Профилактика травматизма на уроках гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасение материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Причины детского травматизма на уроке физической культуры в школе
1.1. Педагогические требования к современному уроку физической
культуры 6
1.2. Основные причины травматизма при занятиях физическими
упражнениями 14
1.3. Основы техники безопасности проведения урока физической культуры.. 19
Выводы по I главе 27
Глава II. Профилактика и предупреждение травматизма на уроках гимнастики
2.1. Причины травматизма на уроках гимнастики и способы его предупреждения 30
2.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика 35
2.3. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики 39
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

ВКР Никитин.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Обучение учеников применять  усвоенные знания и двигательные действия на практике. Каждый ученик должен быть обучен на уроке правилам выполнения общеразвивающих упражнений, умению дозировать их, соединять в комплексы утренней гимнастики, индивидуальной тренировки, физкультурной минуты. С этой целью проводят урок самостоятельной физической и двигательной подготовки.

Ученики заводят тетрадь  и записывают задания, даваемые учителем: порядок выполнения упражнений, методы воспитания двигательных качеств, рекомендуемую дозировку движений, правила самомассажа, аутогенной тренировки, приемы закаливания. В этих требованиях выражена инструктивная направленность урока физической культуры.

Систематическое обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний по физической культуре и спорту, пользоваться методической литературой, пособиями, изданными для учеников, учебником по физической культуре. Это позволит воспитать убежденных сторонников физической культуры и спорта, подготовить в школе всесторонне образованных людей.

На уроках физической культуры действуют высокие гигиенические  правила. Ученики должны соблюдать  гигиенические требования к спортивной одежде, содержать в чистоте свое тело, заботиться об уборке мест занятий физическими упражнениями, проветривать спортивный зал, класс перед выполнением упражнений физкультминуты, знать правила и приемы закаливания. С целью закаливания рекомендуется круглогодично проводить уроки физической культуры на воздухе (можно по формуле 1+1: один урок на воздухе, один - в спортивном зале).

Применение технических  средств - важная забота педагога. Известно, что использование музыкального сопровождения во время занятий  физическими упражнениями повышает настроение, активность учеников, содействует воспитанию темпа и согласованности движений. Применение ТСО повышает обучаемость учащихся двигательным действиям, снижает количество ошибок при выполнении движений.

Использование нестандартного оборудования (снарядов группового выполнения физических упражнений) и инвентаря на уроках физической культуры повышает эффективность процесса физического воспитания, способствует лучшему овладению двигательными умениями и навыками, развитию двигательныx качеств, увеличивает плотность и физиологическую нагрузку урока, дисциплинирует учеников, так как упражнения выполняются одновременно подгруппой учащихся.

Достижение высокой  двигательной плотности - одно из требований, предъявляемых к совместному  уроку физической культуры. Абсолютная плотность (моторная плотность) хорошо организованного урока должна быть 70 -80 % от общего времени урока. Каждый учитель обязан стремиться к максимальному использованию времени урока, не допускать простоев и опозданий учеников к месту занятий.

Определяя физические упражнения урока, надо помнить о необходимости  решения в единстве оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Однако в содержании урока  следует выделять главное, основное, существенное и, учитывая это, избирать тип, структуру урока, подбирать физические упражнения, методы обучения и воспитания учеников. Такой подход учителя к уроку позволит наметить кратчайшие пути реализации педагогических задач и приведет учеников к более Прочному усвоению знаний, двигательных умений. Надо научиться при наименьшем подборе упражнений и времени обучения решать максимально возможные задачи урока. Следует стремиться к логической взаимосвязи упражнений урока (I, II, III частей урока), наиболее полной реализации методических принципов физического воспитания.

Обеспечение психологических  условий ведения урока физической культуры является фактором повышения  активности учеников, сознательного  отношения их к усвоению знаний, умений и навыков. Создание благоприятной  и доброжелательной обстановки на уроке в сочетании с формированием мотивации к занятиям физическими упражнениями влияет на результативность работы школьника и педагога. Со временем вырабатывается стиль педагогической деятельности учителя физической культуры.[11]

Очень важным для проведения урока физической культуры является соблюдение гигиенических требований к проведению занятий.

