Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:47, реферат
Описание работы
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда.
Профессионально-прикладная
физическая подготовка – это специально
направленное и избирательное использование
средств физической культуры и спорта
для подготовки человека к определенной
профессиональной деятельности.
Современный труд требует значительного
напряжения умственных, психических и
физических сил, повышенной координации
движений работников в любой сфере труда.
Но каждая профессия диктует свой уровень
развития психофизических качеств, свой
перечень профессионально-прикладных
умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь
к профессии инженера-нефтяника, то вам
нужна профессионально-прикладная физическая
подготовка одного содержания, а будущему
филологу – другая. Эти отличия и отражаются
в целях и задачах ППФП как раздела учебной
дисциплины «Физическая культура».
Целью ППФП является психофизическая
готовность к успешной профессиональной
деятельности. Специалистам нефтегазового
производства необходимо подготовиться
к ускорению профессионального обучения;
к достижению высокопроизводительного
труда в избранной профессии; к предупреждению
профессиональных заболеваний и травматизма;
обеспечению профессионального долголетия;
к использованию средств физической культуры
и спорта для активного отдыха и восстановления
общей и профессиональной работоспособности
в рабочее и свободное время; к выполнению
служебных и общественных функций по внедрению
физической культуры и спорта в профессиональном
коллективе.
Задачи профессионально-прикладной физической
подготовки:
1.Формирование необходимых прикладных
знаний, умений и навыков; 2.Воспитание
прикладных психофизических и специальных
качеств.
Прикладные знания имеют непосредственную
связь с будущей профессиональной деятельностью.
Их можно получить в процессе физического
воспитания, на лекциях по учебной дисциплине
«Физическая культура», во время кратких
методических бесед, на методико-практических
и учебно-тренировочных занятиях, путем
самостоятельного изучения литературы.
Прикладные умения и навыки обеспечивают
безопасность в быту и при выполнении
определенных профессиональных видов
работ, способствуют быстрому и экономичному
передвижению при решении производственных
задач. Прикладные психофизические качества
- это обширный перечень необходимых для
каждой профессиональной группы прикладных
физических и психических качеств, которые
можно формировать при занятиях различными
видами спорта.
Прикладные физические качества – быстрота,
сила, выносливость, гибкость и ловкость
необходимы во многих видах профессиональной
деятельности. Заблаговременное акцентированное
формирование этих прикладных качеств
в процессе физического воспитания для
профессионально требуемого уровня и
является одой из задач ППФП.
Направленным подбором упражнений, выбором
видов спорта, спортивных игр можно акцентировано
воздействовать на человека, способствуя
формированию конкретных психических
качеств и свойств личности, определяющих
успешность профессиональной деятельности.
Например, не все представляют, что специалисту
нефтегазового производства для выполнения
профессиональных обязанностей необходимо
подниматься на установки высотой до 40
метров. Но ведь с непривычки далеко не
все могут по узким переходам и лесенкам
подниматься на значительную высоту.
Где же лучше привыкать к этой непривычной
высоте? Конечно заблаговременно в годы
учёбы в учебном заведении.
Воспитанная в спортивной деятельности
привычка соблюдать установленные нормы
и правила поведения (чувство коллективизма,
выдержка, уважением к соперникам, трудолюбие,
самодисциплина) переносятся в повседневную
жизнь, в профессиональную деятельность.
Сознательное преодоление трудностей
в процессе регулярных занятий физической
культурой и спортом, борьба с нарастающим
утомлением, ощущениями боли и страха
воспитывают волю, самодисциплину, уверенность
в себе.
Прикладные специальные качества – это
способность организма специалиста противостоять
специфическим воздействиям внешней среды:
холода и повышенной температуры, укачивания
при передвижении автомобильным, водным,
воздушным видами транспорта, недостаточного
парциального давления кислорода в горах
и на загазованных территориях нефтяных
предприятий.
Эти способности могут совершенствоваться
путем закаливания в ходе тренировки на
открытом воздухе, дозированной тепловой
тренировке физическими упражнениями,
специальными упражнениями, воздействующими
на вестибулярный аппарат.
Назначение и задачи
профессионально-прикладной физической
подготовки
Профессионально-прикладная
физическая подготовка представляет собой
специализированный вид физического воспитания,
осуществляемый в соответствии с требованиями
и особенностями данной профессии.
Термин «прикладность» подчеркивает
сугубо утилитарную профилированность
части физической культуры применительно
к основной в жизни индивида и общества
деятельности — к профессиональному труду.
Основное назначение ППФП —
направленное развитие и поддержание
на оптимальном уровне тех психических
и физических качеств человека, к которым
предъявляют повышенные требования конкретная
профессиональная деятельность, а также
выработка функциональной устойчивости
организма к условиям этой деятельности
и формирование прикладных двигательных
умений и навыков, преимущественно необходимых
в связи с особыми внешними условиями
труда.
Многочисленные научные данные
показывают, что ППФП существенно влияет
на повышение качества профессионального
обучения и сокращение сроков овладения
трудовыми навыками, создание предпосылок
для устойчивой и высокой работоспособности,
что тем самым увеличивает надежность
человеческого звена в системе «человек
— машина». ППФП также повышает устойчивость
организма к неблагоприятным воздействиям
производственной среды и снижает заболеваемость,
способствует профессиональному долголетию
кадрового состава работников.
Все сказанное свидетельствует
о том, что в ППФП наиболее конкретно воплощается
в один из важнейших принципов педагогической
системы — принцип органической связи
физического воспитания с практикой трудовой
деятельности.
Каждая профессия предъявляет
к человеку специфические требования
и часто очень высокие к его физическим
и психическим качествам, прикладным навыкам.
В связи с этим возникает необходимость
профилирования процесса физического
воспитания при подготовке молодежи к
труду, сочетания общей физической подготовки
со специализированной — профессионально-прикладной
физической подготовкой.
Следует подчеркнуть, что общая
физическая подготовка создает основные
предпосылки для успешной профессиональной
деятельности, опосредованно проявляясь
в ней через такие факторы физической
работоспособности, как состояние здоровья,
уровень физического развития, уровень
аэробной и анаэробной мощности функциональных
систем организма, силы и мышечной выносливости
и др. Поэтому ОФП служит основой ППФП.
Задачи и содержание любого
вида профессионально-прикладной физической
подготовки могут быть определены, если
известны объективные требования профессии
к человеку. Вот почему научно-теоретическое
обоснование ППФП прежде всего связано
с изучением факторов профессиональной
деятельности и ее условий, преимущественно
обусловливающих требования к физической
и другим сторонам прикладной подготовленности
человека.
К таким факторам относят следующие:
— особенности информационного
обеспечения деятельности;
— характер основных рабочих
движений;
— особые внешние условия деятельности.
Трудовая деятельность человека
основывается на постоянном приеме и анализе
информации о выполняемых действиях и
внешней среде. Прием этой информации
связан с преобладающей загрузкой определенных
анализаторов и сопряжен с такими психическими
процессами, как внимание, память, оперативное
мышление, нервно-эмоциональное напряжение
и пр. Причем особенности психических
процессов во многом зависят от характера,
объема поступающей информации и условий
ее восприятия человеком при трудовых
действиях. Имеется в виду модальность,
виды, интенсивность сигналов и изменение
их интенсивности, количество поступающей
информации в единицу времени; условия
восприятия.
Изучая указанные признаки,
степень их выраженности в конкретной
профессиональной деятельности, возможно,
установить ее специфические требования
к психическим и двигательным качествам
человека.
Другим определяющим объективным
фактором ППФП является характер рабочих
движений. Его выделение основывается
на анализе структуры двигательной деятельности
в процессе труда. В трудовых действиях
посредством их двигательных компонентов
— рабочих движений происходит преобразование
предмета труда через орудия труда и достигается
поставленная цель. Причем многим видам
деятельности присуща повторяемость действий,
так как многократно выполняется одна
и та же трудовая задача. Вследствие этого
рабочие движения в своей массе стереотипны
и в то же время качественно разнообразны.
Своеобразие рабочих движений
в конкретной профессиональной деятельности
и обусловливает ее специфические психофизиологические
воздействия на организм. Правомерно поэтому
выделить понятие «характер основных
рабочих движений». Под ним подразумевается
совокупность наиболее выраженных особенностей
основных рабочих движений в трудовых
действиях, составляющих содержание данной
профессиональной деятельности. Указанную
совокупность моторных особенностей трудовых
действий, возможно, описать, указав тип
движений, особенности согласованности
и последовательности движений рук, ног,
туловища и прочие характеристики, а также
представить в количественных показателях.
Специфические требования профессии
к физической подготовленности человека
вызываются также особыми внешними условиями
деятельности. Под ними подразумевается
сопутствующее действие факторов, усложняющих
осуществление трудового процесса и при
некоторых видах работ, требующих владения
прикладными двигательными умениями и
навыками.
Неблагоприятные внешние условия,
включая и производственные, вызывают
дополнительное напряжение функций организма
и ухудшают параметры рабочих движений.
В таблице 28 представлены некоторые данные
об изменениях в состоянии организма и
двигательной деятельности в процессе
труда под влиянием различных отрицательно
действующих факторов.
Воздействие некоторых факторов
среды на человека носит экстремальный
характер. В подобных условиях профессиональная
деятельность протекает на фоне эмоциональных
напряжений и иных стрессовых явлений,
а также требует мобилизации функциональных
резервов организма.
В процессе многолетней трудовой
деятельности формируется профессиональный
тип личности, характеризующийся определенными
чертами и ценностными ориентациями, специфической
структурой психических и физических
качеств.
Изучение специфических прикладных
требований профессии к человеку позволяет
выявить эти значимые и определенные для
каждого вида труда качества, прикладные
навыки, умения и знания.
В структуре профессиональных
способностей выделяют основные и дополнительные.
Основные способности те, без которых
данная деятельность не может эффективно
выполняться и которые не могут компенсироваться
другими способностями данной структуры.
Дополнительные способности
— существенные, но не обязательные, и
они могут заменяться другими компонентами.
Учет этих научных положений
имеет принципиальное значение для теории
и практики ППФП как в плане индивидуализации
учебного процесса, так и в плане сосредоточения
внимания на воспитании ведущих для данной
профессии способностей. От уровня их
развития в большей степени зависит профессиональная
работоспособность.
Задачи ППФП. ППФП призвана адаптировать,
готовить человека не вообще к труду, а
к избранному виду трудовой деятельности.
Поэтому ее задачи можно назвать специфическими
и направленность их определяется требованиями
конкретной профессии.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть,
что в процессе ППФП обеспечивается наряду
со специфическим тренировочным эффектом
в известной степени и генерализованный
эффект. Параллельно происходит общее
укрепление организма и здоровья человека,
повышается уровень его всестороннего
физического развития.
Всестороннее воспитание физических
способностей и систематическое обогащение
фонда двигательных умений и навыков гарантируют
общие предпосылки продуктивности любой
деятельности, в том числе и профессиональной.
Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать
следующим образом:
— направленное развитие физических
способностей, специфических для избранной
профессиональной деятельности;
— воспитание профессионально
важных для данной деятельности психических
качеств;
— формирование и совершенствование
профессионально-прикладных умений и
навыков;
— повышение функциональной
устойчивости организма к неблагоприятному
воздействию факторов специфических условий
трудовой деятельности;
— сообщение специальных знаний
для успешного освоения обучаемыми практического
раздела ППФП и применения приобретенных
умений,' навыков и качеств в трудовой
деятельности.
Перечисленные педагогические
задачи должны быть конкретизированы
с учетом особенностей изучаемой профессии.
Не все из указанных задач ППФП будут также
предусматриваться, ибо это определяется
конкретной спецификой профессии. Выполнение
задач должно обеспечивать необходимый
уровень профессионально-прикладной физической
подготовленности.
Построение и основы методики
ППФП
ППФП строится на основе и в
единстве с общей физической подготовкой.
Содержание ОФП в учебных заведениях определено
государственными программами по физическому
воспитанию.
Наиболее информативными и значимыми
для построения конкретных методик и технологий
физкультурной оптимизации профессиональной
деятельности являются следующие показатели:
— типичные трудовые действия,
операции;
— типичные ошибки;
— основные и вспомогательные
рабочие движения, рабочая поза;
— двигательная активность,
физическая нагрузка и ее направленность;
— характер психической и психофизической
нагрузки;
— климатические, метеорологические
и санитарно-гигиенические производственные
условия;
— профессиональные вредности
и заболевания;
— ключевые профессионально
значимые физические качества, двигательные
умения и навыки;
— ключевые профессионально
значимые психические качества и способности,
деловые и другие личностные свойства.
Затраты времени в часах на ППФП
зависят от сложности и объема профессиональных
требований.
Принципиальная особенность
ППФП заключается в ее направленности
на достижение в процессе обучения и воспитания
непосредственно прикладных результатов
для избранной профессиональной деятельности.
Такая направленность находит конкретное
выражение в специфическом содержании
и методике ППФП.
Научное обоснование специфического
содержания и методов ППФП может быть
дано с позиций учения об адаптации организма
человека и теории переноса тренированности.
Воздействие труда на человека
вызывает в его организме определенные
приспособительные изменения, т. е. адаптационные
процессы носят специализированный характер.
Вследствие этого требуется строго адекватный
подбор средств и методов ППФП, чтобы ее
влияние проходило в направлении естественного
хода адаптации организма человека к конкретному
виду труда. Поэтому в качестве средств
ППФП надо выбрать те из них, которые дают
прямой или наибольший перенос эффекта
упражнений. Именно степенью положительного
переноса сформированных умений, навыков
и развитых психических и физических качеств
на трудовую деятельность определяется,
в конечном счете, практическая эффективность
ППФП.