Развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста занимающихся волейболом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Экспериментально доказать влияние метода круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов. Задачи исследования:
Провести анализ научно-методической литературы по проблеме использования круговой тренировки в скоростно-силовой подготовке волейболистов. Выявить показатели скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов.
Разработать и экспериментально проверить влияние комплексов круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме скоростно-силовой подготовки юных волейболистов…………………………………………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………………………………………..6
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов…………………………………………………………………….11
1.3. Развитие скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом……….17
1.4. Круговая тренировка как метод развития скоростно-силовых качеств..20
Глава 2. Апробирование упражнений на формирование скоростно-силовых качеств у юных волейболисток………………………………………………….28
2.1. Подборка упражнений для составления комплексов для формирования скоростно-силовых качеств………………………28
2.2. Использование комплексов упражнений на формирование скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки в учебно-тренировочных занятиях по волейболу……………………………………………………………29
2.3. Анализ результатов использования комплексов упражнений……………30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………….35
Приложения

Файлы: 1 файл

VKR_Poryadina.docx

— 93.40 Кб (Скачать файл)

Эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста.

Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост.

Особенности развития двигательных качеств необходимо учитывать в процессе работы по физическому воспитанию. Это позволяет более точно выделить периоды, которые требуют повышенного внимания с точки зрения развития двигательных качеств.

     

1.3.    Развитие скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом

                     

      Овладение  техникой игры в волейбол связано  со скоростно-силовой  подготовкой.  Только  при  условиях  хорошей  скоростно-силовой  подготовки  и  высокого  уровня  специальных  физических  качеств  можно  достигнуть  успеха  при  первоначальном  обучении  техническим  приемам  волейбола,  а  в  процессе  совершенствования  -  более  эффективно  применять  разученные  технические  действия  в  игре  [2, 24].

     Выявление  закономерностей  развития  скоростно-силовых  качеств  в  возрастном  аспекте  имеет  особо  важное  значение,  так  как  уже  в  детском  и  юношеском  возрасте  формируется  двигательный  анализатор,  закладывается  фундамент  будущих  спортивных  достижений. Исследования   позволили  установить,  что  оптимальный  уровень  развития  специальных  физических качеств  служит  условием  для  правильного  и  достаточно  быстрого  овладения  рациональной  техникой  игры  и  применения  изученных  приемов  в  игре [11, 25].

     Выбор  наиболее  эффективных  средств  и  методов  тренировки,  направленных  на  повышение  скоростно-силовой  подготовленности  юных  волейболистов,  основывается  на  требованиях  соревновательной  деятельности  к  двигательной  и  функциональной  подготовке.  Для   того,  чтобы  правильно  тренировать,  надо  знать  что  тренировать, а  потом  уже  как  тренировать. Спортивная  подготовка  детей  планируется  на  несколько  лет,  с  таким  расчетом,  чтобы  после  перехода  в  разряд  взрослых  юные  волейболисты  были  подготовлены  к  тем  требованиям,  которые  предъявляет  «большой  волейбол».

      Однако,  стремясь  добиться  победы,  иные  тренеры  прибегают  к  «натаскиванию»,  при  этом  игнорируется физическая и  скоростно-силовая  подготовка.  Это  отчасти  связано  с  тем,  что  в  соревнованиях   волейболистов  11-12 лет  влияние  скоростно-силовой и физической  подготовленности  на  результат  игры  не  сказывается  решающим  образом,  как  это  имеет  место  в  играх  юношей  старшего  возраста  и  взрослых,  когда  соревнования  проводятся  в  течение  нескольких  дней  подряд.  Недостатки  в  технической  и  физической  подготовке  игроков  «натасканных»  команд  скрыты  за  их  временными  победами  на  соревнованиях [11, 13, 25]. По  достижении  же  занимавшимися  старшего  юношеского  возраста  и  при  переходе  в  разряд  взрослых  порочность  «натаскивания»  проявляется  особенно  резко,  но  ликвидировать  отставание  в скоростно-силовой и  физической  подготовке,  как  правило,  уже  невозможно.

      Взаимосвязь скоростно-силовой и технической подготовки достигается, во-первых, с развитием физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, с развитием физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, с развитием специальных физических способностей отдельных приемов в процессе многократного их повторения с интенсивностью, превышающей соревновательную [48].

      При этом используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике; соединение качеств и способностей с техническим приемом (например, периферическое зрение и передача сверху двумя руками, быстрота перемещения и блокирование и т. п.).

      Упражнения для развития скоростно-силовых качеств в рамках структуры приемов игры: выполнение перемещений с отягощениями, нападающих ударов с отягощениями на руках, всего тела, выполнение отдельных звеньев технических приемов с отягощениями (завершить упражнение выполнением приема в целом) [50].

      Чередование подготовительных и подводящих упражнений с упражнениями по технике: упражнения на быстроту перемещения- блокирование подвешенного мяча; прыжки, преодолевая сопротивление резинового эспандера-подачи (передачи); скоростно-силовые упражнения на тренажере - нападающий удар.

      Развитие специальных физических способностей в процессе многократного выполнения технических приемов: передачи мяча; прием после перемещения; передачи и прием мяча, стоя и сидя у тренировочной стенки (чередуя положение); нападающий удар; блокирование; подачи.  
Упражнения на переключения при выполнении технических приемов нападения и защиты с повышенной интенсивностью и дозировкой для совершенствования навыков технических приемов и развития специальных качеств [50].

     Значение  отличной  скоростно-силовой  подготовленности  в  волейболе  становится  особо  заметным только  в  сочетании  с  техникой  игры.  Например,  игрок,  обладающий  необычайно  большой  прыгучестью  и  мощным  ударом,  без  достаточной  технической и  тактической  подготовки  не  в  состоянии  достичь  даже  среднего  уровня   атакующей  игры.  С  другой  стороны,  лишь  обладая  относительно  высоким  уровнем  прыгучести  и  сильным  ударом,  нападающий  игрок  вполне  успешно  может  пользоваться  имеющимся  техническим  потенциалом.  Зачастую  недостаточная  атлетическая  подготовка  ведет  даже  к  ошибочной  технике [20].

     Скоростные  качества  нужно  рассматривать  и  оценивать  не  в  отрыве  от  их  ситуационных  ценностей,  а  лишь  как  в  тесной  связи  с  техникой,  индивидуальной  и  коллективной  тактикой.  Понятие  быстроты  включает  в  себя  и  другие  качества:  качества  предвидения  действий  противника  и  своих  товарищей  по  команде  и  качества  быстрых  и  остроумных  действий  на  базе  предыдущего  развития  событий [19, 24]. Из  этого  следует,  что  быстрота  специфических   движений  связана  с  быстротой,  легкостью  и  подвижностью  развития  ассоциативных  процессов  в  мозге  или с  быстротой  мышления,  быстротой  замысла  и  быстротой  превращения  образа  в  моторный  образ.

     Особым  скоростным  качеством  является  приостановка  начатого  движения.  Это  качество  давало  и  дает  огромное  преимущество  разыгрывания,  в  особенности,  если  оно  связано  с  высоким  уровнем  технического  обучения.

 

1.4.    Круговая тренировка как метод развития скоростно-силовых             качеств

 

     Круговой метод (тренировка) - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного мест выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки «круговая» - чисто условное [42, 43].

     По мнению Матвеева Л. П. «круговая тренировка» имеет ряд методических вариантов, рассчитанных  на комплексное воспитание физических и скоростно-силовых качеств. К основным вариантам относятся:

  • «круговая тренировка» по типу непрерывного длительного упражнения (преимущественная направленность на развитие общей выносливости);
  • «круговая тренировка» по типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости);
  • «круговая тренировка» по типу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие силовых и скоростных способностей в сочетании с воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности).

      В «круговой тренировке» хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций [30].

      Курамшин Ю. Ф. выделяет следующие варианты круговой тренировки:

  • По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости.
  • По методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т.д.
  • По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости.
  • По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости.

      Для проведения круговой тренировки заранее: 1) составляется комплекс упражнений; 2) определяют места, на которых будут выполняться упражнения «станции»; 3) на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения; 4) устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию; 5) на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными. Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков.

     В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10-12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью - не более 6-8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением       упражнения [42, 43].

      В физическом воспитании круговая тренировка дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические и скоростно-силовые качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. В этом процессе одна из важнейших задач преподавателя должна заключаться, с одной стороны, в моделировании специальных комплексов и выработке алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой - в умении организовать и управлять самостоятельной деятельностью учащихся на уроках физического воспитания.

      В круговой тренировке под алгоритмическим предписанием понимается строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих необходимое воздействие, а следовательно, быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени [16, 17].

     При разработке различных моделей скоростно-силовой   подготовки   необходимо:

  • определить конечные цели воспитания скоростно-силовых качеств, их развитие на конкретном этапе обучения;
  • провести глубокий анализ упражнений, связать их с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений для того или иного навыка или умения;
  • комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть занятия с учетом степени физической подготовленности группы;
  • определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых различий;
  • строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса;
  • создать станционные плакаты, запрограммировав в них текстовую и образную графическую   информацию;
  • определить способ их размещения и хранения в процессе круговой тренировки.

Информация о работе Развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста занимающихся волейболом