Развитие выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики на учебных занятиях по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:02, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - определить наиболее рациональный метод развития общей выносливости у школьников II-IV классов общеобразовательной школы средствами легкой атлетике.
Объект исследования - школьники II – IV классов общеобразовательной школы.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
1. Произведены измерения уровня общей выносливости до экспери-мента.
2. Произведены измерения уровня общей выносливости после экспе-римента.
3. Произведён анализ роста показателей общей выносливости.
4. Обоснована методика целенаправленного развития выносливости на уроках физической культуры для II-IV классов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………….5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…..……...…….7
1.1. Понятие о выносливости……………………….………...……..7
1.2. Задачи по воспитанию общей выносливости………….……..11
1.3. Средства воспитания выносливости……………………...…..12
1.4. Методы воспитания выносливости…………………….…......18
1.5. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости……………………………………….………………………………..……21
1.6. Развитие выносливости у школьников…………….…..……..24
1.7. Выводы……………………………………………….…………28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……….30
2.1. Цели и задачи исследования………………………..……...….30
2.2. Методы исследования…………………………………….……30
2.3. Организация исследования………………………………….…31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………………………………...33
3.1.Анализ динамики уровня выносливости у учащихся 2-4 классов……………………………………………………………………………...…….33
3.2. Выводы…………………………………………..……………..…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……...37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………...…...……39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..........………..43

Файлы: 1 файл

Диломная работа.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

       На третьем этапе – этапе оформления работы, проводилась систематизация полученных данных, осмысление набранных параметров эмпирических данных, обработка их методами математической статистики, написание и оформление работы.

     Проведен  поиск и сбор материальных данных по проблеме исследования.

     Данные  научной литературы были проанализированы, и на основе этого анализа были сделаны соответствующие выводы.

     В качестве объекта исследования выступали учащиеся 2 – 4 классов УО «Горянская ДС-СШ Полоцкого района». (Эти школьники не занимаются в легкоатлетических секциях и кружках).

     В  начале и в конце эксперимента учащиеся каждой экспериментальной  группы сдавали контрольный тест для определения уровня выносливости (6-минутный бег). Именно по этому тесту определялась динамика роста уровня выносливости у экспериментальных групп.

     Эксперимент проводился в форме тренировочных занятий.

     Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 академических часа каждое и начиналось с обязательной разминки (15-20 мин.), затем каждая экспериментальная группа выполняла свои упражнения для развития выносливости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

     И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 

     3.1 Анализ динамики  уровня общей выносливости у учащихся 2-4 классов 

     Результаты исследования динамики уровня общей выносливости у учащихся 2-4 классов четко фиксировались и контролировались. В качестве контроля за влиянием занятий по развитию общей выносливости на организм занимающихся использовался контрольный норматив (бег 6 мин). Во время этого теста, испытуемый должен пробежать как можно большее расстояние за 6 минут. Контрольный норматив проводился в начале и в конце эксперимента (полученные данные обработаны методом сравнения).

     В ходе исследования было проведено разделение учащихся по группам (см. приложение А), а также проведены следующие измерения:

  1. Показатели, отражающие уровень выносливости до и после эксперимента в группе А (см. приложение Б);
  2. Показатели, отражающие уровень выносливости до и после эксперимента в группе Б (см. приложение В);
  3. Показатели, отражающие уровень выносливости до и после эксперимента в группе В (см. приложение Г);
  4. Средние данные результатов выполнения контрольного норматива всех групп в начале и конце исследования (см. приложение Б, В и Г).

     При сравнении результатов контрольного тестирования (бег 6 минут) до и после эксперимента, у всех 3-х экспериментальных групп видна положительная динамика параметров. Ни в одном случае не было установлено уменьшение пробегаемой дистанции (см. рисунок 3.4).

     Анализируя данные полученные при пробегании дистанции за 6 минут, можно определить на сколько возросли показатели после эксперимента по сравнению с начальными данными:

       1. Контрольная группа А:

     – дистанция, которую пробежали испытуемые за 6 мин, в среднем увеличилась на 35 метров (см. рисунок 3.1);

     

Рис. 3.1 Графическое  отражение изменения показателей  в группе «А».

     2. Контрольная группа Б:

     – дистанция, которую пробежали испытуемые за 6 мин, в среднем увеличилась на 164 метра (см. рисунок 3.2);

     

     Рис. 3.2  Графическое отражение изменения  показателей в группе «Б».

     3. Контрольная группа В:

     – дистанция, которую пробежали испытуемые за 6 мин, в среднем  увеличилась на 274 метра (см. рисунок 3.3) .

     

     Рис. 3.3 Графическое отражение изменения  показателей в группе «В».

     

     Рис. 3.4 Сравнительное графическое отражение  показателей 3-х групп.

     Результаты  нашего исследования показали, что  в группе «А» показатели выносливости у школьников II-IV классов наиболее низкие из всех трех групп. На этом основании можно предположить, что данное средство целесообразно применять для развития скоростной выносливости, но развитие общей выносливости требует иного подхода. В группе «Б» показатели выносливости увеличились более существенно. Наиболее высокие показатели в беге за 6 мин школьники начальных классов показали в экспериментальной группе «В» - результаты повысились в среднем на 18,5%.

     Таким образом, анализ полученных данных показал, что использованный нами в группе «В» непрерывный длительный бег наиболее благоприятно сказывается на повышении общей выносливости школьников II-IV классов. 

    1. Выводы
 
     
  1. При анализе результатов контрольного тестирования (бег 6 минут) до и после эксперимента, у всех 3-х экспериментальных групп видна положительная динамика показателей. Ни в одном случае не было установлено уменьшение пробегаемой дистанции. Это говорит о том, что выбранные методы развития общей выносливости у школьников II – IV классов положительно влияют на развитие общей выносливости, только с разной степенью.
  2. Наилучшие показатели при контрольном тестировании школьники начальных классов показали в экспериментальной группе «В», где использовался непрерывный бег 8 – 20 мин. - результаты повысились в среднем на 18,5%. Именно непрерывный длительный бег наилучшим образом сказался на повышении уровня общей выносливости у школьников II – IV классов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Полученные  в проведенном исследовании данные стали основанием для следующих выводов:

  1. Анализ научно-педагогической литературы по физическому воспитанию школьников свидетельствует, что развитие выносливости несет важные образовательные, оздоровительные, и воспитательные функции, способствует совершенствованию  двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, повышает функциональные показатели, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества учащихся. В то же время выявлено, что в учебно-методической литературе развитию выносливости в начальных классах отводится недостаточное внимание.
  2. Педагогический эксперимент показал высокую эффективность занятий с применением непрерывного длительного бега для развития выносливости младших школьников по сравнению с другими экспериментальными группами. Диапазон развития выносливости в трех экспериментальных группах составил от 18,5% до 2,8% :

     - в группе «В», где применялся  непрерывный бег в течение  8-20 мин, показатели выносливости в среднем повысились на 18,5%;

     - в группе «Б», где применялся  бег на средние дистанции, показатели  выносливости в среднем повысились на 12%;

     - в группе «А», в которой для  развития выносливости дети пробегали  многократно короткие дистанции,  наблюдаются самые низкие результаты из трех экспериментальных групп: показатели выносливости увеличились на 2,8%).

  1. Обоснована методика использования средств развития выносливости у школьников младшего школьного возраста, которая показала, что можно рекомендовать   непрерывный метод выполнения упражнений циклического характера в течение 8-20 мин. Предпологается, что уроки физической культуры, на которых школьники будут непрерывно бегать в течение 8-20 мин, оказывают более эффективное влияние на развитие выносливости школьников II-IV классов по сравнению с занятиями, где использовались  многократное пробегание  дистанций максимальной мощности  и бег на средние дистанции. Положительные изменения выносливости обусловлены повышением функциональных показателей под влиянием непрерывного длительного бега.

