Развитие выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики на учебных занятиях по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:02, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - определить наиболее рациональный метод развития общей выносливости у школьников II-IV классов общеобразовательной школы средствами легкой атлетике.
Объект исследования - школьники II – IV классов общеобразовательной школы.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
1. Произведены измерения уровня общей выносливости до экспери-мента.
2. Произведены измерения уровня общей выносливости после экспе-римента.
3. Произведён анализ роста показателей общей выносливости.
4. Обоснована методика целенаправленного развития выносливости на уроках физической культуры для II-IV классов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………….5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…..……...…….7
1.1. Понятие о выносливости……………………….………...……..7
1.2. Задачи по воспитанию общей выносливости………….……..11
1.3. Средства воспитания выносливости……………………...…..12
1.4. Методы воспитания выносливости…………………….…......18
1.5. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости……………………………………….………………………………..……21
1.6. Развитие выносливости у школьников…………….…..……..24
1.7. Выводы……………………………………………….…………28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……….30
2.1. Цели и задачи исследования………………………..……...….30
2.2. Методы исследования…………………………………….……30
2.3. Организация исследования………………………………….…31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………………………………...33
3.1.Анализ динамики уровня выносливости у учащихся 2-4 классов……………………………………………………………………………...…….33
3.2. Выводы…………………………………………..……………..…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……...37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………...…...……39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..........………..43

Файлы: 1 файл

Диломная работа.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

     РЕФЕРАТ 

     Дипломная работа: 50 страниц, 4 рисунка, 7 таблиц, 40 источников,  5 приложений.

       ВЫНОСЛИВОСТЬ, ФИЗИЧЕСКОЕ УТОМЛЕНИЕ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ, ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ, МЫШЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

     Цель  работы - определить наиболее рациональный метод развития общей выносливости у школьников II-IV классов общеобразовательной школы средствами легкой атлетике.

     Объект  исследования - школьники II – IV классов общеобразовательной школы.

     В процессе работы выполнены следующие  исследования:

  1. Произведены измерения уровня общей выносливости до эксперимента.
  2. Произведены измерения уровня общей выносливости после эксперимента.
  3. Произведён анализ роста показателей общей выносливости.
  4. Обоснована методика  целенаправленного развития выносливости на уроках физической культуры для II-IV классов.

     Студент-дипломник  подтверждает, что приведенный в  дипломной работ аналитический  материал   правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса (разрабатываемого объекта), а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 

     ________________                                                                        (подпись студента) 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………….5

     ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…..……...…….7

    1. Понятие о выносливости……………………….………...……..7
    2. Задачи по воспитанию общей выносливости………….……..11
    3. Средства воспитания выносливости……………………...…..12
    4. Методы воспитания выносливости…………………….…......18
    5. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости……………………………………….………………………………..……21
    6. Развитие выносливости у школьников…………….…..……..24
    7. Выводы……………………………………………….…………28

     ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……….30

           2.1.    Цели  и задачи исследования………………………..……...….30

           2.2.    Методы  исследования…………………………………….……30

           2.3.    Организация  исследования………………………………….…31

             ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………………………………...33

           3.1.Анализ динамики уровня выносливости у учащихся 2-4 классов……………………………………………………………………………...…….33

           3.2. Выводы…………………………………………..……………..…36

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……...37

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………...…...……39

     ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..........………..43 
 
 
 
 
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ  СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ 

АТФ

КТФ

УМК

МПК

ПАНО

аденозинтрифосфорная  кислота

креатинфосфорная  кислота

учебно-методический комплекс

максимальное  потребление кислорода

порог анаэробного обмена

ДС-СШ

ЦНС

ЧСС

      – 

детский сад  средняя школа

центральная нервная система

частота сердечных сокращений


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Известно, что выносливость как одно из основных  двигательных качеств человека, проявляется  в способности к длительному  выполнению какой-либо деятельности без  снижения ее результативности. Выносливость  является критерием мышечной работоспособности организма – чем она выше,  тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление.

     Составляющим  элементом выносливости является общая  аэробная выносливость, которая определяет способность к длительному выполнению работы умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Поэтому она является частью всесторонней физической подготовки учащихся начальных классов. Поиск наиболее эффективных средств и методов развития двигательных качеств является одной из главных задач физического воспитания школьников. Решить эту задачу – значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей.

     К настоящему времени, несмотря на достаточное количество специальной и методической литературы, освещающей многие аспекты развития выносливости у школьников, в том числе на уроках физической культуры, рассматриваемая проблема все еще далека от своего разрешения.  

     В теории и методике физического воспитания нет единства мнений в суждении о средствах, методах и характере  нагрузок для развития выносливости. Специалисты предлагают развивать выносливость разными способами: многократное выполнение упражнений максимальной мощности;  выполнение упражнений на выносливость субмаксимальной мощности; непрерывный бег в течение 8 - 20 мин.

     Таким образом, вопрос остается открытым, какое  средство для развития выносливости у школьников II -IV классов целесообразнее всего применять.

       Такое  противоречивое отношение к формированию выносливости у школьников послужило основой для определения цели исследования и построения педагогического эксперимента.

     Цель  работы - определить наиболее рациональный метод развития общей выносливости у школьников II-IV классов общеобразовательной школы средствами легкой атлетики.

     Задачи  исследования:

  1. На основе анализа литературных источников изучить задачи, средства и методы воспитания выносливости.
  2. Определить динамику развития выносливости у школьников за полугодие.
  3. Обосновать методику  целенаправленного развития выносливости на уроках физической культуры для II-IV классов.

     Объект  исследования - школьники II – IV классов общеобразовательной школы.

     Предмет исследования - методика развития выносливости у школьников II-IV классов. 

     Методы  исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод теоретического анализа и синтеза, педагогические методы исследования (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент), врачебный контроль, методы математической статистики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 

     1.1 Понятие о выносливости 

     Понятие «выносливость» издавна связывают  со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать  деятельность вопреки наступающему утомлению.

     Как известно, утомлением принято называть вызываемое работой временное снижение уровня оперативной работоспособности. При значительной продолжительности, работа с определенного момента начинает протекать в условиях  преодоления возрастающих внутренних трудностей и с повышенной мобилизацией воли, благодаря чему удается сохранять  заданные внешние параметры и результативность работы (фаза компенсированного утомления). Затем, несмотря на все усилия продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количественных показателей (фаза декомпенсированного утомления). Наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Установлено, что способность не допускать по ходу работы падения ее эффективности в течение того или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продолжать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно меньшим снижением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и личности [1].

     Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смысле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности [2].

     Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

     Кретерием выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия [3].

     Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливостьэто способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости [4].

     Специальная выносливость это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.) [5].

     Проявление  выносливости в различных видах  двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.

     Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме [6].

     Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

     Анаэробные  алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности  в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15—20 с. Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5—6 мин [7].

     Факторы функциональной и биохимической  энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы [8].

Информация о работе Развитие выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики на учебных занятиях по физической культуре