Профилактика травматизма на уроках гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасение материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Причины детского травматизма на уроке физической культуры в школе
1.1. Педагогические требования к современному уроку физической
культуры 6
1.2. Основные причины травматизма при занятиях физическими
упражнениями 14
1.3. Основы техники безопасности проведения урока физической культуры.. 19
Выводы по I главе 27
Глава II. Профилактика и предупреждение травматизма на уроках гимнастики
2.1. Причины травматизма на уроках гимнастики и способы его предупреждения 30
2.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика 35
2.3. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики 39
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

ВКР Никитин.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

кафедра спортивных дисциплин  и физического воспитания

 

 

 

 

 

Профилактика  травматизма на уроках гимнастики

 

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 050720 Физическая культура

 

 

 

Допущен к защите

«        »                                  2011 г.

Зав. кафедрой:                                .


 

 

Оглавление

Введение              3

Глава I. Причины детского травматизма на уроке физической культуры в школе            

1.1. Педагогические требования к современному уроку физической

культуры                                                                                                                      6

1.2. Основные причины травматизма при занятиях физическими

упражнениями             14

1.3. Основы техники безопасности проведения урока физической культуры.. 19

Выводы по I главе          27

Глава II. Профилактика и предупреждение травматизма на уроках гимнастики

2.1. Причины травматизма на уроках гимнастики и способы его предупреждения           30

2.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика 35

2.3. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики        39

Выводы по II главе          46

Заключение           48

Список литературы          50

 

Введение

 

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.

Поскольку у педагогов  и психологов в последние годы вызывают опасение материалы, свидетельствующие  о неблагополучии физического и  психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в  физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.

Физическая культура в общеобразовательной школе  является одним из самых трудных  предметов - по содержанию и выполнению организационных, методических, санитарно-гигиенических требований. Во время занятий учащиеся должны не только слушать, смотреть, понимать и запоминать, но и активно действовать физически, многократно и настойчиво выполнять задания, направленные на освоение техники физических упражнений и на развитие физических качеств.

Традиционный урок гимнастики в школе характеризуется строгой  регламентацией учебного процесса, относительно низкими показателями моторной плотности, повышенной травмоопасностью, связанной  с выполнением упражнений на снарядах, сохраняющих свой неизменный вид уже многие десятилетия, ограниченными возможностями для проявления творческих способностей учащихся. Поэтому преподавателю необходимо как можно больше времени уделять профилактике травматизма на уроках гимнастики.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

Положение дел с обеспечением безопасности учебно-воспитательного  процесса в образовательных учреждениях является сегодня поистине катастрофическим. Школьный травматизм составляет 12-15% от общего травматизма детей. Травмы, полученные на уроках физкультуры, составляют до 20%.

В настоящее время  выпускная квалификационная работа по теме: «Профилактика травматизма на уроках гимнастики» является актуальной потому, что во многих школах нет необходимого инвентаря, оборудования. Еще одна причина – физический износ спортзалов, недостаточность учебных площадей. Огромную роль играет социальное положение населения (низкий уровень заработной платы, нехватка средств на приобретение спортивной одежды и обуви). Эти факторы вызваны недостаточным финансированием учебных заведений. Так же требует улучшения медицинское обслуживание. Медицинский осмотр детей может продолжаться 2-3 учебных месяца, соответственно записи в журналах делаются несвоевременно. Многие учащиеся не знают, есть ли у них какое-либо отклонение в здоровье или нет. Родители своевременно не приносят справки из больниц, отправляя ребенка на урок физической культуры. Учитель дает нагрузку, не зная о том.

Объект исследования – исследование причин травматизма  на уроке физической культуры.

Предмет исследования –  профилактика травматизма на уроке  гимнастики. Цель нашей работы –  изучить профилактику травматизма на уроке гимнастика

Задачи данной квалификационной работы:

  1. Рассмотреть педагогические требования к современному уроку физической культуры.
  2. Изучить основные причины травматизма при занятиях физическими упражнениями.
  3. Провести разбор основ техники безопасности проведения урока физической культуры, а также определить роль педагога в предупреждении травматизма.
  4. Определить причины травматизма на уроках гимнастики и способы его предупреждения.
  5. Дать характеристику травм, возникающих на уроках гимнастики.
  6. Изучить основные меры профилактики это-страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма, а также врачебный контроль и самоконтроль.

Выпускная квалификационная работа строилась  на следующей методологической базе:

- исследования урока  как основной формы физического воспитания в школе;

- исследования проблем  профилактики травматизма на  уроках физической культуры (на  уроке гимнастики);

- взгляды И.А. Крячко, А.М. Ланда, Н.М.Михайловой, С.П.  Летунова, Г.М. Куколевского, М.Л.Журавина  на проблему профилактики травматизма.

Работа состоит из двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Список литературы содержит 36 источников.

 

Глава 1. Причины детского травматизма на уроке физической культуры в школе

1.1. Педагогические требования к современному уроку физической культуры

Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Он проводится по расписанию и с постоянным составом учеников. Урочная форма занятий  предоставляет возможность учителю применять разнообразные методы работы, обеспечивая наилучшие результаты обучения и воспитания. Каждый урок представляет собой относительно законченное мероприятие и является звеном целой системы уроков. Все уроки между собой взаимосвязаны и направлены на вооружение учащихся знаниями, двигательными умениями и навыками.

Современный урок физической культуры должен отвечать научно-педагогическим требованиям, без выполнения которых  не мыслится высокое качество его  проведения. Высокое качество урока - залог успешной работы педагога по физической культуре и спорту в школе.

