Развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста занимающихся волейболом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Экспериментально доказать влияние метода круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов. Задачи исследования:
Провести анализ научно-методической литературы по проблеме использования круговой тренировки в скоростно-силовой подготовке волейболистов. Выявить показатели скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов.
Разработать и экспериментально проверить влияние комплексов круговой тренировки на скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме скоростно-силовой подготовки юных волейболистов…………………………………………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста………………………………………………………………..6
1.2. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов…………………………………………………………………….11
1.3. Развитие скоростно-силовых качеств при занятиях волейболом……….17
1.4. Круговая тренировка как метод развития скоростно-силовых качеств..20
Глава 2. Апробирование упражнений на формирование скоростно-силовых качеств у юных волейболисток………………………………………………….28
2.1. Подборка упражнений для составления комплексов для формирования скоростно-силовых качеств………………………28
2.2. Использование комплексов упражнений на формирование скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки в учебно-тренировочных занятиях по волейболу……………………………………………………………29
2.3. Анализ результатов использования комплексов упражнений……………30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………….35
Приложения

Файлы: 1 файл

VKR_Poryadina.docx

— 93.40 Кб (Скачать файл)

Основная сущность программирования круговой тренировки заключается в том, что весь объем специально смоделированного комплекса подлежит нормированному выполнению в строго заданном временном интервале, определенной последовательности, при непременном условии постепенного перехода к прогрессирующим нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей физического развития учащихся. При этом на всех этапах круговой тренировки сохраняется прямая и обратная связь между преподавателем и учащимися, где ведется строгий контроль над ростом физического развития, скоростно-силовых способностей и состоянием здоровья.

     При программировании комплекса упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, важно помнить, что организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и значительно хуже переносит нагрузки, требующие проявления выносливости и силы. Для развития выносливости и силы в юношеском возрасте хороших результатов можно ожидать от сочетания различных станций круговой тренировки, направленных на развитие силовой выносливости в чередовании со станциями, развивающими ловкость, быстроту и гибкость.

     Таким образом, при правильном подходе круговая тренировка должна быть направлена на развитие организма, укрепление органов и систем, а также повышение их функциональных возможностей [16].

      Методы воспитания силы основаны на закономерностях, действующих при чередовании работы с отягощениями и отдыхом, а также на взаимоотношениях между интенсивностью и объемом нагрузки. Существуют три основных способа применения упражнений с отягощениями и сопротивлением амортизатора или эспандера: работа в течение длительного промежутка времени с малыми отягощениями или сопротивлениями; работа с малыми отягощениями или сопротивлением с предельной скоростью; работа с отягощениями или сопротивлением околопредельного или предельного веса и сопротивления.

     Для развития динамической силы на станциях круговой тренировки предпочтительнее применять упражнения с относительно небольшими отягощениями в среднем темпе и большим количеством повторений.

     Эффективность применения силовых упражнений методом круговой тренировки в значительной мере зависит от того, насколько рационально запрограммирована и распределена нагрузка на каждом занятии, отдельном цикле, а также от правильного выбора отягощения и силы сопротивления амортизаторов или эспандеров. Комплекс упражнений необходимо составлять таким образом, чтобы попеременно нагружать все главные мышечные группы. При этом некоторые из упражнений должны носить характер общего воздействия, другие - целевой, направленный на развитие какой-либо группы мышц, а третьи - специальный, связанный с определенным программным материалом или техникой вида спорта (в частности – волейбола).

     Наиболее эффективными силовыми упражнениями для учащихся являются такие, которые могут быть выполнены не более 15-25 раз подряд на одной станции круговой тренировки в течение 30 с работы. Если упражнение может быть выполнено большее количество раз подряд, то оно будет развивать не силу, а силовую выносливость.

     Силовые упражнения наиболее эффективны, если их применять в начале или середине основной части занятий. В этом случае они выполняются на фоне оптимального состояния центральной нервной системы, благодаря чему лучше проходит образование и совершенствование нервно-координационных взаимодействий, которые обеспечивают рост мышечной силы.

     При создании модели, направленной на развитие силы мышечных групп в процессе круговой тренировки, необходимо уделять особое внимание специально подобранным упражнениям для локального воздействия, сочетая их с упражнениями общего воздействия.

     Дыхание при выполнении силовых упражнений имеет важное значение и требует специального регулирования. Во избежание нежелательных явлений при выполнении силовых упражнений следует соблюдать основные правила: допускать натуживание только при кратковременных максимальных напряжениях; включать в станции круговой тренировки упражнения с предельными или близкими к ним напряжениями в малом объеме. Не следует делать максимальный вдох перед выполнением силовых упражнений, так как это усугубляет нежелательные сдвиги в организме при задержке дыхания; желательно, чтобы учащиеся выполняли вдох и выдох в середине силового упражнения, несмотря на то, что это неудобно делать, так как затрудняется дыхание.

     Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена также за счет их рационального распределения на станциях круговой тренировки. В паузах используют как пассивный, так и активный отдых. В   качестве  активного    отдыха применяется ходьба, упражнения на растягивание и расслабление.

     Регулярные тренировки приспосабливают организм к нагрузкам. Адаптация проходит быстрее, если в течение определенного времени порядок и последовательность упражнений на станциях круговой тренировки остаются постоянными. Целесообразно повторять подобранный комплекс скоростно-силовых упражнений, варьируя величину отягощения, количество повторений упражнения и число прохождения кругов за урок.

     Основным методом развития быстроты являются многократные движения с предельной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений.

     В выполнении упражнений на скорость большую роль  играют   мышечные напряжения. Эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Помимо непосредственной работы над быстротой, следует широко использовать и специальные упражнения, направленные на совершенствование тех способностей и умений, от которых зависит скорость выполнения в целом. Для этого на станциях применяются упражнения скоростно-силового характера на растягивание, расслабление, а также упражнения, связанные по своей структуре со скоростью.

     Существенное значение в начале круговой тренировки для разогрева мышц имеет бег, так как температура мышцы - важнейший фактор, определяющий ее податливость растягиванию. Повышение температуры тела под влиянием внешнего тепла или в результате выполнения физической работы вызывает усиленное кровоснабжение мышц, делает волокна более эластичными.

        Главный принцип воспитания скоростно-силовой выносливости на станциях круговой тренировки заключается в постепенном увеличении физических упражнений различной интенсивности с вовлечением в работу возможно большего количества мышечной массы.

           Наиболее эффективным средством развития скоростной выносливости на станциях круговой тренировки является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также различные прыжковые и метательные упражнения.

       Работая над развитием скоростной выносливости на станциях круговой тренировки, надо иметь в виду, что этот вид выносливости тесно связан с «запасом» скорости. «Чем выше показатели быстроты движений ученика, т. е. чем лучше у него развиты способности быстро выполнять интенсивную работу, тем легче ему выдержать более продолжительную работу с меньшей интенсивностью». Вот почему, развивая скоростно-силовую выносливость на станциях круговой тренировки, надо параллельно уделять внимание повышению уровня быстроты движений и быстроты двигательной реакции.

 

 

ГЛАВА 2.  АПРОБИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ  СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК

 

    1. Подборка упражнений для составления комплексов для формирования скоростно-силовых качеств

 

Скоростно-силовые качества человека – это его способность выполнять в минимальный промежуток времени мощное, взрывное движение. Например, прыжок, удар и т.п.

В скоростно-силовых движениях большое значение имеет наличие взрывной силы. Для развития взрывной силы используются скоростно-силовые упражнения, которые выполняются с большой скоростью и с достаточно большим мышечным напряжением.

Ведущим методом развития скоростно-силовых качеств является повторный метод и его разновидности: вариативный, ударный, круговой и т.д. Параметры нагрузки: интенсивность упражнения- максимальная (95-100%), число повторений в серии – до трех раз, интервал отдыха между повторениями до 20-30 с, число серии – три, интервал отдыха между сериями – 1- 1,5 минут.

