Профессионально-прикладная физическая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:47, реферат

Описание работы

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда.

Файлы: 1 файл

Профессионально.docx

— 124.63 Кб (Скачать файл)

В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно-

акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с

ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в

профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное

совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на

профессиональную деятельность, при условии, конечно, если предмет спортивной

специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью

как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых

способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-

прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.

Так, для готовящихся стать и работающих профессиональными водителями

автотранспорта собственно-прикладными являются автомобильный, мотоциклетный и

аналогичные виды спорта, для рулевых водного транспорта   водно-моторный и

парусный спорт, для летчиков — планерный, самолетный, вертолетный,

парашютный спорт, для геологов-разведчиков, а также для всех избравших иные

профессии, требующие развитой способности точно ориентироваться на местности,

— спортивный туризм и соответствующие разновидности спортивного

ориентирования, для военнослужащих и оперативных работников органов МВД — ряд

прикладных спортивных многоборий и единоборств и т. д.

Придавая первостепенное значение собственно-прикладным упражнениям как

факторам ППФП, не следует, однако, забывать, что ими далеко не исчерпывается

вся совокупность действенных средств физической подготовки к избранной

профессиональной деятельности. В зависимости от конкретно складывающейся

индивидуальной системы занятий физическими упражнениями и особенностей

избранной профессии существенную роль в реализации задач, преследуемых в

процессе ППФП, могут играть и средства общей физической подготовки. Как уже

говорилось, выбор и применение их, насколько это возможно и целесообразно,

следует специализировать с учетом специфики профессиональной деятельности,

чтобы исключить отрицательный перенос на нее эффекта неадекватных упражнений

(в частности, вероятный в тех  случаях, когда в процессе физической  подготовки

вырабатываются или закрепляются навыки, вступающие в противоречие с навыками

производственных операций по тем или иным ключевым моментам координации

движений). В целом вероятность отрицательного переноса сравнительно

невелика, во всяком случае, значительно меньше (при том, что уровень

двигательной активности в большинстве современных профессий невысок), чем

вероятность положительного интегративного влияния на дееспособность

систематически используемых распространенных средств общей физической

подготовки. Целесообразно, несмотря на это, для усиления ее прикладной

направленности отдавать предпочтение тем средствам, которые при прочих равных

условиях с большим положительным эффектом содействуют увеличению

функциональных возможностей организма, лимитирующих результативность

профессиональной деятельности и сопротивляемость по отношению к

неблагоприятным воздействиям, вероятным в конкретных условиях труда.

В полном объеме совокупность адекватных средств ППФП не ограничивается,

конечно, лишь физическими упражнениями. В комплексе с ними для реализации

преследуемых в ней задач используют естественные средовые факторы

закаливания, а когда это необходимо и специальные гигиенические и другие

средства повышения уровня адаптационных возможностей организма и

сопротивляемости неблагоприятным воздействиям специфических условий

профессиональной деятельности, включая, в частности, тренировку в

термокамерах и барокамерах, искусственное ультрафиолетовое облучение и

аэроионизацию, специализированное питание. Само собой разумеется, в процессе

ППФП должны находить применение и соответствующие ее особенностям средства

интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной

психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная

подготовка.

     2.2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП

Методика ППФП в главном базируется на последовательном воплощении

общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики

физического воспитания (гл. III), которые конкретизируются применительно к

особенностям ее содержания и построения в реальных условиях

профессионального образования и жизнедеятельности.

Важнейшее значение для рационального построения ППФП в целом имеет, как уже

подчеркивалось, обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и

специальной физической подготовки. Это означает прежде всего, что при

построении ППФП необходимо опираться на предпосылки, создаваемые

предшествующей и сопутствующей общей физической подготовкой: гармоничное

развитие основных жизненно важных физических качеств, формирование богатого

фонда разнообразных двигательных умений и навыков. Только с опорой на эти

фундаментальные предпосылки ППФП может осуществиться с наибольшей

эффективностью, без излишних затрат времени и энергии. От того, какой была

общая физическая подготовка будущего специалиста во время прохождения

базового курса физического воспитания (в общеобразовательной школе, других

учебных заведениях), и от того, как она проводится в дальнейшем (в те или иные

периоды многолетней профессионально-трудовой деятельности), во многом зависит и

содержание ППФП, и ряд конкретных черт ее рационального построения. В

частности, от этого зависит состав используемых средств ППФП, так как входящие

в нее виды физических упражнений включают элементы и варианты ранее

выработанных форм движений и нередко аналогичны по координационной основе

двигательным действиям, осваиваемым в базовом курсе физического воспитания в

аспекте общей физической подготовки (ряд циклических локомоторных упражнений,

упражнения на поддержание равновесия тела в затрудняющих условиях, оперирование

с различного рода предметами, поднимание и переноску тяжестей и т. д.)

Воплощение принципа единства общей и профессионально-прикладной физической

подготовки предполагает вместе с тем определенное профилирование общей

физической подготовки применительно к особенностям профессии как в период

овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности.

В зависимости от ее специфики в этой связи целесообразно:

— усиливать те из компонентов общей физической подготовки, которые более

других содействуют развитию профессионально важных физических и связанных с

ними способностей (по механизму положительного переноса тренированности),

соответственно перераспределяя время и усилия, затрачиваемые в различных ее

разделах;

— в период становления профессиональных двигательных навыков избегать в

процессе общей физической подготовки тех упражнений, которые могут негативно

повлиять на формирование данных навыков; для этого надо, конечно, отчетливо

представлять закономерности положительного и отрицательного переноса

навыков, чтобы использовать эффект положительного переноса и не вызвать

отрицательного;

— включать в общую физическую подготовку в достаточном объеме тренирующие

нагрузки, противодействующие неблагоприятному влиянию на здоровье и

дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная

деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности), а

также избирательно направленные комплексы физических упражнений для

профилактики и коррекции отдельных отклонений в физическом состоянии и

развитии организма, вероятных при хроническом воздействии неблагоприятных

факторов и условий профессиональной деятельности. Речь здесь идет, в

частности, о направленном и соответственно нормированном по величине

нагрузки использовании упражнений, избирательно стимулирующих развитие тех

жизненно важных физических качеств индивида, которые практически не

проявляются либо мало проявляются в профессионально-трудовой деятельности, а

также упражнений, способствующих увеличению резистентности организма по

отношению к негативному воздействию специфических внешнесредовых условий

труда, упражнений для профилактики и корригирования нарушений осанки,

возникающих в силу особенностей рабочих поз, и т. д.

Такое профилирование общей физической подготовки в определенном отношении

сближает ее с ППФП. Но это сближение было бы неверно понимать как возможность

замены одной из них другой. При том, что они тесно взаимосвязаны, в них

решаются неоднозначные задачи разными средствами и методами. И тогда, когда

общая физическая подготовка профилируется по отношению к особенностям

профессионального труда, она должна быть направлена не только на реализацию

сугубо утилитарных задач, но главным образом на обеспечение всестороннего

физического совершенствования человека, какую бы деятельность он ни избрал в

качестве своей профессии.

Одна из основных проблем методики ППФП вытекает из необходимости обеспечить

адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых

профессиональной деятельностью к функциональным возможностям организма, с

постепенным превышением уровня этих требований. Здесь есть свое

противоречие. Ясно, что вполне точно и полно воспроизвести эти требования

можно лишь путем выполнения трудовых действий в режиме и условиях, характерных

для профессионального труда, но если сам по себе он предъявляет сравнительно

невысокие по интенсивности и узкие требования к физической дееспособности

(что, как уже отмечалось, характерно  для многих видов современного

профессионального труда), то точное моделирование их в процессе ППФП не

позволит обеспечить необходимую действенность модельных упражнений как

факторов увеличения функциональных возможностей. Именно поэтому моделирование

требований профессиональной деятельности при построении ППФП оправдано

постольку, поскольку оно обеспечивает эффективность используемых средств

подготовки, и должно происходить с определенными вариациями, способствующими

не только адаптации к профессиональному труду, но и увеличению его

результативности.

Принципиально модельное воспроизведение в процессе ППФП тех или иных

требований профессиональной деятельности имеет тем большее значение, чем выше

уровень мобилизации двигательных и других возможностей организма, необходимых

для ее результативного осуществления. Если эти требования весьма высоки

(как, например, в экстремальных  условиях профессиональной деятельности

военнослужащих, пожарных, водолазов, испытателей авиационной техники), то

первоначально их приходится моделировать с ограничениями, а затем постепенно

увеличивать нагрузки в модельно-тренировочных упражнениях, вплоть до

превышения уровня аналогичных профессиональных нагрузок, чтобы создать своего

рода запас прочности по отношению к ним. В таких случаях наиболее

эффективным средством увеличения функциональных резервов организма,

мобилизуемых в .экстремальных условиях профессиональной деятельности, могут

служить занятия соответствующим профессионально-прикладным видом спорта,

организованные, в форме систематической тренировки и участия в. состязаниях.

Избирательное же моделирование отдельных требований профессиональной

деятельности в процессе ППФП достигается преимущественно средствами

профессионально-прикладной гимнастики, в том числе упражнениями на

специализированных тренажерах (например, на тренажерах типа центрифуг и

допингов в ППФП летчиков, монтажников-высотников и работников других

специальностей, предъявляющих высокие требования к функциям вестибулярного

аппарата).

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов

профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике

построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста

тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для

подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего

подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения

здоровья. Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом, разумеется, не

может быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок,

одинаково пригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного

увеличения и динамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том

числе от реально складывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий

физическими упражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни

параллельно с ППФП уделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или

иным видом спорта, а у других основные занятия физическими упражнениями

ограничиваются преимущественно или исключительно рамками ППФП).

В общем виде система занятий по ППФП при их организации в официальном порядке

регламентируется унифицированными программами, разрабатываемыми обычно для

групп родственных профессий или отдельных профессий. Основными формами занятий

при этом служат, как правило, урочные формы, имеющие типичную в

физическом воспитании структуру, варьируемую в зависимости от особенностей

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка