На третьем этапе – этапе оформления работы,
проводилась систематизация полученных
данных, осмысление набранных параметров
эмпирических данных, обработка их методами
математической статистики, написание
и оформление работы.
Проведен
поиск и сбор материальных данных
по проблеме исследования.
Данные
научной литературы были проанализированы,
и на основе этого анализа были сделаны
соответствующие выводы.
В
качестве объекта исследования выступали
учащиеся 2 – 4 классов УО «Горянская ДС-СШ
Полоцкого района». (Эти школьники не занимаются
в легкоатлетических секциях и кружках).
В
начале и в конце эксперимента
учащиеся каждой экспериментальной
группы сдавали контрольный тест
для определения уровня выносливости
(6-минутный бег). Именно по этому тесту
определялась динамика роста уровня выносливости
у экспериментальных групп.
Эксперимент
проводился в форме тренировочных занятий.
Занятия
проводились 2 раза в неделю по 2 академических
часа каждое и начиналось с обязательной
разминки (15-20 мин.), затем каждая экспериментальная
группа выполняла свои упражнения для
развития выносливости.
ГЛАВА
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1
Анализ динамики
уровня общей выносливости
у учащихся 2-4 классов
Результаты
исследования динамики уровня общей выносливости
у учащихся 2-4 классов четко фиксировались
и контролировались. В качестве контроля
за влиянием занятий по развитию общей
выносливости на организм занимающихся
использовался контрольный норматив (бег
6 мин). Во время этого теста,
испытуемый должен пробежать как можно
большее расстояние за 6 минут. Контрольный
норматив проводился в начале и в конце
эксперимента (полученные данные обработаны
методом сравнения).
В
ходе исследования было проведено разделение
учащихся по группам (см. приложение А),
а также проведены следующие измерения:
- Показатели,
отражающие уровень выносливости до и
после эксперимента в группе А (см. приложение
Б);
- Показатели,
отражающие уровень выносливости до и
после эксперимента в группе Б (см. приложение
В);
- Показатели,
отражающие уровень выносливости до и
после эксперимента в группе В (см. приложение
Г);
- Средние данные
результатов выполнения контрольного
норматива всех групп в начале и конце
исследования (см. приложение Б, В и Г).
При
сравнении результатов контрольного тестирования
(бег 6 минут) до и после эксперимента, у
всех 3-х экспериментальных групп видна
положительная динамика параметров. Ни
в одном случае не было установлено уменьшение
пробегаемой дистанции (см. рисунок 3.4).
Анализируя
данные полученные при пробегании дистанции
за 6 минут, можно определить на сколько
возросли показатели после эксперимента
по сравнению с начальными данными:
1. Контрольная группа А:
–
дистанция, которую пробежали испытуемые
за 6 мин, в среднем увеличилась на 35 метров
(см. рисунок 3.1);
Рис. 3.1 Графическое
отражение изменения показателей
в группе «А».
2.
Контрольная группа Б:
–
дистанция, которую пробежали испытуемые
за 6 мин, в среднем увеличилась на 164 метра
(см. рисунок 3.2);
Рис.
3.2 Графическое отражение изменения
показателей в группе «Б».
3.
Контрольная группа В:
–
дистанция, которую пробежали испытуемые
за 6 мин, в среднем увеличилась на 274
метра (см. рисунок 3.3) .
Рис.
3.3 Графическое отражение изменения
показателей в группе «В».
Рис.
3.4 Сравнительное графическое отражение
показателей 3-х групп.
Результаты
нашего исследования показали, что
в группе «А» показатели выносливости
у школьников II-IV классов наиболее низкие
из всех трех групп. На этом основании
можно предположить, что данное средство
целесообразно применять для развития
скоростной выносливости, но развитие
общей выносливости требует иного подхода.
В группе «Б» показатели выносливости
увеличились более существенно. Наиболее
высокие показатели в беге за 6 мин школьники
начальных классов показали в экспериментальной
группе «В» - результаты повысились в среднем
на 18,5%.