Физическая культура – одно из наиболее эффективных  средств развития личности. Физическая культура в школе – учебный  предмет, способствующий физическому  развитию и совершенствованию учащихся с целью их подготовки к общественно полезному труду, к жизни, защите Родины.

Основные задачи физической культуры как учебной дисциплины: укрепление здоровья учащихся; содействие их правильному физическому развитию и закаливанию; формирование и совершенствование естественных двигательных навыков и умений; обучение новым видам движений; развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); обучение специальным знаниям в области физической культуры и спорта; привитие основных гигиенических навыков.

Физическое воспитание школьников состоит из следующих  форм: физкультурно-оздоровительных  мероприятий в режиме учебного и  продленного дня; уроков физической культуры, внеклассных форм занятий  физической культурой и спортом; общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из гимнастики до учебных занятий, физкультминуток во время уроков (для школьников 1-4 кл.), физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня (для школьников 1-8 кл.).

Основной формой физического  воспитания является урок. Каждый урок физической культуры должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи: ознакомить, разучить, закрепить, повторить, совершенствовать, подведение итогов.

В уроке необходимо комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако это не значит, что все они должны уместиться в одной схеме конкретного  урока (при написании плана урока). Имеют место задачи, исходящие из темы урока. Они и являются главными. Некоторые задачи не записывают в каждый план урока. Они проходят через весь процесс физического воспитания и практически решаются на каждом уроке. То же можно отнести и к решению задач нравственного воспитания.

Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и  воспитания, способов организации учащихся на уроке. Неясно и нечетко поставленные задачи лишают урок целевой направленности. Поэтому средства решения педагогических задач должны глубоко продумываться педагогом, быть разнообразными по содержанию и точно ориентированы на задачу (задачи) урока. Выбор методов ведения урока соподчинен как задачам, так и содержанию урока (физическим упражнениям). Способы организации занимающихся упражнениями - фронтально, поточно, по группам, индивидуально, по парам, выполнение упражнений по кругу (круговая тренировка) - направлены на решение задач и определяются с учетом характера физических упражнений и уровня воспитанности занимающихся.

Обучение, воспитание, физическое развитие, оздоровление и подготовленность учеников должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и  методики физического воспитания. Поэтому  учителю необходимо знать новинки  литературы. Такая работа с книгой повысит теоретический уровень педагога, расширит и углубит его знания в области физической культуры как предмета школьного обучения, будет способствовать развитию педагогического мышления.

Изучение и обобщение  опыта работы лучших школ и опытных учителей физической культуры является важной стороной успешного ведения урока. Использование положительного педагогического опыта в своей работе - необходимое условие творческой деятельности педагога. Совсем не обязательно использовать опыт целиком. Можно взять какую-то его часть, проанализировать и, с учетом своего опыта, использовать в проведении урока.

Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания - одно из главных  требований урока. Восхождение к  качеству учебно-воспитательного процесса немыслимо без реализации этих требований в практике работы учителя физической культуры.

Дифференциация обучения предполагает определение четких заданий  мальчикам, девочкам, юношам, девушкам, отдельным группам учеников (основной, подготовительной) одного и того же возраста, примерно одинаковых по уровню подготовленности с целью достижения оптимального эффекта в решении педагогических задач.

Индивидуализация обучения заключается в осуществлении  индивидуального к каждому ученику  подхода в процессе обучения и воспитания.

При необходимости в  уроке надо закреплять сложные двигательные действия, обучать учеников умению выполнять их в изменяющейся, нестандартной  обстановке. С этой целью могут  быть рекомендованы различные полосы препятствий (гимнастические, легкоатлетические, смешанные), бег по различному грунту, по наклонной и восходящей плоскости, пересеченной местности. Все это формирует у школьников способность гибко владеть движениями, подготавливает учеников к реальной жизни, юношей – к службе в армии.

Систематическое повторение ранее пройденного учебного материала осуществляется для более прочного формирования двигательных умений и навыков, особенно тех, которые составляют основу движений человека в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, перелезании и др. Это одно из важных требований урока физической культуры.

На уроках физической культуры надо осуществлять текущее  повторение с целью предупреждения забывания ранее пройденного  материала и закрепления двигательных действий. Обобщающее повторение проводится в конце обучения движениям (окончание прохождения темы, четверти, полугодия). Оно ставит задачей систематизацию двигательных умений и навыков, приобретенных за какой-либо отрезок времени. Заключительное повторение проводится после изучения темы, перед выполнением упражнений на оценку.

Постоянный педагогический контроль за усвоением учебного материала  дает информацию о качестве овладения  движениями, уровнем развития физических качеств, воспитанности школьников. На каждом уроке должен проводиться  опрос и вызов учеников с целью демонстрации заданных на дом для закрепления упражнений, выявления теоретических знаний. Каждая оценка ученика должна быть обоснована, прокомментирована педагогом.

Урок физической культуры должен быть звеном системы уроков. Под системой уроков физической культуры понимают цепочку уроков в логической последовательности (на основе педагогических задач), построенных друг за другом и направлении на прохождение учебного материала. Может иметь место построение системы уроков в изучении бега, прыжков и метаний. При этом необходимо правильно увязать темы между собой, определить объем учебного материала на каждый урок с учетом этапа обучения двигательным действиям, требованиями положительного или отрицательного переноса двигательных навыков, подготовленности учащихся класса (учебной группы) к выполнению упражнений в основной части урока.

Информация о работе Профилактика травматизма на уроках гимнастики