Профессионально-прикладная физическая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:47, реферат

Описание работы

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда.

Файлы: 1 файл

Профессионально.docx

— 124.63 Кб (Скачать файл)

содержания и условий построения занятий.

Нередко, особенно в рамках обязательного курса физического воспитания в

специальных учебных заведениях, урочные занятия, включающие материал ППФП,

являются комбинированным и. Профессионально-прикладные упражнения в них

выполняются наряду с упражнениями, используемыми в качестве средств общей

физической подготовки, что, кроме прочего, обусловлено дефицитом учебного

времени. В таких случаях рациональная компоновка различных слагаемых занятия

определяется по правилам построения комплексного урока. При большой

трудоемкости решаемых задач по формированию сложных профессионально-

прикладных двигательных навыков или избирательному массированному

воздействию на развитие профессионально важных физических способностей

предпочтительно не только отдельные занятия, но и серии их строить как

однопредметные — сконцентрированные в основной части преимущественно на

реализации одной из таких задач. Соотношение однопредметных и

комбинированных занятий по курсу физического воспитания, включающему материал

ППФП, зависит во многом от общего бюджета времени, выделяемого на курс в

целом, и сложности решаемых задач. Чем больше время и чем сложнее задачи, тем

чаще следует практиковать однопредметные занятия; если же бюджет времени

мал, целесообразно при одинаковых прочих условиях большую часть занятий

делать комбинированными.

В качестве одной из эффективных форм организации и интенсификации занятий по

ППФП практикуют соревнования в профессионально-прикладных упражнениях.

Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены, естественно, в

случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде

спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной

спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую

проблему рационального сбалансирования спортивной,

профессионально-образовательной, и трудовой деятельности. Для спортсменов, не

переходящих в сферу спорта высших достижений, приоритетными должны быть,

конечно, не собственно-спортивные интересы.

Немаловажную роль в осуществлении ППФП могут играть и не сводимые к спортивным

самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные

упражнения наряду с другими средствами физического самовоспитания в режиме

повседневного быта и удлиненного активного отдыха (в частности, в форме

ежедневной индивидуальной зарядки, физкультурно-кондиционной тренировки,

туристских походов). Понятно, что фактический вклад таких занятий в ППФП

особенно зависит от степени приобщенности к физической культуре, понимания сути

ППФП и методической подготовленности к самостоятельному использованию ее

средств и методов. Для реализации некоторых задач, преследуемых в ППФП, могут

быть использованы кроме указанных и малые формы занятий, практикуемые в

рамках производственной физической культуры. Хотя возможности их в этом

отношении сравнительно узки, не следует пренебрегать ими, в частности при

решении задач, предусматривающих выработку умения самостоятельно целесообразно

регулировать оперативную работоспособность в процессе трудовой деятельности, и

задач по предупреждению регресса достигнутой в результате ППФП специфической

тренированности.

Таким образом, большинство принятых в системе физического воспитания и

самовоспитания форм занятий может быть использовано в той или иной мере в

целях ППФП. Вместе с тем содержание их определяется не только требованиями

профессиональной деятельности и не замыкается на ней. ППФП непременно нужно

рассматривать в единстве с другими слагаемыми целостной системы воспитания и

в зависимости от их характера в индивидуально-конкретном выражении находить

наиболее оправданное на том или ином этапе соотношение различных форм

занятий, позволяющих реализовать личностно и социально значимые цели.

    

Список литературы

 

1. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая

подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982.

2. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная  физическая подготовка студентов

технических вузов. М., Высшая школа, 19                        85.

    

 

 

     [1] Так называемыми профессионально важными

способностями или качествами индивида правомерно считать те, от которых

существенно зависит не только результативность (эффективность)

профессиональной деятельности, но и возможности ее совершенствования, а также

адекватность поведения при вероятных в ней экстремальных ситуациях, например

аварийных,

     [2] Эта задача приобретает особое значение,

естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко

отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела,

вибрационными или шумовыми перегрузками. недостатком кислорода во вдыхаемом

воздухе и т.д.).

    

 

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. А целью профессионально - прикладной физической подготовки является достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Задачи ППФП - приобретение, воспитание и формирование прикладных:

  • знаний;

  • физических качеств;

  • психических и личностных качеств;

  • специальных качеств;

  • умений и навыков.

  • Цель профессионально-прикладной физической подготовки - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

формировать необходимые прикладные знания;

осваивать прикладные умения и навыки;

воспитывать прикладные психические качества;

воспитывать прикладные специальные качества.

Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества - быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионального требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

формы (виды) труда специалистов данного профиля;

условия и характер труда;

режим труда и отдыха;

особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

прикладные виды спорта;

оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

Общее влияние физической культуры на производство через систему организации труда, через ее структурные элементы многопланово, разнообразно. Рационально применяемые в режиме труда и отдыха средства физической культуры повышают устойчивость организма к нагрузкам и напряжениям, а тем самым работоспособность и производительность труда; предупреждают утомление и активизируют восстановление; способствуют профессионально-прикладной физической подготовке, повышению общей дееспособности; обеспечивают проявление социальной и трудовой активности; выступают как фактор воспроизводства главной производительной силы общества.

Связь физической культуры и организации труда осуществляется по следующим основным направлениям.

1. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОТДЫХА.

2. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ.

3. ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ПОВШЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РАБОТНИКОВ.

  1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ПФК).

 

 

Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

Введение

 

 

Дальнейшее совершенствование производства, возрастание объема и интенсивности труда предъявляют  повышенные требования к качеству подготовки специалистов.

Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств (ПВК) и психомоторных способностей.

По данным ученых точно установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств личности.

Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длить[AK1]ся от 1 года до 5-7 лет. Поэтому учебные заведения, обучающие профессиональной деятельности (вузы, техникумы , ПТУ и др.) для повышения качества выпускаемых специалистов развивают специфические физические качества, физиологические функции, психические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями.

Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности  ( Раевский Р.Т,1985).

Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.

1.     Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду 

 

Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем достичь искусства в ремесле. Профессор Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.

Одним из первых дал теоретическое обоснование ППФП  В. В. Белинович (1959). Автор определил задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся, а также развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности и воспитание специфических волевых качеств. Общепринято, что в содержании прикладной физической подготовки должны входить обычные средства - физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в соответствие с поставленными задачами.

В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм перенося двигательного навыка, умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности.

Основная направленность занятий заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности.

По данным Р.Т. Раевского (1985) недостаточный уровень  развития физических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24 % всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше - 37 % ошибок.

В нефтяной промышленности от 20 до 53 % случаев аварийных отказов техники происходит из-за ошибок человека в двигательной, чувственной, умственной сферах; около 40-50 % травм вследствие неудовлетворительного зрения операторов (Панов Г.Е., 1977).

По данным американских ученых 98 % авиакатастроф происходит из-за ошибок пилотов и диспетчеров и только 2 % из-за отказа техники.

Все вышесказанное делает актуальным вопрос о повышении эффективности функционирования человеческого фактора в системе человек-машина-среда (СЧМС).

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка