Принципы системы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучения и анализ общеметодических (дидактических) принципов теории физического воспитания.
Поставленная цель предполагает решение следующего ряда задач:
определить понятие принцип и определить место принципов в теории физического воспитания;
установить сущность принципа сознательности и активности и рассмотреть основные требования к его реализации в процессе физического воспитания ;
охарактеризовать принципы наглядности, доступности и индивидуализации;
выявить характерные особенности принципов систематичности и динамичности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ И ИХ МЕСТО В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Структура системы физического воспитания 7
1.2. Понятие принципов в системе физического воспитания 9
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ, ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ 18
3.1. Характеристика принципа наглядности 18
3.2. Принцип доступности и индивидуализации 20
ГЛАВА 4. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ДИНАМИЧНОСТИ 24
4.1. Принцип систематичности 24
4.2. Принцип динамичности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая - Принципы системы физического воспитания.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

Кроме этих принципов в  практике физического воспитания имеют  место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения» [6, с. 115].

Таким образом, в системе  физического воспитания используются в качестве руководящих положений  как общесоциальные и общепедагогические, так и общеметодические и специфические  принципы (таблица) [24].

Таблица – Принципы теории физического воспитания [цитирую по А.А. Синютич, 24, с.32 ]

Общие социальные принципы регламентирующие процесс физического воспитания

(принцип всестороннего  развития личности; принцип оздоровительной  направленности; принцип прикладности; принцип связи физического воспитания  с трудовой и военной деятельностью) 

Общеметодические принципы образования и воспитания в физическом воспитании

(принцип сознательности  и активности; принцип наглядности;  принцип доступности и индивидуализации; систематичности и динамичности)

Специфические принципы физического воспитания

(принцип непрерывности;  принцип системного чередования  нагрузок и отдыха; принцип циклического  построения занятий; принцип возрастной  адекватности направлений физического  воспитания)


 

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО  РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

Одной из важнейших целей  обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих  убеждении. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности [23, с. 54].

В процессе физического воспитания прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом. Тогда у занимающихся будут созданы  достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять  время для занятий и мобилизовать для них свою энергию. От преподавателя  физического воспитания и тренера  по виду спорта во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к  избранному ими направлению или  виду физического воспитания в целом.

Для успеха физического воспитания важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения  каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого конкретного  требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического  мастерства преподавателя физического воспитания заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением таких методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений. Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями, преподаватель тем самым создает реальные предпосылки для улучшения двигательных функций. Это доказано многочисленными исследованиями реакций организма на воображаемую работу, когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения. В психологии это получило наименование идеомоторная тренировка.

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Согласно теории деятельности (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как  знание, мотивация, потребности, интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования.

1. Постановка цели и  задач занятия и осознание  их занимающимися.

2. Сознательное изучение  и освоение двигательных действий  в педагогическом процессе.

3. Осознание способов  и возможностей применения приобретенных  знаний, умений, навыков в практике  жизни.

4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого  активного отношения к процессу физического совершенствования.

Повышению сознательности и  активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов: контроль и оценка действий занимающихся, направлений их внимания на анализ выполнения движений, обучения их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, иллюстрация заданий с  помощью наглядных пособий, использование  зрительных и слуховых ориентиров в  обучении упражнениям, мысленного воспроизведения  разучиваемых движений (идеомо-торная тренировка), беседа по разбору техники.

Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в  процессе обучения мы часто формируем  знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной деятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление и есть реально функционирующее знание». На это же обращает внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обучении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходимо формировать знания не только о внешних признаках предметов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств [4, с. 23].

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие  признаки сознательного усвоения знаний:

  • учащиеся должны уметь облекать свои знания в правильную словесную оболочку (выражение «знаю, но сказать не могу» – признак отсутствия знаний);
  • сознательность выражается и в положительном отношении учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересованности;
  • признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности; чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания [4, с. 24].

1. Учащимся всегда должен  быть ясен смысл поставленных  перед ними учебных задач, они  должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.

Специалист физического  воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный смысл физкультурной  деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, умело подвести воспитанников  к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как  средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому  труду и военной обороне.

2. Учащиеся должны усваивать  в процессе обучения не только  информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию  закономерностей, которые смогут  потом использовать на практике.

3. Исследования психологов  показывают, что важнейшим условием  активности учащихся является  наличие самоконтроля и самооценки  в процессе обучения. Поэтому  одной из задач педагога является  формирование у них потребности  и навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны  стать обязательным элементом  современных обучающих технологий.

4. Особая роль в сознательном  и активном усвоении знаний  принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.

Принцип сознательности и  активности предусматривает необходимость  довести до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых заданий. Раскрыть суть задания – значит показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели и добиться осмысления закономерностей и условий, определяющих его выполнение. Задания в процессе физического воспитания реализуются в виде определенных физических упражнений.

Вполне очевидно, что осмысления цели и заданий зависит от возрастных возможностей и уровня подготовленности занимающихся. На первых этапах физического  воспитания формируются элементарные понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают  существо дела и определяют очередные  задачи и пути своего физического  совершенствования.

Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений. Хотя физические упражнения представляют собой подконтрольные сознанию произвольные движения, при  их выполнении сама собой необходимая  степень осмысления действий не достигается.

В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация  движений, что в принципе не умаляет  роли сознания, а наоборот, составляет одно из условий повышения качества сознательного управления двигательной деятельностью. Но это справедливо, если автоматизация достигается  не механическим повторением, а рационально  организованным упражнением, в ходе которого специально ставятся и решаются задачи по анализу, оценке и детальному контролированию выполняемых действий.

Ведущая роль в оценке и  корректировании действий занимающихся принадлежит преподавателю. Вместе с тем успех дела непосредственно  зависит и от самооценки, в том  числе от способности своевременно и точно оценивать пространственные, временные и силовые параметры  движений по ходу выполнения упражнения.

Отсюда понятна необходимость  использования таких методов, которые  в наибольшей мере способствовали бы развитию у занимающихся способности  самооценки и самоконтроля движений. Субъективные оценки важно при этом объективизировать на основе точной информации.

Большое значение имеют также идеомоторные методы, включающие мысленное воспроизведение движений с установкой исправить или усовершенствовать те или иные моменты действий, прежде чем они будут реально выполнены.

Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Основным предметом  изучения и в то же время основным средством развития способностей в  процессе физического воспитания является активная двигательная деятельность. Даже при освоении широко известных  видов двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Следует уче6сть так же, что  физическое воспитание, особенно людей  зрелого возраста, строится в значительной мере на самостоятельных началах. Все  это требует умелого сочетания  руководящей роли преподавателя  с высокой активностью и самостоятельностью занимающихся.

Активность обусловлена  заинтересованностью. Проблема пробуждения  и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей  организацией их. Физические упражнения по природе своей связаны с  чувством радости, бодрости и другими  положительными эмоциями. При умелой организации занятий действие этого  фактора усиливается и может  стать одним из важнейших моментов в пробуждении и развитии интереса.

Было бы неверно делать ставку только на этот фактор и придавать  занятиям развлекательный характер. Путь к физическому совершенству – прежде всего большой напряженный  труд. Здесь неизбежны и однотипные утомительные упражнения, и «скучные» задания, интерес к которым появляется лишь на основе глубокого понимания их важности, необходимости. Следовательно, решающим условием активно заинтересованного отношения к делу является понимание сущности его и осознание цели занятий как объективной необходимости. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности.

 

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ, ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

3.1. Характеристика принципа  наглядности

Понятие «наглядного» в педагогической теории от глагола глядеть. Наглядность  обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятия, образов, так  и постоянную опору на свидетельство  всех других органов чувств, благодаря  которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся несет в основном практический характер и имеет одной из своих специальных  задач всестороннее развитие органов  чувств.

Информация о работе Принципы системы физического воспитания