Профессионально-прикладная физическая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:47, реферат

Описание работы

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда.

Файлы: 1 файл

Профессионально.docx

— 124.63 Кб (Скачать файл)

призванной в подлинно гуманном обществе обеспечивать неограниченное развитие

человека.

Научно-техническая революция, как известно, радикально изменяет характер и

условия труда, особенно в материальном производстве. Надо полагать,

возрастающее влияние на преобразование всей системы профессиональной

подготовки, и в частности ППФП, в перспективе будут оказывать такие тенденции

изменения характера труда, роли и места в нем человеческого фактора, как

стирание противоположностей между умственным и физическим трудом,

освобождение работников от изнурительных физических усилий (с заменой

энергоемких производственных операций техническими устройствами, автоматами,

роботами), превращение исполнителя рабочих операций в инициативного

«управителя» и регулировщика сложных машинных устройств, автоматизированных

линий, производственных процессов, совмещение узких специальностей в рамках

профессий широкого профиля, динамичное обновление профессиональных функций. В

этих условиях, несомненно, будет меняться и характер физической подготовки к

профессиональной деятельности. Прикладной смысл физической подготовки, по

всей вероятности, все больше будет определяться не тем, что она обеспечивает

приспособление работника к какой-либо одной, раз и навсегда заданной

профессиональной форме деятельности, а тем, насколько качественно она будет

создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов

профессиональной деятельности, гарантировать интегральное повышение общего

уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, стимулировать

разностороннее развитие двигательных способностей, особенно координационных

и непосредственно связанных с ними, формировать достаточно богатый фонд

двигательных умений и навыков, способствующих быстрому построению новых и

преобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений. Разумеется,

специализированный характер ППФП и в этом случае полностью не исчезнет

(поскольку определенная профессиональная  специализация, судя по серьезным

футурологическим прогнозам, будет существовать по крайней мере в обозримом

будущем), но в целом она приобретет иное качество.

Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже в

настоящее время, на современном этапе научно-технической революции, хотя в

различных сферах общественного производства и в различных профессиях они

выражены, естественно, неодинаково. Пока в целом ряде отраслей промышленного

и сельскохозяйственного производства сохраняется физический труд, частично

механизированный. Вместе с тем довольно распространенными стали профессии,

эффективность трудовой деятельности в которых во многом зависит от

разнообразия и тонкой отлаженности двигательных навыков в ручных операциях

(наладчики сложных приборов, аппаратуры, автоматических производственных

линий), а также профессии, требующие специфической психофизической

устойчивости по отношению к информационным нагрузкам при повышенной

ответственности за результаты деятельности (операторы на многопозиционных

пультах современных мощных электростанций, в том числе АЭС, энергетических и

транспортных систем, производственных комплексов и т.д.). В числе новых

профессий появляются и такие, где к всесторонней физической подготовленности

специалиста предъявляются небывало высокие требования: космонавты,

исследователи-подводники мирового океана и т. п.

Все сказанное подводит к пониманию актуальных и перспективных задач,

подлежащих реализации в профессионально-прикладной физической подготовке

овладевающих профессией и работающих в той или иной сфере профессиональной

деятельности.

    

1.3. Задачи решаемые в процессе ППФП

 

Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:

1) пополнить и усовершенствовать  индивидуальный фонд двигательных  умений,

навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению

избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с

тем в процессе ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать развитие профессионально  важных физических и

непосредственно связанных с ними способностей

[1], обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня

дееспособности;

3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным

воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность

[2], содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и

упрочению здоровья;

4) способствовать успешному выполнению  общих задач, реализуемых в системе

профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных,

волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных

членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к

специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что

ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с

другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по

подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам,

характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и

решаются не эпизодически, а перманентно. Первостепенную роль в их

реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая

физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится

специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к

тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в

случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем

значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию

человека.

Проблема нормативных критериев профессионально-прикладной физической

подготовленности пока решена лишь частично и главным образом в первом

приближении, что объясняется как множественностью существующих профессий и их

динамичным обновлением, так и недостаточно массированным развертыванием

соответствующих исследований, хотя некоторые ориентировочные нормативы уже

включены в действующие официальные программы ППФП

    

2. Средства и методические  основы построения ППФП

 

2.1. Особенности

состава средств ППФП

 

В качестве основных средств ППФП используют довольно разнообразные формы

физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической

культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально

конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной

деятельности (как специально-подготовительные).

