систематичности и динамичности.

Принцип сознательности и активности предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов.

Принцип наглядности. Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе занятий – главное создать представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Принцип доступности обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

Принципы систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха, обеспечивающее непрерывность учебно-тренировочного процесса.

Принцип динамичности заключается  в постепенном усложнении новых  заданий по мере выполнения предыдущих.

Содержание общеметодических принципов теории физического воспитания их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных принципов.

Принцип сознательности и  активности формулирует общую предпосылку  реализации всех других принципов физического  воспитания, ибо сознательное и активное отношение занимающихся к делу обусловливает  доступность учебного материала, прочность  приобретаемых знаний, умений и навыков, связь предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс и  т. д. С другой стороны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может считаться  по-настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласуется с требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета  принципа доступности и индивидуализации немыслимы ни выбор рациональной последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы  доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и  прогрессирования.

Ни один рассмотренных  в работе принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов  достигается наибольшая действенность  каждого из них.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 1947. – 214 с.
  2. Вдовин, Е.И. Биологические основы физической культуры / Е.И. Вдовин,  В.А. Храмковец. - М.: РГУ НИФ им.И.М. Губкина, 2004. - 296 c.
  3. Волкова В.Н. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - Спб.: Издательство СПбГТУ, 1997. - 510 с.
  4. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. Педвузов / Б.А. Голуб. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
  5. .Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2003. - 224 с.
  6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Изд 2-е. испр. и доп. / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков.- М.: «Физкультура и спорт», 1976.  - 412 с.
  8. Павлов, И. П.  Поли. собр. трудов, т. 1—5.  / И.П. Павлов- М.-Л., 1940—1949.
  9. Словарь русского языка: В 4 т. - М.: Русский язык, 1987. - Т.3 - 312 с.
  10. Советская система физического воспитания / под ред. Г.И. Кукушкина. - М.: Физкультура и спорт, 1975. -  268 с.
  11. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров,  И.М. Быховская, Л.И. Лубышева. // Теория и практика физической культуры - 1998, - № 5, - С. 11-15.
  12. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: просвещение, 1990. - 360 с.
  13. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Круцевич. - Т. 1. - К.: Издательство «Олимпийская литература», - 424 с.
  14. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
  15. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. -2-е изд., испр. и доп. – М., 1976.
  16. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А.Ашмарина. – М., 1990.
  17. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер-Ованесян. – М.: ФиС, 1978. - 206 с.
  18. Фарфель, B.C. Двигательные способности / B.C. Фарфель // Теория и практика физической культуры / В.С. Фарфель. – 1977. – № 12. – С. 27-30
  19. Физическое воспитание учащихся 5--7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б.Мейксона. – М., 1997.
  20. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. –  М., 1994.
  21. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева.- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. - 229 с.
  22. Холодов, Ж.К. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов, - М., 1997 - 416 с.
  23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов. В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
  24. Шпак, В.Г. Методика преподавания физического воспитания. Краткий курс лекций / В.Г. Шпак, А.А. Синютич. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2005. - 78 с.
  25. Якимович, В.С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно ориентированного образования / В.С. Якимович. // Физическая культура - 2002, - № 1. - С. 58-61.

Информация о работе Принципы системы физического воспитания