Развитие выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики на учебных занятиях по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:02, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - определить наиболее рациональный метод развития общей выносливости у школьников II-IV классов общеобразовательной школы средствами легкой атлетике.
Объект исследования - школьники II – IV классов общеобразовательной школы.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
1. Произведены измерения уровня общей выносливости до экспери-мента.
2. Произведены измерения уровня общей выносливости после экспе-римента.
3. Произведён анализ роста показателей общей выносливости.
4. Обоснована методика целенаправленного развития выносливости на уроках физической культуры для II-IV классов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………….5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…..……...…….7
1.1. Понятие о выносливости……………………….………...……..7
1.2. Задачи по воспитанию общей выносливости………….……..11
1.3. Средства воспитания выносливости……………………...…..12
1.4. Методы воспитания выносливости…………………….…......18
1.5. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости……………………………………….………………………………..……21
1.6. Развитие выносливости у школьников…………….…..……..24
1.7. Выводы……………………………………………….…………28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……….30
2.1. Цели и задачи исследования………………………..……...….30
2.2. Методы исследования…………………………………….……30
2.3. Организация исследования………………………………….…31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………………………………...33
3.1.Анализ динамики уровня выносливости у учащихся 2-4 классов……………………………………………………………………………...…….33
3.2. Выводы…………………………………………..……………..…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……...37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………...…...……39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..........………..43

Файлы: 1 файл

Диломная работа.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

     Экономизация  имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

     Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

     Личностно-психические  факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу» [9].

     Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

     Наследственные  факторы больше влияют на женский  организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе умеренной мощности [10].

     Специальные упражнения и условия жизни существенно  влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

     Развитие  выносливости происходит от дошкольного  возраста до 30 лет (а к нагрузкам  умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет [11]. 

     1.2 Задачи по воспитанию общей выносливости 

     Они состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Хотя аэробные возможности организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее условия для их направленного увеличения можно и нужно создавать в физическом воспитании уже с детского возраста. Это — важнейшая предпосылка повышения общего уровня физической работоспособности и развития специфической выносливости. По мере возрастного созревания     организма     в     воспитании общей выносливости  (в широком смысле  этого слова)   увеличивается значение комплексного  воздействия    на    все    ее    факторы. Основная задача при этом заключается в обеспечении неуклонного соразмерного   повышения  функциональных возможностей, лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Главное здесь, следовательно, не избирательно воздействие на какие-либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения   общего   уровня   работоспособности   по   отношению  к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлением  выносливости.   Это   предполагает  систематическую   адаптации к   разнообразным   видам   утомительной   работы,   предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям [12].

     Основными задачами развития общей выносливости являются:

     - способствовать повышению максимального уровня потребления кислорода как важнейшего фактора аэробной производительности;

     - развивать способность и поддерживать  длительное время работу в условиях максимального потребления кислорода;

     - совершенствовать быстроту развертывания согласованной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма [13]. 

     1.3 Средства воспитания выносливости 

     Средствами  развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника: интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут [14].

     Средствами  развития общей выносливости являются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического характера при соблюдении следующих условий:

     -активное  участие в работе крупных групп  мышц;

     -значительная  продолжительность работы;

     -интенсивность  выполняемой работы должна быть умеренно-большой, но не выходить за пределы аэробного энергообеспечения.

     К таким средствам относятся:

     1. Бег в равномерном темпе (со  скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным  увеличением продолжительности бега (например, с 10 до 25-30 мин).

     2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с ускорениями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с переменной скоростью).

     3. Бег по пересеченной местности  (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин.

     4. Челночный бег 4 х  100 м.

     5. Плавание в равномерном темпе  (до 30 мин).

     6. Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое произвольными ускорениями.

     7. Марш-бросок на 3-4 км и более  (примерная схема: 100-200 м ходьба, 600-800 м бег и т.д.).

     8. Продолжительное передвижение на  лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин).

     9. Лыжные гонки на 5-10 км (на время).

     10. Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин.

     11. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафета-поезд» и др.

     12. Прыжки через короткую скакалку. Длительность непрерывных прыжков 3 мин и более. Темп прыжков - 135-140 раз в минуту.

     13. Преодоление несколько раз подряд  отдельных элементов и их сочетаний из полосы препятствий [15].

     При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:

     1) интенсивность упражнения;

     2) продолжительность упражнения;

     3) число повторений;

     4) продолжительность интервалов отдыха;

     5) характер отдыха [16].

     Интенсивность упражнения в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической [17].

     При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

     Интенсивность упражнения выше критической называют над- критической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

     Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20—25 с до 4—5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения. Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо резко снижается интенсивность их [18]. 

     Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

     Длительность  интервалов отдыха необходимо планировать  в зависимости от задач и используемого  метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов:

     1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

     2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

     3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме [19].

     Характер  отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.

     При выполнении упражнений со скоростью, близкой  к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной [20].

     Факторы, которые обуславливают выносливость человека

     Важным  для учителя является знание факторов, которые предопределяют выносливость, поскольку их учет и разносторонность лежат в основе методики воспитания выносливости:

     * структура мышц. Люди, у которых  преобладают красные мышечные  волокна, имеют генетическую предрасположенность  к продолжительной работе. Однако изменить структуру мышц мы не можем, и потому этот фактор мы можем только учитывать;

     * внутримышечная координация проявляется  в попеременном вовлечении в  работу двигательных мышц при  продолжительном выполнении упражнения  с неограниченной интенсивностью. Она хорошо развивается при выполнении упражнений на фоне незначительного утомления. При жестоком режиме нагрузок и отдыха к работе привлекают каждый раз большую численность двигательных единиц мышц, которые несут основную нагрузку в данном упражнении. Это в свою очередь, ускоряет развитие усталости;

     * межмышечная координация помогает  при вовлечении в работу лишь  тех мышц, которые несут основную  нагрузку при выполнении определенного  упражнения. Это влияет на экономию  энергии, а, также, обеспечивает  возможность выполнения большего объема и интенсивность работы. Хорошая межмышечная коррекция внешне проявляется в плавности и слитности движений, отсутствии скованности. При недостатках тренированности, на фоне утомления снижается активность основных (необходимых) мышечных групп и повышается активность мышц, которые не должны брать участия в выполнении данных двигательных действий. Это приводит к снижению эффективности движений, увеличению энергетических затрат, увеличивается утомления, как следствия, падения трудоспособности. Межмышечная координация усовершенствуется при выполнении заданий только на фоне умеренного утомления;

Информация о работе Развитие выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики на учебных занятиях по физической культуре