Было бы ошибкой считать, что адекватными средствами могут служить только

упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным

действиям. Сводить лишь к ним средства ППФП, как это делалось в свое время в

попытках приблизить физическую культуру к трудовой практике путем простой

имитации в занятиях физическими упражнениями отдельных трудовых действий,

например слесаря, молотобойца, землекопа и т.д.,— значит искажать самою ее

суть. Особенно мало пригодным такой подход стал в современных условиях, когда

для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения, локальные и

региональные двигательные действия, сами по себе ни в коей мере не

достаточные для оптимального развития двигательных способностей, причем и

режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие

производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для нормального

физического состояния организма.

Вместе с тем это не значит, что в современной ППФП вообще нецелесообразно

моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Однако

моделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а

предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно

мобилизовать (эффективно проявить в   действии) именно те профессионально

важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними

способности, от которых существенно зависит результативность конкретной

профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить

и существенные моменты координации движений, входящих в состав

профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие

упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий

тренированность эффект как действенные средства реализации хотя бы некоторых

из задач, преследуемых в ППФП. Главным образом в силу такого моделирования

особенностей профессиональной деятельности состав средств ППФП и приобретает

свою специфику.

Значительная часть упражнений, используемых в качестве средств ППФП,

представляет собой обще (широко)-прикладные упражнения. Таковыми правомерно

считать те упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и

навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной

деятельности (часто при выполнении действий вспомогательного характера) или

в экстремальных условиях, вероятных в ней. Естественно, что особое место

непосредственно прикладные упражнения занимают в ППФП тогда, когда она

строятся применительно к профессиональной деятельности, включающей в

большом объеме двигательную активность в форме основных, необходимых -в

обыденной жизни двигательных действий (ходьбу и другие циклические действия

по преодолению пространства, поднимание и переноску грузов и т. д.), когда

эффективность профессиональной деятельности прямо зависит от разнообразия и

отлаженности двигательных навыков (как, например, в работе монтажников-

высотников, выполняющих немеханизированные операции), а также когда для

адекватных действий в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности

нужны специализированные сложные двигательные навыки (навыки плавания,

ныряния и спасения утопающих у представителей флотских профессий, навыки

единоборств у оперативных работников МВД и военнослужащих и т. д.). Состав

средств ППФП в таких случаях, понятно, наиболее специфичен.

     Менее специфичны те средства ППФП, которые используются преимущественно для

воспитания физических качеств и производных от них способностей, так или

иначе влияющих на эффективность профессиональной деятельности и

обусловливающих ее воздействие на человека. Ведь при осуществлении задач по их

воспитанию нужно руководствоваться закономерностями не только прямого, но и

косвенного переноса тренировочного эффекта упражнений, используя и общий

(неспецифический) эффект адаптации  к различным видам мышечной  деятельности и

средовым факторам.

Так для воспитания двигательно-координационных способностей, нужных в сапных

видах профессиональной деятельности, в процессе ППФП используют широкий круг

разнообразных по форме упражнений; для воспитания общей выносливости —

аэробный бег и другие упражнения циклического характера; для повышения уровня

работоспособности в деятельности, осуществляемой в условиях высокой внешней

температуры, — различные виды упражнений, в процессе выполнения которых

существенно возрастает температура тела и Нанимающийся вынужден длительное

время противостоять функциональным сдвигам во внутренней среде организма

(многократный повторный бег  большой и субмаксимальной физиологической

мощности и т. д.). ППФП в таких случаях практически сливается с общей

физической подготовкой, специализированной в какой-то мере в аспекте

профессионального профиля, или спортивной тренировкой в соответственно

избранном виде спорта.

Стремление профилировать физическую подготовку применительно к требованиям

профессии выразилось, кроме прочего, в создании особой разновидности

гимнастики — профессионально-прикладной гимнастики и культивировании

профессионально-прикладных видов спорта. Как уже ясно, типичные для них

упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны,

моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений,

входящих в профессиональную деятельность, а с другой — более направленными и

в конечном счете более высокими, чем в ней, требованиями к двигательным и

связанным с ними способностям.

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто

преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором

последовательно конструируются необходимые формы движений и осуществляется

избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного

аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность

в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем

исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной

деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее

неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что

направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и

корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка