Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:47, реферат
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда.
содержания и условий построения занятий.
Нередко, особенно в рамках обязательного курса физического воспитания в
специальных учебных заведениях, урочные занятия, включающие материал ППФП,
являются комбинированным и. Профессионально-прикладные упражнения в них
выполняются наряду с упражнениями, используемыми в качестве средств общей
физической подготовки, что, кроме прочего, обусловлено дефицитом учебного
времени. В таких случаях рациональная компоновка различных слагаемых занятия
определяется по правилам построения комплексного урока. При большой
трудоемкости решаемых задач по формированию сложных профессионально-
прикладных двигательных навыков или избирательному массированному
воздействию на развитие профессионально важных физических способностей
предпочтительно не только отдельные занятия, но и серии их строить как
однопредметные — сконцентрированные в основной части преимущественно на
реализации одной из таких задач. Соотношение однопредметных и
комбинированных занятий по курсу физического воспитания, включающему материал
ППФП, зависит во многом от общего бюджета времени, выделяемого на курс в
целом, и сложности решаемых задач. Чем больше время и чем сложнее задачи, тем
чаще следует практиковать однопредметные занятия; если же бюджет времени
мал, целесообразно при одинаковых прочих условиях большую часть занятий
делать комбинированными.
В качестве одной из эффективных форм организации и интенсификации занятий по
ППФП практикуют соревнования в профессионально-прикладных упражнениях.
Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены, естественно, в
случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде
спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной
спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую
проблему рационального сбалансирования спортивной,
профессионально-
переходящих в сферу спорта высших достижений, приоритетными должны быть,
конечно, не собственно-спортивные интересы.
Немаловажную роль в осуществлении ППФП могут играть и не сводимые к спортивным
самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные
упражнения наряду с другими средствами физического самовоспитания в режиме
повседневного быта и удлиненного активного отдыха (в частности, в форме
ежедневной индивидуальной зарядки, физкультурно-кондиционной тренировки,
туристских походов). Понятно, что фактический вклад таких занятий в ППФП
особенно зависит от степени приобщенности к физической культуре, понимания сути
ППФП и методической подготовленности к самостоятельному использованию ее
средств и методов. Для реализации некоторых задач, преследуемых в ППФП, могут
быть использованы кроме указанных и малые формы занятий, практикуемые в
рамках производственной физической культуры. Хотя возможности их в этом
отношении сравнительно узки, не следует пренебрегать ими, в частности при
решении задач, предусматривающих выработку умения самостоятельно целесообразно
регулировать оперативную работоспособность в процессе трудовой деятельности, и
задач по предупреждению регресса достигнутой в результате ППФП специфической
тренированности.
Таким образом, большинство принятых в системе физического воспитания и
самовоспитания форм занятий может быть использовано в той или иной мере в
целях ППФП. Вместе с тем содержание их определяется не только требованиями
профессиональной деятельности и не замыкается на ней. ППФП непременно нужно
рассматривать в единстве с другими слагаемыми целостной системы воспитания и
в зависимости от их характера в индивидуально-конкретном выражении находить
наиболее оправданное на том или ином этапе соотношение различных форм
занятий, позволяющих реализовать личностно и социально значимые цели.
1. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая
подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982.
2. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная
физическая подготовка
технических вузов. М., Высшая школа, 19 85.
[1] Так называемыми профессионально важными
способностями или качествами индивида правомерно считать те, от которых
существенно зависит не только результативность (эффективность)
профессиональной деятельности, но и возможности ее совершенствования, а также
адекватность поведения при вероятных в ней экстремальных ситуациях, например
аварийных,
[2] Эта задача приобретает особое значение,
естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко
отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела,
вибрационными или шумовыми перегрузками. недостатком кислорода во вдыхаемом
воздухе и т.д.).
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
формировать необходимые прикладные знания;
осваивать прикладные умения и навыки;
воспитывать прикладные психические качества;
воспитывать прикладные специальные качества.
Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.
Прикладные физические качества - быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионального требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
формы (виды) труда специалистов данного профиля;
условия и характер труда;
режим труда и отдыха;
особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Средства ППФП можно объединить в следующие группы:
прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
прикладные виды спорта;
оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
Общее влияние физической культуры на производство через систему организации труда, через ее структурные элементы многопланово, разнообразно. Рационально применяемые в режиме труда и отдыха средства физической культуры повышают устойчивость организма к нагрузкам и напряжениям, а тем самым работоспособность и производительность труда; предупреждают утомление и активизируют восстановление; способствуют профессионально-прикладной физической подготовке, повышению общей дееспособности; обеспечивают проявление социальной и трудовой активности; выступают как фактор воспроизводства главной производительной силы общества.
Связь физической культуры и организации труда осуществляется по следующим основным направлениям.
1. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОТДЫХА.
2. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ.
3. ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ПОВШЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РАБОТНИКОВ.
1. Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка