Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 10:51, курсовая работа
Цель исследования. Экспериментально доказать влияние метода круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов. Задачи исследования:
Провести анализ научно-методической литературы по проблеме использования круговой тренировки в скоростно-силовой подготовке волейболистов. Выявить показатели скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов.
Разработать и экспериментально проверить влияние комплексов круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме скоростно-силовой подготовки юных волейболистов…………………………………………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………………………………………..6
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов…………………………………………………………………….11
1.3. Развитие скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом……….17
1.4. Круговая тренировка как метод развития скоростно-силовых качеств..20
Глава 2. Апробирование упражнений на формирование скоростно-силовых качеств у юных волейболисток………………………………………………….28
2.1. Подборка упражнений для составления комплексов для формирования скоростно-силовых качеств………………………28
2.2. Использование комплексов упражнений на формирование скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки в учебно-тренировочных занятиях по волейболу……………………………………………………………29
2.3. Анализ результатов использования комплексов упражнений……………30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………….35
Приложения
Эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста.
Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост.
Особенности развития двигательных качеств необходимо учитывать в процессе работы по физическому воспитанию. Это позволяет более точно выделить периоды, которые требуют повышенного внимания с точки зрения развития двигательных качеств.
1.3. Развитие скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом
Овладение техникой игры в волейбол связано со скоростно-силовой подготовкой. Только при условиях хорошей скоростно-силовой подготовки и высокого уровня специальных физических качеств можно достигнуть успеха при первоначальном обучении техническим приемам волейбола, а в процессе совершенствования - более эффективно применять разученные технические действия в игре [2, 24].
Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Исследования позволили установить, что оптимальный уровень развития специальных физических качеств служит условием для правильного и достаточно быстрого овладения рациональной техникой игры и применения изученных приемов в игре [11, 25].
Выбор наиболее эффективных средств и методов тренировки, направленных на повышение скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов, основывается на требованиях соревновательной деятельности к двигательной и функциональной подготовке. Для того, чтобы правильно тренировать, надо знать что тренировать, а потом уже как тренировать. Спортивная подготовка детей планируется на несколько лет, с таким расчетом, чтобы после перехода в разряд взрослых юные волейболисты были подготовлены к тем требованиям, которые предъявляет «большой волейбол».
Однако, стремясь добиться победы, иные тренеры прибегают к «натаскиванию», при этом игнорируется физическая и скоростно-силовая подготовка. Это отчасти связано с тем, что в соревнованиях волейболистов 11-12 лет влияние скоростно-силовой и физической подготовленности на результат игры не сказывается решающим образом, как это имеет место в играх юношей старшего возраста и взрослых, когда соревнования проводятся в течение нескольких дней подряд. Недостатки в технической и физической подготовке игроков «натасканных» команд скрыты за их временными победами на соревнованиях [11, 13, 25]. По достижении же занимавшимися старшего юношеского возраста и при переходе в разряд взрослых порочность «натаскивания» проявляется особенно резко, но ликвидировать отставание в скоростно-силовой и физической подготовке, как правило, уже невозможно.
Взаимосвязь скоростно-силовой и технической подготовки достигается, во-первых, с развитием физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, с развитием физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, с развитием специальных физических способностей отдельных приемов в процессе многократного их повторения с интенсивностью, превышающей соревновательную [48].
При этом используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике; соединение качеств и способностей с техническим приемом (например, периферическое зрение и передача сверху двумя руками, быстрота перемещения и блокирование и т. п.).
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств в рамках структуры приемов игры: выполнение перемещений с отягощениями, нападающих ударов с отягощениями на руках, всего тела, выполнение отдельных звеньев технических приемов с отягощениями (завершить упражнение выполнением приема в целом) [50].
Чередование подготовительных и подводящих упражнений с упражнениями по технике: упражнения на быстроту перемещения- блокирование подвешенного мяча; прыжки, преодолевая сопротивление резинового эспандера-подачи (передачи); скоростно-силовые упражнения на тренажере - нападающий удар.
Развитие специальных физических способностей
в процессе многократного выполнения
технических приемов: передачи мяча; прием
после перемещения; передачи и прием мяча,
стоя и сидя у тренировочной стенки (чередуя
положение); нападающий удар; блокирование;
подачи.
Упражнения на переключения при выполнении
технических приемов нападения и защиты
с повышенной интенсивностью и дозировкой
для совершенствования навыков технических
приемов и развития специальных качеств
[50].
Значение отличной скоростно-силовой подготовленности в волейболе становится особо заметным только в сочетании с техникой игры. Например, игрок, обладающий необычайно большой прыгучестью и мощным ударом, без достаточной технической и тактической подготовки не в состоянии достичь даже среднего уровня атакующей игры. С другой стороны, лишь обладая относительно высоким уровнем прыгучести и сильным ударом, нападающий игрок вполне успешно может пользоваться имеющимся техническим потенциалом. Зачастую недостаточная атлетическая подготовка ведет даже к ошибочной технике [20].
Скоростные качества нужно рассматривать и оценивать не в отрыве от их ситуационных ценностей, а лишь как в тесной связи с техникой, индивидуальной и коллективной тактикой. Понятие быстроты включает в себя и другие качества: качества предвидения действий противника и своих товарищей по команде и качества быстрых и остроумных действий на базе предыдущего развития событий [19, 24]. Из этого следует, что быстрота специфических движений связана с быстротой, легкостью и подвижностью развития ассоциативных процессов в мозге или с быстротой мышления, быстротой замысла и быстротой превращения образа в моторный образ.
Особым скоростным качеством является приостановка начатого движения. Это качество давало и дает огромное преимущество разыгрывания, в особенности, если оно связано с высоким уровнем технического обучения.
1.4. Круговая тренировка как метод развития скоростно-силовых качеств
Круговой метод (тренировка) - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного мест выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки «круговая» - чисто условное [42, 43].
По мнению Матвеева Л. П. «круговая тренировка» имеет ряд методических вариантов, рассчитанных на комплексное воспитание физических и скоростно-силовых качеств. К основным вариантам относятся:
В «круговой тренировке» хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций [30].
Курамшин Ю. Ф. выделяет следующие варианты круговой тренировки:
Для проведения круговой тренировки заранее: 1) составляется комплекс упражнений; 2) определяют места, на которых будут выполняться упражнения «станции»; 3) на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения; 4) устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию; 5) на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными. Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков.
В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10-12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью - не более 6-8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения [42, 43].
В физическом воспитании круговая тренировка дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические и скоростно-силовые качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. В этом процессе одна из важнейших задач преподавателя должна заключаться, с одной стороны, в моделировании специальных комплексов и выработке алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой - в умении организовать и управлять самостоятельной деятельностью учащихся на уроках физического воспитания.
В круговой тренировке под алгоритмическим предписанием понимается строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих необходимое воздействие, а следовательно, быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени [16, 17].
При разработке различных моделей скоростно-силовой подготовки необходимо: