Профилактика травматизма на уроках гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасение материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Причины детского травматизма на уроке физической культуры в школе
1.1. Педагогические требования к современному уроку физической
культуры 6
1.2. Основные причины травматизма при занятиях физическими
упражнениями 14
1.3. Основы техники безопасности проведения урока физической культуры.. 19
Выводы по I главе 27
Глава II. Профилактика и предупреждение травматизма на уроках гимнастики
2.1. Причины травматизма на уроках гимнастики и способы его предупреждения 30
2.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика 35
2.3. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики 39
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

ВКР Никитин.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

6. Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры, судей и тренеров.

7. Врачебное обслуживание  во многих школах находится  в неудовлетворительном состоянии,  главным образом из-за низкой  зарплаты медицинского персонала, нехватки кадров. Медицинское обследование школьников проводится с запозданием. Распределение обучающихся по медицинским группам для занятий физкультурой своевременно не вносится в классный журнал. Есть случаи, когда школьники, допущенные к обучению в основной группе, страдали тяжелыми хроническими заболеваниями (сердечная недостаточность, грыжа Шморля и т. д.). По этой причине зафиксированы случаи с летальным исходом во время занятий.

Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных  требований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, по комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности. [27]

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев - это нарушения правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителем физкультуры, тренером, учащимися.

Еще об одной, важнейшей, причине травм - гипокинезии - необходимо сказать особо.

В общеобразовательной  школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, заболевания, травматизм).

Отрицательные последствия  гипокинезии общеизвестны: в первую очередь страдают энергетический обмен и основные физиологические системы растущего организма. Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела. Наиболее распространенными недугами у школьников средних и старших классов являются хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов, воспаление легких, бронхиальная астма.

Наблюдаемый контингент школьников составлял 28 - 30% детей, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и более в неделю, и 70 - 72% детей, организованная двигательная активность которых ограничивалась только уроками физкультуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточной двигательной активностью обладают плохой координацией движений, недостаточно хорошо ориентируются в пространстве в статике и в динамике. Реакция на внешние раздражители у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях. И, что характерно, для таких детей случайные падения во время игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались травмами разной степени тяжести.

1.3. Основы техники безопасности  проведения урока физической  культуры

Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем так и школьниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.

Учителя физкультуры обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культуры и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинение вреда здоровью детей [3, С. 43].

Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты:

1. Учителя физкультуры  в своей практической деятельности  по физическому воспитанию должны  руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций но охране труда.

2. Учитель физкультуры  или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

3. Учитель физкультуры  должен:

- проходить курсы (не  реже 1 раза в 5лет) по охране  труда;

- принимать участие  в испытании гимнастических снарядов и оборудования;

- вносить предложения  по улучшению условий проведения  образовательного процесса;

- организовывать изучение  обучающимися воспитанниками правил  по охране труда в быту и  т.д.

4. Учитель физкультуры  должен знать:

- подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося;

- медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены  по результатам медицинского  осмотра;

- учащихся, освобожденных  врачом от физических упражнений  после болезни, и отмечать учащимися,  отсутствующих на уроке [10, С. 33].

Должностные лица физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений должны обеспечивать надлежащее техническое оборудование мест проведение спортивных занятий  и соревнований в соответствии с  правилами безопасности и санитарно  – гигиеническими нормами и должны нести ответственность за охрану здоровья при проведении занятий физкультурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий. Общая техники безопасности на уроках физкультуры так же включает в себя требования к техническому, санитарному, организационному, пространственному, медицинскому и т. д. оснащению уроков по физической культуре:

  1. Спортивный зал должен соответствовать формам проведения физкультуры. Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а так же правилам по электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ. Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий. Особые требования предъявляются к полам, стенам, потолку, освещенности, вентиляции спортивных залов, наличию шкафов, раздевалок, плана эвакуации, пожарного щита с набором ручного противопожарного инвентаря и т.д.;
  2. Влажная уборка должна проводится 2 раза в день;
  3. Инвентарь должен находится в хорошем состоянии. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда. Так же существуют особые требования к другому спортивному инвентарю и оборудованию: жердям брусьев, грифам перекладин, гимнастическим бревнам, опорам гимнастического козла, гимнастическим матам, гимнастическим мостикам, канатам для лазания, шведской стенке, гимнастической скамейке, гимнастической палке, мячам набивным, весу спортивных снарядов для метания, лыжному инвентарю, баскетбольному щиту, баскетбольному мячу, волейбольным стойкам, волейбольным сеткам, волейбольным мячам и т.д. [21, С. 29];
  4. Если в спортивном зале есть какие - то неполадки то занятия не проводятся;
  5. После каждого проведенного занятия зал должен проветриваться;
  6. Не выполнять упражнений на спортивных снарядах без преподавателя или его помощника, а также без страховки;

7.Соблюдать принципы  доступности, последовательности  при обучении учащихся и соответствие  даваемых упражнений и нагрузок  учебной программе; проводить  разминку и увеличивать время,  отведенное на нее, при сильном  ветре, пониженной температуре и повышенной влажности;

  1. Снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов; (Приложение 1)
  2. Следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения на уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое нарушение;

10.Организовывать учащихся  для уборки спортивного инвентаря  и оборудования в места его  хранения;

11 .Организованно выводить учащихся с места проведения занятия;

12.Производить тщательный  осмотр места проведения занятия,  выключает освещение, закрывать  на ключ все подсобные помещения  и спортзал;

13.Доводить до сведения  ответственного за спортзал и  спортплощадку сообщение обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса;

  1. При жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить учащегося к врачу;
  2. Оперативно извещать руководство о каждом несчастном случае;
  3. При пожаре в спортивном зале открывать запасные выходы и организованно вывести учащихся согласно плану эвакуации в безопасное место, сообщать о пожаре в пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания [21. C. 33].

Для младших школьников предусматриваются следующие общие  требования по технике безопасности на занятиях по физической культуре, которые требуют от учителя следующих действий:

  1. Входить в зал после разрешения учителя;
  2. Хорошо ознакомить с правилами технике безопасности;
  3. Предоставить учащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и отдельно девочкам);
  4. Убедится в том, что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ;
  5. Следить за соблюдением правил поведения учащихся в раздевалках;
  6. Обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса;
  7. Провести тщательный осмотр места проведения занятия;
  8. Предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений;

9.Проверить исправность  спортивного инвентаря, надежность  установки и крепления оборудования;

  1. Проветрить помещение при помощи естественной или принудительной вентиляции;
  2. При недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;

12.Проверить состояние  запасного выхода при проведении  занятий в спортзале. Таким  образом мы собрали и подготовили  правила техники безопасности  для всех школьников и для  младших школьников выделили  самые важные правила, которые должен знать каждый учитель физической культуры.

Существуют определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном  учреждении:

  1. Инструкции по технике безопасности на занятиях: легкой атлетикой, спортивными играми, гимнастикой, лыжной подготовки, плаванием, в тренажерном зале, видами единоборств, на соревнованиях, по организации и проведению туристических мероприятий.
  2. Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности на уроках физической культуры.
  3. Акт разрешение на проведение занятий: в спортивном зале, в тренажерном зале, на спортивном плоскостном сооружении, в бассейне
  4. Акт приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года.
  5. Укомплектованная медицинская аптечка, инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при различных травмах и повреждениях.
  6. Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками (хранится у специалиста по охране труда).
  7. Журнал о результатах испытаний спортивного инвентаря и оборудования.
  8. Сертификат соответствия для спортивного инвентаря и оборудования [26, С. 40].

В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по маарам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем  образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Типовая инструкция должна содержать следующие разделы:

- общие требования  безопасности;

- требования безопасности  перед началом занятий;

- требования безопасности  во время работы;

- требования безопасности в аварийных ситуациях;

- требования безопасности  по окончании работы.

При необходимости в  инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях  может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий основные положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкции, дан перечень этих актов, а так же перечень актов, утративших силу.

В России проводится много  мероприятий по борьбе со спортивным травматизмом. Методы предупреждения травм изучаются в учебных  заведениях. Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья участников. Введены для всех спортивных организаций обязательные санитарно-гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условия их проведения с целью предупреждения спортивных повреждений. Большое значение для предупреждения повторения травм имеет тщательный учет, расследование и анализ обстоятельств их возникновения. В необходимых случаях лица, по вине которых они произошли, привлекаются к ответственности. В предупреждении спортивных травм много зависит от активности работников спортивных сооружений, судей и самих спортсменов, однако главная роль принадлежит здесь педагогу. От него требуется принятие энергичных мер по устранению всех перечисленных выше причин, вызывающих нарушение здоровья, травмы.

Информация о работе Профилактика травматизма на уроках гимнастики