Профилактика травматизма на уроках гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасение материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Причины детского травматизма на уроке физической культуры в школе
1.1. Педагогические требования к современному уроку физической
культуры 6
1.2. Основные причины травматизма при занятиях физическими
упражнениями 14
1.3. Основы техники безопасности проведения урока физической культуры.. 19
Выводы по I главе 27
Глава II. Профилактика и предупреждение травматизма на уроках гимнастики
2.1. Причины травматизма на уроках гимнастики и способы его предупреждения 30
2.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика 35
2.3. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики 39
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

ВКР Никитин.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

При осуществлении страховки  необходимо: знать технику исполняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать место для страховки; применять правильные способы и приемы страховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учеников (физическую, техническую и психологическую подготовленность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же время не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми подставками, с которых осуществляется страховка, ставить на страховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и степени технической подготовленности обучаемого.

При самостоятельном  выполнении упражнений большую роль в предотвращении травм приобретает самостраховка умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвращения возможной травмы можно прекратить выполнение упражнения или изменить его, создать дополнительную опору, перехватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения.

Каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов  страховки, помощи и самостраховки. При обучении этим приемам исходят из правильной техники выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с освоением гимнастических упражнений. Педагог показывает и объясняет и. п. страхующего у снаряда, правильную стойку, способ захвата и действия в случае выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы страховки и помощи. Кроме практических действий, перед каждым подходом для страховки следует спросить страхующего, как он будет ее осуществлять. Действия страхующих преподаватель всегда должен держать в поле зрения. Лишь после прочного овладения навыками можно доверить осуществление самостоятельной страховки и помощи, обращая внимание страхующих на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других мер предупреждения травматизма.

Обязательное обучение занимающихся приемам страховки  и помощи диктуется тем, что преподаватель  не может сам обеспечить их при  проведении занятий с несколькими  группами. Навыками страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой. Студенты физкультурных учебных заведений овладевают ими на практических занятиях.

Обеспечение страховки  и помощи воспитывает у занимающихся чувство ответственности за это  поручение и профессиональную компетентность.

В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполнения сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, «обкрутки» в руках педагогов.

В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд страховка оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка поддерживается в области спины и живота. В работе с начинающими рекомендуется страховать вдвоем с обеих сторон бревна. Нельзя в процессе страховки захватывать занимающегося за ноги.

В упражнениях на высокой  перекладине, кольцах и брусьях  разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передвигаясь на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые переходы на другую сторону (делать надо это очень умело), так чтобы не помешать выполнению упражнения. При соскоках надо быстро переходить к предполагаемому месту приземления. Страховка может оказываться стоя на возвышении или с помощью подвесного пояса.

В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых статических элементов можно держать руки и над жердями. Другими средствами страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки различного рода и др.

В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, страховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места приземления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой  за плечо или под грудь. При страховке боковых прыжков место страхующего впереди снаряда со стороны опорной руки. При выполнении прыжков переворотом и более сложных ему надо стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину.

Для предупреждения травматизма  и сохранения здоровья занимающихся большое значение имеют врачебный  контроль и самоконтроль за их физическим состоянием и самочувствием. В связи с этим занимающиеся закрепляются за одним из лечебно-профилактических учреждений (врачебно-физкультурный диспансер, кабинеты врачебного контроля, врачебные кабинеты в поликлиниках, школах, средних специальных и высших учебных заведениях) и проходят углубленное медицинское обследование не менее одного-двух раз в год.

Кроме этого на учебных, учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях  и сборах должны проводиться врачебно-педагогические наблюдения. Они дают возможность  врачу и педагогу определить текущее состояние здоровья занимающихся и своевременно выявить отклонения в нем. Перед каждым занятием преподаватели должны выяснять настроение занимающихся, самочувствие, желание тренироваться.

Утомление и переутомление  должны быть своевременно обнаружены в процессе занятий. Его основные признаки следующие: снижение внимания к учебному процессу, вялость, апатия; ухудшение качества исполнения упражнений; нарушение координации движений; побледнение, дрожание рук, ног и др. В этих случаях необходимо снизить нагрузку; не разучивать сложно координированные, требующие риска движения; использовать методические приемы, облегчающие исполнение упражнения, в отдельных случаях надо прекратить тренировку, а занимающегося направить к врачу.

После болезни или  длительного перерыва в занятиях занимающемуся необходимо пройти тщательное врачебное обследование и получить разрешение на допуск к учебно-тренировочным занятиям. В этом случае педагог должен в процессе учебно-тренировочной работы учесть рекомендации врача и не форсировать подготовку (заниматься ОФП, снизить нагрузку, уменьшить количество подходов, рекомендовать выполнять упражнения, хорошо изученные ранее, или их отдельные элементы), усилить внимание к страховке, оказывать физическую помощь и постепенно подвести занимающегося к выполнению полного объема работы. Категорически запрещается допускать учащихся к учебным или учебно-тренировочным занятиям без разрешения врача.

Особое значение для  предотвращения травматизма имеет  самоконтроль. В специальном дневнике регистрируются самочувствие, настроение, степень утомления, вес, пульс, аппетит, сон, болевые ощущения; учитывается соблюдение правильного режима работы, отдыха, питания.

