Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучения и анализ общеметодических (дидактических) принципов теории физического воспитания.
Поставленная цель предполагает решение следующего ряда задач:
определить понятие принцип и определить место принципов в теории физического воспитания;
установить сущность принципа сознательности и активности и рассмотреть основные требования к его реализации в процессе физического воспитания ;
охарактеризовать принципы наглядности, доступности и индивидуализации;
выявить характерные особенности принципов систематичности и динамичности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ И ИХ МЕСТО В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Структура системы физического воспитания 7
1.2. Понятие принципов в системе физического воспитания 9
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ, ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ 18
3.1. Характеристика принципа наглядности 18
3.2. Принцип доступности и индивидуализации 20
ГЛАВА 4. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ДИНАМИЧНОСТИ 24
4.1. Принцип систематичности 24
4.2. Принцип динамичности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Через наглядность учащиеся
воспринимают изучаемое движение, как
бы программируют его в своем
сознании. Наблюдать можно за движением,
показанным тренером, другим спортсменом.
Это непосредственная наглядность.
При опосредованной наглядности
изучаются кинограммы, рисунки, схемы
и т.п. Например, с помощью видеоаппаратуры
можно записать, а потом просмотреть
на экране только что выполненное
упражнение, выявить и проанализировать
свои ошибки. Современные технические
средства позволяют увидеть выполненное
упражнение в замедленном темпе.
Наглядные занятия большей
При выполнении сложных видов
движений надо избирательно воздействовать
на определенные афферентные системы,
в частности на двигательный анализатор,
которому в управлении движением
принадлежит особо
Он не применяется обычно на первом этапе обучения новым движениям (этап ознакомления), но с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и удельный вес различных форм наглядности. Так, вначале наиболее важную роль играют обычно зрительные восприятия. Поэтому преимущественное место среди способов наглядного обучения занимают на первых играх, как правило, те, которые обеспечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем же резко возрастает роль двигательного анализатора и соответствующих способов обеспечения наглядности. Но на любом этапе обучения незыблемым остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и совершенствования органов чувств.
Особое значение имеет связи чувственного образа и образного слова. Слово, по выражению И.П. Павлова [8], есть сигнал всех других сигналов, что за время жизни и обучения слово связывается (по механизму условно-рефлекторных связей) со всеми внешними и внутренними раздражителями, как бы «заменяет», представляет их и может вызвать все те действия, которые обуславливаются чувственными раздражителями [21, с.82].
Слово, таким образом, можно рассматривать как одно из важных средств обеспечения наглядности. Следует, однако, иметь в виду, что в процессе физического воспитания слово лишь тогда приобретает значение такого средства, когда находит конкретную опору в двигательном опыте занимающихся.
Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.
Данный принцип называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же– необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.
Особое значение этого
принципа в области физического
воспитания обусловлено тем, что
здесь подвергаются интенсивным
воздействиям жизненно важные функции
организма. Умелое соблюдение принципа
доступности и индивидуализации
является залогом оздоровительного
эффекта физического
Суть данного принципа
в области физического
Определения меры доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой - от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу характерных для него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий и т.д.). Полное соответствие между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности. Для этого необходимо ясно представлять себе функциональные возможности организма на различных этапах возрастного развития. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья.
Границы доступного в процессе физического воспитания изменяется. Они развиваются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: то, что недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся, так, чтобы постепенно стимулировать дальнейшее их развитие [21, с.84].
Методические условия
доступности. На каждом этапе физического
воспитания доступность определяется,
помимо указанных условий, степенью
целесообразности избранных методов
и общего построения занятий. Проблема
доступности поэтому, так или
иначе, связана со всеми другими
проблемами рациональной методики обучения
и воспитания, особенно с теми, которые
касаются оптимальной преемственности
занятий и постепенности
Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания - это преемственность физических упражнений.
Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия. Эту мысль часть выражают правилом «от известного к неизвестному» или «от освоенного к неосвоенному». Эти формулировки нужно использовать в изложенном выше смысле как требование соблюдать закономерную преемственность занятий.
Столь же важное условие - постепенность в переходе от одних заданий, более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко. Рационально чередовать нагрузку и отдых, волнообразная нагрузка, недельный, месячной и годичные периоды времени. В связи с этим условием формулируют правило от простого к сложному, от легкого к трудному.
В физических упражнениях следует различать их координационную сложность и величину затрачиваемых физических усилий.
Существенную роль в обеспечении доступности играет использование специальных средств и методов, направленных на формирование непосредственной готовности и выполнение заданий. Особое значение имеют подготовительные и подводящие упражнения. От выполнения ее во многом зависит дальнейшая рационализация методики физического воспитания.
Индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания. Под индивидуализацией в данном случае понимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей.
Функциональные возможности
организма всегда в чем-либо индивидуально
отличны. Индивидуальные отличия имеются
и в том, как протекает освоение
движений, и в характере реакции
организма на физическую нагрузку,
и в динамике его адаптационных
(приспособительных) перестроек. Все
это обязывает строго индивидуализировать
процесс физического
Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений – общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного уровня разностороннего развития физических качеств.
Специализированное
Индивидуальный подход выражается
в дифференциации учебных заданий
и путей их выполнения, норм нагрузки
и способов ее регулирования, форм занятий
и приемов педагогического
Учитывать индивидуальные особенности–это не значит идти на поводу у них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей нервной деятельности, поддаются направленному изменению.
Принцип систематичности
– это прежде всего регулярность
занятий, рациональное чередование
нагрузок и отдыха, обеспечивающее
непрерывность учебно-
Основа реализации принципа
постепенности в спортивной тренировке
заключается в том, что для
обеспечения дальнейшего
Регулярные занятия дают
несравненно больший эффект, чем
эпизодические. Вопрос заключается
в том, какими основными чертами
должна характеризоваться регулярность
процесса физического воспитания и
как она увязывается с
Физическое воспитание мыслится
в целом как непрерывный
Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.
Понятно, что оптимальные
условия для физического
Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, наслаиваться определенным образом на следы предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется возникает кумулятивный эффект системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.
Многими исследованиями детально изучено свойство живых систем не просто возмещать живые траты, а компенсировать их с избытком. С физиологической точки зрения, эффект повторения связан с фазой суперкомпенсации (сверхвосстановления), когда организм не только возмещает рабочие траты, но и компенсирует их с избытком, обретая дополнительные возможности. Наибольшие результаты достигаются тогда, когда упражнения повторяются несколько раз подряд на фоне неполного восстановления. В этом случае большой расход энергии вызывает, при последующем отдыхе, и большую фазу суперкомпенсации.
Важно, чтобы повторение начиналось раньше, чем начнет исчезать эффект от предыдущего занятия. Если перерыв будет слишком большой, то полученные результаты утрачиваются, и наступает редукционная фаза. Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течении более длительного времени. При достижении определенной тренированности функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к данной нагрузке, позволяют ему теперь справляться с ней более экономно, с меньшими затратами энергии. В этом и заключается биологический смысл адаптации к нагрузкам. Однако как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может быть фактором положительных изменений в организме [2].
Если предлагаемые нагрузки
не превышают той степени, при
которой начинается переутомление,
то чем больше их объём, тем значительнее
и прочнее адаптационные
Правильно подобранное чередование
режима нагрузки и отдыха способствует
возникновению стойких
Существенное значение для выбора оптимальной последовательности занятий и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет ближайшего последействия различных по характеру нагрузок. Последние же оставляют фон, который в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполнении скоростных упражнений.
Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т. д. Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь не просто. Со временем, несомненно, будет достигнуто подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы занятий в целом.