    Практические  рекомендации

     Обоснованная нами методика может использоваться тренерами-преподавателями и учителями физической культуры по развитию общей выносливости с детьми II-IV классов, и включает в себя:

  • базовый материал программы, включающий в себя изучение упражнений, предусмотренных государственным образовательным стандартом;
  • вариативная часть программы, включающая выполнение упражнений на развитие выносливости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

     
  1. Воробьев, А.Н. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. – изд. 4– е, перераб., доп. / Под ред. А.Н. Воробьева. – Москва: «Физкультура и спорт», 1988. – 238 с.
  2. Каганов, Л.С. Развитие выносливости (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Физкультура и спорт» № 5) / Л.С. Каганов. - Москва: «Знание», 1990. – 36с.
  3. Мюльбергом, И.Э. Легкая атлетика и методика преподавания: учебник для пед. фак  ин-тов физ. культ. / И.Э. Мюльбергом. – изд. 2– е, перераб.и доп. – Москва: «Физкультура и спорт», 1986. – 320с.
  4. Новиков, А.Д. Физическое воспитание / А.Д. Новиков. – Москва: «Физкультура и спорт», 1949. – 184 с.
  5. Мильнер, Е.Г. Выбираю бег / Е.Г. Мильнер. - М., 1990. – 84 с.
  6. Гужаловского, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. Физ. Культ / А. А. Гужаловского. – Москва: «Физкультура и спорт», 1986. – 352 с.
  7. Макаров, А.Н. Бег на средние и длинные дистанции / А.Н. Макаров. - М.:» Физкультура и спорт», 1996. – 191 с.
  8. Максачук, Е.П. Основы обучения бегу на выносливость детей 8-10 лет на уроках физической культуры / Е.П. Максачук // XVIII научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». Материалы конференции. – Коломна: Министерство образования РФ.,  2008. – 122 с.
  9. Должиков, И.И. Бег на длинные дистанции. / И.И. Должиков. «Физкультура в школе», 2006. – 18 с.
  10. Попов, В.Б. Юный легкоатлет / В.Б. Попов. - М.: «Физическая культура и спорт», 1984. – 15с.
  11. Бартенев, Л.В. Бег на средние и длинные дистанции / Л.В. Бартенев. - М. «Физкультура и спорт», 1997. – 132 с.
  12. Лях, В.И. Выносливость: основы измерения и методика развития / В.Д. Лях. - Москва: ФиС, 1998.- №1. – 215 с.
  13. Полунин, А.И. Спортивно-оздоровительный бег. Рекомендации для тренирующихся самостоятельно / А.И. Полунин. - М.: «Сов. спорт», 2004. – 111 с.
  14. Суслов, Ф.П. Современная система спортивной подготовки / Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча. – Москва: «Физкультура и спорт», 1995. – 234 с.
  15. Фролов, П. Т. Школа молодого тренера по легкой атлетике /              П.Т.Фролов. – Москва: «Физкультура и спорт», 1988. – 127 с.
  16. Медведев, А.С. Система многолетней тренировки в легкой атлетике: учеб.пос. для тренеров / А.С.Медведев. – Москва: «Физкультура и спорт», 1986. – 272 с.
  17. Захаров, Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров. - Москва: «Лептос», 1994. – 232 с.
  18. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта.: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. / Ф.П. Суслов. - Москва: ФиС, 1997. – 416с.
  19. Антонюк, С.Д. Влияние дифференцированных режимов двигательной активности на физическую подготовленность и физическое развитие подростков, обучающихся в школах различного типа / С.Д. Антонюк: Автореф. дис. . канд. пед. наук: ГЦОЛИФК. -М., 1991. – 23 с.
  20. Листова, О.Н. Легкая атлетика на уроках физкультуры / О.Н. Листова. – М: «СпортАкадемПресс», 2001. – 132 c.
  21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /      Ж.К.Холодов. – Москва: «Академия», 2000. – 354 с.
  22. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев. – Москва: «Физкультура и спорт», 1977. – 246 с.