Таким
образом, анализ полученных данных показал,
что использованный нами в группе «В»
непрерывный длительный бег наиболее
благоприятно сказывается на повышении
общей выносливости школьников II-IV классов.
- Выводы
- При анализе
результатов контрольного тестирования
(бег 6 минут) до и после эксперимента, у
всех 3-х экспериментальных групп видна
положительная динамика показателей.
Ни в одном случае не было установлено
уменьшение пробегаемой дистанции. Это
говорит о том, что выбранные методы развития
общей выносливости у школьников II – IV
классов положительно влияют на развитие
общей выносливости, только с разной степенью.
- Наилучшие
показатели при контрольном тестировании
школьники начальных классов показали
в экспериментальной группе «В», где использовался
непрерывный бег 8 – 20 мин. - результаты
повысились в среднем на 18,5%. Именно непрерывный
длительный бег наилучшим образом сказался
на повышении уровня общей выносливости
у школьников II – IV классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные
в проведенном исследовании данные
стали основанием для следующих
выводов:
- Анализ научно-педагогической
литературы по физическому воспитанию
школьников свидетельствует, что развитие
выносливости несет важные образовательные,
оздоровительные, и воспитательные функции,
способствует совершенствованию двигательной
деятельности, улучшает физическую подготовленность,
повышает функциональные показатели,
формирует значимые личностно-общественные,
морально-волевые качества учащихся. В
то же время выявлено, что в учебно-методической
литературе развитию выносливости в начальных
классах отводится недостаточное внимание.
- Педагогический
эксперимент показал высокую эффективность
занятий с применением непрерывного длительного
бега для развития выносливости младших
школьников по сравнению с другими экспериментальными
группами. Диапазон развития выносливости
в трех экспериментальных группах составил
от 18,5% до 2,8% :
-
в группе «В», где применялся
непрерывный бег в течение
8-20 мин, показатели выносливости в среднем
повысились на 18,5%;
-
в группе «Б», где применялся
бег на средние дистанции, показатели
выносливости в среднем повысились на
12%;
-
в группе «А», в которой для
развития выносливости дети пробегали
многократно короткие дистанции,
наблюдаются самые низкие результаты
из трех экспериментальных групп: показатели
выносливости увеличились на 2,8%).
- Обоснована
методика использования средств развития
выносливости у школьников младшего школьного
возраста, которая показала, что можно
рекомендовать непрерывный метод
выполнения упражнений циклического характера
в течение 8-20 мин. Предпологается, что
уроки физической культуры, на которых
школьники будут непрерывно бегать в течение
8-20 мин, оказывают более эффективное влияние
на развитие выносливости школьников
II-IV классов по сравнению с занятиями,
где использовались многократное пробегание
дистанций максимальной мощности и
бег на средние дистанции. Положительные
изменения выносливости обусловлены повышением
функциональных показателей под влиянием
непрерывного длительного бега.
Обоснованная
нами методика может использоваться тренерами-преподавателями
и учителями физической культуры по развитию
общей выносливости с детьми II-IV классов,
и включает в себя:
- базовый материал
программы, включающий в себя изучение
упражнений, предусмотренных государственным
образовательным стандартом;
- вариативная
часть программы, включающая выполнение
упражнений на развитие выносливости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Воробьев,
А.Н. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ.
культ. – изд. 4– е, перераб., доп. / Под ред.
А.Н. Воробьева. – Москва: «Физкультура
и спорт», 1988. – 238 с.
- Каганов,
Л.С. Развитие выносливости (Новое в жизни,
науке и технике. Серия «Физкультура и
спорт» № 5) / Л.С. Каганов. - Москва: «Знание»,
1990. – 36с.
- Мюльбергом,
И.Э. Легкая атлетика и методика преподавания:
учебник для пед. фак ин-тов физ. культ.
/ И.Э. Мюльбергом. – изд. 2– е, перераб.и
доп. – Москва: «Физкультура и спорт»,
1986. – 320с.
- Новиков,
А.Д. Физическое воспитание / А.Д. Новиков.
– Москва: «Физкультура и спорт», 1949. –
184 с.
- Мильнер,
Е.Г. Выбираю бег / Е.Г. Мильнер. - М., 1990. –
84 с.
- Гужаловского,
А.А. Основы теории и методики физической
культуры: учеб. для техн. Физ. Культ / А.
А. Гужаловского. – Москва: «Физкультура
и спорт», 1986. – 352 с.
- Макаров,
А.Н. Бег на средние и длинные дистанции
/ А.Н. Макаров. - М.:» Физкультура и спорт»,
1996. – 191 с.
- Максачук,
Е.П. Основы обучения бегу на выносливость
детей 8-10 лет на уроках физической культуры
/ Е.П. Максачук // XVIII научно-практическая
конференция по проблемам физического
воспитания учащихся «Человек, здоровье,
физическая культура и спорт в изменяющемся
мире». Материалы конференции. – Коломна:
Министерство образования РФ., 2008. –
122 с.
- Должиков,
И.И. Бег на длинные дистанции. / И.И. Должиков.
«Физкультура в школе», 2006. – 18 с.
- Попов, В.Б.
Юный легкоатлет / В.Б. Попов. - М.: «Физическая
культура и спорт», 1984. – 15с.
- Бартенев,
Л.В. Бег на средние и длинные дистанции
/ Л.В. Бартенев. - М. «Физкультура и спорт»,
1997. – 132 с.
- Лях, В.И.
Выносливость: основы измерения и методика
развития / В.Д. Лях. - Москва: ФиС, 1998.- №1.
– 215 с.
- Полунин,
А.И. Спортивно-оздоровительный бег. Рекомендации
для тренирующихся самостоятельно / А.И.
Полунин. - М.: «Сов. спорт», 2004. – 111 с.
- Суслов, Ф.П.
Современная система спортивной подготовки
/ Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча. – Москва: «Физкультура
и спорт», 1995. – 234 с.
- Фролов, П.
Т. Школа молодого тренера по легкой атлетике
/
П.Т.Фролов. – Москва: «Физкультура и спорт»,
1988. – 127 с.
- Медведев,
А.С. Система многолетней тренировки в
легкой атлетике: учеб.пос. для тренеров
/ А.С.Медведев. – Москва: «Физкультура
и спорт», 1986. – 272 с.
- Захаров,
Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия
физической подготовки (Методические
основы развития физических качеств) /
Е.Н. Захаров. - Москва: «Лептос», 1994. – 232
с.
- Суслов, Ф.П.
Теория и методика спорта.: Учебное пособие
для училищ олимпийского резерва. / Ф.П.
Суслов. - Москва: ФиС, 1997. – 416с.
- Антонюк,
С.Д. Влияние дифференцированных режимов
двигательной активности на физическую
подготовленность и физическое развитие
подростков, обучающихся в школах различного
типа / С.Д. Антонюк: Автореф. дис. . канд.
пед. наук: ГЦОЛИФК. -М., 1991. – 23 с.
- Листова,
О.Н. Легкая атлетика на уроках физкультуры
/ О.Н. Листова. – М: «СпортАкадемПресс»,
2001. – 132 c.
- Холодов,
Ж.К. Теория и методика физического воспитания
и спорта / Ж.К.Холодов.
– Москва: «Академия», 2000. – 354 с.
- Матвеев,
Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев.
– Москва: «Физкультура и спорт», 1977. –
246 с.
- Богданов,
Г.П., Гранте, Ю.Л. Кроссовая подготовка:
2-4 классы/ Г.П. Богданов, Ю.Л. Гранте / «Физическая
культура в школе», 1993. - № 3. - 117 с.
- Кофман, Л.Б.
Настольная книга учителя Физической
культуры / Л.Б. Кофмана . – Москва: «Физкультура
и спорт», 1998. – 216 с.
- Максименко,
A.M. Основы теории и методики физической
культуры: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / A.M. Максименко. – изд.
2-е, испр. и доп. – Москва: «Физкультура
и спорт», 2001. – 319 с.
- Ильин, Е.П.
Двигательные умения и навыки / Е.П. Ильин
// Теория и практика физической культуры.
