Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:18, курсовая работа
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасение материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.
Введение 3
Глава I. Причины детского травматизма на уроке физической культуры в школе
1.1. Педагогические требования к современному уроку физической
культуры 6
1.2. Основные причины травматизма при занятиях физическими
упражнениями 14
1.3. Основы техники безопасности проведения урока физической культуры.. 19
Выводы по I главе 27
Глава II. Профилактика и предупреждение травматизма на уроках гимнастики
2.1. Причины травматизма на уроках гимнастики и способы его предупреждения 30
2.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика 35
2.3. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики 39
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 50
6. Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры, судей и тренеров.
7. Врачебное обслуживание
во многих школах находится
в неудовлетворительном
Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, по комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности. [27]
Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев - это нарушения правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителем физкультуры, тренером, учащимися.
Еще об одной, важнейшей, причине травм - гипокинезии - необходимо сказать особо.
В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, заболевания, травматизм).
Отрицательные последствия гипокинезии общеизвестны: в первую очередь страдают энергетический обмен и основные физиологические системы растущего организма. Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела. Наиболее распространенными недугами у школьников средних и старших классов являются хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов, воспаление легких, бронхиальная астма.
Наблюдаемый контингент школьников составлял 28 - 30% детей, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и более в неделю, и 70 - 72% детей, организованная двигательная активность которых ограничивалась только уроками физкультуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточной двигательной активностью обладают плохой координацией движений, недостаточно хорошо ориентируются в пространстве в статике и в динамике. Реакция на внешние раздражители у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях. И, что характерно, для таких детей случайные падения во время игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались травмами разной степени тяжести.
Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем так и школьниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.
Учителя физкультуры обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культуры и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинение вреда здоровью детей [3, С. 43].
Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты:
1. Учителя физкультуры
в своей практической
2. Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.
3. Учитель физкультуры должен:
- проходить курсы (не реже 1 раза в 5лет) по охране труда;
- принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;
- вносить предложения
по улучшению условий
- организовывать изучение
обучающимися воспитанниками
4. Учитель физкультуры должен знать:
- подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося;
- медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра;
- учащихся, освобожденных
врачом от физических
Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений должны обеспечивать надлежащее техническое оборудование мест проведение спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами безопасности и санитарно – гигиеническими нормами и должны нести ответственность за охрану здоровья при проведении занятий физкультурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий. Общая техники безопасности на уроках физкультуры так же включает в себя требования к техническому, санитарному, организационному, пространственному, медицинскому и т. д. оснащению уроков по физической культуре:
7.Соблюдать принципы
доступности,
10.Организовывать учащихся
для уборки спортивного
11 .Организованно выводить учащихся с места проведения занятия;
12.Производить тщательный
осмотр места проведения
13.Доводить до сведения ответственного за спортзал и спортплощадку сообщение обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса;
Для младших школьников
предусматриваются следующие
9.Проверить исправность
спортивного инвентаря,
12.Проверить состояние
запасного выхода при
Существуют определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении:
В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по маарам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Типовая инструкция должна содержать следующие разделы:
- общие требования безопасности;
- требования безопасности перед началом занятий;
- требования безопасности во время работы;
- требования безопасности в аварийных ситуациях;
- требования безопасности по окончании работы.
При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий основные положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкции, дан перечень этих актов, а так же перечень актов, утративших силу.
В России проводится много мероприятий по борьбе со спортивным травматизмом. Методы предупреждения травм изучаются в учебных заведениях. Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья участников. Введены для всех спортивных организаций обязательные санитарно-гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условия их проведения с целью предупреждения спортивных повреждений. Большое значение для предупреждения повторения травм имеет тщательный учет, расследование и анализ обстоятельств их возникновения. В необходимых случаях лица, по вине которых они произошли, привлекаются к ответственности. В предупреждении спортивных травм много зависит от активности работников спортивных сооружений, судей и самих спортсменов, однако главная роль принадлежит здесь педагогу. От него требуется принятие энергичных мер по устранению всех перечисленных выше причин, вызывающих нарушение здоровья, травмы.
Информация о работе Профилактика травматизма на уроках гимнастики