Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 10:51, курсовая работа
Цель исследования. Экспериментально доказать влияние метода круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов. Задачи исследования:
Провести анализ научно-методической литературы по проблеме использования круговой тренировки в скоростно-силовой подготовке волейболистов. Выявить показатели скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов.
Разработать и экспериментально проверить влияние комплексов круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме скоростно-силовой подготовки юных волейболистов…………………………………………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………………………………………..6
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов…………………………………………………………………….11
1.3. Развитие скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом……….17
1.4. Круговая тренировка как метод развития скоростно-силовых качеств..20
Глава 2. Апробирование упражнений на формирование скоростно-силовых качеств у юных волейболисток………………………………………………….28
2.1. Подборка упражнений для составления комплексов для формирования скоростно-силовых качеств………………………28
2.2. Использование комплексов упражнений на формирование скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки в учебно-тренировочных занятиях по волейболу……………………………………………………………29
2.3. Анализ результатов использования комплексов упражнений……………30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………….35
Приложения
Развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста занимающихся волейболом
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Анализ
литературных источников по проблеме
скоростно-силовой подготовки юных волейболистов……………………………………………
1.1. Анатомо-физиологические
особенности развития детей младшего
школьного возраста…………………………………………………………
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых
качеств юных волейболистов……………………………………………
1.3. Развитие скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом……….17
1.4. Круговая тренировка как метод развития скоростно-силовых качеств..20
Глава 2. Апробирование упражнений на
формирование скоростно-силовых качеств
у юных волейболисток……………………………………………
2.1.
Подборка упражнений для
2.2. Использование
комплексов упражнений на
2.3. Анализ
результатов использования
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
Известно, что движение для ребёнка - естественное состояние. Это средство познания мира, это его физическая и духовная пища. При этом наиболее популярными средствами для детей и подростков являются подвижные и спортивные игры, в частности - волейбол.
Волейбол - игра миллионов. Путь к мастерству открыт для каждого. Среди миллионов людей, играющих в волейбол, много талантливых. Массовый волейбол как раз тот ручеек, с которого начинается река резервов, будущих мастеров игры [15, 37, 43].
Секрет популярности волейбола заключается в его доступности для всех: городскому и сельскому жителю, юноше и взрослому. В игре могут участвовать люди разного возраста и подготовки. Именно эта демократичность и привела к популяризации волейбола и, согласно статистике, стал одним из массовых видов спорта в мире и у нас в стране. Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками, поэтому для овладения техникой и тактикой игры в волейбол появилось множество форм и методов.
В практике физического воспитания широкое применение нашли специальные методические формы регламентации упражнений при комплексном содержании занятия. Основная из них - так называемая «круговая тренировка». Вообще говоря, ее нельзя отождествлять с каким-либо отдельным методом. По сути, это организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения [30, 42]. Но в большинстве случаев метод круговой тренировки используют как средство повышения уровня физической и скоростно-силовой подготовленности.
Добиться высокой работоспособности организма - одна из важнейших задач, которую решает круговая тренировка. Особенность её в том, что с помощью специально разработанных комплексов решаются задачи развития двигательных качеств и закрепление техники движений. В результате использования такого метода определённые показатели учебной работы значительно улучшаются. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачи комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений учащимися. В физическом воспитании круговая тренировка даёт возможность самостоятельно приобрести знания, формировать скоростно-силовые качества, совершенствовать определённые умения и навыки [16, 17].
Повышение уровня физической и скоростно-силовой подготовленности волейболистов одна из главных задач в подготовке команды. Для её увеличения необходимо использовать разнообразные приемы, методы, упражнения, порой заимствованные из других видов спорта. Решить эту задачу можно с помощью круговой тренировки. При разработке круговой тренировки применяются разнообразные средства и методы различного воздействия, рационально используется время тренировок за счет структуры круговой тренировки. Через применение данной организационно-методической формы можно следить за развитием скоростно-силовой подготовки и функциональным состоянием волейболистов.
Исследование применения круговой тренировки является неотъемлемой частью для прогрессирования в области увеличения скоростно-силовой подготовленности, рационального использования тренировочного занятия. Исходя из этого, очевидна актуальность данного исследования.
Объект исследования. Процесс скоростно-силовой подготовки юных волейболистов.
Предмет исследования. Методика применения круговой тренировки в процессе скоростно-силовой подготовки юных волейболистов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование разработанных комплексов круговой тренировки в работе с юными волейболистами более эффективно влияет на скоростно-силовую подготовленность по сравнению с общепринятой методикой развития скоростно-силовых качеств.
Цель исследования. Экспериментально доказать влияние метода круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов.
Задачи исследования:
3. Разработать и экспериментально проверить влияние комплексов круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛЕТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.
Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребенок должен осваивать самые необходимые навыки питания, приспосабливаться к различным температурным условиям среды, реагировать на окружающие лица и т. п. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов — коры больших полушарий.
Однако различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, впервые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) — зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния — третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза)
Для нервной системы у детей младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. При организации занятий с младшими школьниками нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.
При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной реакции (по И. П. Павлову, рефлекса «Что такое?») отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание на 15 - 20 минут. Схема тела формируется у ребенка к 6 годам, а более сложные пространственные представления — к 9-10 годам, что зависит от развития полушарий мозга и совершенствования сенсомоторных функций.
Недостаточное развитие лобных программирующих зон коры обусловливает слабое развитие процессов экстраполяции. Способность к предвидению ситуации в 3-4 года у ребенка практически отсутствует (она появляется в 5-6 лет). Ему трудно остановить бег у заданной черты, вовремя подставить руки для ловли мяча и т. п.
Высшая нервная деятельность детей младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов, а также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.
У 5-6-летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы.
В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Особое значение в поведении ребенка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы (первая сигнальная система, по И. П. Павлову), а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы (вторая сигнальная система). Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.
Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается на протяжении первых 3-х лет жизни, затем ее совершенствование продолжается до 12-14 лет.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту по мере улучшения взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет, достигая к 8 годам величин взрослого человека.
Зрительные сигналы играют ведущую роль в управлении двигательной деятельностью ребенка на протяжении первых 6 лет жизни. Однако обработка зрительных сигналов мозгом еще несовершенна. Она в основном ограничена анализом отдельных признаков предмета, происходящим в зрительных центрах затылочной области коры, и генерализованным распространением этой информации на другие центры коры.
Качественная перестройка зрительных восприятий происходит в возрасте 6 лет, когда начинается вовлечение в анализ зрительной информации ассоциативных нижнетеменных зон мозга. При этом значительно улучшается механизм опознания целостных образов.
К возрасту 10-12 лет формирование зрительной функции в основном завершается, достигая уровня взрослого организма. Этот этап отражается в ЭЭГ установлением в затылочной области коры четкого альфа-ритма (8-12 колеб./с), свойственного взрослому человеку.
Слуховая сенсорная система ребенка имеет важнейшее значение для развития речи, обеспечивая не только восприятие речи посторонних лиц, но и играя формирующую роль системы обратной связи при собственном произношении слов. Именно в диапазоне речевых частот (1000-3000 Гц) наблюдается наибольшая чувствительность слуховой системы. Ее возбудимость на словесные сигналы особенно заметно повышается в возрасте 4 лет и продолжает увеличиваться к 6-7 годам. Однако острота слуха у детей в 7-13 лет (пороги слышимости) все еще хуже, чем в 14-19 лет, когда достигается наиболее высокая чувствительность. У детей особенно широк диапазон слышимых звуков — от 16 до 22 000 Гц.
Пороги различения силы мышечного напряжения все еще превышают уровень показателей взрослого организма в несколько раз. К 12-14-летнему возрасту развитие двигательной сенсорной системы достигает взрослого уровня. Повышение мышечной чувствительности может происходить и далее — до 16-20 лет, способствуя тонкой координации мышечных усилий. С возрастом у ребенка анализ вестибулярных раздражений совершенствуется, а возбудимость вестибулярной сенсорной системы понижается, и это уменьшает проявление побочных моторных и вегетативных реакций. При этом многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам. Раннее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с моторной системой и с другими сенсорными системами позволяет ребенку освоить основной фонд движений и начинать занятия физическими упражнениями с первых же лет жизни — плаванием с первых недель жизни, гимнастикой и фигурным катанием с 3-4 лет и т.п.