2001,- №5. – 50 с.
- Вайнбаум,
Я.С. Физические упражнения и здоровье
школьников / Я.С. Вайнбаум // «Физическая
культура в школе», 1993, №2. – 264 с.
- Минаев, Б.Н.,
Шиян Б.М. Основы методики физического
воспитания в школах: учеб. пособ. для педвузов
/ Б.Н.Минаев. – Москва: «Просвещение»,
1989. – 243 с.
- Максачук,
Е.П. Место выносливости в системе физической
подготовленности школьников 8-10 лет /
Е.П. Максачук // XVII научно-практическая
конференция по проблемам физического
воспитания учащихся «Человек, здоровье,
физическая культура и спорт в изменяющемся
мире». Материалы конференции. – Коломна:
Министерство образования РФ., 2007. – 151
с.
- Козлова,
В. И. Физиология развития ребенка: учебное
пособие / В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. – Москва:
«Терра– спорт», 1983. – 311 с.
- Бернштейн,
Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии
двигательной активности / Н.А Бернштейн.
– Москва: «Медицина», 1966. – 349 с.
- Головина,
Л.Л., Копылов, Ю.А., Полянская, Н.В. Физиологические
эффекты тренировки выносливости у детей
младшего школьного возраста / Л.Л. Головина,
Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская / «Теория и
практика физической культуры», 1998. –
215 с.
- Безруких,
М.М. Возрастная физиология: (Физиология
развития ребенка): учеб. пособие для вузов
/ М. М. Безруких [и др.]. – Москва: «Академия»,
2002. – 413 с.
- Семенов,
Л.А. Определение спортивной пригодности
детей и подростков: Биологические и психологические
аспекты / Л.А. Семенов. -М.: «Сов. спорт»,
2005. – 143 с.
- Якимов, A.M.
Особенности подготовки юных бегунов
на выносливость/ А.М.Якимов. - Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка:
Детский тренер: журнал в журнале, Москва,
2001. – 32 с.
- Николаев,
Ю.М. Теоретико-методологические основы
физической культуры / Ю.М. Николаев / Автореф.
дис. . канд. пед. наук.; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта:
СПб, 1999. – 25 с.
- Филин, В.П.
Возрастные основы физического воспитания
/ В.П. Филин. – М. «Физкультура и спорт»,
2005. – 164 с.
- Богданова,
И.В. О проблеме двигательной активности
школьников на уро;ках физической культуры/
И.В. Богданова // Физическая культура в
школе: М.- 2006. – 18 с.
- Максачук,
Е.П. Развиваем выносливость у младшеклассников
/ Е.П. Максачук. // Физическая культура
в школе: М. – 2008. – 28 с.
- Фридман,
М.Г. Спортивно-оздоровительная работа
с детьми: книга для организации
физкультурно-массовых мероприятий / М.Г.Фридман.
– Москва: «Просвещение», 1991. – 236 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Разделение
учащихся на 3 экспериментальные группы.
Таблица
1 - экспериментальная группа «А»
№
п/п |
Фамилия Имя |
Класс |
11 |
Баранов Захар |
2 |
2 |
Булах Ирина |
2 |
3 |
Горох Эдуард |
2 |
4 |
Валевко Виалетта |
3 |
5 |
Грузневич Леанид |
3 |
6 |
Ковальчук Настя |
3 |
7 |
Чувахов Юрий |
4 |
8 |
Мороз Светлана |
4 |
9 |
Быкова Анастасия |
4 |
Таблица
2 - экспериментальная группа «Б»
№
п/п |
Фамилия Имя |
Класс |
1 |
Еселев Савелий |
2 |
2 |
Варзопова Нина |
2 |
3 |
Романова Дарья |
2 |
4 |
Пахилко Анатолий |
3 |
5 |
Зеленкова Ангелина |
3 |
6 |
Козырева Александра |
3 |
7 |
Новиченко Алексей |
4 |
8 |
Самкович Юлия |
4 |
9 |
Рыхлёнок Екатерина |
4 |