Различные виды комплексных упражнений:

Упражнения со скакалкой:

  • Легкие прыжки на носках, ноги вместе;
  • Прыжки назад, ноги вместе;
  • Прыжки в стороны, ноги вместе;
  • Попеременные прыжки с ноги на ногу;
  • Прыжки с ноги на ногу (ноги выпрямлены в коленях);
  • Прыжки, ноги скрестно;
  • Прыжки согнувшись. Круговое вращение скакалки;
  • Прыжки с легким мячом между стопами;
  • Сед перед гимнастической стенкой, ноги врозь, стопы закреплены за нижнюю перекладину, руки закрепленные скакалкой подняты вверх. Повороты туловища влево-вправо в постепенным опусканием на спину;
  • Сидя лицом к гимнастической стенке, стопы закреплены за нижнюю перекладину, руки, сложенной вдвое скакалкой выпрямлены над головой. Наклоны назад до положения лежа.

Упражнения для воспитания силы, а именно преодоление веса тела:

    • В упоре лежа сгибание и разгибания рук;
    • Равновесие на одной ноге – упор на другом колене – равновесие;
    • Сгибание и разгибание ног в коленных суставах (стойка – присед – стойка);
    • Вис спиной на гимнастической стенке. Поднимание и опускание прямых ног;
    • Стоя на гимнастической стенке и держась за нее с помощью скакалки. Наклоны туловища назад;
    • Упор лежа возле гимнастической стенки, ноги на нижней перекладине. Сгибание и выпрямление рук.

 

2.2. Использование комплексов упражнений на формирование скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки в учебно-тренировочных занятиях по волейболу

 

Использование комплексов упражнений на формирование скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки в учебно-тренировочных занятиях по волейболу проводилось в 2013 году на базе МАОУ ДОД СДЮШОР «Прибой».  В исследовании приняли участие девочки 9-10 лет, занимающиеся в группе начальной подготовки (НП-1) по волейболу. В группе было 10 девочек. Группа занималась 3 раза в неделю по 1,5 часа. Основу тренировок занимала общая и специальная физическая подготовка, обучение основам техники игры в волейбол, а также особое внимание уделялось развитию скоростно-силовых качеств  методом круговой тренировки (см. прил. 1).

 

2.3.  Анализ  результатов использования комплексов  упражнений

В процессе проведения исследования в учебно-тренировочном процессе с юными волейболистками в ходе скоростно-силовой подготовки использовались различные варианты круговой тренировки (Прил. 1). Результаты исходного тестирования (до практики) показателей скоростно-силовой подготовленности девочек, занимающихся волейболом, отражены в таблице 1.

Таблица 1

 

Результаты исходного тестирования девочек (до практики)

 

п/п

ФИО

Прыжки в длину

 с места, см

Прыжки на скакалке за 30 сек, к-во раз

1

Анпилова А.

160

43

2

Веселова  Г.

164

38

3

Гамова И.

170

47

4

Ермилова Т.

142

50

5

Еремина П.

158

60

6

Зарипова О.

165

31

7

Иванова М.

161

35

8

Шарипова Ю.

148

50

9

Шевелева Т.

150

39

10

Ющенко О.

162

40


 

      Из таблицы видно, что в начале исследования уровень скоростно-силовой подготовленности девочек находится на среднем уровне.

      После проведения исходного тестирования  в учебно-тренировочный процесс  вводились занятия, в которых  особое внимание уделялось комплексам  упражнений, направленных на повышение  уровня скоростно-силовой подготовленности занимающихся. Особенностью этих занятий было то, что комплексы выполнялись методом круговой тренировки.

       После этого было проведено  итоговое тестирование. Его результаты  отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты итогового тестирования девочек (после практики)

Информация о работе Развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста занимающихся волейболом