  23. Богданов, Г.П., Гранте, Ю.Л. Кроссовая подготовка: 2-4 классы/ Г.П. Богданов, Ю.Л. Гранте / «Физическая культура в школе», 1993. - № 3. - 117 с.
  24. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя Физической культуры / Л.Б. Кофмана . – Москва: «Физкультура и спорт», 1998. – 216 с.
  25. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / A.M. Максименко. – изд.  2-е, испр. и доп. – Москва: «Физкультура и спорт», 2001. – 319 с.
  26. Ильин, Е.П. Двигательные умения и навыки / Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. 2001,- №5. – 50 с.
  27. Вайнбаум, Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников / Я.С. Вайнбаум // «Физическая культура в школе», 1993, №2. – 264 с.
  28. Минаев, Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания в школах: учеб. пособ. для педвузов / Б.Н.Минаев. – Москва: «Просвещение», 1989. – 243 с.
  29. Максачук, Е.П. Место выносливости в системе физической подготовленности школьников 8-10 лет / Е.П. Максачук // XVII научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». Материалы конференции. – Коломна: Министерство образования РФ., 2007. – 151 с.
  30. Козлова, В. И. Физиология развития ребенка: учебное пособие / В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. – Москва: «Терра– спорт», 1983. – 311 с.
  31. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии двигательной активности / Н.А Бернштейн. – Москва: «Медицина», 1966. – 349 с.
  32. Головина, Л.Л., Копылов, Ю.А., Полянская, Н.В. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста / Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская / «Теория и практика физической культуры», 1998. – 215 с.
  33. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для вузов / М. М. Безруких [и др.]. – Москва: «Академия», 2002. – 413 с.
  34. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: Биологические и психологические аспекты / Л.А. Семенов. -М.: «Сов. спорт», 2005. – 143 с.
  35. Якимов, A.M. Особенности подготовки юных бегунов на выносливость/ А.М.Якимов. - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале, Москва, 2001. – 32 с.
  36. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры / Ю.М. Николаев / Автореф. дис. . канд. пед. наук.; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта: СПб, 1999. – 25 с.
  37. Филин, В.П. Возрастные основы физического воспитания / В.П. Филин. – М. «Физкультура и спорт», 2005. – 164 с.
  38. Богданова, И.В. О проблеме двигательной активности школьников на уро;ках физической культуры/ И.В. Богданова // Физическая культура в школе: М.- 2006. – 18 с.
  39. Максачук, Е.П. Развиваем выносливость у младшеклассников / Е.П. Максачук. // Физическая культура в школе: М. – 2008. – 28 с.
  40. Фридман, М.Г. Спортивно-оздоровительная работа с детьми: книга для      организации физкультурно-массовых мероприятий / М.Г.Фридман. – Москва: «Просвещение», 1991. – 236 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

     Разделение учащихся на 3 экспериментальные группы.

     Таблица 1 - экспериментальная группа «А» 

№ п/п Фамилия Имя Класс
11 Баранов Захар 2
2 Булах Ирина 2
3 Горох Эдуард 2
4 Валевко Виалетта 3
5 Грузневич Леанид 3
6 Ковальчук Настя 3
7 Чувахов Юрий 4
8 Мороз Светлана 4
9 Быкова Анастасия 4

 

     Таблица 2 - экспериментальная группа «Б» 

№ п/п Фамилия Имя Класс
1 Еселев Савелий 2
2 Варзопова Нина 2
3 Романова Дарья 2
4 Пахилко Анатолий 3
5 Зеленкова Ангелина 3
6 Козырева Александра 3
7 Новиченко Алексей 4
8 Самкович Юлия 4
9 Рыхлёнок Екатерина 4

Информация о работе Развитие выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики на учебных занятиях по физической культуре