Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:47, реферат
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда.
призванной в подлинно гуманном обществе обеспечивать неограниченное развитие
человека.
Научно-техническая революция, как известно, радикально изменяет характер и
условия труда, особенно в материальном производстве. Надо полагать,
возрастающее влияние на преобразование всей системы профессиональной
подготовки, и в частности ППФП, в перспективе будут оказывать такие тенденции
изменения характера труда, роли и места в нем человеческого фактора, как
стирание противоположностей между умственным и физическим трудом,
освобождение работников от изнурительных физических усилий (с заменой
энергоемких производственных операций техническими устройствами, автоматами,
роботами), превращение исполнителя рабочих операций в инициативного
«управителя» и регулировщика сложных машинных устройств, автоматизированных
линий, производственных процессов, совмещение узких специальностей в рамках
профессий широкого профиля, динамичное обновление профессиональных функций. В
этих условиях, несомненно, будет меняться и характер физической подготовки к
профессиональной деятельности. Прикладной смысл физической подготовки, по
всей вероятности, все больше будет определяться не тем, что она обеспечивает
приспособление работника к какой-либо одной, раз и навсегда заданной
профессиональной форме деятельности, а тем, насколько качественно она будет
создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов
профессиональной деятельности, гарантировать интегральное повышение общего
уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, стимулировать
разностороннее развитие двигательных способностей, особенно координационных
и непосредственно связанных с ними, формировать достаточно богатый фонд
двигательных умений и навыков, способствующих быстрому построению новых и
преобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений. Разумеется,
специализированный характер ППФП и в этом случае полностью не исчезнет
(поскольку определенная
футурологическим прогнозам, будет существовать по крайней мере в обозримом
будущем), но в целом она приобретет иное качество.
Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже в
настоящее время, на современном этапе научно-технической революции, хотя в
различных сферах общественного производства и в различных профессиях они
выражены, естественно, неодинаково. Пока в целом ряде отраслей промышленного
и сельскохозяйственного производства сохраняется физический труд, частично
механизированный. Вместе с тем довольно распространенными стали профессии,
эффективность трудовой деятельности в которых во многом зависит от
разнообразия и тонкой отлаженности двигательных навыков в ручных операциях
(наладчики сложных приборов, аппаратуры,
автоматических
линий), а также профессии, требующие специфической психофизической
устойчивости по отношению к информационным нагрузкам при повышенной
ответственности за результаты деятельности (операторы на многопозиционных
пультах современных мощных электростанций, в том числе АЭС, энергетических и
транспортных систем, производственных комплексов и т.д.). В числе новых
профессий появляются и такие, где к всесторонней физической подготовленности
специалиста предъявляются небывало высокие требования: космонавты,
исследователи-подводники мирового океана и т. п.
Все сказанное подводит к пониманию актуальных и перспективных задач,
подлежащих реализации в профессионально-прикладной физической подготовке
овладевающих профессией и работающих в той или иной сфере профессиональной
деятельности.
Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:
1) пополнить и усовершенствовать
индивидуальный фонд
навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению
избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с
тем в процессе ППФП в качестве ее средств;
2) интенсифицировать развитие
непосредственно связанных с ними способностей
[1], обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня
дееспособности;
3) повысить степень
воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность
[2], содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и
упрочению здоровья;
4) способствовать успешному
профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных,
волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных
членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.
Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к
специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что
ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с
другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по
подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам,
характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и
решаются не эпизодически, а перманентно. Первостепенную роль в их
реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая
физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится
специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к
тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в
случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем
значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию
человека.
Проблема нормативных критериев профессионально-прикладной физической
подготовленности пока решена лишь частично и главным образом в первом
приближении, что объясняется как множественностью существующих профессий и их
динамичным обновлением, так и недостаточно массированным развертыванием
соответствующих исследований, хотя некоторые ориентировочные нормативы уже
включены в действующие официальные программы ППФП
В качестве основных средств ППФП используют довольно разнообразные формы
физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической
культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально
конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной
деятельности (как специально-подготовительные).