Гигиеническое обеспечение  физического воспитания школьников складывается из следующих основных элементов:

  • обеспечения эксплуатации спортивных сооружений школы;
  • контроля за состоянием экипировки учащихся при физическом воспитании;
  • контроля за состоянием спортивного инвентаря, используемого в процессе физического воспитания;
  • обеспечения организации уроков физического воспитания, используемых средств и методов, объемов и интенсивности физических нагрузок, учащихся в процессе урока. [3]

Спортивные сооружения школ (спортивные площадки, расположенные в зоне школьного участка, и учебно-спортивные крытые сооружения, спортивны залы, бассейны). Размеры спортивных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся. В соответствии с количеством учеников в школе и размерами школьного участка на территории спортивной площадки размещаются легкоатлетическая, гимнастическая площадки, малая (баскетбол, волейбол, ручной мяч) и большая (футбол) площадки для спортивных игр и метаний.

Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются  санитарными правилами и нормами 2.4.2576 – 96 «Гигиенические требования к  условиям обучения школьников в различных  видах современных общеобразовательных учреждений». Физкультурно-спортивная зона учебного заведения должна размещаться на расстоянии не менее 25м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

Спортивный зал следует размещать  на первом этаже здания учебного заведения  в пристройке. Ее размеры должны быть рассчитаны на выполнение всей программы  по физическому воспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. Типы спортивного зала и их количество зависят от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Спортивные залы могут быть площадью: 9х18, 12х24 и 15х30 м,18х36 высотой не менее 6 м. При спортивных залах следует предусматривать помещения для спортивных снарядов (16-32 м2), раздевалки для мальчиков и девочек (10,5 м2 каждая); душевые (9 м2 каждая); туалеты (8 м2 каждый), комнату для преподавателя(9 м2). В число помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать «зону» - тренажерный зал, а также по возможности бассейн.

Необходимо соблюдение требований к воздушно-тепловому режиму спортивных сооружений. В спортзале и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15-17°С; в раздевалке – 19-23°С. Уроки физкультуры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах.

Что касается естественного освещения, то в спортивных залах освещенность (на полу) должна составлять не менее 200 лк.

Спортзал должен находиться вдали  от учебных помещений, учительской и кабинета врача. Если нет возможности оборудовать собственный физкультурный зал, допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи учебного заведения при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к школьным спортивным залам. [33]

Несоблюдение требований к уроку  физической культуры может приводить  к детскому травматизму, что недопустимо  и поэтому требует профилактических мероприятий. Рассмотрим основные причины  детского травматизма на уроке ФК.

1.2. Основные причины травматизма  при занятиях физическими упражнениями

 

Травматизм несовместим  с оздоровительными целями физической культуры и спорта. Он нарушает здоровье, мешает спортивному росту, так как  даже легкая травма отражается на функциональных возможностях учащихся, меняет нормальный ход учебно-тренировочных занятий.

Травмы возникают главным  образом в том случае если нарушены правила построения и проведения занятий физическими упражнениями, уроков и соревнований, а также  несоблюдение гигиенических норм и требований в процессе проведения занятий. Поэтому исключительно важно умение педагога правильно планировать и проводить занятия физическими упражнениями, повседневно вести борьбу с тем, что может привести к ухудшению здоровья, к травмам.

Педагогу необходимо хорошо знать причины, механизмы возникновения повреждений и уметь оказать пострадавшему доврачебную помощь.

Травма – это повреждение, нарушение целостности тканей, вызванное внешним воздействием (механическим, физическим, химическим и др.). При этом происходят анатомические изменения и связанные с ними нарушения функций. Обычно это сильное внезапное внешнее воздействие; но и небольшое часто повторяющееся действие механических и других факторов может привести к травме (например, потертость).

Травмы различают по наличию или отсутствию повреждений наружных покровов (открытые и закрытые), по обширности (макротравмы и микротравмы), а также по тяжести воздействия на организм (легкие, средние, тяжелые).

Рассмотрим более подробно причины травматизма на уроке ФК:

1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное размещение участников, судей и зрителей при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снарядов и переход с места занятий; проведение занятий в отсутствие преподавателя или тренера.

2.   Низкий уровень квалификации большого количества учителей физкультуры. Он обусловлен в первую очередь недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием методик физического воспитания, педагогических основ. Да и сами методические рекомендации, точнее некоторые из них, устарели и требуют новой редакции.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Часто причиной повреждения  является пренебрежительное отношение  к вводной части урока, разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого, причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и психофизических качеств.

3. Следующая причина  «физкультурного» травматизма  физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря.

Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания  снаряды (в школах их просто некому испытывать) не обеспечивают должной  степени надежности и безопасности. В некоторых школьных спортзалах вообще отсутствуют даже такие средства подстраховки, как спортивные маты. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

4. Недостаточность учебных  площадей. Во многих школах педагоги  вынуждены проводить в одном  спортивном зале занятия со  старшими и младшими школьниками  одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.

5. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокие влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Информация о работе Профилактика травматизма на уроках гимнастики