Значительную роль в  профилактике травматизма играет агитационно-пропагандистская работа по врачебному контролю и самоконтролю. Все это позволяет педагогу методически правильно строить учебный процесс.

Итак, для предупреждения спортивных травм при занятиях гимнастикой  необходимо применять комплексные  профилактические меры. К ним относятся  методика проведения учебно-спортивной работы, гигиенические требования и медицинское обеспечение. (Приложение 4)

Наряду с важностью  всех профилактических мероприятий  основное внимание следует уделять  устранению методических погрешностей, поскольку большинство травм  вызвано недостатками в методике обучения и тренировки. Методические и организационно-педагогические меры профилактики травматизма должны учитываться в документах планирования учебно-тренировочной работы. Студентам физкультурных учебных заведений надо тщательно изучать меры профилактики травматизма и использовать их в своей педагогической деятельности, добиваясь полного исключения травм из практики (Приложение 4).

Вывод по 2 главе

Урок гимнастики достаточно травмоопасен. Причины могут быть различными: это и спортивный инвентарь, который необходимо проверять перед началом каждого урока, наличие посторонних предметов и лиц на уроке, перегрузка растущего организма, недостаточная подготовка учащегося, отсутствие должного медицинского контроля а также низкая квалификация педагога. Все причины, которые рассмотрены нами, относятся к травмоопасным не только на гимнастике, но и на любом уроке физической культуры.

При проведении урока  гимнастики нельзя нарушать организацию  занятия в целом, педагогу нужно  продумывать организацию и проведение каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся; предусмотреть возможность использования в качестве помощников лучших гимнастов, лиц, освобожденных от занятий. Обязательным должно быть условие соблюдения дисциплины. Что касается спортивного инвентаря, то обязательно исправен. Форма и обувь ученика должна соответствовать размеру, подошва гибкой и резиновой, либо чешки, можно заменить и на носочки. Так же необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Страховка и самостраховка являются неотъемлемой частью предупреждения травматизма. Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Страховка бывает индивидуальной или групповой. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства.

Самостраховка это умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предупреждения травматизма и сохранения здоровья занимающихся большое значение имеют врачебный контроль и самоконтроль. На занятиях медики и педагоги по ФК обязательно должны проводить наблюдения за учащимися. При ухудшении самочувствия, которое может проявляться даже в вялом отношении к упражнению, необходимо либо снизить нагрузку, либо отправить ученика к врачу. Ученик должен вести дневник самоконтроля, в котором должен регистрировать такие важные показатели как самочувствие, настроение, степень утомления, вес, пульс, аппетит, сон, болевые ощущения; учитывается соблюдение правильного режима работы, отдыха, питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Физическая культура в общеобразовательной школе является одним из самых трудных предметов – по содержанию и выполнению организационных, методических, санитарно-гигиенических требований.

Занятия по физической культуре проводят: в различных местах –  в спортзале, в бассейнах, в парке, на спортплощадке, на стадионе и на пересеченной местности; в различных погодных условиях; с использованием специальной одежды и обуви, специального инвентаря и оборудования. Во время занятий учащиеся должны не только слушать, смотреть, понимать и запоминать, но и активно действовать физически, многократно и настойчиво выполнять задания, направленные на освоение техники физических упражнений и на развитие физических качеств.

В установленном законодательством  РФ порядке школа несет ответственность  за жизнь и здоровье учащихся. Поэтому необходимо обеспечить безопасность учебного процесса. Преподаватели и руководители спортивных секций обязаны знать причины возникновения опасных ситуаций, строго соблюдать правила безопасности занятий, а при несчастных случаях – уметь оказывать доврачебную помощь.

Несчастные случаи с  учащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного  процесса были и остаются огромной человеческой трагедией, являются не только причиной серьезных экономических  потерь, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай или травма влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения.

Во избежание травматизма  на занятиях преподавателям физического  воспитания и тренерам необходимо:

- правильно организовывать  занятия физической культурой;

- нормировать физические  нагрузки;

- организовывать и  материально-технически обеспечивать  тренировочные процессы в отдельных  видах спорта;

- проводить работу  по обеспечению контроля за  состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего периода обучения;

- проводить работу  по оборудованию и поддержанию  в соответствии с гигиеническими  требованиями мест занятий физической  культурой и спортом;

- обеспечивать санитарно-гигиенические условия и меры по технике безопасности на всех видах занятий физической культурой.

На уроке гимнастики, который очень травмоопасен, учителю ФК нужно быть очень бдительным и выполнять все требования по защите здоровья учащихся. Поэтому профилактика травм довольно таки актуальна.

При проведении урока  гимнастики нельзя нарушать организацию  занятия в целом, педагогу нужно  продумывать организацию и проведение каждого занятия, учитывая особенности  групп учащихся; предусмотреть возможность  использования в качестве помощников лучших гимнастов, лиц, освобожденных от занятий. Обязательным должно быть условие соблюдения дисциплины. Что касается спортивного инвентаря, то обязательно исправен. Форма и обувь ученика должна соответствовать размеру, подошва гибкой и резиновой, либо чешки, можно заменить и на носочки. Так же необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы

Информация о работе Профилактика травматизма на уроках гимнастики