Было бы ошибкой считать, что адекватными средствами могут служить только
упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным
действиям. Сводить лишь к ним средства ППФП, как это делалось в свое время в
попытках приблизить физическую культуру к трудовой практике путем простой
имитации в занятиях физическими упражнениями отдельных трудовых действий,
например слесаря, молотобойца, землекопа и т.д.,— значит искажать самою ее
суть. Особенно мало пригодным такой подход стал в современных условиях, когда
для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения, локальные и
региональные двигательные действия, сами по себе ни в коей мере не
достаточные для оптимального развития двигательных способностей, причем и
режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие
производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для нормального
физического состояния организма.
Вместе с тем это не значит, что в современной ППФП вообще нецелесообразно
моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Однако
моделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а
предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно
мобилизовать (эффективно проявить в действии) именно те профессионально
важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними
способности, от которых существенно зависит результативность конкретной
профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить
и существенные моменты координации движений, входящих в состав
профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие
упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий
тренированность эффект как действенные средства реализации хотя бы некоторых
из задач, преследуемых в ППФП. Главным образом в силу такого моделирования
особенностей профессиональной деятельности состав средств ППФП и приобретает
свою специфику.
Значительная часть упражнений, используемых в качестве средств ППФП,
представляет собой обще (широко)-прикладные упражнения. Таковыми правомерно
считать те упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и
навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной
деятельности (часто при выполнении действий вспомогательного характера) или
в экстремальных условиях, вероятных в ней. Естественно, что особое место
непосредственно прикладные упражнения занимают в ППФП тогда, когда она
строятся применительно к профессиональной деятельности, включающей в
большом объеме двигательную активность в форме основных, необходимых -в
обыденной жизни двигательных действий (ходьбу и другие циклические действия
по преодолению пространства, поднимание и переноску грузов и т. д.), когда
эффективность профессиональной деятельности прямо зависит от разнообразия и
отлаженности двигательных навыков (как, например, в работе монтажников-
высотников, выполняющих немеханизированные операции), а также когда для
адекватных действий в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности
нужны специализированные сложные двигательные навыки (навыки плавания,
ныряния и спасения утопающих у представителей флотских профессий, навыки
единоборств у оперативных работников МВД и военнослужащих и т. д.). Состав
средств ППФП в таких случаях, понятно, наиболее специфичен.
Менее специфичны те средства ППФП, которые используются преимущественно для
воспитания физических качеств и производных от них способностей, так или
иначе влияющих на эффективность профессиональной деятельности и
обусловливающих ее воздействие на человека. Ведь при осуществлении задач по их
воспитанию нужно руководствоваться закономерностями не только прямого, но и
косвенного переноса тренировочного эффекта упражнений, используя и общий
(неспецифический) эффект адаптации к различным видам мышечной деятельности и
средовым факторам.
Так для воспитания двигательно-координационных способностей, нужных в сапных
видах профессиональной деятельности, в процессе ППФП используют широкий круг
разнообразных по форме упражнений; для воспитания общей выносливости —
аэробный бег и другие упражнения циклического характера; для повышения уровня
работоспособности в деятельности, осуществляемой в условиях высокой внешней
температуры, — различные виды упражнений, в процессе выполнения которых
существенно возрастает температура тела и Нанимающийся вынужден длительное
время противостоять функциональным сдвигам во внутренней среде организма
(многократный повторный бег большой и субмаксимальной физиологической
мощности и т. д.). ППФП в таких случаях практически сливается с общей
физической подготовкой, специализированной в какой-то мере в аспекте
профессионального профиля, или спортивной тренировкой в соответственно
избранном виде спорта.
Стремление профилировать физическую подготовку применительно к требованиям
профессии выразилось, кроме прочего, в создании особой разновидности
гимнастики — профессионально-прикладной гимнастики и культивировании
профессионально-прикладных видов спорта. Как уже ясно, типичные для них
упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны,
моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений,
входящих в профессиональную деятельность, а с другой — более направленными и
в конечном счете более высокими, чем в ней, требованиями к двигательным и
связанным с ними способностям.
В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто
преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором
последовательно конструируются необходимые формы движений и осуществляется
избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного
аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность
в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем
исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной
деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее
неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что
направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и
корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка