Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучения и анализ общеметодических (дидактических) принципов теории физического воспитания.
Поставленная цель предполагает решение следующего ряда задач:
определить понятие принцип и определить место принципов в теории физического воспитания;
установить сущность принципа сознательности и активности и рассмотреть основные требования к его реализации в процессе физического воспитания ;
охарактеризовать принципы наглядности, доступности и индивидуализации;
выявить характерные особенности принципов систематичности и динамичности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ И ИХ МЕСТО В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Структура системы физического воспитания 7
1.2. Понятие принципов в системе физического воспитания 9
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ, ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ 18
3.1. Характеристика принципа наглядности 18
3.2. Принцип доступности и индивидуализации 20
ГЛАВА 4. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ДИНАМИЧНОСТИ 24
4.1. Принцип систематичности 24
4.2. Принцип динамичности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения» [6, с. 115].
Таким образом, в системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные и общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы (таблица) [24].
Таблица – Принципы теории физического воспитания [цитирую по А.А. Синютич, 24, с.32 ]
Общие социальные принципы регламентирующие процесс физического воспитания |
(принцип всестороннего
развития личности; принцип оздоровительной
направленности; принцип прикладности;
принцип связи физического |
Общеметодические принципы образования и воспитания в физическом воспитании |
(принцип сознательности
и активности; принцип наглядности;
принцип доступности и |
Специфические принципы физического воспитания |
(принцип непрерывности;
принцип системного |
Одной из важнейших целей
обучения является формирование у учащихся
правильного отношения к
Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности [23, с. 54].
В процессе физического воспитания
прежде всего должно быть обеспечено
сознательное отношение к занятиям
физическими упражнениями в целом.
Тогда у занимающихся будут созданы
достаточно сильные и устойчивые
стимулы, побуждающие их годами уделять
время для занятий и
Для успеха физического воспитания важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого конкретного требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического мастерства преподавателя физического воспитания заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением таких методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений. Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями, преподаватель тем самым создает реальные предпосылки для улучшения двигательных функций. Это доказано многочисленными исследованиями реакций организма на воображаемую работу, когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения. В психологии это получило наименование идеомоторная тренировка.
Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Согласно теории деятельности (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.
Из данного принципа вытекают следующие требования.
1. Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.
2. Сознательное изучение
и освоение двигательных
3. Осознание способов
и возможностей применения
4. Воспитание инициативы,
самостоятельности и
Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов: контроль и оценка действий занимающихся, направлений их внимания на анализ выполнения движений, обучения их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям, мысленного воспроизведения разучиваемых движений (идеомо-торная тренировка), беседа по разбору техники.
Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной деятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление и есть реально функционирующее знание». На это же обращает внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обучении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходимо формировать знания не только о внешних признаках предметов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств [4, с. 23].
В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:
1. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.
Специалист физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, умело подвести воспитанников к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду и военной обороне.
2. Учащиеся должны усваивать
в процессе обучения не только
информацию о предметах и
3. Исследования психологов
показывают, что важнейшим условием
активности учащихся является
наличие самоконтроля и
4. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.
Принцип сознательности и активности предусматривает необходимость довести до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых заданий. Раскрыть суть задания – значит показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели и добиться осмысления закономерностей и условий, определяющих его выполнение. Задания в процессе физического воспитания реализуются в виде определенных физических упражнений.
Вполне очевидно, что осмысления цели и заданий зависит от возрастных возможностей и уровня подготовленности занимающихся. На первых этапах физического воспитания формируются элементарные понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают существо дела и определяют очередные задачи и пути своего физического совершенствования.
Стимулировать сознательный
анализ, самоконтроль и рациональное
использование сил при
В процессе формирования двигательных
навыков происходит автоматизация
движений, что в принципе не умаляет
роли сознания, а наоборот, составляет
одно из условий повышения качества
сознательного управления двигательной
деятельностью. Но это справедливо,
если автоматизация достигается
не механическим повторением, а рационально
организованным упражнением, в ходе
которого специально ставятся и решаются
задачи по анализу, оценке и детальному
контролированию выполняемых
Ведущая роль в оценке и
корректировании действий занимающихся
принадлежит преподавателю. Вместе
с тем успех дела непосредственно
зависит и от самооценки, в том
числе от способности своевременно
и точно оценивать
Отсюда понятна необходимость использования таких методов, которые в наибольшей мере способствовали бы развитию у занимающихся способности самооценки и самоконтроля движений. Субъективные оценки важно при этом объективизировать на основе точной информации.
Большое значение имеют также идеомоторные методы, включающие мысленное воспроизведение движений с установкой исправить или усовершенствовать те или иные моменты действий, прежде чем они будут реально выполнены.
Воспитывать инициативность,
самостоятельность и творческое
отношение к заданиям. Основным предметом
изучения и в то же время основным
средством развития способностей в
процессе физического воспитания является
активная двигательная деятельность.
Даже при освоении широко известных
видов двигательной деятельности каждый
как бы заново создает их в соответствии
со своими индивидуальными возможностями.
Следует уче6сть так же, что
физическое воспитание, особенно людей
зрелого возраста, строится в значительной
мере на самостоятельных началах. Все
это требует умелого сочетания
руководящей роли преподавателя
с высокой активностью и
Активность обусловлена
заинтересованностью. Проблема пробуждения
и развития интереса решается в определенной
мере путем подбора увлекательного
материала для занятий и
Было бы неверно делать ставку только на этот фактор и придавать занятиям развлекательный характер. Путь к физическому совершенству – прежде всего большой напряженный труд. Здесь неизбежны и однотипные утомительные упражнения, и «скучные» задания, интерес к которым появляется лишь на основе глубокого понимания их важности, необходимости. Следовательно, решающим условием активно заинтересованного отношения к делу является понимание сущности его и осознание цели занятий как объективной необходимости. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности.
Понятие «наглядного» в педагогической
теории от глагола глядеть. Наглядность
обучения и воспитания предполагает
как широкое использование
В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся несет в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.